Методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине:
ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ
Тема урока: Социальная стратификация. Социальная мобильность
Пояснительная записка
В современных условиях существует необходимость формирования у студентов общих и профессиональных компетенций. Реализация данного подхода обеспечит будущему специалисту возможность для понимания своей выбранной специальности, профессионального и карьерного роста.
Методическая разработка открытого урока является актуальной для преподавателей, работающих с активными формами проведения занятия.
Данное занятие проводится для изучения нового материала по дисциплине, на уроке изучение нового материала является основной дидактической целью. Для того чтобы установить связи преемственности в изучении нового материала с изученным, включить новые знания в систему ранее усвоенных, повторяют те разделы и вопросы, которые подготавливают ребят к восприятию нового материала.
На уроке использована технология проблемного обучения, а также сингапурская технология (применяются следующие структуры ПЛЕЙСМЭТ КОНСЕНСУС, СИНГЛ РАУНД РОБИН приемы СИ – ФИНК-УАНДЭ) - это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность студентов по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей
В основу Федерального государственного образовательного стандарта положен системно-деятельностный подход, при котором главное место отводится активной и разносторонней, самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. Студент должен быть вовлечен в процесс обучения, учиться логически мыслить, сопоставлять, классифицировать, обобщать. Одним из важнейших направление работы преподавателя является развитие критического мышления обучающихся. Так, формированию данных умений способствует работа с документами.
Фронтальная работа, определение студентами темы и цели урока, принятие самостоятельных решений дают хорошие результаты в процессе активизации познавательной деятельности, нацеливает студентов во время обучения к более глубокому пониманию содержания изучаемой темы.
План-конспект урока
Учебная дисциплина: Обществоведение
Группа: 1 курс
Раздел 4.Социальные отношения
Тема урока: Социальная стратификация. Социальная мобильность
Цель: знакомство с понятием социальная мобильность и ее видами
Задачи:
Образовательная: разъяснить студентам сущность социальной стратификации и социальной мобильности, виды и критерии социальной стратификации;
Развивающая: построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей
Воспитательная: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению через доброжелательное отношение к другим участникам учебной деятельности, взаимоуважение, взаимопомощь, отношение к учёбе как к творческой деятельности, сотрудничество в процессе учебной деятельности.
Планируемый результат: давать характеристику понятиям «стратификация», «социальная мобильность», «социальные лифты».
Применять полученные знания при решении творческих задач.
Извлекать информацию из источников.
УУД: развитие навыков сотрудничества с преподавателем и сверстниками;
Формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие методических приёмов;
Умения выделять существенные признаки, делать обобщающие выводы;
Познавательные: Находить (в источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач
Регулятивные: Определять цель, проблему в деятельности
Личностные: Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции
Коммуникативные: Излагать свое мнение, аргументируя его
Познавательные: Анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия;
Регулятивные: Уметь выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально
Коммуникативные:
Организовывать работу в группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения).
Образовательные результаты, соответствующие ФГОС:
ОК Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
ОК Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
ОК Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
ОК Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Тип урока: изучение новой темы
Вид занятия: комбинированный урок
Основные понятия: социальная стратификация, социальная мобильность, горизонтальная мобильность, вертикальная мобильность, восходящая вертикальная мобильность, нисходящая вертикальная мобильность.
Средства обучения:
презентация, учебник, тетрадь, листы А4, цветные маркеры, листки.
Литература:
Основные источники:
1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей (7-е изд., стер.) учебник, ОИЦ «Академия» , 2013.
2. Касьянов В.В. Обществознание: учебное пособие для СУЗов. Ростов-на-Дону. Феникс. 2013.
Дополнительные источники:
1. Куликов Л.М. Основы социологии и политологии. М. – 2005.
2. Кравченко А.И. Социология и политология. М, 2000.
3. Обществознание. / под ред. Боголюбова Л.Н. и др. – М., 2009.
4. Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие. – М., 2005
Интернет-ресурсы
1. http://humanitar.ru/ Обществознание
2. ru.wikipedia.org›wiki/Обществознание
3. http://danur-w.narod.ru/ Обществознание. Вопросы и ответы.
4. http://lesson-history.narod.ru/ob1011.htm Обществознание 10-11 класс
5. www.bnews.kz
План урока.
1. Организационный момент.
2. Постановка проблемы.
3. Изучение новой темы.
Ход урока:
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. Студенты поделены на группы по 4 человека (рассаживаются по желанию). Приветствие. Добрый день. Поприветствуем партнеров по плечу, покажем какие мы сильные, поприветствуем партнеров по плечу, какие мы дружелюбные. Пожелаю всем плодотворной работы и больше позитивных идей.
