15.11.2019
Тема: Строчная буква «ч». С.27-28
Цель: составить алгоритм написания буквы «ч» ; познакомить с написанием строчной буквы «ч»; вырабатывать навык безотрывного письма букв, слогов, слов.
УУД:
Познавательные:
Общеучебные – объяснение выбора букв для обозначения согласного звука; уяснение особенностей звука [ч’]; применения правила написания гласных после шипящих в буквосочетаниях ча-чу.
Логические – сопоставление согласных звуков и отражение их характеристики в модели слова; осуществление анализа предложения на наличие в них слов с словосочетаниями ча-чу.
Регулятивные: формирование умений:
ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно; выстраивать последовательность необходимых операций; сопоставлять свою работу с представленным образцом; вносить необходимые коррективы.
Коммуникативные: формирование умений:
договариваться и приходить к общему решению в совместной учебной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с грамматическими нормами речи.
Личностные: понимать границы собственного знания не знания; выражать готовность к преодолению трудностей в постижении новой информации и освоении практических навыков в письме и чтении.
Ход урока
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Ребята, скажите, а чему вы учитесь на уроках письма? На уроках письма мы учимся красиво и правильно писать. А чтобы красиво и правильно писать, надо красиво и правильно сидеть. Сядьте правильно, слушайте внимательно.
Подведение к теме урока.
- Почтальон, ребята, принёс нам письмо, послушайте:
«Дорогие мальчики и девочки!
Черепаха и червяк,
Чувство, чучело, чудак,
Бой часов и чашка чая –
Всюду Ч мы замечаем!
Будьте внимательны и трудолюбивы, мы научим вас писать строчную букву ч.
Ваши друзья, Азбука и Пропись »
- Ну что, ребята, вы готовы приступить к работе и научиться писать заглавную и строчную букву ч?
- Здравствуйте, ребята. Ребята, скажите, а чему вы учитесь на уроках письма? На уроках письма мы учимся красиво и правильно писать. А чтобы красиво и правильно писать, надо красиво и правильно сидеть. Сядьте правильно, слушайте внимательно.
- Почтальон, ребята, принёс нам письмо, послушайте:
«Дорогие мальчики и девочки!
Черепаха и червяк,
Чувство, чучело, чудак,
Бой часов и чашка чая –
Всюду Ч мы замечаем!
Будьте внимательны и трудолюбивы, мы научим вас писать строчную букву ч.
Ваши друзья, Азбука и Пропись»
- Ну что, ребята, вы готовы приступить к работе и научиться писать заглавную и строчную букву ч?
Подготовка руки к письму
- Хорошо, но перед тем, как приступить к работе, нам надо подготовить свои пальчики к письму:
Сцепить пальцы в замок и встряхивая «замком», ритмично
произносить:
— На двери висит замок,
— Кто его открыть бы смог?
— Постучали, постучали, (не расцепляя пальцы, постучать друг об друга
основаниями ладоней),
— Покрутили, покружили (не расцепляя пальцы, одну руку тянуть к себе,
другую от себя, попеременно меняя их),
— Потянули, потянули (тянуть ручки в разные
стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью),
— И открыли! (резко расцепить пальцы, широко развести руки в стороны).
Затем размять каждый пальчик левой и правой руки.
Знакомство с буквой «ч» и алгоритмом её написания
- Откройте свои прописи на странице 27. Посмотрите на картинку, кто на ней изображен? (девочка, держащая часы)
-Какой звук слышите в начале слова часы? ([ч]) Охарактеризуйте его. (согласный, глухой, всегда мягкий, т.к. не имеет пары)
- Какой буквой обозначается этот звук? («че»)
- Приведите примеры слов со звуком [ч](чай, почта)
- Посмотрите на печатную строчную букву «ч», которая выделена белым цветом, и на письменную строчную букву «ч». Сравните их.
- Из каких элементов состоит письменная буква «ч»? (Волнообразная линия и наклонная с закруглением внизу вправо)
- Возьмите в руки синюю ручку и обведите элементы буквы «ч».
- Один из элементов буквы «ч» похож на волну, посмотрите в ваших прописях, обведите.
- Мы с вами рассмотрели элементы буквы «че», теперь будем учиться писать эту букву. Сейчас будьте очень внимательны, когда я буду показывать и проговаривать, как нужно писать букву «ч»:
- А сейчас будьте очень внимательны, когда я буду показывать и проговаривать, как нужно писать букву «ч»:
Начинаю писать чуть выше середины рабочей строки, веду наклонную до верхней рабочей строки, делаю небольшую короткую линию, с закруглением вправо, она провисает как ниточка и довожу линию до верхней рабочей строки и веду вниз наклонную до нижней рабочей строки с закруглением вправо.
- Попробуем написать букву в воздухе ….(проговариваю)
- Обведем букву обратной стороной ручки..(проговариваю)
- А сейчас обведите строчную букву «ч», и допишите строчку до конца, а под самой красивой буквой, которая у вас получилась, поставьте точку.
Физминутка
Мы сегодня рано встали
И зарядку делать стали.
Руки вверх, руки вниз,
Влево-вправо наклонись.
На носочки поднимайся,
Приседай и выпрямляйся.
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать.
