Методическая разработка урока по русскому языку. "2-е склонение имен существительных"

  • docx
  • 03.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала р.я..docx

Русский язык

Тема: Анализ сочинения. 2-е склонение имен существительных

 

Цельпредставить со свойствами фамилий существительных 2-спорт склонения; создавать способность различать фамилии существи¬тельные 2-спорт склонения. 
Создаваемые УУД: п. — независимое акцентирование также формулирование познавательной миссиипрогнозированиеисследование, сравне¬ние, систематизация предметов согласно назначенным показателямсочетаниеподытоживание около представлениевывод следствий; создание логи¬ческой цепочки размышленийподтверждениеко. — способность со достаточной полнотой также правильностью высказывать собственные идеи во согласовании со вопросами также критериями коммуникации; вести беседу. — установка тренировочной проблемысравнивание метода воздействия также его итога со установленным образцомрасценивание свойства также степени освоения использованного материалабуква. — формирование взаимосвязи среди мишенью тренировочной работы также ее аргументом.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания (Чтение и анализ сочинений.)

—  С какими картинами А.А. Пластова вы познакомились дома?

—  Какая из них вам больше всего понравилась? Почему?

III. Актуализация знаний

Письмо по памяти

Лежат на качелях два жёлтых листка,

И ветер качели качает слегка.

(Взаимопроверка по образцу на доске, самооценка.)

—  Подчеркните орфограммы в словах.

—  Выпишите однокоренные слова и запишите ещё два слова с этим корнем.

—  Подчеркните грамматические основы, составьте схему предложения. Укажите части речи.

—  Какое слово в предложении употребляется только в форме множественного числа? Определите падеж этого имени су­ществительного.

IV. Самоопределение к деятельности

— Рассмотрите таблицу.

И. п.

юноша, семья

дождь, лето

Р. п.

юноши, семьи

дождя, лета

Д. п.

юноше, семье

дождю, лету

В. п.

юношу, семью

дождь, лето

Т.п.

юношей, семьёй

дождём, летом

П. п.

о юноше, о семье

о дожде, о лете

—  Определите, по какому признаку имена существительные распределены по двум группам. (У них разные падежные окончания.)

—  Назовите начальную форму имён существительных в пер­вом столбце. (Юноша, семья.)

—  К какому склонению они относятся? (К 1-му.)

—  Как вы определили? (Это существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я.)

—  Назовите грамматические признаки второй группы слов. (Это имена существительные среднего и мужского рода в единственном числе.)

—  Назовите их окончания в начальной форме. (В мужском роде окончание нулевое, в среднем роде окончание -о.)

К какому склонению относятся эти существительные? (От­веты детей.)

Проверьте свои предположения. Прочитайте тему урока на с. 93 учебника.

Сформулируйте задачи урока. (Узнать, какие признаки име­ют имена существительные 2-го склонения, научиться их рас­познавать.)

V. Работа по теме урока Работа по учебнику

Упр. 162 (с. 93).

Прочитайте пары слов.

Чем похожи слова каждой пары? (Это однокоренные слова.)

Чем они отличаются? (Они разного рода.)

Выполните письменные задания к упражнению. (Комментированное письмо.)

У каких существительных нулевое окончание? (У сущест­вительных мужского рода.)

Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!».

Какие существительные мы записали при выполнении уп­ражнения? (Существительные 2-го склонения.)

Упр. 163 (с. 93).

Рассмотрите образец.

Назовите грамматические признаки первого слова в паре. (Это имя существительное среднего рода, в единственном числе, 2-го склонения.)

Докажите, что это существительное относится ко 2-му скло­нению. (Оно среднего рода, в начальной форме имеет оконча­ние -о.)

Что вы можете сказать о втором слове? (Это однокоренное слово.)

Назовите грамматические признаки этого имени существи­тельного. (Это имя существительное среднего рода, в един­ственном числе, 2-го склонения.)

Докажите, что это существительное относится ко 2-му скло­нению. (Оно среднего рода, в начальной форме имеет оконча­ние -е.)

(Комментированное письмо.)

Какие слова проиллюстрированы? (Горох, телефон.)

Что вы можете сказать об этих словах? (Это слова из словаря.)

Подчеркните в них непроверяемые орфограммы.

Разберите по составу слово горох.

Что происходит с согласным звуком при образовании однокоренных слов? (Чередуются согласные х//ш.)

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

  1. Работа по учебнику

Упр. 164 (с. 94).

—  Прочитайте стихотворение.

—  Рассмотрите иллюстрацию к нему. Как называется этот жанр живописи? (Натюрморт.)

—  Какие ещё слова выделены в стихотворении?

—  Найдите в толковом словаре значение этих слов. (Сервиз — полный набор столовой или чайной посуды на определённое ко­личество человек. Бутерброд — ломтик хлеба с маслом, сыром, колбасой и т. п.)

—  Выполните письменные задания к упражнению.

(Самопроверка, самооценка. Далее несколько учеников зачи­тывают предложения с однородными членами, класс оценивает. На данном этапе урока можно использовать школьный толково-этимологический словарик.)

2. Выборочный словарный диктант

—  Выпишите имена существительные: вариант 1 — 1-го скло­нения, вариант 2 — 2-го склонения.

Капуста, яблоко, помидор, ягода, морковь, картофель, кочан, огурец, крапива, огород, молоток, лопата, топор, воскресенье, машина, вагон, автобус, трамвай, корабль, капитан, неделя, ворона, соловей, дятел, ко­рова, собака, человек, календарь.

(На данном этапе урока можно использовать сборник дик­тантов и проверочных работ: выборочные диктанты (с. 168, 176).)

VIII. Рефлексия Работа по карточкам

—  Подчеркните имена существительные 2-го склонения, определите их падеж, род.

В магазине, на базаре

И в буфете, наконец,

Всюду, где бы ни бывали,

Вас встречает продавец.

Он продаст кефир старушке

И свисток озорнику,

Ленту яркую девчушке

И ватрушку толстяку.

Н. Кнушевицкая

(Самопроверка. Ответ дан на обратной стороне карточки.)

—  Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

—  Что нового вы узнали сегодня на уроке?

—  Как определить имена существительные 2-го склонения?

Домашнее задание

Упр. 165 (с. 94).

Записать в словарик слово агроном, составить с ним предло­жение.