Методическая разработка урока по обществознанию
в 9 классе на тему: «Права и свободы человека и гражданина»
Предмет: обществознание
Класс: 9
Дидактическая цель урока: сформировать знания учащихся о правах и свободах человека и гражданина, раскрыть значение российских и международных правовых документов.
Задачи:
- обучающая: ознакомиться с содержанием статей главы 2 Конституции РФ, Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребенка; сформировать у учащихся понимание всеобщего характера тех прав, о которых говорится в Декларации и Конвенции; показать способы их реализации в жизни;
- развивающая: способствовать формированию интереса учащихся к нравственно-правовым вопросам; развивать умение излагать собственную точку зрения и принимать во внимание позицию других;
- воспитательная: воспитывать чувство ответственности за поступки и уважение к закону.
Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.
Формы урока: фронтальный, групповая работа (практикум).
Методы обучения:
- методы формирования новых знаний: 1)объяснительно-иллюстративный и репродуктивный (рассказ, объяснение, изучение литературы, демонстрация материала, опрос); 2) проблемный и частично-поисковый: проблемная беседа, создание ситуации затруднения; 3) исследовательский (решение задач творческого уровня, самостоятельное решение проблемной ситуации, классификация);
- метод организации деятельности учащихся: 1) методы, предполагающие взаимные действия учителя и учащихся ("мозговой штурм", дискуссия, практикум, выступления учащихся с докладами); 2) методы самостоятельной работы учащихся (изучение материалов учебника, действия с таблицей);
- методы контроля и самоконтроля: тестирование, устный и письменный опросы;
- методы формирования личностных результатов: беседа, убеждение, рефлексивные методы, воспитывающие ситуации.
При разработке урока учтены возрастные особенности и уровень подготовки обучающихся.
Основной учебник: Боголюбов Л.Н. Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений, М: Просвещение, 2012.
Основные понятия: права, свободы, человек, гражданин, декларация, конвенция, Конституция РФ, гарантии прав и др.
Оборудование: учебник, мультимедийный проектор, магнитно-маркерная доска, компьютер, презентация, наглядный и раздаточный материалы.
Структура урока:
I блок – целевой – 5 мин.
· Организационный момент.
· Актуализация знаний.
· Мотивация.
· Целеполагание.
II блок – процессуальный – 35 мин.
· Введение новой информации.
· Осознание и осмысление полученной информации.
· Закрепление знаний и умений.
III блок – аналитический – 5 мин.
· Подведение итогов урока.
· Этап информированности учащихся о домашнем задании.
· Этап рефлексии.
· Заключительный этап.
Ход урока
I блок – целевой.
1. Организационный этап (1 мин).
Приветствие учителя и учащихся; отчет дежурного и фиксация отсутствующих; организация внимания и внутренней готовности.
2. Актуализация знаний по теме (4 мин).
Учитель: Ребята, посмотрите на слайд и вопросы, которые представлены на нем.
1. Слышали ли вы о дискриминации личности? (это негативное отношение к правам людей определенной социальной группы, ущемление их прав или даже лишение)
2. Должны ли люди быть равны в своих правах? (да, иначе начнутся противоречия в обществе, социальное неравенство, конфликты)
3. Какой документ называют «законом высшей юридической силы»?
Мы видим с вами на экране выдержку из Конституции РФ (ст. 2), которая провозглашает: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.".
Мотивация: у вас есть паспорт РФ? Да. Значит, вы все являетесь гражданами Росс. Федерации, обязаны знать свои права и свободы, и помнить об ответственности за свои поступки.
Подводим мини-итог: Любое государство должно обеспечивать единство законов, гарантировать и защищать права своих граждан. Конституция – это закон, который имеет высшую юридическую силу во всей системе правовых актов. Статья 2 Конституции РФ называет права и свободы высшей ценностью и указывает, что признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина – обязанность государства.
Следовательно, темой нашей беседы сегодня будет ... "Права и свободы человека и гражданина" Запишем ее в тетради.
Посмотрите, какие задачи мы должны решить сегодня на уроке? (кто-то зачитывает).
Для начала давайте проведем небольшую разминку в форме тестирования: недавно мы изучили тему о Конституции РФ. И вот вопрос: [1]
«Какой факт свидетельствует о том, что Конституция РФ – документ высшей юридической силы?
