Статья особенности развития речи дошкольников посредством игровой деятельности
Оценка 4.9

Статья особенности развития речи дошкольников посредством игровой деятельности

Оценка 4.9
docx
22.01.2024
Статья особенности развития речи дошкольников посредством игровой деятельности
статья Особенности развития речи дошкольников посредством игровой деятельности.docx

Особенности развития речи дошкольников посредством игровой деятельности         

 

Дошкольный возраст-это уникальный и ответственный период развития ребенка, когда закладываются основы личности, формируются воля и произвольное поведение, интенсивно развиваются воображение, творческие способности, общая инициатива. Впрочем, все эти важные качества складываются не на занятиях, а в ведущей и основной деятельности дошкольника - в игре.

Одно из самых существенных изменений, которое отмечают не только психологи, но и большинство опытных воспитателей дошкольных учреждений, состоит в том, что дети в детских садах стали все меньше и хуже играть, особенно сократились (как по количеству, так и по продолжительности) сюжетно-ролевые игры.

Дошкольники фактически не знают традиционных детских игр и не умеют играть. Основной причиной обычно называют нехватку времени для игры. Действительно, в большинстве детских садов распорядок дня перегружен разнообразными занятиями, и для свободной игры остается меньше часа.

Впрочем, даже в этот час дети, по наблюдениям педагогов, не могут играть содержательно и спокойно - они балуются, дерутся, толкаются -поэтому воспитатели склонны заполнять свободное время детей спокойными занятиями или прибегать к дисциплинарным мерам. В то же время они утверждают, что дошкольники не умеют и не хотят играть [18, с. 29].

Это действительно так. Игра не рождается сама по себе, а передается от одного поколения детей к другому-от старшего к младшему. На сегодняшний день эта связь поколений детей прервана (разновозрастные детские сообщества - в семье, во дворе, в квартире-встречаются только в виде исключения). Дети растут среди взрослых, а у взрослых нет времени играть, и они не знают, как это делать, и не считают это важным. Если они занимаются детьми, то учат их. В результате игра исчезает из жизни дошкольников, а вместе с ней уходит и само детство.

Свертывание игры в дошкольном возрасте очень печально сказывается на общем умственном и личностном развитии детей. Как известно, именно в игре наиболее активно развиваются мышление, эмоции, общение, воображение и сознание ребенка.

Достоинство игры перед любой другой детской деятельностью состоит в том, что в ней ребенок сам, самовольно выполняет определенные правила, и именно соблюдение правил доставляет максимальное удовольствие. Это придает поведению ребенка смысл и осознанность, делает его из полевого в волевое. Поэтому игра-это фактически единственная область, где дошкольник сможет продемонстрировать свою инициативу и творческую активность.

И в то же время именно в игре дети учатся управлять и оценивать себя, осознавать, что они делают, и хотеть поступать правильно. Отношение современных дошкольников к игре (а следовательно, и к самой игровой деятельности) существенно изменилось. Вопреки сохранению и распространенности некоторых игровых сюжетов (прятки, салочки, дочка-мама), дети в подавляющем большинстве случаев не знакомы с правилами игры и не считают обязательным их соблюдение. Они прекращают соотносить свое поведение и свои желания с образом идеального взрослого или образом правильного поведения.

Но именно эта самостоятельная регуляция их действий делает ребенка сознательным субъектом их жизни, делает их поведение сознательным и произвольным. Безусловно, это не означает, что современные дети не осваивают правила поведения - бытовые, образовательные, коммуникативные, дорожные. Впрочем, эти правила приходят извне, от взрослых, и ребенок вынужден их признавать и подстраиваться под них [24, с. 51].

Основное достоинство правил игры состоит в том, что они добровольно и ответственно принимаются (или генерируются) самими детьми, поэтому у них присутствует представление о том, что делать и как это делать, в сочетании с желаниями и эмоциями. В разработанной форме игры дети сами хотят действовать правильно. Вывод таких правил из игры может указывать на то, что у современных детей игра перестает быть «школой произвольного поведения», но никакая другая активность для ребенка 3-6 лет не может выполнять эту функцию.

Но произвол-это не только действия по правилам, это осознанность, независимость, ответственность, самоконтроль, внутренняя свобода. Проиграв игру, дети не усваивают всего этого. В результате их поведение становится ситуативным, непроизвольным, зависимым от окружающих взрослых.

