Статья
Оценка 4.7

Статья

Оценка 4.7
docx
25.11.2023
Статья
08.12 малый бизнес.docx

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………..………………………………….3

1 Теоретическая часть. Малое и среднее предпринимательство и инструменты их поддержки………………………………………………………………..…...………5

1.1 Малые и средние предприятия и их место в экономике страны……………...5

1.2 Государственная поддержка субъектов малого и среднего бизнеса в Российской Федерации………………………………………………………………8

1.3 Подход к оценке эффективности государственной поддержке малого и среднего бизнеса……………………………………………………..……………..10

2 Аналитическая часть. Анализ использования финансовых ресурсов малого и среднего бизнеса……………………………………………………………..……..12

2.1 Поддержка малого и среднего предпринимательства ………………………12

2.2 Оценка современного состояния малого и среднего бизнеса ………………16

2.3Методика оценки эффективности поддержке малого и среднего предпринимательства…………………………….……………….………………..22

3 Проектная часть. Разработка рекомендаций для повышения эффективности мероприятий поддержки малого и среднего предпринимательства в городе.....25

3.1 Мероприятия развития малого и среднего предпринимательства города Москвы………………………………………………………………………………25

Заключение………………………………………………………………………….26

Список используемых источников………………………………………….…….28

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Стимулирование развития малого и среднего предпринимательства является одним из приоритетных направлений государственной политики по формированию современной экономики.

Благодаря своим преимуществам в сравнении с крупными предприятиями малый бизнес, в случае созданий условий для его функционирования, в состоянии решать такие актуальные экономические и социальные задачи, стоящие перед государством, как рациональное использование рабочей силы, снижение уровня безработицы, удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах, освоение новых технологий, увеличения налоговой базы.

Актуальность данной работы заключается в том, что возможности малого бизнеса пока еще используются не на полную мощность, и существуют объективные проблемы для его полноценного развития.

Для решения данных проблем на федеральном уровне принята Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, которая является основой для разработки и реализации государственных программ Российской Федерации и государственных программ субъектов Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства.

Цель работы: Особенности формирования и использования финансовых ресурсов малого и среднего бизнеса на современном этапе.

Объектом исследования выступают организации, образующие инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне (Некоммерческая организация «Муниципальный фонд развития предпринимательства» и Комитет муниципальной экономики Администрации города Москвы).

 

Предметом исследования в работе является развитие субъектов малого предпринимательства и регулирование их деятельности со стороны государства.

В соответствии с поставленной целью, можно выделить следующие задачи:

1)  Оценить состояние малого и среднего предпринимательства.

2)             Проанализировать показатели деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего бизнеса и результатов оказанной поддержки в регионе.

3)       Исследовать эффективные формы поддержки и инструменты, позволяющие напрямую стимулировать развитие малого и среднего бизнеса.


1 Теоретическая часть. Малое и среднее предпринимательство и инструменты их поддержки

 

1.1 Малые и средние предприятия и их место в экономике страны

 

Обозначим критерии, по которым предприятия в России относятся к малым и средним. В соответствии со ст. 4 Федерального Закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 27.11.2019) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и постановлением Правительства РФ от 04.04.2018 № 265 к ним относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим критериям:[2]

1)    для хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:

а) суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов);

б) акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

в) деятельность заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат таким компаниям;

2) среднесписочная численность работников за предыдущий календарный год не должна превышать следующих предельных значений для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: количество работников для малых предприятий - не более 100 человек; для микропредприятия не более 15 человек, от 101 до 250 человек для средних предприятий.

Среднесписочная численность сотрудников микропредприятия или малого предприятия за календарный год определяется с учетом всех его сотрудников, включая сотрудников, работающих по гражданско-правовым договорам или неполный рабочий день, с учетом фактически отработанного времени, сотрудников представительств, филиалы и другие обособленные подразделения.

Все хозяйствующие субъекты на этапе развития рыночных отношений поставлены в экономически-жесткие условия, обу¬славливающие проведение сбалансированной политики по укреплению финансового состояния и поддержания в норме финансовой устойчиво¬сти и платежеспособности. Финансовый анализ в широком смысле рассматривается как совокупность процедур аналитического исследования определенного объекта, которые основываются на экономических данных этого объекта [22, с.59]. Анализ прибыли является частью финансового анализа в целом по предприятию. Он определяется характерной совокупностью показателей, которые отражены в статистической и бухгалтерской отчетности по состоянию на определенную дату.

Категория субъекта малого и среднего предпринимательства для индивидуальных предпринимателей, не привлекавших наемных работников для предпринимательской деятельности в предыдущем календарном году, определяется в зависимости от размера полученного дохода.