1. Конституцию РФ приняли всенародным голосованием (в этом выражается ее законность, поскольку народ обладает властью – демократия);
2. в РФ был создан Конституционный Суд;
3. Конституция РФ действует на всей территории России;
4. законы РФ не могут противоречить Конституции (и это есть верхОвенство Конституции, ст. 15)»
II блок – процессуальный.
3. Введение новой информации.
1. Работа в тетради. Рассказ с элементами беседы
ВСПОМНИТЕ: О каких важных правах человека и гражданина вы уже знаете, какие права у вас есть? (Право на имя, на жизнь).
Понятие "право" многозначно. С одной стороны, право - это система правовых норм, т.е. правил поведения, которые установлены государством в законах и обязательны для всех граждан. Это есть объективное или позитивное право.
Но люди чаще понимают под правом свои собственные права и свободы, принадлежащие им с рождения независимо от возраста, пола, веры, расы, национальности или других признаков. И здесь речь идет уже о субъективном понятии права.
Записывают понятие права, свободы.
Права – это неотъемлемые и гарантированные государством возможности (мера возможного поведения) индивида обладать и пользоваться конкретными блАгами (личными (гражданскими), политическими, социальными, экономическими и культурными). (На слайде офиц. логотип прав).
Т.е. субъективное право есть возможность что-то делать, осуществлять, иметь достойные условия жизни. И эта возможность обеспечивается государством.
А теперь давайте определим меру "свободы человека". Свобода - это закрепленная возможность определенного поведения человека (например, свобода слова, совести, передвижения, вероисповедания). То есть это возможность выбрать вариант события и реализации его исхода. Чтобы было понятнее, приведу пример из Французской «Декларации прав человека и гражданина» (1789) (первый документ, закрепивший понятие прав человека), где свобода человека трактуется как «возможность делать всё, что не наносит вреда другому».
И раскрытие темы "Права и свободы человека и гражданина было бы неполным без определения юридич. обязанностей – это определенная законом мера должного поведения человека, участника правоотношения. Подробнее о них мы поговорим на след. уроке.
Совокупность данных понятий (прав, свобод, обязанностей) образует правовой статус личности. Он закреплен в Конституции РФ и международных документах о правах и свободах.
Принципы (главные положения) правового статуса личности: - равноправие (равный объем прав для каждого человека); - неотчуждаемость и гарантированность прав и свобод (никто не может посягать на права человека, и государство гарантирует нам защиту наших прав).
Работа с учебником, след. слайд «Каталог прав человека»
Давайте откроем с. 121 уч., 3-ий абзац «Всю совокупность норм…» (кто-то зачитывает 3 абзаца). Вся совокупность норм о правах, свободах человека составляет каталог прав человека. Он закреплен в международно-правовых документов и конституциях правовых государств.
Главным в этом каталоге является право человека на жизнь и на все то, что служит ее сохранению и развитию – ... (см слайд). Права человека принадлежат ему от рождения, их так и называют: естественные, неотъемлемые, неотчуждаемые.
Общечеловеческие правовые документы. К данным междунар. универсальным документам относится, прежде всего, Международный билль прав человека (в него входят 5 документов).
Центральное место здесь занимает Всеобщая декларация прав человека. Она была принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.
ПОДУМАЙТЕ: почему такая организация появилась именно в 1948г.? (Окончание II мировой войны, ответ на преступления против человечества).
Эта дата ежегодно отмечается как международный День прав человека. Все народы и все государства должны постоянно ориентироваться на эту Декларацию, стремиться к ее выполнению – так было решено на той исторической Ассамблее.
Помимо Всеобщей Декларации прав человека в Международный Билль о правах человека входят 2 пакта (пакт - это межд. договор, имеющий большое политическое значение) 1966г.:
1) «Международный пакт о гражданских и политических правах» и 2) «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах», и 2 Факультативных протокола к ним.
Большое значение имеет и Конвенция о правах ребенка 1989г. (особенно для вас, ведь вы еще не достигли 18 лет) - международный документ, провозгласивший ребенка полноценной личностью. Главная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспЕчении прав ребенка и со стороны родителей, и со стороны государства.
Работа с документом (Всеобщая Декларация прав человека)
Посмотрите внимательно на слайд с выдержками из Всеобщей Декларации прав человека.
Зачитайте, пожалуйста, статью, в которой говорится об ответственности гражданина перед обществом.
Статья 3 Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.
Статья 7 Все люди равны перед законом...
Статья 10 Каждый... имеет право... чтобы его дело было рассмотрено... независимым и беспристрастным судом.
Статья 12 Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь...
Статья 15 Каждый человек имеет право на гражданство.
