Конспект урока «Таблица единиц массы»
Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений
Предмет: Математика
Класс: 4А
Цель урока: создать условия для систематизации и обобщения знаний по теме «Единицы массы».
Задачи урока:
- совершенствовать умения выполнять действия с именованными
числами
- актуализировать соотношение между единицами массы
- развивать мыслительные операции, навыки устных и письменных
вычислений
- развивать навык работы с рисунками
- развивать навык сотрудничества в паре и группе, навык самоконтроля и
самоанализа, логического мышления;
- формировать умение выполнять задание в соответствии с поставленной целью.
- воспитывать доброжелательность, положительное отношение к учёбе, чувство сплочённости коллектива.
- формировать основы здорового образа жизни, добиваться осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения как к собственному здоровью так и здоровью окружающих;
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать соотношение величин массы
- уметь выражать величины в указанных единицах измерения.
- уметь выполнять арифметические действия над именованными числами
- умение решать задачи и оформлять её вычисление, используя именованные величины.
Личностные:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- определять общие для всех правила поведения;
- определять правила работы в парах, группах;
- оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД.
- уметь оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять разные роли
Познавательные УУД.
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;
– делать выводы о результатах совместной работы.
Ход урока
I. Орг. момент. Психологический настрой на урок. (2 мин) Слайд №1
-Ребята, вам тепло?
-В классе светло?
-Ничего не болит?
-Хотите учиться?
-Ну тогда можно садиться!
-Красиво, ровно, правильно!
Эпиграф к уроку: «Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели»
А. Маркушевич
-Эти слова будут девизом нашего сегодняшнего урока.
-Как вы их понимаете?
II Мотивация учебной деятельности учащихся. Определение темы и цели урока. (3 мин)
Разгадать ребус Слайд № 2
МАССА
- Что такое масса?
- Какие единицы массы вы знаете? Слайд № 3
Кг Т Км Ц Г
- Найдите лишнее. Обоснуйте свой выбор.
- Почему «км» лишнее?
- Что объединяет все эти единицы измерения? ( Все эти единицы измерения массы).
- Исходя из выше сказанного, предположите (спрогнозируйте), над какой темой мы будем сегодня работать.
2. Сформулируйте цели урока.
Цели:
-составить таблицу единиц массы;
-научиться использовать таблицу единиц массы при решении заданий разных видов.
3 Учитель знакомит с листами самооценки.
- Ребята у вас на столах лежат листы самооценки. После выполнения каждого задания вы будете оценивать свою деятельность на данном этапе, раскрашивая один кружок.
Приложение №1
Ш. Актуализация знаний. (6мин) Слайд № 4
Математический диктант:
1)Два туриста поехали в Японию. Они там ели суши. Один в неделю съел 2 кг суши, а другой 4 кг. Сколько килограммов суши туристы съели вместе за 2 недели?
2) Чтобы быть здоровым, человек должен каждый день употреблять 3 г белка на каждые 4 кг веса. Вычисли количество белков, необходимое для ребенка массой 44 кг на один день.
3) Ученик 4 класса за 1 дней съедает 500 г яблок. Сколько дней ему потребуется, чтобы съесть поспевшие у него на даче за лето 150 кг яблок?
4) Игорь каждый день выпивает 200 г свежевыжатого сока. В 100 г сока содержится 12 г углеводов. Сколько углеводов Игорь потребляет в день, выпивая сок?
-Ответы запишите в тетрадь: 12 кг, 33 г, 75 д, 24г.
2.Учитель предлагает проверить работу по эталону на электронной доске и задаёт ряд вопросов.
- Что вам помогло выполнить задание?
- Что объединяет эти задачи?
- Какие правила питания вы знаете?
- Как влияет излишнее питание на массу тела?
3. Оценивание учащимися работы на листах самооценки.(1)
IV. Обобщение и систематизация знаний (21 мин)
- А теперь будете работать в паре.
- Не забывайте правила работы в паре.
- Запишите данные единицы в столбик, расположив их в порядке убывания.
1 т 1кг 1 ц 1г
- Что у вас получилось? Проверим.
- А теперь переведите в более мелкие единицы.
- Что у вас получилось?
1 т = 1000кг = 10ц
1 ц = 100 кг
1кг = 1000 г
1г
- Обратите внимание на последнюю строчку. Она для тех, кто знает немного больше, чем мы изучали на уроках.
1г = 1000мг
- Что у нас получилось? (Таблица единиц массы) Слайд № 5
- Эти соотношения единиц массы нам были знакомы?
- В этой таблице сведены знания, полученные на предыдущих уроках.
- Теперь таблица, которую вы сами составили, опираясь на ранее полученные знания, станет хорошей помощницей для работы по теме «Единицы массы».
Работа устно в парах: Слайд № 6
Подумайте, какими единицами при измерении массы пользовались и заполните пропуски:
Масса лекарства 2… (г, мг)

Масса слона 5… (т)

Масса арбуза 7… (кг)

Масса батона 500… (г)
![]()
Масса машины 10…(ц)

2. Учитель предлагает оценить учащимся свою работу на листах самооценки.(2)
3. А знаете ли вы, сколько весит одна капля воды? Предположите.
- 1 капля воды весит приблизительно 50 мг.