 

 

1.2        Государственная поддержка субъектов малого и среднего бизнеса в Российской Федерации

 

Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства оказывается на основании следующих основных нормативно-правовых документов:

1) Федеральный закон от 24.07.2007№ 209-ФЗ (ред. от 27.11.2019) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

2)  Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2014

№ 1605 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства».

3)     Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 316 (ред. от 26.12.2017) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика».

4)     Ежегодно издаваемые приказы Минэкономразвития России «Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации».[1]

5)      Государственные программы субъектов Российской Федерации

«Экономическое развитие и инновационная экономика». В Федеральном законе от 24.07.2007 209-ФЗ (ред. от 27.11.2019) «О развитии малого и

среднего    предпринимательства    в    Российской    Федерации»   прописаны

основные цели и принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Данная политика в большинстве своем направлена на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации и обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Для реализации заявленных целей в указанном нормативно–правовом акте прописаны конкретные формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.[1]

В реализации программы задействованы все регионы страны.

Программа предусматривает как прямые, так и косвенные меры поддержки малого и среднего бизнеса, в том числе:

-поддержка начинающего малого бизнеса;

-создание и развитие инфраструктуры информационно-консультационной поддержки малого и среднего бизнеса;

-поддержка малого и среднего бизнеса, занимающегося производством товаров (работ, услуг);

- создание и развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса, работающего в сфере промышленного производства, разработки и внедрения инновационной продукции;[14]

-создание и развитие инфраструктуры поддержки экспортно-ориентированного малого и среднего бизнеса;

-создание гарантийных фондов для обеспечения гарантий по обязательствам (кредиты, займы, договоры лизинга и др.);

- содействие развитию микрофинансовых организаций, позволяющее малому бизнесу получить доступ к заемным средствам;

-поддержка социального предпринимательства. При этом реализация мероприятий, предусмотренных программой, осуществляется соответствующим уполномоченным органом в субъекте Российской Федерации.

Возросшая роль государственной поддержки малого и среднего бизнеса требует оценки эффективности реализуемых программ.[15]

 

1.3   Подходы к оценке эффективности государственной поддержки малого и среднего бизнеса

 

Федеральные и большинство региональных программ развития малого и среднего бизнеса играют только декларативную роль. Частичная реализация намеченных мероприятий практически не изменила в целом неблагоприятных условий функционирования малых предприятий.

Изменение роли поддержки развития малого и среднего бизнеса в решении социально-экономических проблем возможно при условии понимания существующего отечественного опыта и богатого зарубежного опыта. Здесь важны как меры по наведению порядка при реализации запланированных мероприятий, так и глубокий анализ самих систем поддержки бизнеса.[10]

Ряд западных исследователей показывают важность такого анализа и необходимость перехода от традиционных количественно-затратных методов к качественно эффективным.

Специфика структуры поддержки развития малого бизнеса заключается в переплетении их социальной и экономической составляющих, что вызывает определенные трудности с точки зрения эффективного планирования и оценки.

Наличие социально значимых элементов развития предпринимательства, усложняющих расчет прямых и косвенных выгод от их реализации, и сложность выбора критериев эффективности ограничивают возможности использования показателей классического финансового анализа.[8]

Сравнение традиционных и инновационных подходов к оценке эффективности систем поддержки малого бизнеса приведено в таблице 1.1.

Чаще всего используется традиционный подход.

 

 

 

Таблица 1.1 – Сравнительные характеристики подходов

 

Традиционный подход

Инновационный подход

Описание компонентов системы

Оценка       взаимодействия       компонентов

системы и синергетического эффекта этого взаимодействия

Создание новых предприятий

Решение                социально-экономических

проблем

Сходство проблем различных регионов

Региональные особенности

Количественные показатели

Качественные показатели

Индикаторы затрат / достижений

Процессные индикаторы

 

Для традиционных методологий характерно использование количественных и статичных индикаторов затрат/достижений, таких как количество малых предприятий, вновь созданных рабочих мест, количество обученных предпринимательству и т.д. обусловлено простотой и удобством их определения, а также невысокими издержками использования существующей системы государственной статистики. При этом применение данных показателей укладывается в рамки линейных моделей развития предпринимательской идеи, в соответствии с которыми идея, возникающая у предпринимателя, развивается с привлечением соответствующих элементов инфраструктуры малого бизнеса (обучение, консультирование, различные формы финансовой поддержки).[9]

В настоящее время не разработан методический инструментарий для мониторинга эффективности использования выделенных бюджетных средств. Предпосылки и цели оценки могут различаться и возникать на разных этапах реализации программы. В целом оценке подлежат отдельные ключевые параметры программы. Эти параметры могут быть:

- эффективность программы;

- эффективность механизма исполнения программы;

- социально-экономический эффект от программы развития города;

- соответствие программы интересам общества и так далее.

