Методическая разработка урока русского языка 7 класс Морфологический разбор причастия
Оценка 4.6

Методическая разработка урока русского языка 7 класс Морфологический разбор причастия

Оценка 4.6
docx
23.11.2022
Методическая разработка урока русского языка 7 класс Морфологический разбор причастия
Урок 7 класс Морфологический разбор причастия.docx

 Кошкина Валентина Геннадьевна

Учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории

МБОУ Шарангская СШ

Открытый урок (7 класс)

 

Морфологический разбор причастия

 

Тема: морфологический разбор причастия

Цель: создание условий для усвоения выполнения морфологического разбора причастия.

Задачи:

предметные УУД:

- повторить изученное о причастии;

- познакомиться с порядком морфологического разбора причастия;

-  развивать умение применять полученные знания при морфологическом разборе причастия;

 - отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки;

- способствовать развитию умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания;

метапредметные:

способствовать формированию УУД:

- регулятивных: формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия;

- познавательных: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации;

- коммуникативных: развивать навыки взаимодействия со сверстниками и учителем, умения выражать свои мысли, совершенствовать рефлексивные способности;

 личностные УДД:

- способствовать воспитанию положительной мотивации к учению

Результат. Умеют выполнять морфологический разбор причастия.

Оборудование: учебник «Русский язык» (под ред. М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской), тетрадь,  раздаточный материал (карта самооценки (приложение 1.), эталон морфологических разборов (приложение 2), тест (приложение 3), презентация Microsoft Office PowerPoint ,  мультимедийное оборудование.

Основные понятия: причастие, вид, действительные и страдательные причастия, причастный оборот.

Межпредметные связи: литература, искусство.

Форма организации учебной работы: фронтальная, работа в группах, работа в парах.

Тип урока: открытие нового знания.

 

Ход урока

I.      Организационный момент. Мотивация. (слайд 1)

 

Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души».

       Присаживайтесь на свои места. 

         Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

       Откройте тетради, запишите число, классная работа и пропустите строчку для написания новой темы.

 

II.   Актуализация знаний учащихся.

 

1.                 - Послушайте, пожалуйста, стихотворение и ответьте, о какой части речи пишет автор.

(Учитель читает наизусть).

Вот свойство моё обязательное:

Склоняюсь я как прилагательное.

На все вопросы его отвечаю,

Глагол по значению напоминаю.

                                     (П. Чесноков)

Ученики.

- Автор пишет о причастии.

Учитель.

-Как вы догадались, речь идёт о причастии. И в этой загадке указывается на то, что причастие совмещает в себе признаки прилагательного и глагола.

(слайд 2)

Причастие – это часть речи, причастная к глаголу в образе прилагательного.

                                                            (В. И. Даль)

- Обратите внимание, у вас на партах лежат листы самооценки. Подпишите их.

Вы будете сами оценивать свою работу в течение всего урока

1.                 Практическая работа. (слайд 3)

 

Ну, а теперь проверим на практике, умеете ли вы находить причастие.

На доске записаны слова.

Найдите среди них причастия, охарактеризуйте их

Жёлтый, желтеющий, желтеть, пожелтевший, жёлтенький.

Ученики.

-Причастиями являются слова: желтеющий, пожелтевший.

 Желтеющий - действительное причастие настоящего времени.

Пожелтевший - действительное причастие прошедшего времени.

Учитель.

- А какие части речи нам ещё встретились в этом задании?

Ученики.

-Жёлтый, жёлтенький – имена прилагательные.

Желтеть - глагол.

 

2.                 Синтаксическая пятиминутка. (слайд 4)

 При описании какого времени года можно использовать данные причастия? (осень)

 

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей…   (А.Пушкин)

(Музыка Чайковского)

 

Учащиеся составляют предложения на осеннюю тему по схемам с использованием причастий желтеющий и пожелтевший: (форму слова можно менять)

 

У: меняемся тетрадями (взаимопроверка)  (без ошибок+красивые предложения)КАРТА

 

3.                 Орфографическая разминка (слайд 5)

 

Осенняя тема продолжается в следующем задании:

 

1)                 Работа с карточкой (проверка усвоения написания н, нн в суффиксах прилагательных и причастий). Орфограммы выделить!!!

 

- Светились серебром луга, припудренные утренним инеем.

- С неземною печалью глядит затуманенный месяц.

- Двери на балконе уже давно заклеены к зиме.

- Седое небо надо мной и лес раскрытый, обнаженный.

- Склоны гор с северной стороны обнажены холодными ветрами. (И.Бунин)

 

Слайд с правильными ответами (самопроверка) (слайд 6)  КАРТА

 

 

 

2)                  (слайд 7) Учащиеся составляют связное высказывание на тему о написании н, нн в суффиксах прилагательных и причастий. Для доказательства они должны привести свои примеры.  (Учитель=ученик)  (в полных и кратких формах)

1 вариант – НН

2 вариант – Н        (с примерами)

КАРТА

 

 

4.                 Повторение. Проверка теоретических знаний. (слайд 8)

 

- Продолжим работу: подведём итог всем проделанным заданиям.

 

- Какая часть речи называется причастием?

- Что называется причастным оборотом?

- Когда причастный оборот на письме выделяется запятыми?

- На какие две группы делятся причастия?

- При помощи каких суффиксов образуются действительные причастия настоящего времени?

- При помощи каких суффиксов образуются действительные причастия прошедшего времени?

- При помощи каких суффиксов образуются страдательные  причастия  настоящего времени?

- При помощи каких суффиксов образуются страдательные  причастия прошедшего времени?

- Оцените ваши знания правил. КАРТА

 

III.                       Изучение нового материала (слайд 9)

 

1.                 Определение темы  и цели урока.

