Урок №4
Тема урока: А.П.Бородин. Романсы
Цель урока: познакомить учащихся с вокальным творчеством А.П.Бородина.
Задачи урока:
- образовательные: формировать знания о вокальной музыке А.Бородина, организовать процесс анализа музыкального произведения.;
- развивающие: развивать навыки аналитического и творческого воображения детей, творческие способности учащихся;
- воспитательные: на основе эмоционального восприятия вокального творчества композитора А.Бородина воспитывать уважение к музыкальной культуре России; воспитывать уважение и доброжелательное отношение к мнению других; обогащать духовный мир учащихся.
Тип урока: комбинированный (рассказ, беседа, анализ, слушание музыки).
Вид урока: урок ознакомления с новым материалом.
Методы: словесный (диалог, лекция), обобщение, конспектирование.
Дидактическое и материально-техническое обеспечение урока: учебник, тетради. аудио- и видеозаписи, компьютер, доска, портрет А.П.Бородина, иллюстрация картины В.Васнецова «Спящая царевна».
Музыкальный материал романсы А.П.Бородина:
1. «Спящая княжна»;
2. «Песня тёмного леса»;
3. «Для берегов Отчизны дальной»;
4. «Спесь».
Ход урока.
1. Организационный момент (приветствие).
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством русского композитора Александра Бородина и подробно остановимся на его романсах. Но для начала давайте вспомним о жизни Бородина и ответим на несколько вопросов.
2. Повторение пройденного материала, ответы на вопросы, проверка домашнего задания.
3. Новая тема.
Жанр романса был любим русскими композиторами 19 столетия, отдал ему дань и Александр Порфирьевич Бородин. На первый взгляд, творческое наследие выглядит более чем скромным – всего шестнадцать произведений. В то время как у трёх его товарищей по «Могучей кучке» количество романсов исчисляется десятками и даже сотнями. Но это тот самый случай, когда по количеству нельзя судить о качестве. Пусть их и немного, зато каждый –шедевр.
Бородин в своём творчестве обращался к стихам разных поэтов – и не только русских. Им положены на музыку стихи Александра Пушкина, Генриха Гейне, Алексея Толстого. Подобно Мусоргскому, он иногда сочинял тексты для своих вокальных миниатюр, что помогало добиваться большей слитности музыки и текста. Сам композитор говорил, что его «тянет к пению, кантилене, а не речитативу». Отсюда напевность и мелодичность его романсов. А.Бородин старался как можно тоньше выражать душевные переживания, глубину чувств, поэтические образы. В работе с текстами других поэтов композитор учитывал замысел автора, использовал близкие к поэтическим жанрам романсов: балладу, элегию, сказку, русскую песню, тем самым добивался большой выразительности аккомпанемента в сочетании с мелодией и текстом.
Романсы А.Бородина можно разделить на три группы:
• Образы народного эпоса, сказки («Спящая княжна», «Песня тёмного леса», «Морская царевна»; образы русского «богатырского» эпоса.)
• Лирические и психологические зарисовки («Отравой полны мои песни», «Фальшивая нота», «Для берегов отчизны дальной», «Из слёз моих». Выражение тонких душевных переживаний – от страстных и порывистых до созерцательных и нежных. Влияние композиторов-романтиков Р. Шумана, Ф. Листа, Ф. Мендельсона.)
• Бытовые, юмористические («Спесь», «У людей-то во дому». Большая роль речевой интонации. В этих песнях Александр Порфирьевич – последователь А. С. Даргомыжского. Характерна театральность и изобразительность).
(Запись в тетрадь)
Особенный интерес вызывают сказочные романсы, например «Спящая княжна». В нём сочетаются образы спящей девушки, злых фантастических существ и образ богатыря-освободителя. Образ княжны сравнивался с образом России, скованной враждебными силами и ждавшей, когда «час ударит пробужденья». В романсе заметны черты романтизма – нового стиля в искусстве того времени. Композитор использует форму рондо, которая хорошо выражает образы произведения. Рефрен – спящая княжна, эпизоды – фантастические силы и богатырь-освободитель.
Романс «Спящая княжна». Слова А. П. Бородина.
(♫ слушание и просмотр видео А.П.Бородин «Спящая княжна»)
(иллюстрация картины В.М.Васнецова «Спящая царевна»)
«Песня тёмного леса» содержит более конкретный богатырский образ. Композитор сам сочинил слова в духе старинных народных песен-вольницы (недаром своему романсу композитор дал подзаголовок – Старая песня). В этом романсе Бородин показал народные образы прошлого и подчеркнул в них то, что было близко современности – стихийную силу и неудержимость, стремление к свободе .
«Песня тёмного леса». Cлова А. П. Бородина
(♫ слушание и просмотр видео А.П.Бородин «Песня тёмного леса»)
Среди лирических романсов особое место занимает элегия «Для берегов Отчизны дальной». Произведение написано в 1881 году под впечатлением смерти Модеста Мусоргского. Музыка романса сливается с текстом А.С. Пушкина и выражает настроение сдержанной печали, мужественной скорби, боль переживаний. Именно в этом романсе раскрывается глубина и сила чувств в сочетании с сдержанностью и благородством.
Романс «Для берегов отчизны дальной». Cтихи А. С. Пушкина.
(♫ слушание и просмотр видео А.П.Бородин «Для берегов Отчизны дальной»)
Ярким примером сатирических романсов является «Спесь» на слова А.Толстого. Бородину были несвойственны насмешка и ирония. Его музыку отличает добродушный комизм. В этом романсе Бородин приблизился к социальной сатире – жанру , популярному в творчестве А.Даргомыжского и М.Мусоргского. Но если титулярный советник – это человеческий тип, конкретный представитель которого вполне мог жить по соседству, то персонаж спесь – обобщённо-аллегорический.
Песня «Спесь». Стихи А. К. Толстого
(♫ слушание А.П.Бородин «Спесь»)
4. Итог урока.
Завершая наш разговор о романсовом творчестве Бородина, отметим, что в своих романсах композитор продолжал традиции И.И.Глинки. И в то же время именно Бородин ввёл в вокальную музыку новые образы – эпические образы народной героики. Этим он придал романсам большой размах.
5. Домашнее задание.
Читать и пересказывать учебник на стр.171-174. Играть на инструменте мелодии из романсов №46, №47,№48. Выполнить письменное задание в Р.т.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.