Статья 18 Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии...
Статья 23 Каждый человек имеет право на труд...
Статья 26 Каждый человек имеет право на образование...
Статья 29 Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.
Совершенно верно, каждый человек имеет не только права, но и обязанности.
А теперь перейдем к вопросу о правах и свободах граждан в РФ.
Права и свободы человека и гражданина РФ. Эти высшие ценности демократического правового государства закреплены в главе 2 Конституции РФ и соответствуют нормам указанных выше международных документов. Вы можете сами убедиться в этом, когда откроете текст главы 2 (слайд). Расположены 48 статей Конституции не хаотично, а в зависимости от тех сфер жизнедеятельности человека, которых они касаются.
Мы видим задачи гл. 2 Конституции. И вопрос вам: в чем состоит отличие прав человека от прав гражданина. (Права человека принадлежат ему от рождения, и признаются за всеми людьми, а права гражданина связаны с его гражданством: мы, как граждане РФ, имеем права и обязанности перед гос-вом, так же, как и оно перед нами). Это важно запомнить! Показать ответ на слайде.
Итак, единая система прав, закрепленная в Конституции, охватывает основные сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную и культурную (или духовную). Слайд.
Исходя из этого, права и свободы человека и гражд. делятся на 5 групп (условное деление!):
1. гражданские (личные) права – в статьях 19-28, 45-54;
2. политические права и свободы – в статьях 29-33;
3. экономические – в статьях 34-37;
4. социальные – в статьях 38-43;
5. культурные – в статьях 43-44 (см. схему).
III этап: исследование (10-13 мин).
Работа с документом (Конституция РФ (слайд))
Ну и сейчас мы перейдем от теории к практике.
Разделить класс на 5 групп (по 2 парты), обозначить эти группы (личные, поли., соц., эконом., культ.).
Отдельно назначить и отсадить 2-х экспертов.
Далее раздать всем материал о правах с вопросами (по 1 экз. на парту).
Итак, вы получили раздаточный материал с примерами конкретных прав из главы 2 Конституции РФ. Ваша задача – внимательно исследовать их, записать в тетрадях права, которые относятся к вашей группе. И путем дискуссии попробовать добавить дополнительное, необозначенное в Констит. право к своей группе прав граждан. От каждой группы – 1 отвечающий.
Задача экспертов – распределить права по видам, выслушать ответы 5-ти групп, проанализировать их и выявить ошибки, если они будут.
В этом будет заключаться суть нашего мини-проекта «Права гражданина РФ».
В помощь вам эта памятка (вернуться к коричневому слайду о видах прав). Время выполнения задания – 5 мин.
IV этап: представление результатов исследования, отчет.
Итак, время подошло. И я прошу отвечающих представить результаты. Начнем с I-ой группы.
…. (после ответа V группы) Эксперты, подведите итоги по каждой группе (правильность ответа, дано ли дополнительное право).
После всего: т.о., наш мини-проект выглядит так: (слайд).
Мини-проект: "Права гражданина РФ".
Личные (гражданские) права |
Политические права |
Экономические права |
Социальные права |
Культурные права |
Право на жизнь |
Право на участие в управлении делами государства |
Право на частную собственность |
Право на охрану здоровья и мед. помощь |
Право на свободу творчества |
Право на свободу и личную неприкосновенность |
Право на участие в выборах |
Право на свободу предпринима-тельской деятельности |
Право на социальное обеспечение |
Право на участие в культ. жизни |
Право на свободу передвижения и выбор места жительства |
Право на мирные собрания, митинги, демонстрации, шествия |
Право наследования |
Право на защиту от безработицы |
Право пользоваться музеями, театрами, библиотеками |
Место для внесения дополнительных прав |
Беседа Обсуждение проекта:
Вопрос: Итак, какие права, на ваш взгляд, должны быть
гарантированы в
первую очередь? Личные (самые важные, неотъемлемые, неразделимые, от
рождения).
Наш проект выполнен, подведем итоги.
4. Осознание и осмысление полученной информации
Учитель проверяет с помощью вопросов усвоение материала:
1. С какими документами мы с вами познакомились на уроке?
2. Что является основой этих документов?
3. Может ли человек защищать свои права?
4. Есть ли у человека обязанности и какие?
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
5. Закрепление знаний и умений.
Класс делиться на группы по 2-3 человека.
Учащиеся выполняют задание модуля ЭОР (П-типа)
Учитель проверяет выполнение задания.