Физминутка для рук: «Мы капусту рубим-рубим»
Письмо слогов и слов со строчной буквой «ч»
- Ребята, сегодня с буквой «ч» к нам в гости пришли и гласные буквы.
- Пришла буква «а», встали они рядышком, и получился слог? (ча)
-Что вы знаете о том, как пишется сочетание ча? Почему букве ч не нужна буква помощница? (не нуждается в обозначении мягкости)
- Какой первый звук?(ч) Он гласный или согласный? Какой следующий звук?(а) А он какой?(гласный)
- Какое соединение? (нижнее) Запишем рядом этот слог.
-Пишем букву «ч». Делаем соединение и пишем гласную букву а. -Получился какой слог? (ча)
- Придумайте слово, начинающееся с этого слога, но только не те, которые уже написаны в ваших прописях. (чайник, чаша)
- Пришла еще одна буква- «у», встали буква «ч» и буква «у» вместе, и получился какой слог? прочитайте. (чу)
- Почему мы пишем после буквы ч- у?
- Какое соединение? (верхнее) Запишем рядом этот слог.
Пишем букву «ч». Доводим линию до верхней линии рабочей строки и пишем гласную букву «у». Какой слог получился? («чу»)
- Придумайте слова, начинающееся с этого слога. (чудеса, чучело)
- Вместе с буквами «а» и «у» пришла буква «е». Встала она рядом с буквой «ч» и получился какой слог? прочитайте. («че»)
- Какое соединение? (нижнее) Запишем рядом этот слог.
Пишем букву «ч». Делаем соединение и пишем гласную букву «и». Какой слог получился? («че»)
- Придумайте слова, начинающееся с этого слога. (черепаха, чемодан)
- Мы писали элементы буквы «ч», саму букву, слоги с ней, а теперь напишем слова.
- Прочитайте первое слово (час). Что обозначает это слово? ( единица времени)Сколько слогов? (1)
- Писать это слово мы не будем, а составим рядом с ней схему слова час. Проверяем.
- Прочитаем второе слово (часы). Что обозначает это слово?
( устройство, которое показывает время, показывает который сейчас час) Сколько слогов в слове часы? (2: ча-сы) Какие здесь соединения? (нижнее и верхнее).
- Какой гласный звук слышите в 1ом слоге? (и)
- А на письме пишется буква а. При письме этой буквы надо быть очень внимательным.
- Запишем рядом слово «часы». И над буквой а поставим точку- это знак опасности.
Письмо с проговариванием учителя: Пишем букву «ч». Делаем соединение и пишем гласную букву «а» (ча-а). Доводим последний элемент буквы а и пишем букву «с» (с-с). Доводим элемент до верхней линии и пишем букву «ы» (сы-сы).
- Какое слово получилось? (часы)
Работа над предложением
- Ребята, а что такое предложение?
- Посмотрите еще раз на картинку, которая у вас в прописях, какие у девочки часы? Как такие называются? (карманные) Почему так называются?
-А какие еще бывают? (наручные, настенные, будильник и т.д.)
- Прочитайте первое предложение. Какие часы мы называем настенными?
- Сколько слов в предложении? Какое первое? Второе? …..
- Как обозначено начало предложения? (заглавной буквой эн)
- Как обозначен конец? (точкой)
- Запишите рядом предложение, диктуя себе.
- Прочитайте второе предложение? Какие часы мы называет наручные?
- Сколько слов в предложении?
- Как обозначено начало, конец предложения?
- Запишите предложения, диктую его себе.
- Откройте прописи на стр. 28, какие слова записаны рядом с схемами слов? ( туча и учу)
- Сколько слогов в слове туча? Какой слог ударный? (1)
- Опираясь на схему слова, охарактеризуйте согласный в первом слоге? (согласный, твердый, глухой)
- Охарактеризуйте 2 звук в первом слоге? (у, гласный, ударный)
- Какой второй слог в слове туча? (ча)
- Что вы знаете о правописании этого сочетания?
- Охарактеризуйте звук ч? (согласный, всегда мягкий, звонкий)
- Дайте характеристику звуку а? (гласный, безударный)
- Запишите слово рядом.
- Какое второе слово дано в прописях? (учу)
- Сколько слогов? (2) Какой ударный? (2ой)
- Опираясь на схему слова, дайте характеристику звуку в первом слоге? ( гласный, безударный)
- Какой второй слог? (чу) Что вы знаете о правописании этого сочетания?
- Охарактеризуйте звук ч; звук у.
- Прочитайте ниже 2 предложения. Чем они отличаются? ( в одном случае говорится об одном человеке, в другом- о нескольких- о ком-то\ о чем-то, указывает на группу людей)
- Сколько слов в первом предложении?
- Как обозначено начало? Конец? Запишите его, диктуя себе.
- Посмотрите, ниже дано слово, в котором спряталось другое.
- Отгадайте слово. Какое там сложное сочетание? Что такое чудо?
-Запишите слово рядом со схемой.
- Внизу записаны два слова, в которых пропущены буквы. Какие буквы можно вставить? Какие слова получились? (точка, тучка)
- Чем слова отличаются? (одной гласной буквой)
Подведение итогов
- Какую букву учились писать?
- Какие звуки она обозначает?
- Что понравилось?
- За что вы можете себя похвалить?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.