Раздел 1
- Добрый день, ребята! В этот солнечный день пока мы шли я наблюдала за облаками, жёлтыми листочками, травой. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке.
(приветствие, приветствие гостей, инструктаж организации рабочего места)
-Девиз урока:
«Мы умные, мы старательные, в 3-ем классе учимся, всё у нас получится!»
(выступает хорошо подготовленный ученик с стихотворением про осень)
Катя
А. С. Пушкин
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
-Беседа: «О чём это стихотворение?»
-Какие признаки напоминают осень?
Раздел 2
- Как вы думаете, куда мы пришли?
-А зачем мы сюда пришли?
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить?
-Совершенно верно, ребята. Молодцы!
-А чтобы узнать, что мы будем делать на уроке, мы с вами поиграем в игру «Я диктор».
(Два
заранее подготовленных ученика выполняют роль дикторов)
- Милана и Семен будут дикторами и расскажут о погоде осенью, а вы скажете,
когда бывает такая погода в начале или в конце.
(Первый ученик) «Уважаемые радиослушатели! Сегодня солнечная погода, теплая. Легкий ветерок, все дети играют на детской площадке, катаются на велосипедах. Температура воздуха 10-12 градусов»
(Второй ученик) «Уважаемые ребята! Сегодня холодная погода, сильный дождь, трава стала желтой, вода превратилась в лёд. Температура воздуха ниже нуля.
-А для чего люди смотрят по телевизору прогноз погоды?
-Ребята, подумайте, погода летом и осенью одинаковая?
-Верно. Значит, о чем мы будем говорить на уроке?
Раздел 3
-Ребята, вот и пришли мы в гости к Осени. И она рада вас приветствовать. (показать на дендрарий)
-Осень подарила нам корзину с разноцветными листьями.
Красный лист говорит нам о том, что этим цветом нужно отмечать те задания, которые вы выполнили верно;
Желтый – была 1 ошибка;
Зеленый – было 2 и более ошибок.
(У каждого ученика есть по 3 карандаша: красный, жёлтый и зелёный для самооценки.)
-Она нам предлагает выполнить некоторые ее задания. Задания красавицы Осени вы будете выполнять в парах и группах.
-Давайте вспомним правила работы в парах.
-И первое задание нашей Осени: «Изменения в природе».
-Давайте вспомним, какой бывает природа?
-У вас на рабочих листах есть изображения живой и неживой природы.
-Ваша задача, соединить линией изображение с записью живой или неживой природы.
(время выполнения задания: 2 мин)
-Что относится к живой природе?
-Что относится к неживой природе? (взаимоотношение неживой и живой природы)
-Замечательно! И сейчас мы с вами расформируем слова «изменения в природе».
Раздел 4
2 задание на рабочих листах.
Вспомните, погоду летом и погоду, которая сейчас. (работа в парах) (зеленым цветом подчеркнуть те слова, которые относятся к изменениям природы летом, желтым – изменения характерные осенью)
Ветер Теплый; ветер холодный; дожди холодные и идет снег; дожди теплые и кратковременные; температура холодная; температура теплая; много светлых дней; пасмурно и облачно.
-Напротив задания поставьте красный кружочек если все правильно
Если 1 ошибка – желтый листочек.
Если были несколько ошибок - зеленый кружочек
-Сделаем вывод: Какая погода осенью.
-Ребята, представьте, полил дождь,
-На
улице температура снизилась, похолодало. Наступил конец осени (поздняя осень).
Появились другие явления в природе.
-И сейчас мы выполним следующее задание Осени. У вас ребята, на рабочих листах есть слова с названиями явлений осени, что происходит с природой. Посмотрите на эти слова, прочитайте. Я буду показывать картинку, а вы в паре обсудите, какое это явление и скажите нужные слова. (иней, заморозки, туман, ледостав)
- Сделаем вывод.
-Ребята, а что вы знаете про ледостав? Что нельзя делать при этом явлении? Давайте вспомним правила, о которых мы говорили с вами во 2 классе.
Раздел 5
(Подготовленный ребенок читает стихотворение о ласточке)
Афанасий Фет
Ласточки пропали
Ласточки пропали,
А вчера зарёй
Всё грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.
С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
-Ребята, к нам заглянула в гости ласточка. Как вы думаете, что ест ласточка?
-Она полетела в теплые края. Как вы думаете, почему?
-Поэтому она улетела со своими друзьями: вороной, лебедем, гусем.
-Но некоторые птицы всё же остаются в наших краях.
-И
красавица Осень попросила этих птичек прилететь к нам на урок.
-А чтобы узнать что это за птицы, вам нужно разгадать загадки Осени.
Хоть я не молоток -
По дереву стучу:
В нём каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.
(Дятел)
В тёплый край не улетают,
На морозе распевают,
Эти птички-невелички
Называются …
(синички)
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи подбирает,
По ночам кочует
- Коноплю ворует.
(Воробей)
Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой.
(Клёст)
-Расскажите, что за птицы к нам прилетели в гости? Что о них знаете?
-Такие птицы называются оседлыми, которые всегда у нас живут.
-А как вы думаете, что делают остальные животные осенью?
Давайте сделаем вывод: Что происходит с живой природой осенью? (кружочки самооценка)
-Верно. Молодцы. Хорошо справились с заданиями Осени.
Раздел 6
-Что еще меняется осенью в живой природе помимо животных?
-Сейчас мы с вами будем наблюдать за растениями.
-Какое растение вы будете наблюдать?
- Для этого каждой группе нужно найти своё растение, которое у них указано. А чтобы быстрее найти его расположение, перед вами есть маршрут.
-После того, как выполните задание, встретимся с вами в центре нашего прекрасного дендрария.
-Сейчас каждая группа расскажет про своё растение.
- Итак, какие изменения в жизни растений произошли с наступлением осени?
-В нашем парке, помимо растений, есть ещё и животные и птицы. Кого мы тут можем наблюдать?
Раздел 7
-Красавица Осень рада была побывать у вас на уроке. И она хотела бы спросить, все ли вы запомнили, что мы делали на уроке и что узнали.
-О чём мы с вами говорили на уроке? Что мы узнали? Какие явления и признаки осени вы запомнили?
-Что происходит с живой природой осенью? Какие птицы остаются на зиму в наших краях?
-Молодцы. Вы работали сегодня на ура.
-Ребята, ну работали сегодня просто замечательно. И давайте оценим нашу работу на рабочих листах. Посчитайте, какое у вас количество кружков на листочке?
-Всем спасибо за урок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.