ФИО учителя Терзикян Наринэ Адольфовна
Район, школа Жуковский район, МОУ «СОШ №2 им. А. И. Берга» г. Жуков
Класс 2
Тип урока: Открытие новых знаний
Тема: «Корень как часть слова»
Цель урока: Сформировать у обучающихся умение находить корень как основную часть слова, определять слова с общим корнем (родственные слова) и объяснять, почему эти слова являются родственными.
Диагностируемость цели:
— Ученик находит корень в словах по образцу;
— Объясняет, почему слова имеют общий корень;
— Приводит примеры слов с одним и тем же корнем.
Планируемые результаты:
Личностные:
– Проявление интереса к изучению родного языка;
– Осознание значение корня для образования слов и выражения смысла;
– Развитие интереса к языковым явлениям через игровые и творческие задания;
Метапредметные:
– Коммуникативные: участие в обсуждении, формулирование мыслей, развитие навыка слушать собеседника, умение аргументировать собственную позицию.
– Регулятивные: постановка учебных задач, контроль собственных действий и работы в паре или группе, умение оценивать собственные успехи.
– Познавательные: анализ структуры слова, сравнение, классификация, умение делать выводы на основе наблюдений.
Предметные:
– Проявляет умение определять корень в словах по образцу;
– Проявляет способность находить и приводить примеры родственных слов;
– Проявляет навык объяснять, почему слова считаются родственными;
– Проявляет умение использовать знания о корне при выполнении лингвистических упражнений;
– Проявляет навык различать однокоренные и не однокоренные слова;
– Проявляет умение использовать знания о корне для составления новых слов.
Этапы урока |
Задача – результат каждого этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
УУД, формируемые на каждом этапе |
1.Мотивация |
Самоопределение к учебной деятельности |
Здравствуйте, ребята! Громко прозвенел звонок Начинаем наш урок. Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Слушаем внимательно, Работаем старательно. |
Дети приветствуют учителя. |
Регулятивные УУД: Включение в деятельность. Личностные УУД: эмоциональный отклик. |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. |
Выявить и актуализировать имеющиеся у учеников знания по теме, определить границы их понимания, зафиксировать возникающие затруднения.
|
–Какое слово состоит
из 7 букв Я? (семья) Я вам прочту стихотворение, а вы послушайте его внимательно. Вам предстоит ответить на вопросы о нем. Готовы? Возле
школьного крыльца – Назовите
членов семьи. А о какой семейке ещё идёт речь? Постановка проблемного вопроса: – Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
|
Отвечают на вопросы, выдвигают гипотезы.
|
Познавательные УУД: -умение извлекать необходимую информацию из прослушанного стихотворения; -анализ и сравнение (члены семьи людей и “семьи” деревьев); -формулирование собственных предположений и вопросов. Коммуникативные УУД: -умение воспринимать и понимать речь других; -умение высказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы; Личностные УУД: -формирование личностного смысла изучаемой темы (значение семьи для человека и природы); -проявление интереса и готовности к сотрудничеству. Регулятивные УУД: -идентификация затруднений в понимании вопроса; -постановка учебной задачи через проблемный вопрос. |
3. Выявление места и причины затруднений |
Проанализировать знания обучающихся, определить трудности в понимании нового материала. Совместная формулировка учебной задачи. |
Давайте посмотрим, подтверждаются ли наши версии. Внимание на доску. https://resh.edu.ru/subject/lesson/6080/main/179891/ |
Смотрят видео-анимацию
и извлекают информацию. Формулируют цель и задачи урока. |
Познавательные УУД: -Анализируют свои знания и умения, сравнивают новое с известным; -Извлекают информацию из видео-анимации; -Соотносят свои затруднения с новым материалом. Регулятивные УУД: -Совместно с учителем формулируют цель и задачи урока; -Планируют предстоящую деятельность; -Принимают учебную задачу. Коммуникативные УУД: -Обсуждают трудности в понимании нового материала с одноклассниками и учителем; -Слушают чужие версии, обосновывают и отстаивают свою точку зрения. Личностные УУД: -Проявляют интерес к поиску нового знания; -Оценивают собственные возможности и испытывают уверенность в успехе открытий.