2. ПОСТАНОВКА
ПРОБЛЕМЫ.
МП. СИ – ФИНК
- УАНДЭ (See-Think-Wonder) – мыслительный прием, в котором студенты индивидуально
или в команде отвечают на вопрос с целью развития навыков наблюдения и
описания наблюдаемого.
Работа с картиной «Горный рельеф»
I.«Что вы видите?» Тщательно рассмотрите все детали картинки.
1.Я даю вам 10 секунд для размышления
2.Сейчас у вас будет 1 минута, чтобы записать свой ответ на листочках. (Установим таймер на 1 минуту).
3.Отлично! Поделитесь ответами со своей командой, выполнив структуру СИНГЛ РАУНД РОБИН (обсуждение по кругу), начиная с участника №3. 16 секунд для каждого участника.
Установим таймер на 16 секунд для каждого участника.
Каждый раз напоминаем участникам о переходе.( №3, №4, №1,2)
Опрашиваем участников и записываем их ответы на доске.
II. «Что вы об этом думаете?»
1.Запишите свой ответ на второй строчке. У вас 10 секунд подумать и 1 минута, чтоб записать ответ. (Установим таймер на 1 минуту)
2.А сейчас поделитесь ответами со своей командой, выполнив структуру СИНГЛ РАУНД РОБИН, начиная с участника №2. 16 секунд для каждого участника.
Установим таймер на 16 секунд для каждого участника.
Каждый раз напоминаем участникам о переходе. (№2, №3, №4, №1)
Опрашиваем участников и записываем их ответы на доске.
Задаем наводящие вопросы, чтоб узнать, о чем ещё думают участники
III. «О чем вы задумались?»
1. Запишите свой ответ на третьей строчке. У вас 10 секунд для размышления и 1 минута, чтоб записать ответ. (Установим таймер на 1 минуту)
2.Давайте снова поделимся ответами в своей команде, выполнив структуру СИНГЛ РАУНД РОБИН, начиная с участника №1 15 секунд для каждого участника. (Установим таймер на 15 секунд для каждого участника. Каждый раз напоминаем участникам о переходе. Опрашиваем участников и записываем их ответы на доске. Задаем наводящие вопросы, чтоб узнать, о чем ещё задумались участники). Отлично!!
А какой вывод мы можем
сделать по увиденному и какую тему мы планируем сегодня изучить на
уроке? Ваши размышления и предположения?
ВЫВОД: Таким образом, мы пришли к выводу, что общество является системой, то
есть представляют целое, состоящее из отдельных элементов, взаимосвязанных
между собой.
3.ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Сам термин «стратификация» заимствован социологией из геологии, где он обозначает расположение различных пород по вертикали. Социальные группы имеют различное положение в обществе и имеют неравный доступ к социальным благам, таким, как деньги, власть, престиж. Социальные группы не просто отличаются друг от друга, они образуют иерархическую систему: высшее, среднее, низшие классы.
Что же является основными критериями разделения общества на старты?
Сюда мы отнесём: доход, власть, образование и престиж.(ПВОД)
Как правило, в верхних слоях социальной лестницы концентрируются богатство, власть, престиж и хорошее образование. Однако ранговые позиции могут не совпадать.
Таким образом, основаниями стратификации могут служить только те показатели, которые позволяют построить шкалу рангов: больше-меньше, лучше-хуже, престижно-непрестижно и т.д.
В «продвинутых» странах с рыночной экономикой модель социальной структуры общества выглядит как «лимон», с развитой центральной частью (средние слои), относительно невысокими полюсами высшего класса (элитой) и группами беднейших слоев. В латиноамериканских странах она напоминает Эйфелеву башню, где имеет место широкое основание (бедные слои), вытянутая средняя часть (средние слои) и верхушка — элита. Третья модель характерна для многих стран Центральной и Вос точной Европы, как и для постсоветской России, — это своеобразная придавленная к земле пирамида, где большинство населения прижато книзу — 80%, тогда как около 3-5% богатых составляют ее вершину, а среднего класса как бы и вовсе нет.
1. Бедных, состоящих из:
· люмпенизированных низших слоев, включающих преимущественно неквалифицированных рабочих города и села (в том числе пенсионеров, бывших до выхода на пенсию неквалифицированными рабочими), и подразделяющихся на 1-ю социальную структуру (условно названную «нищие») и 2-ю структуру (собственно бедные);
· пограничной 3-й социальной структуре, балансирующей на черте бедности и условно названной«нуждающиеся», которая по уровню жизни ближе к низшим слоям, чем к медианному классу, но еще не люмпенизирована.
