Методическая разработка урока по обществознанию для 8 класса по теме Наука. Роль науки в развитии общества
Оценка 4.7

Методическая разработка урока по обществознанию для 8 класса по теме Наука. Роль науки в развитии общества

Оценка 4.7
docx
22.03.2024
Методическая разработка урока по обществознанию для 8 класса по теме Наука. Роль науки в развитии общества
Конспект урока по обществознанию для 8 класса по теме Наука. Роль науки в развитии общества.docx

                                   Тема урока: Наука в жизни современного человека .

 Эпиграф: Наука - самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только ею одною человек победит природу и себя.

Антон Павлович Чехов

Цель урока: познакомить учащихся с понятием «наука» и её ролью в жизни общества.

Задачи урока:

1.      Расширить представления учащихся о науке.

2.      Познакомить с основными задачами, функциями и этическими нормами науки.

3.      Рассмотреть классификацию науки

4.      Нацелить учащихся на выбор вуза для получения будущей профессии.

5.      Совершенствовать познавательные способности.

Планируемые результаты:

- знать, что такое наука, основные задачи науки, классификацию наук, функции науки;

- знать, какие существуют учреждения науки;

- знать, что представляет собой высшая школа, какие виды высших учебных заведений есть в РФ и в Омской области;

- уметь осознанно выбирать высшую школу для продолжения обучения;

Техническое обеспечение урока: компьютер, презентация.

Содержание урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания.

Тестовый контроль по теме «Культура. Ее многообразие и основные формы ».

III. Изучение новой темы

План изучения нового материала

1.      Что такое наука.  Признаки и функции науки.

2.      Классификация науки.

3.      История науки. Учреждения науки: академии, университеты, институты. Высшие учебные заведения Омской области.

4.      Особенности науки.

Урок  начинается  с определения темы урока. учащимся предлагается прослушать аудиозапись песни «До чего дошёл прогресс». Просмотра слайда презентации.

После просмотра презентации и прослушивания песни, учащиеся формулируют тему урока, записывают её в тетрадь. Обсудив тему, класс пытается определить цели данного урока.

1.Что такое наука

Вопрос классу (проблема):

- что такое наука и какую роль она играет в жизни общества и нас с вами?

Выслушав ответы учащихся, учитель предлагает просмотреть видеоролик по теме «Наука» https://www.youtube.com/watch?v=eqsBYAlOchw (первые 2 минуты) и по ходу просмотра сделать записи в тетрадях « Что такое наука, признаки науки».( Слайд 4-6)

Наука-это форма деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины.

Наука понимается в трёх смыслах:

- форма деятельности;

- система знаний;

- социальный институт.

Наука как форма деятельности направлена на фактически выверенное и логически упорядоченное познание предметов и процессов окружающей действительности.

Наука как система знаний. Наука выступает как совокупность знаний, отвечающих критериям объективности, адекватности, истинности.

 Наука как социальный институт представляет собой определённую систему взаимосвязей между научными организациями, членами научного сообщества, систему норм и ценностей.

Основная задача науки – выявление объективных законов действительности, а её непосредственная цель – объективная истина.

 Прочитайте стр 17-18 , выпишите в тетрадь « Функции науки». (Работа с учебником) (Слайд 7)

Функции науки:

Теоретико–познавательная – проникновение в сущность вещей, накопление научных знаний.

Культурно-мировоззренческая – формирование взглядов человека на мир.

Практически-деятельностная – участие в преобразующей деятельности.

Социальная – исследование жизни и деятельности человека, достижение наиболее благоприятных условий для развития общества.

Тесно связаны с понятием наука такие термины:

Инновация – нововведение.

Парадигма – система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный период времени (научная парадигма).

2.Классификация наук:  

Естественные – изучают мир природы.

Технические – изучают мир техники.

Гуманитарные науки – изучают мир человека.

Социальные – изучают мир общества.

(Работа с учебником)

Задание: используя материал учебника на стр. 52, заполните таблицу ( слайд 8-9)

Классификация наук

Науки

Естественные

Физика, химия, биология.

Технические

Радиоэлектроника, биотехнология, химия полимеров.

Гуманитарные

Философия, история, искусствознание, литературоведение.

Социальные

Социология, психология, социальная психология, экономика, политология.

 

Классификация наук:  

Фундаментальные – отсутствует прямая ориентация на практику. (включают такие естественные, как биология, физиология, химия, геология и даже когнитивные науки)

Прикладные – ориентация на применение результатов научного познания для решения производственных  и социально - практических проблем.( прикладная статистика, прикладная математика, прикладная медицина и так далее).

Фундаментальная наука имеет своей целью познание объективной действительности такой, как она есть сама по себе. Прикладные науки имеют совершенно другую цель – изменение природных объектов в нужном для человека направлении. Именно прикладные исследования непосредственно связаны с инженерией и технологией.

Этические нормы науки: ( Слайд 10)

- социальная ответственность учёного (клонирование);

- бескорыстный поиск и отстаивание истины, объективность;

- общечеловеческие требования и запреты (плагиат).

2. История науки. Учреждения науки: академии, университеты, институты

  Школьное образование – это самые дальние подступы к большой науке. Основа высшего образования – вузы. Они готовят специалистов для различных отраслей, хозяйства, науки и культуры на базе среднего образования, осуществляют повышение квалификации преподавателей. К вузам относятся университеты, институты, высшие училища, консерватории, учебные академии. А какова история возникновения Российской  академии наук? ( посмотрите видео ролик по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=DVVyvooN3N8 )

Не менее интересна история возникновения университетов. ( посмотрите видеоролик по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=SLyJjUrDqQo  )

Цель научной деятельности – получение нового знания. Цель образования – передача нового знания новым поколениям людей. Если нет первого, то не будет и второго. В большинстве европейских стран два процесса – получение и распространение нового знания – стараются не разрывать. Поэтому университеты выполняют обе функции – научную и педагогическую. одним из лучших в стране считается Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ).

3. Особенности науки. Прочитать стр 53.   ( слайд12-13)

IV. Рефлексия.  Беседа с классом:

- что нового вы узнали сегодня на уроке о науке?

- вы уже определились с выбором своей будущей профессии?

«Наука - высший разум человечества, это солнце, которое человек создал из плоти и крови своей, создал и зажег перед собою для того, чтобы осветить тьму своей тяжелой жизни, чтоб найти из нее выход к свободе, справедливости, красоте».  А.М. Горький

 V. Домашнее задание:

§17, вопросы на стр. 53( устно). Пройти тест письменно ( прикрепленный документ) Выпишете в тетрадь какие высшие учебные заведения существуют в нашей области?  « Высшие учебные заведения Омской области». По желанию пройти тестирование «Оценка профессиональных склонностей школьников» (Опросник Йовайши)

VI. Итог урока.


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема урока: Наука в жизни современного человека

Тема урока: Наука в жизни современного человека

Культурно-мировоззренческая – формирование взглядов человека на мир

Культурно-мировоззренческая – формирование взглядов человека на мир

Наука - высший разум человечества, это солнце, которое человек создал из плоти и крови своей, создал и зажег перед собою для того, чтобы осветить тьму…

Наука - высший разум человечества, это солнце, которое человек создал из плоти и крови своей, создал и зажег перед собою для того, чтобы осветить тьму…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2024