Эффективность реализации программы оценивается соотношением результатов и ресурсов, затраченных на их достижение. Именно анализ результативности является ключевой задачей при оценке реализации программ, так как позволяет судить не только об эффективности реализации программы, но и рассчитывает стоимость достигнутых результатов, что дает более полную и сбалансированную информацию о реализации программ. целесообразность реализации программы на предварительной стадии оценки и результаты реализации на завершающей стадии. [13]

2   Анализ эффективности государственной поддержки малого и среднего бизнеса

 

2.1    Поддержка малого и среднего предпринимательства в городе Москве

 

С целью обеспечения устойчивого развития предпринимательства в городе Москве, совершенствования инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город Москва создана и на протяжении нескольких лет функционирует комплексная система поддержки предпринимательства. Основные институты содействия развитию предпринимательства в городе Москве:

1)           Некоммерческая организация «Муниципальный фонд развития предпринимательства» (Центр содействия).

2)  ООО «Муниципальная лизинговая компания».

3)  ООО «Московский муниципальный банк».

4)         Комитет   муниципальной   экономики   Администрации   города Москвы.

Для достижения этой цели Фонд ежегодно принимает участие в реализации мероприятий муниципальной программы содействия развитию предпринимательства, руководствуясь Стратегическим планом развития социально-экономического развития города Москвы до 2021 года, который устанавливает: задачи на среднесрочную перспективу, в частности, планируется содействие в решении следующих задач:

- дальнейшее развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса;

- определение отраслевых приоритетов для организации эффективной муниципальной поддержки малого и среднего бизнеса;

- дальнейшее развитие и внедрение новых кредитно-инвестиционных механизмов: субсидирование за счет средств городского бюджета части процентных ставок по кредитам (займам), привлекаемым для реализации инвестиционных проектов, а также части стоимости оплаты лизинговых платежей по договорам финансовой аренды, инвестиционного кредитования, лизинга; [9]

- содействие инновационному бизнесу, инвестиционным проектам, которые можно реализовать в городе.

За 2017-2019 гг. оказана имущественная поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства в форме передачи в аренду на долгосрочной основе муниципальных нежилых помещений в предусмотренном законом порядке – заключено 190 договоров аренды. За 2019 год 60 договоров аренды.В 2017 - 2019 гг. общая сумма предоставленных из бюджетов составила 43 540,16 тыс. руб., из которых 25 927,9 тыс. руб. было профинансировано из федерального и республиканского бюджета (таблица 2.3).

Таблица 2.3 – Объем предоставленных субсидий в 2017-2019 гг.

 

Вид субсидии

Сумма, тыс. руб.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

1

4

5

6

Гранты (субсидии) начинающему малому бизнесу на создание и развитие собственного дела.

10 344,39

6 304,1

64,2

Субсидирование части процентных ставок по кредитам, привлекаемым для реализации инвестиционных проектов, или части стоимости оплаты лизинговых платежей.

по договорам финансовой аренды

725

864,1

185,3

 

Субсидия из федерального и республиканского бюджета в рамках Соглашения о предоставлении

субсидии бюджету г. Москвы

8 399,7

4 262,2

64,2

 

Итого

11 069,39

7 168,2

269,5

 

С 2017 года осуществлялась финансовая поддержка начинающих субъектов малого предпринимательства в виде грантов (субсидий) на создание и развитие собственного бизнеса. Всего было выделено на эти цели 33 716, 59 тыс. руб. для 115 заявителей.

Получение субсидий является важной составляющей для экономической деятельности предпринимательства. (Таблица 2.4)

 

Таблица 2.4 – Субсидии, предоставленные в 2017-2019 гг.

 

Показатели

2017 г.

2018 г.

2019 г.

1. Количество посту-

пивших    заявок     на субсидии

95

48

6

2. Количество получателей субсидии по всем

видам финансовой поддержки (факт)

45

22

2

3. Процент удовлетворенных

заявок, %

47

46

33

Срок субсидирования составляет пять лет. В 2017-2019 гг. было подано 267 заявок на субсидии. Процент удовлетворенных заявок за это период составил 565 (151 чел.). Максимальное количество заявок было подано в 2017 году. С 2018 года наблюдается тенденция к снижению количества получателей субсидий, тем самым оказывая влияние на активизацию предпринимательской деятельности в городе.[11]

Распределение заявителей по категориям представлено в таблица 2.5.

 

 

Таблица 2.5 – Категории заявителей

 

Показатель

2 015г.