2. Медианный класс
· включающий 4-ю социальную структуру (условно названную «малообеспеченные» и являющуюся медианной по структуре российского общества в целом практически по всем показателям).
3. Средние слои, включая:
· нижний средний класс — 5-6-я страты;
· собственно средний класс — 7-8-я страты.
4. Богатых, состоящих из:
· пограничной 9-й страты(условно названной «верхний средний класс»);
· высших слоев, в том числе 10-й страты(собственно богатые) и 11-й страты(элита и субэлита).
3. ДЖОТ ТОТС
Подготовка
1.Пожалуйста, освободите свои столы, так как нам понадобится пространство.
2.Все участники №2 и 4 возьмите, пожалуйста, один лист А4. Разделите его пополам и передайте соседу по плечу один из полученных листков. Теперь сложите полученный листок пополам два раза и разделите по сгибам. У каждого участника должно получиться по 4 листочка.
Выполнение ДЖОТ ТОТС
1.Подумайте максимальное количество слов на тему «Социальная стратификация». Здесь могут быть глаголы, существительные, прилагательные.
2.Перед тем, как начать писать громко проговорите слово, затем быстро запишите его и положите в центр стола.
3.Не забудьте раскладывать листочки лицевой стороной вверх, чтоб всем участникам команды были видны слова. Нельзя повторять слова, записанные другими.
Ну, что готовы начать? У вас будет 2 минуты на выполнение задания. Начали. (Установим таймер на 2 минуты, после истечения времени проделаем сигнал тишины).
4.Время вышло. Участники №4, пожалуйста, соберите все карточки и сложите их в одну стопку.
Сейчас мы проделаем ещё одну работу СОРТ КАРДС (мыслительный прием)
Для этого мы усложним нашу задачу - поменяйтесь карточками с соседней командой.
Нам необходимо распределить карточки на категории – от 3до 5.
1.Внимательно просмотрите все слова, попробуйте найти между ними связь. Чем они похожи? Чем отличаются? Основываясь на схожих элементах и различиях, создайте свои 3-5 категории и рассортируйте полученные идеи по этим категориям.
2.Запишите названия каждой категории цветными маркерами на отдельных листочках и расположите эти листочки над списком слов.
3.У вас на это задание 2 минуты. Начали. (Установить таймер на 2 минуты и, когда закончится время, проделать сигнал тишины). У всех получилось по крайней мере 3 категории?
4.Сейчас мы с вами пройдемся по классу и посмотрим на то, что получилось у других команд. Обратите внимание: когда вы подходите к столу другой команды нельзя двигать карточки и менять их порядок.
5.Возможно вы захотите записать новые идеи и слова, которые не были озвучены вашей командой и рассмотреть, как другие команды озаглавили категории. Пожалуйста, возьмите с собой листы и ручку. У вас 1 минута посмотреть работы. Теперь давайте встанем, возьмем свои блокноты, и задвинем стулья. Начали. (Установить таймер на 1 минуту. Спросить нужно ли дополнительное время и добавить 1 минуту, при необходимости. Когда закончится время, проделать сигнал тишины).
6.Спасибо. Пожалуйста, вернитесь на свои места. Вы можете добавить новые слова и внести другие изменения в ваши категории и списки. У вас на это 1 минута.
7.Поменяла ли ваша команда в свою работу после того, как посмотрела работы других команд? (Любые 2 команды презентуют свои категории. на доске записываем разные категории).
Таким образом, в начале урока мы с вами сравнили горные пласты и общество, нашли общие черты, а можно ли провести механическую аналогию? Постарайтесь ответить на этот вопрос. Однако механическая аналогия структуры общества и структуры земной поверхности вряд ли возможна. Во-первых, потому, что породы земли, в отличие от представителей различных слоев общества, не вступают между собой ни в какие взаимоотношения. Во-вторых, один слой земли не способен переместиться относительно другого, а в социальной иерархии подобное возможно.
Социальная мобильность – это переход человека из одной социальной группы в другую; это изменение индивидом или группой социального статуса, места, места, занимаемого в социальной структуре общества. Различают горизонтальную и вертикальную мобильность.
Горизонтальная мобильность – переход человека в группу, расположенную на том же социальном уровне, что и прежняя (повторный брак, смена гражданства, переход из 11 “А” в 11 “Б”, переход на новое место работы, но на ту же должность) .
Вертикальная мобильность – перемещение индивида из одной социальной группы в другую, разные по уровню.
