Методическая разработка урока по математике во 2А классе на тему "Вычитание вида 52-24"

  • docx
  • 09.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала КОНСПЕКТ УРОКА 97.docx

Тема: вычитание вида 52-24

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель:

·         Знакомство с новым приемом вычитания двузначных чисел с переходом через десяток 52-24.

Задачи:

·         познакомить с алгоритмом вычисления;

·         продолжить развитие логического мышления, навыков анализа и синтеза;

·         продолжить воспитание культуры речи и сотрудничества.

 

Основное содержание темы, термины и понятия:

Содержание темы предполагает: знакомство обучающихся с алгоритмом вычитания вида 52-24, умение выполнять вычисление двузначных чисел с переходом через десяток.

 

Планируемые результаты:

Личностные:

-          сформированность внутренней позиции школьника на основе положительного отношения к школе.

-          заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

 

Метапредметные:

ü  Познавательные

-          устанавливать аналогии, сравнивать, анализировать,

-          устанавливать соответствия между графическими и математическими моделями объектов;

-          использовать знако - символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов;

-          давать оценку действиям, оценивать результат;

-          находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

ü  Регулятивные

-          принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

-          составлять план и последовательность действий для решения математических задач;

-          формулировать вопрос (проблему, затруднение), с которым столкнулись учащиеся;

-          оценивать сложившуюся учебную ситуацию.

ü  Коммуникативные

-          оформлять свою мысль в устной речи,

-          высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;

-          сотрудничать с другими, договариваться о последовательности действий и результате,

-          учиться представлять другим процесс работы и свой результат,

-          выслушивать мнения других.

Предметные:

-          обучающиеся научатся выполнять вычисления вида 52-24;

-          моделировать с помощью схематических рисунков и решать текстовые задачи;

-          читать выражения, используя математическую терминологию;

-          выполнять задания творческого и поискового характера.

Организация образовательного пространства

Оборудование: проектор, ноутбук; раздаточный материал (карточка с примерами каждому)

 

Ход урока.

 

1.      Организационный момент.

Начинаем мы опять

Складывать и вычитать.

Будем столбиком считать,

Новый случай узнавать.

 

-          С каким настроением вы начинаете урок? (показывают руками).

 

2.      Проверка домашнего задания.

(на слайде домашняя задача)

-          Ребята, что вы видите на доске? (задача из домашней работы).

-          Какая схема для составления краткой записи, вам подошла к условию задачи? (№3)

-          Какое математическое действие вы использовали при решении задачи? (сложение)

-          Задача простая или составная? (два)

-          Сколько действий вы выполнили, решая задачу? (два).

 

-          А можно ли решить эту задачу выражением, в одно действие? (да)

-          Что бы мы использовали при записи выражения? (скобки)

-          А теперь обменяйтесь тетрадями. Проверьте правильность решения домашней задачи по ключу. Если задача решена верно – поставьте «+», если не верно – «-».

-          Верните тетради друг другу. Поднимите руки те, кто увидел в своей тетрадке знак «+».

-          Молодццы.

 


3.      Актуализация знаний.

-          Ребята, какое число получилось в ответе при решении задачи? (19)

-          Дайте характеристику этого числа. (двузначное, число из второго десятка, нечетное).

-          Назовите соседей числа 19. (18 и 20).

-          Из каких разрядов оно состоит? (сотни, десятки и единицы)

-          Сколько в этом числе единиц? А десятков? (9 единиц; 1 десяток)

-          Чему равен 1 десяток? (10 единицам)

-          Какие знания помогли выполнить это задание? (знание числового ряда, разрядов)

-          Ребята, для чего мы сейчас выполняли это задание? (закрепляли полученные знания)

 

4.      Минутка чистописания.

-          А сейчас откройте тетради. Запишите дату и вид работы (число и классная работа).

-          Пропишите ответ, полученный в задаче, то есть число 19 до конца строки.

-          С какой целью выполнили это задание? (учились каллиграфически правильно записывать число 19)

 

5.      Самоопределение к деятельности.

-          Вы сказали, что число 19 – это двузначное число. А какие числа вы видите на экране? (двузначные и однозначные)

-          Решите примеры (дети решают примеры).

-          На какие две группы можно разделить данные выражения? (с ответом 7 и с ответом 8).

-          Что общего у всех этих примеров? (вычитаем с переходом через десяток).

-          Увеличьте в выражении 14-6 уменьшаемое и вычитаемое на 2 десятка. Какой пример получится? (34-26)

-          Что общего между данными выражениями (вычитание с переходом через десяток)

-          Умеем ли мы выполнять такие вычисления столбиком? (нет)

-          Попробуйте сформулировать тему урока (вычитание из двузначного числа двузначного числа с переходом через десяток)

-          Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке? (вычитать столбиком из двузначного числа двузначное с переходом через десяток).

-          Откройте учебник на с. 29, прочитайте задачи урока (читают задачу вверху страницы)

 

6.      Работа по теме урока.