2018г.

2019г.

Общее количество

67

48

6

Количество индивидуальных

предпринимателей

26

28

3

Количество       юридических

лиц

30

14

3

Безработные граждане

11

6

-

 

Для открытости и прозрачности решений о финансовой поддержке предпринимательских проектов создан Инвестиционный совет при Администрации города Москвы для рассмотрения и отбора инвестиционных проектов, изучения их реальности, значимости и эффективности, а также рассмотрения возможности других форм поддержки. Помимо представителей администрации, в совет входят депутаты городского совета и Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Московской области.

Рассмотрение заявок Инвестиционным советом в пределах средств, предусмотренных на эти цели. Решение об оказании финансовой поддержки принимается открытым голосованием на заседании Инвестиционного совета. За исследуемый период - с 2017 года проведено 17 заседаний, на которых одобрено 126 заявок на сумму 36 647,12 тыс. Руб.

 

Таблица 2.6 – Характеристика деятельности Инвестиционного совета

 

Показатель

2 015г.

2 016г.

2 017г.

Количество одобренных

заявок

35

22

2

Число проведенных

заседаний

3

2

2

Сумма оказанной

поддержки, тыс. руб.

10 344,39

6 369,2

269,5

Как показывает данные таблицы, при заметном уменьшении финансовой поддержки наблюдается уменьшение количества одобренных заявок. В сравнении с 2017 г., в 2018 г. сумма оказанной поддержки сократилась в 2 раза. Самые высокие показатели были отмечены в 2017г. Нестабильная экономическая ситуация в регионе (снижение уровня экономической активности, ухудшение кредитных рейтингов, снижение доступности кредитных ресурсов на фоне высокого уровня долговых обязательств перед бюджетом) влияет на общие показатели и существенно влияет на показатели. выражается в уменьшении объемов финансовой поддержки бизнеса города. [14]

Малому и среднему бизнесу оказывается консультационная и информационная поддержка по вопросам организации, ведения и развития бизнеса.

С 2017 по 2019 год прошли обучение 233 человека, все они получили сертификаты краткосрочного обучения в сфере предпринимательства.

Учебные мероприятия проводятся ежегодно в рамках Недели предпринимательства и в рамках «Партнерских встреч», за период с 2017 по 2018 год в нижней части приняли участие 1495 и 1319 человек соответственно.

Анализ данных финансовой поддержки позволяет сделать вывод о том, что объем финансовой поддержки снизился на фоне расширения объемов консультационно-информационных услуг и потребности в этой поддержке со стороны бизнеса.

Оценка современного состояния малого и среднего бизнеса в городе Москве[15]

В 2019 году осуществляют деятельность 5 687 малых предприятий (в том числе микропредприятия), 33 средних предприятия, количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей (в том числе глав крестьянских фермерских хозяйств) составляет 14 893 единиц.

По сравнению с 2018 годом общее количество субъектов малого и среднего предпринимательства республики в 2019 году снизилось и составило 20 613 единиц.

Численность занятых в малом и среднем предпринимательстве по оценочным  данным  за  2019   год   составила  40,0  тыс.  человек,  без   учета

работающих   на   индивидуальных   предпринимателей,   что   немного выше

аналогичного показателя прошлого года на 0,6 тыс. человек (39,4 тыс. человек за 2018 год).

По данным Управления Федеральной службы государственной статистики по деятельности малых и средних предприятий (с учетом микропредприятий):

1)  количество малых и средних предприятий увеличилось на 2,1 %;

2)         средняя численность по малым и средним предприятиям увеличилась на 5,8 % и составила 258,5 тыс. человек;

3)           среднемесячная заработная плата работников: на малых предприятиях уменьшилась на 0,94 % и составила 19 321,27 рубля, на микропредприятиях увеличилась на 3,13 % и достигла 15 492,5 рублей, на средних предприятиях увеличилась на 7,74 % и составила 26 004,5 рублей;

4)    оборот малых и средних предприятий уменьшилась на 7,96 % и сложился на уровне 44 313,8 млн. руб.;

5)        объем инвестиций в основной капитал малых и средних предприятий увеличился на 2,47 % и достиг 15,3 млрд. руб., оборот организаций малого бизнеса составил 435 498,9 млн. руб.

Основным и наиболее важным источником роста суммы прибыли организации и увеличения средств, направляемых на разработку и внедрение новых видов продукции, техническое перевооружение производства, его расширение, удовлетворение интересов собственников имущества предприятия и социальное обеспечение работников, является снижение себестоимости предлагаемого товара или услуги при одновременном повышении его качества. Именно в этом заключается успешная конкурентная борьба в процессе выживания в рыночных условиях. Для привлечения большего числа покупателей предприятию необходимо занять большую долю на рынке, снизить цены, потеснить конкурентов, что в конечном итоге приведет к увеличению общей массы прибыли за счет количественного роста объема продаж.