Ш блок – аналитический (2 мин).
6. Подведение итогов урока.
Итак, мы с вами выполнили задание и теперь знаем о своих правах чуточку больше. (Некоторые ошибки говорят о том, что есть еще, над чем работать).
Слайд
Сегодня мы узнали (зачитать). Цель урока достигнута. На след. занятии мы поговорим о 8-ми конст. Обязанностях граждан РФ, о системе гарантий прав и свобод, а также о правах ребенка.
Для этого нам пригодятся Памятки юному гражданину РФ и Правила защиты своих прав (раздать по 1 экз. на парту).
В Конституции РФ правам и свободам человека и гражданина посвящена 2-ая глава.
На первое место выдвинуты личные права и свободы – это права, принадлежащие человеку как биосоциодуховному существу. Такие права изначально имели статус естественных и неотчуждаемых прав, поэтому не могли быть объектом притязаний государства.
Вывод по уроку: познакомились с правами человека в декларации прав человека, в Конституции РФ, в Конвенции о правах ребенка. Выяснили о необходимости российских и международных правовых документов.
Учащиеся фиксируют вывод в тетради.
Оценки за урок: «5» - эксперты и активно работавшие, «4» - кто с ошибкой сделал проект или ответил.
7. Этап информированности учащихся о домашнем задании.
И напоследок домашнее задание.
8. Заключительный этап. Учитель благодарит за работу, прощается.
Доп. материал
Для того чтобы человек активно и плодотворно проявил себя в экономической или политической сфере, прежде всего ему необходимо найти себя как личность, осознать свое достоинство, самостоятельность и ответственность за то, что он является одним из участников общественной жизни. На втором месте стоят права политические. Именно они отражают положение человека в обществе и показывают, что он является отнюдь не винтиком в общественном механизме, а полноправным субъектом, участвующим в управлении делами государства.
Экономические права занимают третье место и касаются таких важных сфер жизни человека, как собственность, труд, отдых. Выделяются также социальные права граждан, позволяющие человеку проявить себя не только участником экономических отношений, но и полноправным субъектом во всем многообразии социальных связей и потребностей (например, право на материнство и детство).
И, наконец, можно особо выделить культурные права граждан, позволяющие человеку осознать себя частицей не только прошлого (право на доступ к культурным ценностям), но и будущего (свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества).
Далее логично обратиться к обязанностям гражданина России. Сразу подчеркнем, что каталог основных обязанностей закреплен в Конституции и, следовательно, является официальным государственным требованием к поведению граждан.
Он включает следующие обязанности:
· соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15, ч. 2);
· обязательно получить основное общее образование (ст. 43, ч. 4);
· заботиться о сохранении исторического и культурного наследия (ст. 44, ч. 3);
· платить налоги и сборы (ст. 57);
· сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природ.богатствам (ст. 58);
· защищать Отечество (ст. 59).
Список короткий, но, если хорошо вдуматься в эти требования, можно сделать такой вывод: перед каждым из нас стоит святая обязанность – хранить свое Отечество.
Юридические гарантии и система защиты прав человека.
ПОДУМАЙТЕ: Может ли свобода быть абсолютной? Почему права нуждаются в защите?
Вы уже знаете, как высоко подняла статус человека Конституция РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст. 2). И в связи с этим закрепила обязанность государства – признавать, соблюдать и защищать его права и свободы (ст. 2).
Среди высших ценностей человеческой цивилизации права человека занимают центральное место, потому что позволяют применить «человеческое измерение» ко всем сторонам нашей жизни, общественного и индивидуального бытия – к государству, к экономической, социальной, политической, правовой и культурной сферам.
Современная наука убедительно доказала, что все самые сложные государственные и правовые проблемы в конечном счете отражаются на состоянии прав человека, а значит, на условиях его существования.
Вполне закономерен вопрос: обеспечена ли защита наших прав, возможность их реализовать – осуществить, исполнить, претворить в жизнь?
На этот вопрос Конституция дает прямой ответ: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется» (ст. 45).
Основные юридические гарантии защиты прав человека закреплены в главе 2 Конституции (ст. 46-54) и отвечают общепризнанным мировым стандартам. Последовательно знакомясь с содержанием этих статей, вы поймете главное: у вас есть гарантии защиты своих прав через суд (вплоть до обращения в Европейский Суд по правам человека); вы можете получить квалифицированную юридическую помощь; у вас есть право на возмещение государством вреда,причиненного незаконными деяниями органов государственной власти, должностными лицами.
