Цель: систематизировать знания учащихся о подходах к классификации химических реакций.
Образовательные задачи:
· повторить и обобщить сведения о классификации химических реакций;
· рассмотреть законы сохранения массы веществ и энергии при химических реакциях как частный случай проявления всеобщего закона природы
Воспитательные задачи:
· доказать ведущую роль теории в познании практики;
· показать учащимся взаимосвязь противоположных процессов;
· доказать материальность изучаемых процессов;
Развивающие задачи:
· развитие логического мышления путем сравнения, обобщения, анализа, систематизации.
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Оборудование:
· компьютер;
· медиапроектор;
· экран;
· таблицы: “Закон сохранения энергии", растворимость солей и оснований в воде;
· графопроектор;
· аудиозапись;
· весы и разновесы, конические колбы 2 шт., пробирки, чашка Петри;
· химические реактивы: натрий (металлический), кристаллы хлорида меди (II), цинк металлический, соляная кислота, нитрат серебра, хлорид кальция, сульфат натрия, хлорид бария.
На столе у учащихся:
· реактивы;
· инструкция по проведению химического практикума;
· учебник «Химия - 11», автор: О.С. Габриелян;
· рабочая тетрадь.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивация учебной деятельности учащихся, сообщение темы, цели, задач урока.
Учитель: В окружающем нас мире протекает огромное число реакций. Как же удержать в памяти многообразие химических процессов, как практически ориентироваться в них? Как биологам удается ориентироваться в многообразии живых организмов? (создание проблемной ситуации)
Ответ: В любой науке применяется прием классификации, позволяющий по общим признакам разделить все множество объектов на группы.
Учитель: Тема урока «Классификация химических реакций».
Цель занятия: систематизировать знания о классификации химических реакций
III. Проверка знаний учащимися фактического материала
Фронтальная беседа
1. Что называется явлением? (Явление – это то, в чем проявляется развитие, изменение чего-либо).
2. В чем разница между химическими и физическими явлениями? (В результате химических явлений происходит образование новых веществ).
3. Какие уровни организации вещества затрагиваются при химических реакциях? (Молекулы).
4. Что же такое химическое явление? (Химическим явлением (реакцией) называется процесс превращения одних веществ в другие, отличающиеся от исходных составом и свойствами).
5. По каким признакам можно судить о прохождении именно химической реакции? (Признаками химического превращения могут быть: изменении цвета веществ, появление или исчезновение запаха, выделение газа, выпадение или растворение осадка, выделение или поглощение теплоты, свечение).
6. Какие условия необходимы для протекания химической реакции? (Соприкосновение веществ, измельчение, перемешивание, растворение, нагревание или охлаждение).
Демонстрационный опыт: медленное растворение кристаллов хлорида меди (II) (проблемно - поисковый метод)
7. Какое явление физическое или химическое вы наблюдали? По каким именно признакам вы определили, что произошло именно это явление? (Процесс растворения веществ – физико-химический процесс)
Задание: Сделайте вывод о возможности протекания различных процессов.
Вывод: В результате взаимодействия различных тел и веществ могут одновременно протекать различные процессы.
IV.Проверка знаний учащимися основных понятий, законов, теорий, умений объяснять их сущность.
Учитель: Объясните сущность протекания химических реакций.
(Сущность химических реакций сводится к разрыву связей в исходных веществах и возникновению новых химических связей в продуктах реакции. При этом общее число атомов каждого элемента остается постоянным, следовательно, масса веществ в результате химических реакций не изменяется.)
Учитель: Кем и когда была установлена эта закономерность? (В 1748 году русским ученым М.В.Ломоносовым – закон сохранения массы веществ). (использование информационно – коммуникационных технологий)
Учитель: Давайте перелистаем страницы истории химии на 2, 5 века назад и вспомним эксперименты некоторых ученых. Демонстрация опыта доказывающий закон М.Ломоносова. Опыт выполняет ученик. Необходимое оборудование: весы, разновесы, конические колбы с растворами хлорида бария и сульфата натрия.
V. Проверка глубины осмысления знаний, степени обобщения.
Учитель: При изучении курсов неорганической и органической химии мы изучили множество химических реакций. Какие признаки могут быть выделены при классификации химических реакций?
Ответ учащихся:
1) количество и состав исходных и
конечных веществ;
2) изменение степени окисления;
3) тепловой эффект;
4) участие катализаторов;
5) обратимость реакции;
6) исходное состояние реагирующей системы;
7) механизм химической реакции (для органических веществ).