Поэтому для достижения экономии затрат и получения прироста прибыли необходимо добиться опережающего роста доходов по структурным подразделениям по отношению к расходам. А этой цели можно достичь и за счет увеличения объемов продаж, и за счет изменения ассортимента продаваемой продукции и оказываемых услуг.

Также реально снизить расходы по себестоимости можно, если постепенно наращивать потенциал и повышать производительность труда, что приведет автоматически к сокращению потерь рабочего времени и ликвидации скрытой безработицы.

Премирование по результатам сформирует у работников объективный экономический интерес к росту прибыли, что даст толчок к совершенствованию сложившейся системы материального поощрения и оплаты труда работников. Исходя из этого, особо заинтересовать руководство предприятий может такая система оплаты труда, которая будет основываться на участии работников в распределении прибыли и создании рабочей собственности. Такая экономико-мотивационная система широко распространена за рубежом и эффективно используется.

Это достигается за счет более сильной мотивации работников к получению высоких результатов работы предприятия, формированию чувства причастности, ответственности и вовлеченности, что в конечном итоге приведет к включению резервов мотивации собственника [32, с.86].

Таким образом можно сделать вывод, что за последние два года малые и средние предприятия демонстрируют снижение темпов экономического роста по основным показателям деятельности, хотя по ряду показателей сохраняется положительная динамика. Основные количественные показатели, характеризующие бизнес представлены в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1 – Количество субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Москве

 

№ п/п

 

Показатели

Ед. измерения, ед.

Прогноз 2021

Факт за отчетный

2017

2018

2019

 

1.

Количество организаций

6 542

6 883

5 724

5 974

2.

Количество малых и средних

предприятий

302

309

333

350

3.

Количество микропредприятий

2 691

3 029

3 485

3 800

4.

Количество индивидуальных

предпринимателей

7 010

6 908

6 873

6 900

 

По данным налоговой инспекции наблюдается положительная динамика роста количества малых и средних предприятий, но снижение организаций и индивидуальных предпринимателей на 35 ед. (таблица 2.1).

На рисунках 2.1 и 2.2 представлена информация о количестве малых и средних предприятий.

Рисунок 2.2 -Количество субъектов малого и среднего предпринимательства г. Москвы

На 1 января 2019 г. на территории города функционировало 10 691 субъекта малого и среднего предпринимательства, в том числе 333 средних и малых предприятия, 3 485 микропредприятий, 6 873 индивидуальных

предпринимателя. (рисунок 2.2).[12]

За 2019 год прекратили деятельность 1 071 индивидуальный предприниматель, что меньше на 100 предпринимателей, чем в 2018 году.

Снижается показатель по вновь зарегистрированным организациям и индивидуальным предпринимателям, в 2019 году зарегистрировано 342 организации и 895 индивидуальных предпринимателей, что на 104 организации и на 96 индивидуального предпринимателя меньше, чем в 2018 году.

 

Рисунок 2.3 - Количество  зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в г. Москве, человек.

 

На 1 января 2019 г. на территории города зарегистрировано 6873 индивидуальных предпринимателей (рисунок 2.3), в прогнозируемом периоде их количество будет снижаться, а количество организаций увеличиваться, и соответственно увеличится вклад во все социально- экономические параметры развития города.

На рисунке 2.4. отражена структура малого предпринимательства по основным видам экономической деятельности. Превалирующими видами деятельности по состоянию на конец 2019 года являлись оптовая и розничная торговля, строительство, операции с недвижимым имуществом, транспорт и связь. В последнее полугодие сектор предпринимательства, занимающийся

операциями с недвижимым имуществом, сократился вдвое в связи тем, что с 2019 года не учитываются услуги аренды и предоставления услуг.

 


 

Рисунок 2.4 - Распределение числа малых и средних предприятий по основным видам экономической деятельности в 2019 г.

 

Наиболее привлекательной для предпринимательства по-прежнему остается оптовая и розничная торговля (27,3 %), строительство (11,3 %), производство (10.9 %), транспорт и связь (8,0 %), операции с недвижимостью (7,4 %), предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (7,4 %), прочие (24,6 %). (рисунок 2.4).

Оценка малого и среднего предпринимательства в 2019 г. и прогноз его развития свидетельствует о влиянии на развитие предпринимательской сферы в городе Москве общероссийской тенденции к снижению показателей.