Наблюдения свидетельствуют о том, что современные дошкольники не умеют организовывать собственную деятельность, наполнять ее смыслом: они слоняются без дела, толкаются, перебирают игрушки и т. д. Большинство из них не обладают развитым воображением, не обладают творческой инициативой и самостоятельным мышлением. А ввиду того, что дошкольный возраст представляет собой оптимальный период для формирования этих важных качеств, трудно питать иллюзию, что все эти способности проявятся сами собой позже, в более зрелом возрасте. Между тем родителей, как правило, эти проблемы мало волнуют.

Основным показателем эффективности детского сада и благополучия ребенка является степень готовности к школе, которая проявляется в умении считать, читать, писать и следовать указаниям взрослого. Такая «готовность» не только не содействует, но и мешает нормальному школьному образованию: устав от обязательных школьных занятий в детском саду, дети часто не хотят ходить в школу или теряют интерес к обучению уже в младших классах [8, с. 17].

Преимущества раннего обучения сказываются только в первые 2-3 месяца школьной жизни - таких «готовых» детей больше не нужно учить читать и считать. Но как только необходимо продемонстрировать самостоятельность, любознательность, умение решать и думать - эти дети сдаются и ждут указаний взрослого. Излишне говорить, что такая пассивность, недостаток интересов и независимости, внутренняя пустота будут иметь очень печальные результаты не только в школе [20, с. 52]

Игра-это один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми с целью воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения.

Теоретические представления о сущности детской игры, разработанные в отечественной психологии, в основном сводятся к следующему:

- игра заняла свое место среди других воспроизводящих видов деятельности, будучи ведущей в дошкольном возрасте. Именно в ходе игры как ведущей деятельности формируются главные психические новообразования этого возраста;

- игра-это особая, социальная деятельность по своему происхождению, содержанию и структуре;

- развитие игры возникает не спонтанно, а зависит от условий воспитания ребенка, т. е. социальных явлений.

Общественность в жизни ребенка -это группа детей, в которой он живет и развивается. Его главное занятие-играть в игры.

Существенный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок извлекает идеи, которые он связывает со словом. Игра и работа служат сильнейшими стимулами для самостоятельной деятельности детей в области языка; они должны применяться в основном в интересах развития детской речи.

С предметами, представленными в игре, ребенок вступает в частое повторное общение, в результате которого они легко воспринимаются, запечатлеваются в памяти. Каждый объект имеет свое собственное имя, каждое действие имеет свой собственный глагол.

Слово-это часть реальности для ребенка. Это подразумевает, насколько важно в интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка продуманно организовать их игровую среду, предоставить им соответствующий выбор предметов, игрушек, которые будут питать эту деятельность и, на основе обогащенного запаса конкретных идей, развивать их язык.

Участие педагога в свободных играх детей не может ограничиваться организацией ситуации, подбором игрового материала Он должен интересоваться самим игровым процессом, давать детям новые слова и выражения, относящиеся к новым ситуациям; рассказывая им о сути их игр, влиять на обогащение их языка. Направляя наблюдения детей при знакомстве с окружающей средой, воспитатель должен способствовать тому, чтобы жизнь, рассматриваемая детьми, побуждала их воспроизводить свои положительные, лучшие стороны в игре и в языке [13, с. 44].

Таким образом, педагогические мероприятия по организации свободной игры детей сводятся к следующему:

- Организовать место для игры, отвечающее возрасту и количеству детей, играющих на нем.

- Продумывать выбор игрушек, материалов и руководств и постоянно следить за их обновлением в соответствии с потребностями развивающего игрового процесса и общего развития детей.

- Направляя наблюдения за детьми, способствовать проявлению положительных аспектов социальной и трудовой жизни в игре.

- Способствовать группировке детей в игре (по возрасту, развитию, речевым навыкам), содействовать росту и развитию языка более слабых и отстающих. Рекомендуется включать в игру малышей постарше.

- Демонстрировать интерес к детским играм посредством бесед, связанных с их содержанием, руководить игрой и в процессе такого руководства упражнять детский язык.

Ребенок, который постоянно играет, говорит; он также говорит, если играет один, манипулирует предметами, которые не стимулируют разговор.

