Методическая разработка урока по русскому языку: Корень как часть слова

  • docx
  • 18.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала «Современный урок в начальной школе» Терзикян Н.А..docx

ФИО учителя Терзикян Наринэ Адольфовна

Район, школа Жуковский район, МОУ «СОШ №2 им. А. И. Берга» г. Жуков

Класс 2

Тип урока: Открытие новых знаний

Тема: «Корень как часть слова»

Цель урока: Сформировать у обучающихся умение находить корень как основную часть слова, определять слова с общим корнем (родственные слова) и объяснять, почему эти слова являются родственными.

Диагностируемость цели:

— Ученик находит корень в словах по образцу; 

— Объясняет, почему слова имеют общий корень; 

— Приводит примеры слов с одним и тем же корнем.

Планируемые результаты:

Личностные: 

                                        Проявление интереса к изучению родного языка; 

                                        Осознание значение корня для образования слов и выражения смысла; 

                                        Развитие интереса к языковым явлениям через игровые и творческие задания;

Метапредметные:

                                        Коммуникативные: участие в обсуждении, формулирование мыслей, развитие  навыка слушать собеседника, умение аргументировать собственную позицию.

                                        Регулятивные: постановка учебных задач, контроль собственных действий и работы в паре или группе, умение оценивать собственные успехи.

                                        Познавательные: анализ структуры слова, сравнение, классификация, умение делать выводы на основе наблюдений.

Предметные: 

                                        Проявляет умение определять корень в словах по образцу; 

                                        Проявляет способность находить и приводить примеры родственных слов; 

                                        Проявляет навык объяснять, почему слова считаются родственными; 

                                        Проявляет умение использовать знания о корне при выполнении лингвистических упражнений; 

                                        Проявляет навык различать однокоренные и не однокоренные слова;

                                        Проявляет умение использовать знания о корне для составления новых слов.

Этапы

урока

Задача –

результат

каждого этапа

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

УУД, формируемые на каждом этапе

1.Мотивация

Самоопределение к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята! Громко прозвенел звонок

Начинаем наш урок.

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно.

Дети приветствуют учителя.

Регулятивные УУД: Включение в деятельность.

Личностные УУД:

эмоциональный отклик.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Выявить и актуализировать имеющиеся у учеников знания по теме, определить границы их понимания, зафиксировать возникающие затруднения.

 

 

Какое слово состоит из 7 букв Я? (семья)
– Каково значение слова?

Я вам прочту стихотворение, а вы послушайте его внимательно. Вам предстоит ответить на вопросы о нем. Готовы?

Возле школьного крыльца
Посадили деревца.
Петя – клён,
Ольху – Олег,
Роман Иванович – орех,
А бабушка Нина – берёзу и калину.

– Назовите членов семьи. А о какой семейке ещё идёт речь?
– Без чего не может существовать семья людей?
– А семья деревьев?

Постановка проблемного вопроса:

– Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

 

Отвечают на вопросы, выдвигают гипотезы.

 

Познавательные УУД: 

-умение извлекать необходимую информацию из прослушанного стихотворения; 

-анализ и сравнение (члены семьи людей и “семьи” деревьев); 

-формулирование собственных предположений и вопросов.

Коммуникативные УУД: 

-умение воспринимать и понимать речь других; 

-умение высказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы; 

Личностные УУД:

-формирование личностного смысла изучаемой темы (значение семьи для человека и природы); 

-проявление интереса и готовности к сотрудничеству.

Регулятивные УУД:

 -идентификация затруднений в понимании вопроса; 

-постановка учебной задачи через проблемный вопрос.

3. Выявление места и причины затруднений

Проанализировать  знания обучающихся, определить трудности в понимании нового материала.

Совместная формулировка учебной задачи.

Давайте посмотрим, подтверждаются ли наши версии. Внимание на доску.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6080/main/179891/

Смотрят видео-анимацию и извлекают информацию. Формулируют цель и задачи урока.
1. Узнать что такое корень слова?
2.Значение
корня (роль корня в слове)
3. Научиться находить его в словах.