ФИЗМИНУТКА для глаз «Капля воды». Слайд № 7
-Обведите капельки глазами по часовой стрелке.
- Против часовой стрелки.
- Посчитайте капельки. И т.д.
-Мы сами составили таблицу. Давайте сравним с таблицей, которую составили авторы учебника.
- Предположите, где эта таблица на уроке может нам пригодиться?
(При решении задач, при сравнении, при переводе одних единиц в другие и т.д.)
4. Учитель предлагает учащимся поиграть в игру «Вертушка». Слайд № 8
Приложение №2
269 – 50 • 4 • 1=
100 – 9 + 21 : 3=
(400 + 200) : (5 • 20) =
500 : 5 • 2 – 180 =
200 – 30 • 4 - 55 =
-Узнаем массу птиц лесов.
-Какая же птица лесов имеет самую маленькую массу? (королек 6г)
- Определить, какие птицы могут иметь такую массу тела- д/з

5.Учитель предлагает проверить работу по эталону и оценить себя.(3)
V. Применение знаний и умений в новой ситуации. (7 мин) Слайд № 9
1.Пословица
«Лучше средства от хвори нет:
Делай зарядку до старости лет»
-В чём польза зарядки для организма?
2.Учитель подводит учащихся к решению задачи, предлагает измерить свой рост.
- Нормальный вес человека условно равен его росту в сантиметрах минус 100. Можно ли считать нормальным вес в 90 кг, если рост мужчины составляет 168 сантиметров?
3. Учитель предлагает оценить решение задач на листах самооценки.
VI. Контроль усвоения знаний (3 мин)
1. Учитель предлагает выполнить тест:
-Остаётся ещё очень важная работа – тестирование. Настройтесь, соберитесь, вспомните все, о чем мы сегодня говорили на уроке. Интерактивный тест. Работа с ноутбуками.
https://testedu.ru/test/matematika/4-klass/massa-i-eyo-izmerenie.html
Учитель проверяет правильность выполнения теста.
VII. Рефлексия 2 мин Слайд №10
1. Учитель подводит ребят к итогу урока, используя диалог
- Какова была тема урока?
–Какую цель вы ставили в начале урока?
- Достигнута ли цель урока?
– При решении каких задач были допущены ошибки, назовите причины?
-Закончите фразу:
Каждый должен твердо знать:
Здоровье надо сохранять.
Нужно …………………………..(спортом заниматься)
Нужно …………………………..(правильно питаться) и т.д.
2. Учитель предлагает учащимся показать свои оценочные листы. Посчитай и запиши число верных ответов _________.
Оценка
3 верных ответа-«5»
2 верных ответа-«4»
1 верный ответ-«3»
VIII Домашнее задание (1 мин) Слайд №11
1. Учитель предлагает выполнить задание по выбору:
а) высчитать нормальный вес членов семьи
б) масса птиц лесов
в) задание в учебнике
2. Учитель благодарит учащихся за работу на уроке.
Приложение № 1
Лист самооценки ПРОВЕРЬ СЕБЯ
Выполняя задания, заполняй таблицу. В столбце «Мой ответ» закрашивай кружок в красный цвет, который на твой взгляд, соответствует правильному ответу, в синий – неправильному ответу.
Номер задания
Мой ответ
Верно или неверно
1
![]()
![]()
2
![]()
![]()
3
![]()
![]()
Приложение № 2
Разрезные карточки для игры « Вертушка»
| 
 269 – 50 • 4 • 1= 100 – 9 + 21 : 3= (400 + 200) : (5 • 20) = 500 : 5 • 2 – 180 = 200 – 30 • 4 - 55 =  | 
 269 – 50 • 4 • 1= 100 – 9 + 21 : 3= (400 + 200) : (5 • 20) = 500 : 5 • 2 – 180 = 200 – 30 • 4 - 55 =  | 
 269 – 50 • 4 • 1= 100 – 9 + 21 : 3= (400 + 200) : (5 • 20) = 500 : 5 • 2 – 180 = 200 – 30 • 4 - 55 =  | 
Дополнительная информация
Древнерусская система мер включала в себя единицы для измерения массы. Без них была невозможна торговая деятельность. Существуют различные старинные меры измерения массы. Среди них: 1) Золотник – 4 г 2) Фунт – 400 г 3) Безмен – 1 кг 22 г. 4) Лот – 13 кг 5) Пуд – 16 кг 6) Берковец – 163 кг 800 г 7) Кадь – 230 кг
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.