Вам необходимо заполнить таблицу, которая поможет систематизировать известные реакции (работа учащихся с учебником) (технология критическое мышление в процессе чтения и письма)
КЛАССИФИКАЦИЯ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ
№ п/п |
Признак классификации |
Тип реакции |
Пример |
1. |
Соотношение исходных и конечных веществ
|
|
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
2. |
Наличие окислительно-восстановительного процесса |
|
|
|
|
||
3. |
Тепловой эффект |
|
|
|
|
||
4. |
Участие катализатора |
|
|
|
|
||
5. |
Обратимость реакции |
|
|
|
|
||
6. |
Исходное состояние реагирующей системы |
|
|
Учащиеся проверяют правильность выполнения работы (Слайд № 3,4,5)
КЛАССИФИКАЦИЯ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ
№ п/п |
Признак классификации |
Тип реакции
|
Пример |
1. |
Соотношение исходных и конечных веществ
|
Соединения |
CaO+H2O=Ca(OH)2 |
Разложения |
2H2O=2H2+O2 |
||
Замещения |
CuCl2+Zn=Cu+ZnCl2 |
||
Обмена |
NaOH+HCl=NaCl+H2O |
||
Изомеризации |
Бутан = изобутан |
||
Аллотропного превращения |
3O2=2O3
|
||
2 |
Наличие окислительно-восстановительного процесса |
Окислительно- восстановительная |
Zn0+2H+Cl =Zn+2Cl2+H20 |
Без изменения степени окисления |
CaCO3=CaO+CO2 |
||
3. |
Тепловой эффект |
Эндотермическая |
2HgO=2Hg+O2-Q |
Экзотермическая |
CH4+2O2= CO2+H2O+Q |
||
4. |
Участие катализатора |
Каталитическая |
C2H2+HOH= Hg2+=CH3COH |
Некаталитическая |
2Ca+O2=2CaO |
||
5. |
Обратимость реакции |
Обратимая |
SO2+H2O= H2SO3 |
Необратимая
|
BaCl2+Na2SO4 =2NaCl+BaSO4 |
||
6. |
Исходное состояние реагирующей системы |
Гомогенная |
N2+O2=2NO |
Гетерогенная
|
P2O5+3H2O =2H3PO4 |
VI.Этап релаксации.
Звучит музыка, предлагаю учащимся закрыть глаза, расслабиться. (Технология здоровьесбережения).
VII. Применение знаний учащихся в стандартных условиях
Задание 1: Пронаблюдав химические эксперименты, вам необходимо записать уравнения соответствующих реакций в тетрадь, дать ей характеристику устно (один ученик выполняет это задание у доски).
Демонстрация опыта: взаимодействия натрия с водой в чашке Петри (на графопроекторе).
Задание 3: Дайте характеристику реакции (учитель включает аудиозапись, звучит отрывок из произведения Г.Р. Хаггарда “Клеопатра”).
“… Она вынула из уха одну их тех жемчужин … и … опустила жемчужину в уксус. Наступило молчание, потрясенные гости, замерев, наблюдали, как несравненная жемчужина медленно растворяется в крепком уксусе. Вот от неё не осталось и следа, и тогда Клеопатра подняла кубок, покрутила его, взбалтывая уксус, и выпила весь до последней капли…”
Учащиеся выполняют химический эксперимент (работа в группах) и делают записи в тетрадях.
CaCO3+2CH3COOH= (CH3COO)2Ca+ H2CO3 (CO2+H2O)
Задание 4: Дайте характеристику реакции горения древесины.
Приложение 1.
Задание 5: Какие явления происходят при этом, почему?
Приложение 1.
VIII. Применение знаний в нестандартных условиях.
Химический практикум
Учитель: Соблюдая правила техники безопасности, практически осуществить данное превращение, используя имеющиеся у вас на рабочих стола реактивы. (Учащиеся выполняют опыты в парах по выданным инструкциям).
Провести опыты: взаимодействия цинка с соляной кислотой, затем соляной кислоты с нитратом серебра. В результате наблюдений записать уравнение химической реакции и дать их характеристику. Обсуждение результатов.
IX. Закрепление знаний с проверкой, анализом, оценкой выполненных заданий
Тестирование с использованием компьютера (Приложение 2).
X. Итоги урока, оценки за урок.
XI. Домашнее задание.
XII. Рефлексия.
Приложение 2.
I вариант
Даны фрагменты уравнений химических реакций
1. ……… = 2KOH+H2+Q
2……….. = 2HI-Q
3. ……… = CaO+CO2-Q
4.2AgNO3+CaCl2=Ca(NO3)2+2 AgCl
5.2SO2+O2-……+Q
1) Выберите уравнения эндотермических реакций.
2) Выберите уравнение химической реакции, соответствующей характеристике: реакция разложения, эндотермическая, некаталитическая, идущая без изменения степени окисления атомов химических элементов.
3) Найдите уравнение реакции обмена, идущей до конца вследствие образования осадка.
4) Выберите уравнение химической реакции замещения.
5) Найдите уравнение обратимой каталитической реакции.
II вариант
Даны фрагменты уравнений химических реакций
1. 2HgO = 2Hg+O2-Q
2…….. = 2KOH+H2+Q
3.2SO2+O2-……+Q
4…….=ZnCl2+Cu
5. NH4Cl+NaOH=NaCl+NH3+H2O
1) Выберите уравнения экзотермических реакций.
2) Выберите уравнение химической реакции, соответствующей характеристике: реакция разложения, эндотермическая, некаталитическая, обратимая, окислительно-восстановительная.
3) Найдите уравнение реакции обмена, идущей до конца вследствие образования газа.
4) Выберите уравнение химической реакции замещения.
5) Найдите уравнение обратимой каталитической реакции.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.