Познавательные УУД:

-Анализируют свои знания и умения, сравнивают новое с известным; 

-Извлекают информацию из видео-анимации; 

-Соотносят свои затруднения с новым материалом.

Регулятивные   УУД:

-Совместно с учителем формулируют цель и задачи урока;

-Планируют предстоящую деятельность; 

-Принимают учебную задачу.

Коммуникативные   УУД:

-Обсуждают трудности в понимании нового материала с одноклассниками и учителем;

-Слушают чужие версии, обосновывают и отстаивают свою точку зрения.

Личностные  УУД:

-Проявляют интерес к поиску нового знания; 

-Оценивают собственные возможности и испытывают уверенность в успехе открытий.

 

4. Построение проекта выхода из затруднения

Достичь понимания определения «корень слова», его роли и научиться находить корни в словах. 

Создает игровой контекст: «Ребята, давайте сегодня будем настоящими детективами! Наш главный секретный объект — слова. Нам нужно раскрыть их тайну: найти ту часть, которая связывает их, как родственников»

А это что является? Правильно, это и есть корень!»

Достает "увеличительное стекло" (игрушечное или вырезанное из бумаги) и «досье» (конверты с карточками слов).

Организация работы в парах. Каждая пара детективов получает своё дело (конверт с 5-6 словами). Ваша задача – найти улику – общую часть во всех словах!

Раздает конверты (например: лес, лесник, лесной; снег, снежинка, снеговик и т.д.).

Провокационный вопрос для обсуждения: «А если мы уберем эту часть — останется ли смысл?

Проверим: что будет, если от слова 'лесник' убрать 'лес'?»

Рефлексии этапа:
"Отличная работа, детективы! Теперь мы знаем: корень — как секретный код, который связывает слова-родственники. А если код не совпадает что это означает?

 — значит, это чужие слова!"

Отвечают на вопросы, выдвигают гипотезы.

Работа в парах: Открывают конверты, обсуждают, выделяют общую часть (можно подчеркнуть карандашом). При опросе: Один ученик выступает "следователем" (называет корень), второй – "экспертом" (объясняет, почему это корень: "Потому что все слова про лес!").

Эксперимент:

Пробуют "удалить" корень из одного слова (например, *-сад-* из садовник), делают вывод: "Получается бессмыслица!".

 

Личностные УУД:

-Формирование интереса к учебной деятельности, желание решать познавательные задачи, проявление самостоятельности и инициативы;

- Осознание значимости командной работы, сотрудничества с одноклассниками.

Регулятивные УУД

- Планирование своей деятельности, распределение заданий в паре;

- Контроль и оценка своих действий и действий товарищей;

- Формулирование выводов после эксперимента.

Познавательные УУД: 

- Умение анализировать слова, сравнивать их, находить общие признаки (выделение корня);

- Формирование умения делать обобщения и выводы.

 Коммуникативные УУД: 

- Умение строить диалог, договариваться с напарником, обсуждать и аргументировать свою точку зрения;

- Формулировать и объяснять свои мысли, отвечать на вопросы учителя и одноклассников;

- Совместный поиск решения внутри пары («следователь» и «эксперт»).

5. Реализация построенного проекта

Зафиксировать, что нового узнали обучающиеся, для чего нужен корень, какие затруднения были и как их преодолели. 

Результат – осознание своей учебной деятельности, полученный опыт. Дети формулируют ключевые открытия (корень связывает слова, без него смысл теряется).

Ребята, сейчас мы с вами выполним интересное задание на интерактивной доске! Ваша задача — расставить шаги правильно, чтобы всегда уметь находить корень в слове.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6080/train/179898/

Задание: Восстановите порядок действий, чтобы найти корень слова.

Посмотрите, перед вами несколько шагов, но они сейчас перепутаны. Как думаете, с чего нужно начинать? Что делать дальше? Запишите в тетради.

