Кошкина Валентина Геннадьевна
Учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории
МБОУ Шарангская СШ
Открытый урок (7 класс)
Морфологический разбор причастия
Тема: морфологический разбор причастия
Цель: создание условий для усвоения выполнения морфологического разбора причастия.
Задачи:
предметные УУД:
- повторить изученное о причастии;
- познакомиться с порядком морфологического разбора причастия;
- развивать умение применять полученные знания при морфологическом разборе причастия;
- отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки;
- способствовать развитию умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания;
метапредметные:
способствовать формированию УУД:
- регулятивных: формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия;
- познавательных: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации;
- коммуникативных: развивать навыки взаимодействия со сверстниками и учителем, умения выражать свои мысли, совершенствовать рефлексивные способности;
личностные УДД:
- способствовать воспитанию положительной мотивации к учению
Результат. Умеют выполнять морфологический разбор причастия.
Оборудование: учебник «Русский язык» (под ред. М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской), тетрадь, раздаточный материал (карта самооценки (приложение 1.), эталон морфологических разборов (приложение 2), тест (приложение 3), презентация Microsoft Office PowerPoint , мультимедийное оборудование.
Основные понятия: причастие, вид, действительные и страдательные причастия, причастный оборот.
Межпредметные связи: литература, искусство.
Форма организации учебной работы: фронтальная, работа в группах, работа в парах.
Тип урока: открытие нового знания.
Ход урока
I. Организационный момент. Мотивация. (слайд 1)
Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души».
Присаживайтесь на свои места.
Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.
Откройте тетради, запишите число, классная работа и пропустите строчку для написания новой темы.
II. Актуализация знаний учащихся.
1. - Послушайте, пожалуйста, стихотворение и ответьте, о какой части речи пишет автор.
(Учитель читает наизусть).
Вот свойство моё обязательное:
Склоняюсь я как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю,
Глагол по значению напоминаю.
(П. Чесноков)
Ученики.
- Автор пишет о причастии.
Учитель.
-Как вы догадались, речь идёт о причастии. И в этой загадке указывается на то, что причастие совмещает в себе признаки прилагательного и глагола.
(слайд 2)
Причастие – это часть речи, причастная к глаголу в образе прилагательного.
(В. И. Даль)
- Обратите внимание, у вас на партах лежат листы самооценки. Подпишите их.
Вы будете сами оценивать свою работу в течение всего урока
1. Практическая работа. (слайд 3)
Ну, а теперь проверим на практике, умеете ли вы находить причастие.
На доске записаны слова.
Найдите среди них причастия, охарактеризуйте их
Жёлтый, желтеющий, желтеть, пожелтевший, жёлтенький.
Ученики.
-Причастиями являются слова: желтеющий, пожелтевший.
Желтеющий - действительное причастие настоящего времени.
Пожелтевший - действительное причастие прошедшего времени.
Учитель.
- А какие части речи нам ещё встретились в этом задании?
Ученики.
-Жёлтый, жёлтенький – имена прилагательные.
Желтеть - глагол.
2. Синтаксическая пятиминутка. (слайд 4)
При описании какого времени года можно использовать данные причастия? (осень)
Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей… (А.Пушкин)
(Музыка Чайковского)
Учащиеся составляют предложения на осеннюю тему по схемам с использованием причастий желтеющий и пожелтевший: (форму слова можно менять)
У: меняемся тетрадями (взаимопроверка) (без ошибок+красивые предложения)КАРТА
3. Орфографическая разминка (слайд 5)
Осенняя тема продолжается в следующем задании:
1) Работа с карточкой (проверка усвоения написания н, нн в суффиксах прилагательных и причастий). Орфограммы выделить!!!
- Светились серебром луга, припудренные утренним инеем.
- С неземною печалью глядит затуманенный месяц.
- Двери на балконе уже давно заклеены к зиме.
- Седое небо надо мной и лес раскрытый, обнаженный.
- Склоны гор с северной стороны обнажены холодными ветрами. (И.Бунин)
Слайд с правильными ответами (самопроверка) (слайд 6) КАРТА
2) (слайд 7) Учащиеся составляют связное высказывание на тему о написании н, нн в суффиксах прилагательных и причастий. Для доказательства они должны привести свои примеры. (Учитель=ученик) (в полных и кратких формах)
1 вариант – НН
2 вариант – Н (с примерами)
КАРТА
4. Повторение. Проверка теоретических знаний. (слайд 8)
- Продолжим работу: подведём итог всем проделанным заданиям.
- Какая часть речи называется причастием?
- Что называется причастным оборотом?
- Когда причастный оборот на письме выделяется запятыми?
- На какие две группы делятся причастия?
- При помощи каких суффиксов образуются действительные причастия настоящего времени?
- При помощи каких суффиксов образуются действительные причастия прошедшего времени?
- При помощи каких суффиксов образуются страдательные причастия настоящего времени?
- При помощи каких суффиксов образуются страдательные причастия прошедшего времени?
- Оцените ваши знания правил. КАРТА
III. Изучение нового материала (слайд 9)
1. Определение темы и цели урока.
- Для какого вида разбора нам пригодится знание грамматических признаках причастия? Тема нашего урока... (Обучающиеся определяют тему урока.)
Материал слайда 9. Тема урока: Морфологический разбор причастия. |
- тема урока определена, запишите её в тетради.
- определим для себя цели
(повторить изученное о причастии;
- познакомиться с порядком морфологического разбора причастия;
- развивать умение применять полученные знания при морфологическом разборе причастия;
- отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки;
- способствовать развитию умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания) (слайд 10)
На доске: - повторить…
- познакомиться…
-отрабатывать…
2. Первичное усвоение новых знаний (слайд 11)
Ребята, вы уже знаете, как выполнять морфологический разбор самостоятельных частей речи: существительного, прилагательного, числительного, местоимения, глагола.