Вертикальная мобильность бывает двух видов – восходящая и нисходящая. Примеры восходящей мобильности – перемещение вверх по стратификационной лестнице социальной системы, то есть, улучшение своего статуса (например, получение военным очередного звания, переход студента на старший курс или получение диплома об окончании ВУЗа)
Нисходящая мобильность – офицера разжаловали в рядовые, инженер – стал мастером на заводе. перемещение вниз по стратификационной лестнице социальной системы, то есть, ухудшение своего статуса (например, урезание заработной платы, влекущее за собой смену страты, отчисление из ВУЗа за неуспеваемость, что влечет значительное сужение возможностей дальнейшего социального роста).
Примеры горизонтальной и вертикальной мобильности приводят учащиеся.
Вопрос к студентам : какие события могут привести к крупным социальным перемещениям?
Как перейти из одной социальной группы в другую? Выслушав ответы учащихся, учитель приводит точку зрения П.Сорокина: для этого служат армия, школа, церковь (так называемые социальные лифты) . Ребята, как вы думаете, в наше время, что может служить социальным лифтом?
Социальное падение, как и восхождение, могут совершать целые группы.
Пример: после революции 1917 г. дворянство потеряло свои социальные позиции, а потом и вовсе перестало существовать. В 90-е гг. престиж многих интеллектуальных профессий резко понизился.
Конечно же все люди стремятся двигаться вверх, к более высоким социальным позициям. Как же это можно сделать?
· Брак. Образование. Вступление в правящую партию, активная работа и выдвижение на руководящею должность.
Группы со специфическим статусом:
1. маргиналы (занимают промежуточное положение между устойчивыми слоями) – безработные, инвалиды, лица без места жительства, без определённого рода занятий; переехали в город, но не переняли городского образа жизни.
2. с противоправным поведением (осуждённые, представители уголовного мира) .
3. люмпены (лохмотья в переводе с французского) – бродяги, нищие, бомжи. Их называют деклассированные элементы. Деклассирование – процесс, в результате которого человек утрачивает связь со своим классом, морально опускается.
Вопрос к студентам: ребята, приведите примеры массовой маргинализации общества из истории.
Закрепление изученного материала.
ПЛЕЙСМЭТ КОНСЕНСУС
1.Все участники под №2 возьмите лист А3.
2.Сложите лист пополам 4 раза
3.Раскройте этот лист. Участник №3, зарисуйте центральный квадрат, и ещё 4 линии, чтобы разделить лист на 4 участника.
4.Запишите тему на верхней части внутреннего листа.
5.Пронумеруйте квадратики в зависимости от вашего номера.
6.Если у вас 5 участник, разделите квадрат 1 и 4 на три части (Показать на доске )
Вы готовы? Что вы узнали сегодня на уроке о социальной мобильности. У вас 10 секунд на размышление. (Дать 10 секунд на размышление)
Возьмите ручку и запишите в квадрат, который находится перед вами ,слова, которые приходят на ум, когда мы говорим о социальной мобильности в виде списка. Каждый участник пишет в своем квадрате. (Продемонстрировать на доске)
-Запишите максимальное количество идей. У вас есть одна минута Начали. (Установить таймер на 1 минуту. Даже если участники просят больше времени, если у них есть уже записаны 3-4 идеи, не выделяйте больше времени и переходите на следующий этап)
А сейчас каждый из нас поделится своей точкой зрения, используя КОНТИНИУС РАУНД РОБИН (продолжительный рассказ по кругу). После каждой предложенной идеи, остальные участники команды должны показать свое согласие (большой палец вверх) или не согласие (большой палец в сторону)
-Студент №3 запишет ту точку зрения ,с которой согласится вся команда. Итак, несколько кругов, пока все участники не поделятся всеми ответами.
-Но я хочу усложнить задание – в центральный квадрат вы можете записать только 5 идей, значит вам, необходимо критически обдумать каждый ответ, прежде чем проголосовать.
-Готовы? Начали! (Установить таймер на 3 минуты. Когда пройдет время спросите необходимо ли дополнительное время и установите таймер на одну минуту при необходимости напомнить о 5 идеях)
-Итак, справились. Давайте попросим всех участников №3 встать и поделиться одной идей команды с которой вы все согласились. Поделитесь идеями, которые ещё не разу не прозвучали и не были записаны. Записать ответы команд на доску.
Рефлексия:
Мне было интересно (не интересно) на уроке, потому что…
Какой этап урока понравился и почему?
На каком этапе было труднее всего работать и почему?
Получили ли Вы удовлетворение от работы в группе?
Домашнее задание. Приведите примеры индивидуальной и групповой мобильности,.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.