Аннотация урока
1. Тема урока: Подготовка к написанию итогового сочинения по письму Д.Лихачёва «В чём смысл жизни».
2. Класс: 10 класс
3. Автор урока: Мухачева Надежда Ивановна, учитель русского языка и литературы
4. Образовательная организация: МОУ «Увинская средняя общеобразовательная школа №4»
5. Регион, город/ поселок: Удмуртская Республика, п. Ува
6. Краткое описание
Данный спаренный урок был проведён в 10 классе после изучения романов И.А.Гончарова «Обломов» и И.С.Тургенева «Отцы и дети»(1 урок родного русского языка и 1 урок литературы). Структура написания итогового сочинения учащимися усвоена, поэтому уроки были посвящены подготовке содержательной стороны сочинения. На уроке использовались приёмы технологии развития критического мышления.
Ключевые слова:
Смысл жизни Цель жизни. Достоинство. Обман, ложь, враньё. Счастье. Память.
Конспект урока литературы в 10 классе.
Подготовка к написанию итогового сочинения по письму Д.Лихачёва «В чём смысл жизни».
Цели урока:
Образовательная:
Создание условий для сбора материала и написания сочинения-рассуждения.
Развивающая:
Развитие устной и письменной речи, умения анализировать, аргументировать свою точку зрения.
Воспитательная:
Воспитание личностных качеств, осмысленного отношения к своей жизненной позиции на примере жизни и деятельности Д.С.Лихачёва.
Список дополнительной литературы:
1.Д.С. Лихачев. «Мысли о жизни» М., «Азбука-Аттикус», 2013.
2. Д.С. Лихачев. «Письма о добром и прекрасном», М., «Детская литература», 1989.
Ссылки на использованные Интернет-ресурсы:
https://biographe.ru/uchenie/dmitriy-lihachev/
https://www.lihachev.ru/lihachev/
https://youtu.be/Hz60ND4oE_0
http://www.youtube.com/watch?v=CE4u7CzZfNY
1.Оргмомент.
Мы закончили изучение романов И.А.Гончарова «Обломов» и И.С.Тургенева «Отцы и дети». Наши уроки сегодня будут посвящены подготовке к написанию итогового сочинения.
2. Приём «Двухчастный дневник»
2.1.Прочитайте предложенные тексты. Дайте характеристику человека по его воспоминаниям (каждая группа работает с 1 отрывком). Заполните соответствующую графу таблицы.
Текст |
Характеристика рассказчика |
1.Я был новичок, а они уже учились второй год, и многие перешли из городского училища. Они были «опытными» школьниками. Однажды они на меня накинулись с кулачками. Я прислонился к стене и, как мог, отбивался от них. Внезапно они отступили. Я почувствовал себя победителем и стал на них наступать. Но я не видел инспектора, которого заметили они. В результате в дневнике у меня появилась запись: «Бил кулаками товарищей. Инспектор Мамай». Как я не хотел ходить в школу! По вечерам, становясь на колени, чтобы повторять вслед за матерью слова молитв, я еще прибавлял от себя, утыкаясь в подушку: «Боженька, сделай так, чтоб я заболел». И я заболел: у меня стала подниматься каждый день температура – на две-три десятых градуса выше 37. Меня взяли из школы. |
|
2.В школе Леонид Владимирович организовал самоуправление КОП (я уже забыл, как расшифровывается это сокращение). Я почему-то очень был против этой «лицемерной», как мне казалось, затеи. Я доказывал в своем классе, что настоящего самоуправления быть не может, что КОП не годится и как некая игра, что все эти заседания, выборы, выборные должности – только напрасная потеря времени, а нам надо готовиться поступать в вуз. Я как-то стал вдруг действовать против Леонида Владимировича. Моя любовь к нему почему-то перешла в крайнее раздражение против него. Весь класс наш отказался принимать участие в КОПе. |
|