А как вы думаете, по какому плану мы будем разбирать причастие?(ответы детей)
А давайте посмотрим в учебнике план разбора, правильно ли мы его определили? Откройте учебники, с.67.
Ознакомьтесь с планом разбора. (учащиеся читают план разбора вслух по очереди).
Вы, надеюсь, заметили, что порядок разбора причастия тот же, как и у других самостоятельных частей речи: определение части речи, морфологические признаки (постоянные и непостоянные) и синтаксическая роль слова.
Прочитаем образец устного разбора в учебнике.
Посмотрим письменный разбор, знаки препинания
3. Первичная проверка понимания (слайд 12)
Фронтальная работа с классом.
Читаем предложение и записываем предложение в свои тетради, расставляя пропущенные знаки препинания.
Лес, давно уставший от осени, ждёт снега.
Какие знаки препинания поставили, почему? (слайд 13)
Находим причастие и выполняем его морфологический разбор. (У доски лучший уч-ся)
Уставший – причастие.
I. Лес ( какой?) уставший.
II. Н.ф. – уставший. Пост. - действ., прош.вр., сов.в; непост. И.п., ед.ч., м.р.
III. Какой лес? уставший.
4. Физкультминутка (слайд 14-19)
Давайте немного отдохнём: ручки положите, сядьте свободно, расслабьтесь.
Продолжаем нашу работу.
5. Закрепление нового материала (слайд 20)
1) Индивидуальная работа класса
Обратите внимание на экран.
Перед вами 2 предложения. (ребята читают).
- Берёзы шелестят золотой листвой, сверкающей на солнце.
- На пожелтевшей траве лежали разноцветные листья.
Объясните знаки препинания.
Вы будете работать по вариантам. (1, 2 варианты).
Ваша задача: каждый вариант списывает своё предложение и выполняет морфологический разбор выделенного причастия.
(один учащийся от каждого варианта работает у доски). (Дать карточку)
(взаимопроверка) КАРТА
Дополнительное задание
Кто справился раньше, делает синтаксический разбор!!! КАРТА
2) Работа с учебником (Упр. 152).
- прочитать
- работа с новым словам. (слайд 21)Что такое АКВА?
(вода – на латинском и итальянском языках)
Какие ещё слова знаете с этим корнем?
(аквамарин – драгоценный камень зеленовато-голубоватого цвета,
Акватория – поверхность водяного пространства, парка
Акванавт – исследователь в аппарате под водой
Аквапарк…)
(Акваланг- устройство для дыхания человека под водой: баллон со сжатым воздухом и отходящий от него шланг с наконечником, вставляемым в рот.
Аквалангист - спортсмен, использующий акваланг для подводного плавания.
Аквариум- искусственный водоем или стеклянная емкость с водой для содержания рыб, водных животных и растений.)
– УСТНО РАЗБОР ПО ЦЕПОЧКЕ!!! (разные виды причастий)
Ребята, найдите причастия, в которых правописание суффикса зависит от спряжения глагола, от которого оно образовано.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ (восстанови текст) (слайд 22)
Мы вошли в лес, который был освещен лучами осеннего солнца. Расчищенная дорожка вела к неугомонному морю. Мы часто останавливались, пораженные яркой красотой необыкновенного леса. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья. Березы как будто окутаны золотистой листвой, сверкавшей на солнце. Очень красивы клены, одетые в багряную листву. Часто мы видим позолоченные солнцем и осенью листья, тихо падающие на землю. Дорожки пустынны, но на них листья, печально шуршащие под ногами. Иногда попадется дача, окруженная деревянными выкрашенными масляной краской забором.
Проверим (слайд 23)
IV. Рефлексия
- Какую цель мы ставили на уроке?
- Удалось ли нам достичь поставленной цели?
- Что было самым интересным на уроке? самым трудным?
КАРТА (подчеркните вариант ответа)
Подведите итоги на карте!!!
(Выберите номер смайлика и запишите в углу карты (слайд 24)
ОЦЕНКИ
V. Домашнее задание: (слайд 25)
1) Парагр. 25
2) написать мини- сочинение на тему ,,Природа осенью,, , используя в нём 2-3 причастия. Сделать морфологический разбор 2-х причастий.
Спасибо за урок!!! Слайд 26
Приложение 1.
Карта самооценки
Задание |
Моя оценка |
1. Синтаксическая пятиминутка |
Критерии оценки: 0 ошибок - "5"; 1-2 ошибки - "4"; 3-4 ошибки - "3"; Более 4 ошибок - "2". |
2.Орфографическая разминка. |
Критерии оценки: 0 ошибок - "5"; 1-2 ошибки - "4"; 3-4 ошибки - "3"; Более 4 ошибок - "2". |
3.Ссвязное высказывание на тему о написании н, нн |
Оценивание друг друга. |
4. Проверка теоретических знаний. |
Самооценка |
5.Письменный морфологический разбор причастий. |
Оценивание друг друга. |
6. Дополнительное задание. (Разбор предложения) |
Критерии оценки: 0 ошибок - "5"; 1ошибка - "4"; 2 ошибки - "3"; Более 2 ошибок - "2". |
7.Критерии деятельности (подчеркни) |
а) Усвоил(а) полностью, могу применить. б) Усвоил(а) полностью, но затрудняюсь в применении. в) Усвоил(а) частично. г) Не усвоил(а). |
8.Оценка за урок (среднее арифметическое всех выставленных оценок). |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.