Но есть игрушки, ценность которых как стимулов для выражения детской речи исключительна. Это игрушки, которые изображают одушевленные предметы: животных, людей. Лошадь, с которой играет ребенок, для него-живое существо. Он говорит с ней так, как хозяин, который служит ей или работает с ней, говорит со своей живой лошадью.

Наиболее значимой является воспитательная роль куклы. Это понимают все, кто наблюдал за правильно организованными кукольными играми.

Нет такой игры, которая выставляла бы столько причин для проявления детской речи, как игра в куклы. Кукла-это человек, член коллектива маленьких людей, которые живут своей собственной жизнью и отражают эту жизнь-словом, игра. Но эта жизнь требует педагогического руководства.

Игры с куклами, при условии их правильной организации и педагогического руководства, открывают широкие возможности для ориентации детей в различных формах и установках социальной и трудовой жизни. Играя с куклами, обслуживая их, дети овладевают рядом навыков, относящихся к повседневной бытовой, трудовой жизни, для них наиболее близких и понятных, навыков, к которым мы приносим их в первую очередь, которые они закрепляют в игре и из которых каждый требует сотрудничества языка. Взрослые не обращают должного внимания на бесплатные, но под педагогическим контролем, детские игры, которые обретают форму. В режиме детского дня таким играм должно быть отведено определенное время, отвечающее их ценности. Воспитатели должны освоить методы организации таких игр, в первую очередь в интересах развития детского языка [31, с. 65].

Отдельного внимания требуют так называемые подвижные игры. Эти игры определены конкретными правилами, которым трудно следовать маленьким 3-4-летним детям.

Осмысленное, обстоятельное, многократное разъяснение детям правил игры, совместное обсуждение с ними условий ее реализации - это уже путь к развитию их языка. Хорошо бы привести детей постарше, чтобы они разумно объяснили правила той или иной игры своим друзьям, которые еще не знакомы с ней. Время от времени следует приглашать всю детскую команду вместе поговорить о том, как мы проводим ту или иную игру. Мы придаем большое значение таким заявлениям. Определенное значение для развития языка приобретают игры, включающие в себя художественный текст, рифму, обязывающую к тому или иному игровому действию («Совушка», «Кони», «Лохматый пес» и др.).

В начале, предлагая новую игру, воспитатель сам четко и экспрессивно читает рифму, связанную с ней. Во время игры стихи читаются несколько раз, а любимые детские игры, как правило, повторяются много раз. Поэтому неудивительно, что дети быстро запоминают текст стиха; затем они могут читать его сами во время игры. Стихи такого рода, а также те, которые появляются в игре подсчета, подчиняются тем же требованиям, что и стихи в целом. Мы уже говорили об огромной роли, которую играет взрослый, когда употребляет слово, чтобы познакомить ребенка с миром вещей. Он выступает посредником между объектом и ребенком, содействует последовательному выделению сознанием ребенка отдельных объектов из окружающей сложной среды, вводит названия объектов. Это случается в процессе самой жизни, в общении с вещами, представленными в ней [29, с. 15].


 

Особенности развития речи дошкольников посредством игровой деятельности

Особенности развития речи дошкольников посредством игровой деятельности

В результате игра исчезает из жизни дошкольников, а вместе с ней уходит и само детство

В результате игра исчезает из жизни дошкольников, а вместе с ней уходит и само детство

В разработанной форме игры дети сами хотят действовать правильно

В разработанной форме игры дети сами хотят действовать правильно

Излишне говорить, что такая пассивность, недостаток интересов и независимости, внутренняя пустота будут иметь очень печальные результаты не только в школе [20, с

Излишне говорить, что такая пассивность, недостаток интересов и независимости, внутренняя пустота будут иметь очень печальные результаты не только в школе [20, с

Участие педагога в свободных играх детей не может ограничиваться организацией ситуации, подбором игрового материала

Участие педагога в свободных играх детей не может ограничиваться организацией ситуации, подбором игрового материала

Лошадь, с которой играет ребенок, для него-живое существо

Лошадь, с которой играет ребенок, для него-живое существо

Определенное значение для развития языка приобретают игры, включающие в себя художественный текст, рифму, обязывающую к тому или иному игровому действию («Совушка», «Кони», «Лохматый пес» и…

Определенное значение для развития языка приобретают игры, включающие в себя художественный текст, рифму, обязывающую к тому или иному игровому действию («Совушка», «Кони», «Лохматый пес» и…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2024