3.Я стал задумываться над сущностью мира, как кажется, с самого детства. Помню, как меня, да и многих детей, волновал «феномен зеркала». Что там за мир, и нельзя ли заглянуть в ту часть зеркального мира, которая скрыта за краями зеркала. «Алиса в Зазеркалье» – этот интерес переживают, мне кажется, все дети. Меня интересовало еще – остаются ли на месте те предметы и тот мир, который я в данное время не вижу. Я старался как можно быстрее и внезапнее оглянуться, чтобы поймать – что же делается за моей спиной, когда я туда не смотрю. Из молитвы, которую мы с матерью читали на ночь, я знал, что у каждого ребенка есть свой ангел-хранитель. И я внезапно оглядывался, чтобы увидеть его за моей спиной. Мир всегда, с дошкольных лет, казался мне загадочным. |
|
4.Я поступил в Ленинградский университет несколько раньше положенного возраста: мне не было еще 17 лет. Не хватало нескольких месяцев. Принимали тогда в основном рабочих. Это был едва ли не первый год приема в университет по классовому признаку. Я не был ни рабочим, ни сыном рабочего, а – обыкновенного служащего. Уже тогда имели значение записочки и рекомендации от влиятельных лиц. Такую записочку, стыдно признаться, отец мне добыл, и она сыграла известную роль при моем поступлении. |
|
5.Все было ясно: меня приходили арестовывать. Я сказал родителям, что меня вызывают на срочную работу, и ушел: первая мысль была — пусть арестовывают не при родителях! Выйдя на двор, я решил не возвращаться к родителям, пошел на дровяной двор и запихнулся между поленницами. Дрова были длинные — для монастырских печей. Я сидел там, пока не повалила толпа на работу, и тогда вылез, никого не удивив. Что я натерпелся там, слыша выстрелы расстрелов и глядя на звезды неба (больше ничего я не видел всю ночь)! |
|
2.2.Прослушайте ответы одноклассников. Заполните все колонки. Можно задавать вопросы и дополнять ответы других.
2.3.Предположите: это воспоминания одного человека или разных людей. Объясните свою точку зрения (один ответ от группы)
2.4.Приём «Кластер». Назовите черты характера этого человека (по одной от группы). Объясните свой выбор, заполните кластер в рабочих листах.
3. Приём «Закончи предложение».
3.1.Прослушайте продолжение воспоминаний:
« С этой страшной ночи во мне произошел переворот. Не скажу, что все наступило сразу. Переворот совершился в течение ближайших суток и укреплялся все больше. Ночь — была только толчком.
Я понял следующее…»
3.2.Предположите, что мог понять за ночь осужденный, скрывавшийся во время расстрела в поленнице, и выступите перед классом.
3.3. Прослушайте авторский вариант по книге Д.С.Лихачева «Мысли о жизни» (Москва, «Азбука-Аттикус», 2013):
«….каждый день — подарок Бога. Мне нужно жить насущным днем, быть довольным тем, что я живу еще лишний день. И быть благодарным за каждый день. Поэтому не надо бояться ничего на свете. И еще — так как расстрел и в этот раз производился для острастки, то, как я потом узнал: было расстреляно какое-то ровное число. Ясно, что вместо меня был «взят» кто-то другой. И жить надо мне за двоих. Чтобы тому, которого взяли за меня, не было стыдно!»
4.Посмотрите видеоролик «Слово о Лихачёве» (http://www.youtube.com/watch?v=CE4u7CzZfNY)
и попробуйте сформулировать ответ на вопрос «В чем видит смысл жизни Д.С.Лихачев?» (устно по желанию)
5.Приём «Кластер»
Посмотрите на свои кластеры.
Какие черты характера соответствуют вашему представлению о Д.С.Лихачеве?
Какие качества помогли ему преодолеть трудности жизни?
Исправьте или дополните свои записи.
6. Прием «Бортовой журнал»
6.1.В чем заключается смысл жизни для вас? Запишите ответ в рабочем листе. Поделитесь своими суждениями с одноклассниками (по желанию).
Основной вопрос |
Моё мнение |
Мнение одноклассников |
Мнение Д.С.Лихачева (заполняется после знакомства с содержанием письма) |
«В чем смысл жизни?»
|
|
|
|
6.2. В чем заключается смысл жизни для твоих одноклассников? (приём «Письмо по кругу» - каждый человек в группе записывает своё мнение)
6.3. Дмитрий Сергеевич-автор книги «Письма о добром и прекрасном» (Москва, «Детская литература»,1989), адресованной представителям молодого поколения.