|
4. Построение проекта выхода из затруднения |
Достичь понимания определения «корень слова», его роли и научиться находить корни в словах. |
Создает игровой контекст: «Ребята, давайте сегодня будем настоящими детективами! Наш главный секретный объект — слова. Нам нужно раскрыть их тайну: найти ту часть, которая связывает их, как родственников» А это что является? Правильно, это и есть корень!» Достает "увеличительное стекло" (игрушечное или вырезанное из бумаги) и «досье» (конверты с карточками слов). Организация работы в парах. Каждая пара детективов получает своё дело (конверт с 5-6 словами). Ваша задача – найти улику – общую часть во всех словах! Раздает конверты (например: лес, лесник, лесной; снег, снежинка, снеговик и т.д.). Провокационный вопрос для обсуждения: «А если мы уберем эту часть — останется ли смысл? Проверим: что будет, если от слова 'лесник' убрать 'лес'?» Рефлексии этапа: — значит, это чужие слова!" |
Отвечают на вопросы, выдвигают гипотезы. Работа в парах: Открывают конверты, обсуждают, выделяют общую часть (можно подчеркнуть карандашом). При опросе: Один ученик выступает "следователем" (называет корень), второй – "экспертом" (объясняет, почему это корень: "Потому что все слова про лес!"). Эксперимент: Пробуют "удалить" корень из одного слова (например, *-сад-* из садовник), делают вывод: "Получается бессмыслица!".
|
Личностные УУД: -Формирование интереса к учебной деятельности, желание решать познавательные задачи, проявление самостоятельности и инициативы; - Осознание значимости командной работы, сотрудничества с одноклассниками. Регулятивные УУД: - Планирование своей деятельности, распределение заданий в паре; - Контроль и оценка своих действий и действий товарищей; - Формулирование выводов после эксперимента. Познавательные УУД: - Умение анализировать слова, сравнивать их, находить общие признаки (выделение корня); - Формирование умения делать обобщения и выводы. Коммуникативные УУД: - Умение строить диалог, договариваться с напарником, обсуждать и аргументировать свою точку зрения; - Формулировать и объяснять свои мысли, отвечать на вопросы учителя и одноклассников; - Совместный поиск решения внутри пары («следователь» и «эксперт»). |
5. Реализация построенного проекта |
Зафиксировать, что нового узнали обучающиеся, для чего нужен корень, какие затруднения были и как их преодолели. Результат – осознание своей учебной деятельности, полученный опыт. Дети формулируют ключевые открытия (корень связывает слова, без него смысл теряется). |
Ребята, сейчас мы с вами выполним интересное задание на интерактивной доске! Ваша задача — расставить шаги правильно, чтобы всегда уметь находить корень в слове. https://resh.edu.ru/subject/lesson/6080/train/179898/ Задание: Восстановите порядок действий, чтобы найти корень слова. Посмотрите, перед вами несколько шагов, но они сейчас перепутаны. Как думаете, с чего нужно начинать? Что делать дальше? Запишите в тетради. Рефлексия: Давайте вместе проверим и произнесём каждый шаг: Прочитаю слово, подберу родственные слова, найду общую часть родственных слов, выделю корень.
|
Ученики внимательно изучили задание и обсуждали порядок шагов для поиска корня. Ребята записали правильную последовательность в тетради.
|
Личностные УУД: -Самооценка: умение анализировать свои успехи и трудности; -Принятие целей и мотивов обучения. Познавательные УУД: -Анализ (выделение главных шагов для решения задачи); -Обобщение (формулирование общего правила поиска корня). Регулятивные УУД: -Планирование (выстраивание порядка действий); -Контроль и корректировка (проверка правильности выполнения задания); Коммуникативные УУД: -Умение работать в группе (обсуждение и совместное принятие решений); -Аргументация своей точки зрения; -Взаимопомощь и организация продуктивного общения. |
6. Первичное закрепление полученных знаний |
Закрепить только что усвоенные знания и умения на практике. |
Ребята, сегодня мы сыграем в еще одну игру «Рассели жильцов». Наша задача – помочь «жильцам» найти свои «домики». Послушайте, у меня есть карточки-домики. На каждом домике написан корень. Например, вот домик с корнем -лес-, вот домик с корнем -вод-, а это домик с корнем -снег-. А ещё у меня есть карточки-жильцы. На этих карточках написаны слова. Каждому жильцу нужно найти тот домик, корень которого есть в его слове. Сейчас каждый по очереди возьмет карточку-жильца, прочитает слово и подумает, в какой домик его поселить. Обязательно вслух объясните, почему выбрали именно этот домик. Например: «Слово ‘лесник’ живёт в домике ‘-лес-’, потому что корень ‘-лес-’!» Если кому-то из жильцов не удаётся найти подходящий домик, мы его пока отложим, и подумаем вместе – может, он пока подождёт! |
Выполняют задание, делают вывод о том, что не все слова распределены в домики, т.к. хоть они и имеют общую часть, но не являются близкими по значению. |
Познавательные УУД: -Обучающиеся учатся выделять одинаковые части – корни в различных словах, анализировать структуру слова, сравнивать их по значению, делать выводы самостоятельно. Регулятивные УУД: - Ребята планируют свои действия (выбирают карточку, подбирают домик, объясняют свой выбор), контролируют и корректируют свое выполнение задания. -Учатся разбирать ошибки: например, когда слово не подходит ни к одному домику. Коммуникативные УУД : - Дети учатся аргументированно объяснять свой выбор вслух, слушать одноклассников, совместно обсуждать сложные случаи, приходить к общему мнению. Личностные УУД: -Формируется ответственное отношение к выполнению задания, развивается интерес к поиску решения, формируются положительные учебные и коммуникативные мотивы. |
7. Физминутка |
Снять умственное и физическое напряжение, восстановить работоспособность учащихся, переключить внимание, дать отдых глазным мышцам и мышцам тела. |
Я возьму шар большой, подниму над головой, Выгну спину — шарик кину. Гуси Гуси серые летели. На полянку тихо сели. Походили - Раз, два - выше голова, Три, четыре - плечи шире, Пять, шесть - можно сесть.