 

2.2   Методики оценки эффективности деятельности для поддержки малого и среднего предпринимательства

 

Методика оценки эффективности государственной политики в отношении деятельности малого и среднего бизнеса предполагает оперирование рядом понятий, среди которых можно выделить следующие - понятие «результативность» и понятие «Эффективность».

При этом не определено, как определить максимальный результат и его ценность. В связи с этим при расчете эффективности программы используется зарубежный опыт. Это не совсем адекватная мера, но других вариантов для сравнения нет, поскольку российский опыт реализации политик в отношении малого и среднего бизнеса недостаточен.

В этом случае определение эффективности вполне понятно. Но реальных критериев эффективности нет. Это существенные недостатки современной оценки эффективности политики в отношении малого и среднего бизнеса в России.

Оценка эффективности политики в отношении малого и среднего бизнеса включает определение эффективности реализации программ поддержки малого и среднего бизнеса.

По окончании текущего периода появляется отчет о результатах работы программы, который позволяет определить эффективность данной программы, накапливать статистику.

Оценка достижения планового значения каждого показателя результативности (целевого индикатора) программы определяется по формуле 2.1.

О= Ф , (2.1)

П

где:

О - оценка достижения планового значения целевого индикатора;

Ф    -    показатель   фактически    достигнутого   значения    целевого индикатора;

П   -   плановое  значение   целевого  индикатора  в   соответствии   с программой (подпрограммой).

Уровень достигнутых значений целевых индикаторов по программе  в целом определяется по формуле 2.2.

О12 3

Уо=                  , (2.2)

К

где:

Уо - уровень достигнутых значений показателей результативности (целевых индикаторов) по программе (подпрограмме) в целом;

О1, О2, О3 ... - значения оценки достижения плановых значений каждого из целевых индикаторов;

К - количество целевых индикаторов.

Коэффициент финансового обеспечения программы (подпрограммы) отражает отклонение фактического объема финансирования от его планового значения и определяется по формуле 2.3.

Оценка   эффективности    реализации   программы   (подпрограммы) определяется по формуле 2.4.

 

Эп= Уо , (2.4)

Иб

где:

Эп - оценка эффективности реализации программы (подпрограммы);

Уо - уровень достигнутых значений целевых индикаторов по программе (подпрограмме) в целом;

Иб - коэффициент финансового обеспечения программы (подпрограммы).

Эффективность реализации программы (подпрограммы) признается высокой, в случае если значение Эп составляет не менее 0,8.

Эффективность реализации программы (подпрограммы) признается средней, в случае если значение Эп составляет не менее 0,5.

Результаты реализации Муниципальной программы «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в городе Москве» за  2017 – 2019годы представлены в таблице 2.3.

 

Таблица 2.3 – Оценка эффективности программы

 

Наименование показателей

2017г.

2018г.

2019 г.

План

Факт

План

Факт

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

Объемы финансирования, тыс. руб.

 

17 918,6

 

16 832,8

 

12 971,03

 

11 482,77

 

7 849,3

 

7 774,757

Значение оценки эффективности реализации программы

 

 

 

1,05

 

 

 

1,03

 

 

 

1,01

 

За период реализации 2017-2019 годы оценка эффективности рассчитанная по утвержденной методике свидетельствует как высокая, все запланированные мероприятия были проведены.


 

3     ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕРОПРИЯТИЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ГОРОДЕ МОСКВЕ

 

3.1                      Мероприятия        развития        малого        и        среднего предпринимательства города Москвы

 

Москва имеет ряд преимуществ и свои ресурсы развития (земли города, водные ресурсы, трудовые ресурсы, транспортную, инженерную и социальную инфраструктуру, инфраструктуру обслуживания населения, научно-образовательный и инновационный потенциал, ресурсы муниципальной собственности, малое и среднее предпринимательство).

Учитывая ресурсный потенциал, экономические возможности, исторический фон, географическое положение, существующие административные барьеры и т. Д., На наш взгляд, наиболее очевидны следующие точки развития:

1) Москва - столица.

Территория города составляет 11 238 га (преобладает среди других городов). Москва - административный, транспортный, информационный и культурный центр. В Москве хорошо развита транспортная инфраструктура: в городе есть автовокзал, железнодорожный вокзал, аэропорт.

2) Москва - город активной городской общины.

Москва - город со своим психологическим микроклиматом. Москвичи отличаются своим характером от жителей других городов, среди них много талантливых людей в самых разных областях. Молодежь города талантлива, образованна, креативна, имеет интересные идеи и проекты.

В городе относительно невысокие социальные конфликты. Человеческое развитие - одно из возможных приоритетных направлений.

3) Москва - город - строительная площадка (Москва - город пространственной или городской застройки).