Пятое письмо в этом сборнике называется «В чем смысл жизни». Каждая группа получает по одной фразе из письма Д.С.Лихачева:
1.Цель должна быть.
2.Надо прожить жизнь с достоинством.
3.Враньё всегда видно.
4.Задача каждого человека – повышать уровень счастья своей страны.
5.Важно, какую память человек оставит о себе.
Задание: обсудите в группах, объясните смысл фразы, приведите свои примеры из литературы (1 человек от группы).
6.4.Работа с текстом «В чем смысл жизни».
Задание: прочитайте текст, найдите предложенную вам фразу в тексте Д.С.Лихачева, сравните свой ответ с размышлениями автора(1 человек от группы).
6.5. Ответить на вопрос:
В чем смысл жизни, с точки зрения Д.С.Лихачева?
Где и как могут пригодиться высказывания Д.С.Лихачева?
Совпало или нет ваше мнение с точкой зрения Д.С.Лихачева?
7.Приём «Сводная таблица»
Задание: сформулировать тезис и подобрать по 2 примера из произведений И.А Гончарова «Обломов» и И.С.Тургенева «Отцы и дети» (каждая группа комментирует одну тему, учащиеся заполняют сводную таблицу).
Тезис |
1-й пример |
2-й пример |
Вывод |
|
|
||
|
|||
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
8. Рефлексия
Оцените, на каком уровне готовности к сочинению находитесь вы после сегодняшнего урока?
• У подножья горы: самостоятельно написать пока не смогу.
• На склонах: надеюсь, что напишу, но присутствуют затруднения, требуется дополнительная практическая тренировка.
• На вершине: уверен(а), что с сочинением справлюсь. «Три М». Перечислите три момента, которые поняли в ходе урока.
9.Домашнее задание:
9.1. По родному русскому языку-
Выписать 10 фактов из жизни Д.С.Лихачёва (на выбор – составить кластер, кроссенс, облако слов, инфографику)
9.2. По литературе-
Написать черновик сочинения по одной из предложенных тем в соответствии с критериями итогового сочинения.
Приложение 1
Д.С.Лихачёв «В ЧЕМ
СМЫСЛ ЖИЗНИ» (в сокращении)
Можно по-разному
определять цель своего существования, но цель должна быть — иначе будет не жизнь, а прозябание.
Надо иметь и
принципы в жизни. Хорошо их даже изложить в дневнике, но чтобы дневник был «настоящим», его никому нельзя
показывать — писать для
себя.
Одно правило в
жизни должно быть у каждого человека, в его цели жизни, в его принципах жизни, в его поведении: надо прожить жизнь с
достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить.
Достоинство
требует доброты, великодушия, умения не быть узким эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в
помощи другим.
Ради достоинства
жизни надо уметь отказываться от мелких удовольствий и немалых тоже... Уметь извиняться, признавать перед
другими ошибку — лучше,
чем юлить и
врать.
Обманывая,
человек, прежде всего, обманывает самого себя, ибо он думает, что успешно соврал, а люди поняли и из деликатности
промолчали,
Вранье всегда
видно.
У людей особое чувство подсказывает — врут им или говорят правду. Но нет доказательств, а чаще — не
хочется связываться...
В жизни есть
какой-то уровень счастья, от которого мы ведем отсчет, как ведем отсчет высоты от уровня моря.
Точка отсчета.
Так вот, задача
каждого человека и в крупном, и в малом повышать этот уровень счастья, повышать в жизни. И свое
личное счастье тоже не
остается вне этих
забот. Но главным образом — окружающих, тех, кто ближе к вам, чей уровень счастья можно повысить просто, легко,
без забот. А, кроме того, это
значит, повышать уровень счастья своей страны и всего человечества, в конце концов.
Способы
различные, но для каждого что-то доступно. Если не доступно решение государственных вопросов, что повышает всегда
уровень счастья, если они мудро решаются, то
повысить этот уровень счастья можно в пределах своего рабочего окружения, в пределах своей школы, в кругу
своих друзей и товарищей. У каждого
есть такая возможность.
Жизнь — прежде
всего творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной или
ученым. Творчество тоже
можно творить.
Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя, как сейчас выражаются, ауру добра вокруг себя. Вот, например, в
общество человек может
принести с собой
атмосферу подозрительности, какого-то тягостного молчания, а может внести сразу радость, свет. Вот это и есть
творчество. Творчество — оно беспрерывно.
Так что жизнь — это и есть вечное созидание. Человек рождается и оставляет по себе память. Какую он оставит по себе
память? Об этом нужно заботиться уже не только с
определенного возраста, но, я думаю, с самого начала, так как человек может уйти в любой момент и в любой
миг. И вот очень важно, какую память он о себе оставляет.
Приложение 2
Рабочий лист группы______________
Дата________ Класс________
«Двухчастный дневник» Заполните соответствующие графы таблицы по своему отрывку и в ходе выступления учащихся других групп.
Текст |
Характеристика рассказчика |
1.Я был новичок, а они уже учились второй год, и многие перешли из городского училища. Они были «опытными» школьниками. Однажды они на меня накинулись с кулачками. Я прислонился к стене и, как мог, отбивался от них. Внезапно они отступили. Я почувствовал себя победителем и стал на них наступать. Но я не видел инспектора, которого заметили они. В результате в дневнике у меня появилась запись: «Бил кулаками товарищей. Инспектор Мамай». Как я не хотел ходить в школу! По вечерам, становясь на колени, чтобы повторять вслед за матерью слова молитв, я еще прибавлял от себя, утыкаясь в подушку: «Боженька, сделай так, чтоб я заболел». И я заболел: у меня стала подниматься каждый день температура – на две-три десятых градуса выше 37. Меня взяли из школы. |
|
2.В школе Леонид Владимирович организовал самоуправление КОП (я уже забыл, как расшифровывается это сокращение). Я почему-то очень был против этой «лицемерной», как мне казалось, затеи. Я доказывал в своем классе, что настоящего самоуправления быть не может, что КОП не годится и как некая игра, что все эти заседания, выборы, выборные должности – только напрасная потеря времени, а нам надо готовиться поступать в вуз. Я как-то стал вдруг действовать против Леонида Владимировича. Моя любовь к нему почему-то перешла в крайнее раздражение против него. Весь класс наш отказался принимать участие в КОПе. |
|
3.Я стал задумываться над сущностью мира, как кажется, с самого детства. Помню, как меня, да и многих детей, волновал «феномен зеркала». Что там за мир, и нельзя ли заглянуть в ту часть зеркального мира, которая скрыта за краями зеркала. «Алиса в Зазеркалье» – этот интерес переживают, мне кажется, все дети. Меня интересовало еще – остаются ли на месте те предметы и тот мир, который я в данное время не вижу. Я старался как можно быстрее и внезапнее оглянуться, чтобы поймать – что же делается за моей спиной, когда я туда не смотрю. Из молитвы, которую мы с матерью читали на ночь, я знал, что у каждого ребенка есть свой ангел-хранитель. И я внезапно оглядывался, чтобы увидеть его за моей спиной. Мир всегда, с дошкольных лет, казался мне загадочным. |
|
4.Я поступил в Ленинградский университет несколько раньше положенного возраста: мне не было еще 17 лет. Не хватало нескольких месяцев. Принимали тогда в основном рабочих. Это был едва ли не первый год приема в университет по классовому признаку. Я не был ни рабочим, ни сыном рабочего, а – обыкновенного служащего. Уже тогда имели значение записочки и рекомендации от влиятельных лиц. Такую записочку, стыдно признаться, отец мне добыл, и она сыграла известную роль при моем поступлении. |
|
5.Все было ясно: меня приходили арестовывать. Я сказал родителям, что меня вызывают на срочную работу, и ушел: первая мысль была — пусть арестовывают не при родителях! Выйдя на двор, я решил не возвращаться к родителям, пошел на дровяной двор и запихнулся между поленницами. Дрова были длинные — для монастырских печей. Я сидел там, пока не повалила толпа на работу, и тогда вылез, никого не удивив. Что я натерпелся там, слыша выстрелы расстрелов и глядя на звезды неба (больше ничего я не видел всю ночь)! |
|
«Кластер» Запишите основные черты характера человека по его воспоминаниям.