|
Внимательно слушают стишок и выполняют упражнения. |
Личностные УУД: -Формирование навыков саморегуляции, осознание необходимости кратковременного отдыха для поддержания работоспособности. Регулятивные УУД: -Умение организовывать свои действия по образцу, включаться и завершать упражнение по сигналу учителя. Коммуникативные УУД: -Умение слушать и выполнять инструкции учителя, взаимодействовать с одноклассниками во время физминутки. Познавательные УУД: -Развитие внимания, наблюдательности, восприятия информации на слух, а также умения применять правила оздоровительных упражнений. |
8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Закрепить и проверить умения выделять корень в словах, самостоятельно выполнять задания, формировать навыки самоконтроля с помощью эталона (образца/правильного варианта выполнения). |
Организует индивидуальную самостоятельную работу по учебнику.
|
Выполняют задание самостоятельно. Делают
вывод:
|
Познавательные УУД: -Умение выделять корень в словах; - Анализ и обобщение языкового материала; - Умение делать выводы на основе наблюдения. Регулятивные УУД: -Самостоятельная постановка цели; -Планирование работы; -Самоконтроль и самопроверка по примеру; -Коррекция своих ошибок. Личностные УУД: -Развитие ответственности за выполнение учебного задания; -Формирование адекватной самооценки своих действий; - Принятие учебной задачи и положительное отношение к ней.
|
9.Домашнее задание
|
Организовать выполнение самостоятельной работы дома, закрепить новое знание, способствовать развитию умения применять его на практике. |
Оглашение домашнего задания: Дома составить как можно длиннее цепочку однокоренных слов с корнем - рыб. Откройте дневники, запишите домашнее задание.
|
Записывают домашнее задание. |
Личностные УУД: -формируется ответственность за выполнение домашнего задания, самостоятельность, умение планировать свою деятельность. Регулятивные УУД: -умение организовывать собственные действия при выполнении задания. Познавательные УУД: -умение добывать новые знания (поиск однокоренных слов), анализировать, сравнивать, классифицировать слова по признаку общего корня. Коммуникативные УУД: -развитие письменной речи (запись задания, оформление результата), умение излагать свои мысли, работать с информацией. |
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке. |
На этапе рефлексии учебной деятельности происходит закрепление результатов, развитие самооценки, намечаются индивидуальные пути развития и формирования компетенций. |
Урок наш окончен И выполнен план. Спасибо, ребята, Огромное вам, За то, что упорно, Усердно трудились! И знания ваши Нам всем пригодились! Организует
беседу: Я очень довольна вашей работой. Урок окончен. Давайте похлопаем себе за хорошую работу. Спасибо всем! |
Отвечают на вопросы. |
Личностные УУД: -Оценка своих успехов, формирование адекватной самооценки; -Принятие ответственности за результаты учебной деятельности; -Развитие внутренней мотивации к обучению. Регулятивные УУД: -Умение соотносить результаты с поставленными целями; -Корректировка собственных действий на основе анализа. Познавательные УУД: - Осмысление учебного материала; -Умение анализировать полученные знания и делать выводы. Коммуникативные УУД: -Умение слушать других и выражать своё мнение; -Формулирование ответов на вопросы. |
Авторская рефлексивная оценка.
Данный урок успешно сочетает современные образовательные подходы: деятельностный (дети самостоятельно открывают понятие «корень»), игровой («детективное агентство», «Рассели жильцов»), «проблемный» (поиск общего в словах через гипотезы). Мотивация поддерживалась через сюжетные элементы и тактильные материалы (карточки, «увеличительное стекло»). Присутствовала практико-ориентированность – ученики не просто запоминали правило, а исследовали слова, экспериментировали («удаление» корня), что способствовало осознанному пониманию темы. Работа в парах, групповая дискуссия, интерактивные задания обеспечили высокую вовлечённость. Для эмоциональной разрядки и снятия физического напряжения была проведена физминутка. Соблюдался темп урока. Перегрузки учащихся на уроке не было, так как: проведена физминутка, было чередование письменных и устных заданий, а также работа у доски. Рефлексия помогла детям оценить свои достижения.
Весь дидактический материал готовился исходя из целей урока и возрастных особенностей учащихся. На мой взгляд, урок прошел успешно, интересно и плодотворно, а поставленные мной цели и задачи достигнуты.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.