Методическая разработка урока по музыкальной литературе на тему: "А.П.Бородин. Романсы"
Оценка 4.8

Методическая разработка урока по музыкальной литературе на тему: "А.П.Бородин. Романсы"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
искусство +1
22.05.2024
Методическая разработка урока по музыкальной литературе на тему: "А.П.Бородин. Романсы"
Романсы Бородина.docx

Урок №4

 

Тема урока: А.П.Бородин. Романсы

Цель урока: познакомить учащихся с вокальным творчеством А.П.Бородина.

Задачи урока:

- образовательные: формировать знания о вокальной музыке А.Бородина, организовать процесс анализа музыкального произведения.;

- развивающие:         развивать навыки аналитического и творческого воображения детей, творческие способности учащихся;

- воспитательные: на основе эмоционального восприятия вокального творчества композитора А.Бородина воспитывать уважение к музыкальной культуре России; воспитывать уважение и доброжелательное отношение к мнению других; обогащать духовный мир учащихся.

Тип урока: комбинированный (рассказ, беседа, анализ, слушание музыки).

Вид урока: урок ознакомления с новым материалом.

Методы: словесный (диалог, лекция), обобщение, конспектирование.

Дидактическое и материально-техническое обеспечение урока: учебник, тетради. аудио- и видеозаписи, компьютер, доска, портрет А.П.Бородина, иллюстрация картины В.Васнецова «Спящая царевна».

Музыкальный материал романсы А.П.Бородина:

1.      «Спящая княжна»;

2.     «Песня тёмного леса»;

3.     «Для берегов Отчизны дальной»;

4.     «Спесь».

Ход урока.

1.     Организационный момент (приветствие).

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством русского композитора Александра Бородина и подробно остановимся на его романсах. Но для начала давайте вспомним о жизни Бородина и ответим на несколько вопросов.

2.   Повторение пройденного материала, ответы на вопросы, проверка домашнего задания.

3.   Новая тема.

Жанр романса был любим русскими композиторами 19 столетия, отдал ему дань и Александр Порфирьевич Бородин. На первый взгляд, творческое наследие выглядит более чем скромным – всего  шестнадцать произведений. В то время как у трёх его товарищей по «Могучей кучке» количество романсов исчисляется десятками и даже сотнями. Но это тот самый случай, когда по количеству нельзя судить о качестве. Пусть их и немного, зато каждый –шедевр.

Бородин в своём творчестве обращался к стихам разных поэтов – и  не только русских. Им положены на музыку стихи Александра Пушкина, Генриха Гейне, Алексея Толстого. Подобно Мусоргскому, он иногда сочинял тексты для своих вокальных миниатюр, что помогало добиваться большей слитности музыки и текста. Сам композитор говорил, что его «тянет к пению, кантилене, а не речитативу». Отсюда напевность и мелодичность его романсов. А.Бородин старался как можно тоньше выражать душевные переживания, глубину чувств, поэтические образы. В работе с текстами других поэтов композитор учитывал замысел автора, использовал близкие к поэтическим жанрам романсов: балладу, элегию, сказку, русскую песню, тем самым добивался большой выразительности аккомпанемента в сочетании с мелодией и текстом.

Романсы А.Бородина можно разделить на три группы:

• Образы народного эпоса, сказки («Спящая княжна», «Песня тёмного леса», «Морская царевна»; образы русского «богатырского» эпоса.)

• Лирические и психологические зарисовки («Отравой полны мои песни», «Фальшивая нота», «Для берегов отчизны дальной», «Из слёз моих». Выражение тонких душевных переживаний – от страстных и порывистых до созерцательных и нежных. Влияние композиторов-романтиков Р. Шумана, Ф. Листа, Ф. Мендельсона.)

• Бытовые, юмористические («Спесь», «У людей-то во дому». Большая роль речевой интонации. В этих песнях Александр Порфирьевич – последователь А. С. Даргомыжского. Характерна театральность и изобразительность).

(Запись в тетрадь)

Особенный интерес вызывают сказочные романсы, например «Спящая княжна». В нём сочетаются образы спящей девушки, злых фантастических существ и образ богатыря-освободителя. Образ княжны сравнивался с образом России, скованной враждебными силами и ждавшей, когда «час ударит пробужденья». В романсе заметны черты романтизма – нового  стиля в искусстве того времени. Композитор использует форму рондо, которая хорошо выражает образы произведения. Рефрен – спящая  княжна, эпизоды – фантастические  силы и богатырь-освободитель.

Романс «Спящая княжна». Слова А. П. Бородина.

(♫ слушание и просмотр видео А.П.Бородин «Спящая княжна»)

(4.jpgиллюстрация картины В.М.Васнецова «Спящая царевна»)

«Песня тёмного леса» содержит более конкретный богатырский образ. Композитор сам сочинил слова в духе старинных народных песен-вольницы (недаром своему романсу композитор дал подзаголовок – Старая  песня). В этом романсе Бородин показал народные образы прошлого и подчеркнул в них то, что было близко современности – стихийную  силу и неудержимость, стремление к свободе .

 

«Песня тёмного леса». Cлова А. П. Бородина

(♫ слушание и просмотр видео  А.П.Бородин «Песня тёмного леса»)

Среди лирических романсов особое место занимает элегия «Для берегов Отчизны дальной». Произведение написано в 1881 году под впечатлением смерти Модеста Мусоргского. Музыка романса сливается с текстом А.С. Пушкина и выражает настроение сдержанной печали, мужественной скорби, боль переживаний. Именно в этом романсе раскрывается глубина и сила чувств в сочетании с сдержанностью и благородством.

 

Романс «Для берегов отчизны дальной». Cтихи А. С. Пушкина.

(♫ слушание и просмотр видео  А.П.Бородин «Для берегов Отчизны дальной»)

Ярким примером сатирических романсов является «Спесь» на слова А.Толстого. Бородину были несвойственны насмешка и ирония. Его музыку отличает добродушный комизм. В этом романсе Бородин приблизился к социальной сатире – жанру , популярному в творчестве А.Даргомыжского и М.Мусоргского. Но если титулярный советник – это  человеческий тип, конкретный представитель которого вполне мог жить по соседству, то персонаж спесь – обобщённо-аллегорический.

 

Песня «Спесь». Стихи А. К. Толстого

(♫ слушание А.П.Бородин «Спесь»)

4.     Итог урока.

Завершая наш разговор о романсовом творчестве Бородина, отметим, что в своих романсах композитор продолжал традиции И.И.Глинки. И в то же время именно Бородин ввёл в вокальную музыку новые образы – эпические образы народной героики. Этим он придал романсам большой размах.

5.     Домашнее задание.

Читать и пересказывать учебник на стр.171-174. Играть на инструменте мелодии из романсов №46, №47,№48. Выполнить письменное задание в Р.т.

1.png

 


 

Урок №4 Тема урока : А.П

Урок №4 Тема урока : А.П

Но для начала давайте вспомним о жизни

Но для начала давайте вспомним о жизни

Влияние композиторов-романтиков

Влияние композиторов-романтиков

Песня тёмного леса». Cлова А. П

Песня тёмного леса». Cлова А. П

Песня «Спесь». Стихи А. К. Толстого (♫ слушание

Песня «Спесь». Стихи А. К. Толстого (♫ слушание

Методическая разработка урока по музыкальной литературе на тему: "А.П.Бородин. Романсы"

Методическая разработка урока по музыкальной литературе на тему: "А.П.Бородин. Романсы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.05.2024