Но любые гарантии были бы бесполезны, если бы не существовала определенная система органов защиты прав человека – механизмов защиты, как говорят юристы.
Во-первых, главным гарантом наших прав и свобод является Президент РФ (ст. 80, ч. 2). При Президенте создан Совет по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Важнейшая задача Совета – изучать реальное состояние нашего законодательства, а также правоприменительной практики в области прав человека. На этой основе Совет готовит свои рекомендации Президенту.
Естественно, что одной из главных задач Правительства РФ также является осуществление мер по обеспечению прав и свобод граждан (ст. 114, пункт «е»).
Во-вторых, впервые в нашей истории введена должность Уполномоченного по правам человека (ст. 103, пункт «д», а также Федеральный закон «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» (1997). Его главная задача – способствовать защите нарушенных прав человека, совершенствованию нашего законодательства в области прав человека.
И в-третьих, наиболее массовый вид защиты прав человека – судебная система (подробный разговор о ней состоится на отдельном уроке). Предваряя эту тему, отметим: поскольку суд является органом государственной власти, судебная защита является одним из видов государственной защиты прав человека. При этом, если человек не удовлетворен решением районного суда (первого звена судебной системы), он может обратиться выше – вплоть до Верховного Суда РФ или Конституционного Суда РФ. А далее, если сочтет необходимым, он может обратиться в Европейский Суд по правам человека. Это последнее звено в системе защиты.
Ситуация. В начале 2007 г. в СМИ прошла информация: Евгений Веденин (из Татарстана) получил 1 млн рублей компенсации за незаконное уголовное преследование. По ложному обвинению в убийстве он провел в заключении 4 года. Поскольку смертная казнь в России временно приостановлена, обвиняемого приговорили к 15 годам строгого режима. Оправдали его после того, как случайно был арестован и выявлен подлинный преступник. Суд признал судебную ошибку. А если бы смертная казнь у нас не была приостановлена?
И все-таки именно суд в конечном итоге сумел защитить права Е. Веденина.
Права ребенка. Ребенок располагает ровно тем же объемом прав и свобод, что и взрослый. И все-таки между ними есть различия, причем в пользу ребенка. И это понятно: ведь каждый ребенок «ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специфической охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту». Так было записано в Декларации прав ребенка, принятой ООН в 1959 г. Можно считать, что этот короткий документ (всего 10 статей – принципов) открыл «эпоху прав ребенка». Первый его принцип гласит, что «права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства…».
Однако данная Декларация – это лишь заявление о намерениях. Поэтому в 1989 г. была принята Конвенция о правах ребенка. Ее немедленно подписали представители многих стран, в том числе и нашей. И это уже международный договор, юридический документ, обязательный к исполнению.
Работа с документом. (Конвенция о правах ребенка (преамбула).(Приложение 1.)
Учитель дает задание:
- ознакомьтесь с Конвенцией о правах ребенка.
Учащиеся знакомятся с информацией и отвечают на вопросы учителя.
- В каком году вышел данный документ? (1989 г.)
- Каковы его цели? (закрепить правовой статус ребенка и обязанности государств-участниц)
- Скажите, пожалуйста, объем прав зависит от возраста?
Из содержания Конвенции очевидно, что здесь поставлены две главные цели:
1. закрепить правовой статус ребенка путем введения международного каталога его прав;
2. закрепить обязанности государств-участников.
Согласно первой цели, Конвенция прежде всего обозначила возрастные границы детства: ребенком является каждое человеческое существо, не достигшее 18-летнего возраста.
Далее излагался каталог прав ребенка. На первое место, конечно же, поставлено право ребенка на жизнь (ст. 6) и на все то, что необходимо для полноценного развития личности: права на образование, социальное обеспечение, свободу мысли, совести, религии, на свободное выражение своего мнения и др.
Что касается государств-участников, Конвенция обязала их принять все необходимые меры, чтобы защитить ребенка от любых форм дискриминации, физического и психического насилия, грубого обращения и эксплуатации, создать условия для наилучшего обеспечения интересов ребенка.
Наша страна одной из первых подписала Конвенцию о правах ребенка. В связи с этим в отечественное законодательство (семейное, гражданское, трудовое, уголовное право) вносятся изменения, учитывающие права ребенка. В частности, в Семейный кодекс РФ включена специальная глава – «Права несовершеннолетних детей» (гл. 11). Подробнее с ее содержанием вы познакомитесь на следующих уроках.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.