Рефлексия: Давайте вместе проверим и произнесём каждый шаг: Прочитаю слово, подберу родственные слова, найду общую часть родственных слов, выделю корень.

 

 

Ученики внимательно изучили задание и обсуждали порядок шагов для поиска корня. Ребята записали правильную последовательность в тетради.

 

Личностные УУД: 

-Самооценка: умение анализировать свои успехи и трудности; 

-Принятие целей и мотивов обучения.

Познавательные УУД: 

-Анализ (выделение главных шагов для решения задачи); 

-Обобщение (формулирование общего правила поиска корня).

Регулятивные УУД: 

-Планирование (выстраивание порядка действий); 

-Контроль и корректировка (проверка правильности выполнения задания); 

Коммуникативные УУД:

-Умение работать в группе (обсуждение и совместное принятие решений); 

-Аргументация своей точки зрения; 

-Взаимопомощь и организация продуктивного общения.

6. Первичное закрепление полученных знаний

Закрепить только что усвоенные знания и умения на практике.

Ребята, сегодня мы сыграем в еще одну  игру «Рассели жильцов». Наша задача – помочь «жильцам» найти свои «домики».

Послушайте, у меня есть карточки-домики. На каждом домике написан корень. Например, вот домик с корнем -лес-, вот домик с корнем -вод-, а это домик с корнем -снег-.

А ещё у меня есть карточки-жильцы. На этих карточках написаны слова. Каждому жильцу нужно найти тот домик, корень которого есть в его слове.

Сейчас каждый по очереди возьмет карточку-жильца, прочитает слово и подумает, в какой домик его поселить.

Обязательно вслух объясните, почему выбрали именно этот домик. Например: 

«Слово ‘лесник’ живёт в домике ‘-лес-’, потому что корень ‘-лес-’!»

Если кому-то из жильцов не удаётся найти подходящий домик, мы его пока отложим, и подумаем вместе – может, он пока подождёт!

Выполняют задание, делают вывод о том, что не все слова распределены в домики, т.к. хоть они и имеют общую часть, но не являются близкими по значению.

Познавательные УУД: 

-Обучающиеся учатся выделять одинаковые части – корни в различных словах, анализировать структуру слова, сравнивать их по значению, делать выводы самостоятельно.

Регулятивные УУД: 

- Ребята планируют свои действия (выбирают карточку, подбирают домик, объясняют свой выбор), контролируют и корректируют свое выполнение задания.

 -Учатся разбирать ошибки: например, когда слово не подходит ни к одному домику.

Коммуникативные УУД :

- Дети учатся аргументированно объяснять свой выбор вслух, слушать одноклассников, совместно обсуждать сложные случаи, приходить к общему мнению.

Личностные УУД:

-Формируется ответственное отношение к выполнению задания, развивается интерес к поиску решения, формируются положительные учебные и коммуникативные мотивы.

7. Физминутка

Снять умственное и физическое напряжение, восстановить работоспособность учащихся, переключить внимание, дать отдых глазным мышцам и мышцам тела.

Я возьму шар большой,

подниму над головой,

Выгну спину — шарик кину. Гуси Гуси серые летели. На полянку тихо сели. Походили -

Раз, два - выше голова,

Три, четыре - плечи шире,

Пять, шесть - можно сесть.

 

Внимательно слушают стишок и выполняют упражнения.

Личностные УУД: 

-Формирование навыков саморегуляции, осознание необходимости кратковременного отдыха для поддержания работоспособности.

Регулятивные УУД: 

-Умение организовывать свои действия по образцу, включаться и завершать упражнение по сигналу учителя.

Коммуникативные УУД: 

-Умение слушать и выполнять инструкции учителя, взаимодействовать с одноклассниками во время физминутки.

Познавательные УУД:

 -Развитие внимания, наблюдательности, восприятия информации на слух, а также умения применять правила оздоровительных упражнений.

8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Закрепить и проверить умения выделять корень в словах, самостоятельно выполнять задания, формировать навыки самоконтроля с помощью эталона (образца/правильного варианта выполнения).