«Закончите предложение».
«С этой страшной ночи во мне произошел переворот. Не скажу, что все наступило сразу. Переворот совершился в течение ближайших суток и укреплялся все больше. Ночь — была только толчком. Я понял следующее…»
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«В чем видит смысл жизни Д.С.Лихачев?» _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 3
Рабочий лист
ФИ_____________________ Класс________
1.«Бортовой журнал»
Основной вопрос |
Моё мнение |
Мнение одноклассников |
Мнение Д.С.Лихачева |
«В чем смысл жизни?»
|
|
|
|
Д.С.Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»
Письмо пятое Д.С.Лихачёв «В ЧЕМ СМЫСЛ ЖИЗНИ» (в сокращении)
Можно по-разному
определять цель своего существования, но цель должна быть — иначе будет не жизнь, а прозябание.
Надо иметь и
принципы в жизни. Хорошо их даже изложить в дневнике, но чтобы дневник был «настоящим», его никому нельзя
показывать — писать для
себя.
Одно правило в
жизни должно быть у каждого человека, в его цели жизни, в его принципах жизни, в его поведении: надо прожить жизнь с
достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить.
Достоинство
требует доброты, великодушия, умения не быть узким эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в
помощи другим.
Ради достоинства
жизни надо уметь отказываться от мелких удовольствий и немалых тоже... Уметь извиняться, признавать перед
другими ошибку — лучше,
чем юлить и
врать.
Обманывая,
человек, прежде всего, обманывает самого себя, ибо он думает, что успешно соврал, а люди поняли и из деликатности
промолчали,
Вранье всегда
видно.
У людей особое чувство подсказывает — врут им или говорят правду. Но нет доказательств, а чаще — не
хочется связываться...
В жизни есть
какой-то уровень счастья, от которого мы ведем отсчет, как ведем отсчет высоты от уровня моря.
Точка отсчета.
Так вот, задача
каждого человека и в крупном, и в малом повышать этот уровень счастья, повышать в жизни. И свое
личное счастье тоже не
остается вне этих
забот. Но главным образом — окружающих, тех, кто ближе к вам, чей уровень счастья можно повысить просто, легко,
без забот. А, кроме того, это
значит, повышать уровень счастья своей страны и всего человечества, в конце концов.
Способы различные,
но для каждого что-то доступно. Если не доступно решение государственных вопросов, что повышает всегда
уровень счастья, если они мудро решаются, то
повысить этот уровень счастья можно в пределах своего рабочего окружения, в пределах своей школы, в кругу
своих друзей и товарищей. У каждого
есть такая возможность.
Жизнь — прежде
всего творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной или
ученым. Творчество тоже
можно творить.
Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя, как сейчас выражаются, ауру добра вокруг себя. Вот, например, в
общество человек может
принести с собой
атмосферу подозрительности, какого-то тягостного молчания, а может внести сразу радость, свет. Вот это и есть
творчество. Творчество — оно беспрерывно.
Так что жизнь — это и есть вечное созидание. Человек рождается и оставляет по себе память. Какую он оставит по себе
память? Об этом нужно заботиться уже не только с
определенного возраста, но, я думаю, с самого начала, так как человек может уйти в любой момент и в любой
миг. И вот очень важно, какую память он о себе оставляет.
«Сводная таблица»
|
||||||
|
Темы сочинений |
Тезис |
1-й пример |
2-й пример |
Вывод |
|
|
В чём смысл жизни? |
|
|
|||
|
Какой должна быть цель? |
|
||||
|
Что такое достоинство человека? |
|
|
|||
|
Почему так важно не обманывать? |
|
|
|
|
|
|
Что значит повысить уровень счастья? |
|
|
|
|
|
Рефлексия
Оцените, на каком уровне готовности к сочинению находитесь вы после сегодняшнего урока?
• У подножья горы: самостоятельно написать пока не смогу.
• На склонах: надеюсь, что напишу, но присутствуют затруднения, требуется дополнительная практическая тренировка.
• На вершине: уверен(а), что с сочинением справлюсь. «Три М». Перечислите три момента, которые поняли в ходе урока.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.