Москва - динамично развивающийся город. Он активно совершенствуется как в производственном, так и в социальном направлении. Ежегодно в городе вводятся в эксплуатацию крупные социальные объекты.

4) Москва - город предпринимателей (или город возможностей для предпринимательства).

Предприниматели города - инициативные люди, заботящиеся о внешнем виде своего города, с собственными творческими идеями, обладающие высоким творческим потенциалом. Они активно участвуют во всех ежегодных мероприятиях, проводимых Администрацией города Москвы (конкурсы, партнерские встречи, выставки и ярмарки и др.).


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Малое предпринимательство является важнейшей сферой современной рыночной экономики. Ее развитие означает быстрое создание новых рабочих мест, оживление на товарных рынках, появление самостоятельных источников дохода у значительной части экономически активной части населения, снижение социальных нагрузок на расходы бюджетов.

Существующая система поддержки малого бизнеса МФРП в регионе ориентирована на поддержку предпринимательства вне зависимости от его вида деятельности.

Сложившаяся объективная ситуация сокращения финансирования фондом направлений поддержки и переориентации его на адресную поддержку открывает возможности для балансирования интересов государства и бизнеса, что, на наш взгляд, удовлетворит потребности бизнеса региона в определенных условиях. виды целевых программ.

Малое и средний бизнес обладает большими потенциальными возможностями для роста производства товаров и услуг, играет важную роль в решении экономических и социальных задач - увеличение валового продукта и налоговой базы, создание новых рабочих мест, насыщение потребительского рынка товарами и услугами.

Сложившаяся объективная ситуация сокращения финансирования фондом направлений поддержки и переориентации его на адресную поддержку открывает возможности для балансирования интересов государства и бизнеса, что, на наш взгляд, удовлетворит потребности бизнеса региона в определенных условиях. виды целевых программ.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Акмаева, Р. И. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент: учебник / Р. И. Акмаева. – Москва : Финансы и статистика, 2019. – 208 с.

2. Александрова, А.В. Стратегический менеджмент: учебник / А.В. Александрова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 320 c.

3. Андреев, В.И. Саморазвитие менеджера / В.И. Андреев. - М.: Дело, 2018. – 275 с.

4. Анкона, Д. Команды прорыва. Источники инноваций и лидерства в отрасли : учебное пособие / Д. Анкона. – Москва : ГревцовПаблишер, 2018. - 336 c.

5. Аниськова, О. Л. Разработка стратегии деятельности предприятия торговли : учебник / О. Л. Аниськова. – Москва : Папирус Про, 2019-232с

6. Аньшин, В.М. Исследование методологии и факторов ценностно ориентированного управления стратегиями в российских компаниях / В. М. Аньшин. – Москва: Папирус Про, 2018-144с.

7. Аширов, Д. А. Управление персоналом: учебное пособие / Д. А. Аширов. - М.: Проспект, 2018, 20с.

8. Багиев, Г.Л. Основы организации маркетинговой деятельности на предприятии: учебник / Г. Л. Багиев. – Москва: М, 2019. – 91с

9. Бакирова, Г. Х. Психология развития и мотивации персонала: учебное пособие / Г. Х. Бакирова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 20с. 2018г.

10. Балашов, А.П. Основы менеджмента: учебное пособие / А.П. Балашов. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 288 c.

11. Басовский, Л.Е. Менеджмент: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по экон. и упр. спец. / Л.Е.Басовский. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 214 с.

12Лавут А. А. Поиски латиноамериканской модели / // Латинская Америка. –2011. –No 2. 2. Лебедев В. По бразильской системе // Эксперт. –2018. –No 24

13.Миронова О. А. Импортозамещение: зарубежный опыт и уроки для России // Международный научно-исследовательский журнал. –2019. –No7 (38) Часть 3.

14. Новикова Н.В. Опыт реализации промышленной политики в Бразилии и Тайване // Социальные и гуманитарные знания. –2018. –No 2.

15. Татаркин А., Макарова И., Рудаков Р. Уроки зарубежного опыта импортозамещения // Экономист. –2019. –No 5.

16. Федосеева Г. А. Мировой опыт развития импортозамещения промышленного производства // Известия Иркутской государственной экономической академии. –2018. –Т. 25, No 6.