Организует индивидуальную самостоятельную работу по учебнику.

 

Выполняют задание самостоятельно.

Делают вывод:
однокоренные слова имеют одинаковый корень, но разное лексическое значение;
формы слова – это одно и то же слово, имеющее разные окончания.

 

Познавательные УУД: 

  -Умение выделять корень в словах; 

  - Анализ и обобщение языкового материала; 

  - Умение делать выводы на основе наблюдения.

Регулятивные УУД: 

 -Самостоятельная постановка цели; 

 -Планирование работы;

 -Самоконтроль и самопроверка по примеру; 

 -Коррекция своих ошибок.

Личностные УУД: 

  -Развитие ответственности за выполнение учебного задания;

  -Формирование адекватной самооценки своих действий;

 - Принятие учебной задачи и положительное отношение к ней.

 

9.Домашнее задание

 

Организовать выполнение самостоятельной работы дома, закрепить новое знание, способствовать развитию умения применять его на практике. 

Оглашение домашнего задания: Дома составить как можно длиннее цепочку однокоренных слов с корнем  - рыб.

Откройте дневники,  запишите домашнее задание.

 

Записывают домашнее задание.

Личностные УУД:

-формируется ответственность за выполнение домашнего задания, самостоятельность, умение планировать свою деятельность.

Регулятивные УУД:

-умение организовывать собственные действия при выполнении задания.

Познавательные УУД: -умение добывать новые знания (поиск однокоренных слов), анализировать, сравнивать, классифицировать слова по признаку общего корня.

Коммуникативные УУД:

-развитие письменной речи (запись задания, оформление результата), умение излагать свои мысли, работать с информацией.

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

На этапе рефлексии учебной деятельности происходит закрепление результатов, развитие самооценки, намечаются индивидуальные пути развития и формирования компетенций.

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!

Организует беседу:
– Какую работу мы сегодня выполняли?
– Чему научились?
– На какие вопросы отвечали в ходе урока?
– Какую тайну корня мы сегодня открыли?
–Что вам помогало справиться со всеми заданиями?
– Кто доволен сегодня своей работой? Нарисуйте соответствующий смайлик.

Я очень довольна вашей работой. Урок окончен. Давайте похлопаем себе за хорошую работу. Спасибо всем!

Отвечают на вопросы.

Личностные УУД: 

-Оценка своих успехов, формирование адекватной самооценки; 

-Принятие ответственности за результаты учебной деятельности; 

-Развитие внутренней мотивации к обучению.

Регулятивные УУД: 

-Умение соотносить результаты с поставленными целями;

-Корректировка собственных действий на основе анализа.

Познавательные УУД: 

- Осмысление учебного материала; 

-Умение анализировать полученные знания и делать выводы.

Коммуникативные УУД: 

-Умение слушать других и выражать своё мнение; 

-Формулирование ответов на вопросы.

Авторская рефлексивная оценка.

 

Данный урок успешно сочетает современные образовательные подходы: деятельностный (дети самостоятельно открывают понятие «корень»), игровой («детективное агентство», «Рассели жильцов»), «проблемный» (поиск общего в словах через гипотезы).  Мотивация поддерживалась через сюжетные элементы и тактильные материалы (карточки, «увеличительное стекло»). Присутствовала практико-ориентированность – ученики не просто запоминали правило, а исследовали слова, экспериментировали («удаление» корня), что способствовало осознанному пониманию темы.  Работа в парах, групповая дискуссия, интерактивные задания обеспечили высокую вовлечённость.  Для эмоциональной разрядки и снятия физического напряжения была проведена физминутка. Соблюдался темп урока. Перегрузки учащихся на уроке не было, так как: проведена физминутка, было чередование письменных и устных заданий, а также работа у доски. Рефлексия помогла детям оценить свои достижения. 

Весь дидактический материал готовился исходя из целей урока и возрастных особенностей учащихся. На мой взгляд, урок прошел успешно, интересно и плодотворно, а поставленные мной цели и задачи достигнуты.


 

Скачано с www.znanio.ru