-          Какое выражение нам сегодня принес математик? (52-24)

-          Что общего у выражений 34-26 и 52-24 (одинаковый способ действия - вычитание из двузначного числа двузначного числа с переходом через десяток)

-          Что необходимо знать для решения таких примеров? (состав чисел, разряды чисел).

-          А теперь я предлагаю вам познакомиться с алгоритмом решения данного выражения в столбик.

(на доске записано выражение 52-24 в столбик).

 

-          Пишу десятки под десятками, единицы под единицами.

-          Вычитаю единицы. Из 2 вычесть 4 нельзя. Занимаю 1 десяток, ставлю точку. 10 да еще 2 получается 12. 12-4=8. 8 записываю под единицами.

-          Вычитаю десятки. Из 5 десятков осталось 4 (заняли 1 дес.). 4-2=2. Записываю под десятками.

-          Читаю ответ. Разность равна 28

-          Всем ли понятно, как выполнять вычисление? (да)

-          А что нам поможет в этом? (алгоритм)

 

-          А давайте сейчас попробуем решить подобные выражения. Кто сможет на доске выполнить вычисление с объяснением, пользуясь алгоритмом (один ребенок выходит к доске, остальные задание выполняют в тетради.)

 

7.      Физкультминутка.

Я смотрю, что вы устали и поэтому все встали.

Ножками потопали 1, 2, 3.

Ручками похлопали 1, 2, 3.

Мы походим на носках, а потом на пятках,

Все проверили осанку и свели лопатки.

 

8.      Самостоятельная работа.

 

-          А теперь вам самостоятельно предстоит попробовать свои силы. Перед вами карточки с заданием. Карточки эти с секретом, и тот, кто правильно решит все примеры, увидит секрет! Решите примеры в тетради (дети самостоятельно выполняют задание).

 

86-37=49            65-16=49

78-29=49            97-48=49

-          Разверните листочки. Сверьте свое решение с ключом, расположенном на нем.

 

-          Кто выполнил все задания правильно – поставьте себе на листочке «5»

-          Кто допустил одну ошибку – поставьте себе «4»

 

-          Встаньте те, кто выполнил задание на «5»

-          Встаньте те, кто выполнил задание на «4»

-          Встаньте те, кто затруднился выполнить задание на оценку «4» или «5».

 

-          Ребята, а какой секрет вы узнали? (все ответы одинаковые)

(На всякий случай: В чем было затруднение?)

 

-          Как вы думаете, для чего мы выполняли это задание? (для закрепления полученных знаний)

-          Какие умения вам пригодились при выполнении этого задания (умение вычитать из числа число с переходом через десяток, умение работать с алгоритмом).

-          Молодцы.

-          А как вы думаете, где могут пригодиться полученные знания? (ответы детей)

 

9.      Закрепление полученных знаний.

 

-          Я вам открою небольшой секрет: полученные знания могут нам пригодиться и при решении задач, и при решении уравнений. И сейчас мы с вами вместе попробуем решить задачу, пользуясь нашими навыками.

 

-          У Маши было 63 рубля. В магазине она купила ручку за 27 рублей. Сколько рублей осталось у Маши?

-          Кто попробует решить задачу? (выходит к доске один ученик)

-          Что необходимо выполнить для начала? (краткую запись)

 

(ребенок выполняет краткую запись на доске, дети в тетради)

 

-          А сейчас воспользуемся алгоритмом и решим задачу действием в столбик (63-27=36)

-          Удобно было решать задачу данным способом?

-          Чем мы воспользовались при решении задачи? (алгоритмом)

 

10.  Подведение итогов работы.

-          Ну а теперь давайте подведем итоги урока.

-          Что нового узнали на уроке?

-          За что бы вы похвалили себя?

-          С каким настроением вы заканчиваете урок? (показывают руками)

 

11.  Домашнее задание.

-          с.29, №4, выучить алгоритм.

-          Вам необходимо применить ваши умения при решении примеров в столбик.

 

12.  Рефлексия.

-          Ребята, какая цель стола пред нами в начале урока (научиться вычитать столбиком из двузначного числа двузначное с переходом через десяток).

-          Достигли ли мы цели урока? 

 

 


Выполните вычисление в столбик.

 

86-37=           65-16=

78-29=           97-48=

 

 

Выполните вычисление в столбик.

 

86-37=           65-16=

78-29=           97-48=


 

 

Выполните вычисление в столбик.

 

86-37=           65-16=

78-29=           97-48=


 

 

Выполните вычисление в столбик.

 

86-37=           65-16=

78-29=           97-48=


 

 

Выполните вычисление в столбик.

 

86-37=           65-16=

78-29=           97-48=


 

 

Выполните вычисление в столбик.

 

86-37=           65-16=

78-29=           97-48=


 

 

Выполните вычисление в столбик.

 

86-37=           65-16=

78-29=           97-48=

 

 

Выполните вычисление в столбик.

 

86-37=           65-16=

78-29=           97-48=