 

Скачано с www.znanio.ru

СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………

СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………

ВВЕДЕНИЕ Стимулирование развития малого и среднего предпринимательства является одним из приоритетных направлений государственной политики по формированию современной экономики

ВВЕДЕНИЕ Стимулирование развития малого и среднего предпринимательства является одним из приоритетных направлений государственной политики по формированию современной экономики

Предметом исследования в работе является развитие субъектов малого предпринимательства и регулирование их деятельности со стороны государства

Предметом исследования в работе является развитие субъектов малого предпринимательства и регулирование их деятельности со стороны государства

Теоретическая часть. Малое и среднее предпринимательство и инструменты их поддержки 1

Теоретическая часть. Малое и среднее предпринимательство и инструменты их поддержки 1

Среднесписочная численность сотрудников микропредприятия или малого предприятия за календарный год определяется с учетом всех его сотрудников, включая сотрудников, работающих по гражданско-правовым договорам или неполный рабочий…

Среднесписочная численность сотрудников микропредприятия или малого предприятия за календарный год определяется с учетом всех его сотрудников, включая сотрудников, работающих по гражданско-правовым договорам или неполный рабочий…

Государственная поддержка субъектов малого и среднего бизнеса в

Государственная поддержка субъектов малого и среднего бизнеса в

Для реализации заявленных целей в указанном нормативно–правовом акте прописаны конкретные формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

Для реализации заявленных целей в указанном нормативно–правовом акте прописаны конкретные формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

Подходы к оценке эффективности государственной поддержки малого и среднего бизнеса

Подходы к оценке эффективности государственной поддержки малого и среднего бизнеса

Таблица 1.1 – Сравнительные характеристики подходов

Таблица 1.1 – Сравнительные характеристики подходов

Именно анализ результативности является ключевой задачей при оценке реализации программ, так как позволяет судить не только об эффективности реализации программы, но и рассчитывает стоимость достигнутых…

Именно анализ результативности является ключевой задачей при оценке реализации программ, так как позволяет судить не только об эффективности реализации программы, но и рассчитывает стоимость достигнутых…

Анализ эффективности государственной поддержки малого и среднего бизнеса 2

Анализ эффективности государственной поддержки малого и среднего бизнеса 2

За 2017-2019 гг. оказана имущественная поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства в форме передачи в аренду на долгосрочной основе муниципальных нежилых помещений в предусмотренном законом…

За 2017-2019 гг. оказана имущественная поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства в форме передачи в аренду на долгосрочной основе муниципальных нежилых помещений в предусмотренном законом…

Получение субсидий является важной составляющей для экономической деятельности предпринимательства

Получение субсидий является важной составляющей для экономической деятельности предпринимательства

Для открытости и прозрачности решений о финансовой поддержке предпринимательских проектов создан

Для открытости и прозрачности решений о финансовой поддержке предпринимательских проектов создан

Малому и среднему бизнесу оказывается консультационная и информационная поддержка по вопросам организации, ведения и развития бизнеса

Малому и среднему бизнесу оказывается консультационная и информационная поддержка по вопросам организации, ведения и развития бизнеса

Основным и наиболее важным источником роста суммы прибыли организации и увеличения средств, направляемых на разработку и внедрение новых видов продукции, техническое перевооружение производства, его расширение,…

Основным и наиболее важным источником роста суммы прибыли организации и увеличения средств, направляемых на разработку и внедрение новых видов продукции, техническое перевооружение производства, его расширение,…

Также реально снизить расходы по себестоимости можно, если постепенно наращивать потенциал и повышать производительность труда, что приведет автоматически к сокращению потерь рабочего времени и ликвидации…

Также реально снизить расходы по себестоимости можно, если постепенно наращивать потенциал и повышать производительность труда, что приведет автоматически к сокращению потерь рабочего времени и ликвидации…

Количество индивидуальных предпринимателей 7 010 6 908 6 873 6 900

Количество индивидуальных предпринимателей 7 010 6 908 6 873 6 900

Рисунок 2.3 - Количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в г

Рисунок 2.3 - Количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в г

Рисунок 2.4 - Распределение числа малых и средних предприятий по основным видам экономической деятельности в 2019 г

Рисунок 2.4 - Распределение числа малых и средних предприятий по основным видам экономической деятельности в 2019 г

Эффективность». При этом не определено, как определить максимальный результат и его ценность

Эффективность». При этом не определено, как определить максимальный результат и его ценность

О 1 +О 2 +О 3 Уо= , (2

О 1 +О 2 +О 3 Уо= , (2

Таблица 2.3 – Оценка эффективности программы

Таблица 2.3 – Оценка эффективности программы

ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ

ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ

Москва - динамично развивающийся город

Москва - динамично развивающийся город

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Малое предпринимательство является важнейшей сферой современной рыночной экономики

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Малое предпринимательство является важнейшей сферой современной рыночной экономики

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1

Миронова О. А. Импортозамещение: зарубежный опыт и уроки для

Миронова О. А. Импортозамещение: зарубежный опыт и уроки для
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.11.2023