 

- Для какого вида разбора нам пригодится знание грамматических признаках причастия? Тема нашего урока... (Обучающиеся определяют тему урока.)

 

Материал слайда 9.

Тема урока: Морфологический разбор причастия.

 

- тема урока определена, запишите   её в тетради.

- определим для себя цели

(повторить изученное о причастии;

- познакомиться с порядком морфологического разбора причастия;

-  развивать умение применять полученные знания при морфологическом разборе причастия;

 - отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки;

- способствовать развитию умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания) (слайд 10)

      На доске: - повторить…

                       - познакомиться…

                       -отрабатывать…

 

2.                 Первичное усвоение новых знаний (слайд 11)

 

Ребята, вы уже знаете, как выполнять морфологический разбор самостоятельных частей речи: существительного, прилагательного, числительного, местоимения, глагола.

А как вы думаете, по какому плану мы будем разбирать причастие?(ответы детей)

А давайте посмотрим в учебнике план разбора, правильно ли мы его определили? Откройте учебники, с.67.

 Ознакомьтесь с планом разбора. (учащиеся читают план разбора вслух по очереди).

Вы, надеюсь, заметили, что порядок разбора причастия тот же, как и у других самостоятельных частей речи: определение части речи, морфологические признаки (постоянные и непостоянные) и синтаксическая роль слова.

Прочитаем образец устного разбора в учебнике.

Посмотрим письменный разбор, знаки препинания

3.                 Первичная проверка понимания (слайд 12)

 

Фронтальная работа с классом.

 Читаем предложение и записываем предложение в свои тетради, расставляя пропущенные знаки препинания.

 

Лес, давно уставший от осени, ждёт снега.

Какие знаки препинания поставили, почему? (слайд 13)

Находим причастие и выполняем его морфологический разбор. (У доски лучший уч-ся)

 

 

              Уставший – причастие.

I.            Лес ( какой?) уставший.

II.            Н.ф. – уставший. Пост. -  действ., прош.вр., сов.в; непост. И.п., ед.ч., м.р.

III.       Какой лес? уставший.

 

4.                 Физкультминутка (слайд 14-19)

 

Давайте немного отдохнём: ручки положите, сядьте свободно, расслабьтесь.

Продолжаем нашу работу.

 

5.                 Закрепление нового материала (слайд 20)

 

1)     Индивидуальная работа класса

Обратите внимание на экран.

Перед вами 2 предложения. (ребята читают).

- Берёзы шелестят золотой  листвой, сверкающей на солнце.

- На пожелтевшей траве лежали разноцветные листья.

Объясните знаки препинания.

Вы будете работать по вариантам. (1, 2 варианты).

Ваша задача: каждый вариант списывает своё предложение и выполняет морфологический разбор выделенного причастия.

 (один учащийся от каждого варианта работает у доски). (Дать карточку)

(взаимопроверка) КАРТА

 

Дополнительное задание

Кто справился раньше, делает синтаксический разбор!!! КАРТА

 

2)     Работа с учебником (Упр. 152).

- прочитать

- работа с новым словам. (слайд 21)Что такое АКВА?

 (вода – на латинском и итальянском языках)

Какие ещё слова знаете с этим корнем?

 (аквамарин – драгоценный камень зеленовато-голубоватого цвета,

Акватория – поверхность водяного пространства, парка

Акванавт – исследователь в аппарате под водой

Аквапарк…)

(Акваланг- устройство для дыхания человека под водой: баллон со сжатым воздухом и отходящий от него шланг с наконечником, вставляемым в рот.

  Аквалангист - спортсмен,  использующий акваланг  для подводного плавания.

 

Аквариум-  искусственный водоем или стеклянная емкость с водой для содержания рыб, водных животных и растений.)

 

– УСТНО РАЗБОР ПО ЦЕПОЧКЕ!!! (разные виды причастий)

Ребята, найдите причастия, в которых правописание суффикса зависит от спряжения глагола, от которого оно образовано.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ (восстанови текст) (слайд 22)

Мы вошли в лес, который был освещен лучами осеннего солнца. Расчищенная дорожка вела к неугомонному морю. Мы часто останавливались, пораженные яркой красотой необыкновенного леса. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья. Березы как будто окутаны золотистой листвой, сверкавшей на солнце. Очень красивы клены, одетые в багряную листву. Часто мы видим позолоченные солнцем и осенью листья, тихо падающие на землю. Дорожки пустынны, но на них листья, печально шуршащие под ногами. Иногда попадется дача, окруженная деревянными выкрашенными масляной краской забором.

Проверим (слайд 23)

 

IV.      Рефлексия

 

- Какую цель мы ставили на уроке?

- Удалось ли нам достичь поставленной цели?

- Что было самым интересным на уроке? самым трудным?

КАРТА (подчеркните вариант ответа)

Подведите итоги на карте!!!

 

(Выберите номер смайлика и запишите в углу карты (слайд 24)

ОЦЕНКИ

 

V.         Домашнее задание: (слайд 25)

1)                 Парагр. 25

 

2)                 написать мини- сочинение на тему ,,Природа осенью,,  , используя в нём 2-3 причастия. Сделать морфологический  разбор 2-х причастий.

 

Спасибо за урок!!! Слайд 26

Приложение 1.

 

Карта самооценки

 

Задание

Моя оценка

1.                 Синтаксическая пятиминутка

Критерии оценки:

0 ошибок - "5";

1-2 ошибки - "4";

3-4 ошибки - "3";

Более 4 ошибок - "2".

2.Орфографическая разминка.

Критерии оценки:

0 ошибок - "5";

1-2 ошибки - "4";

3-4 ошибки - "3";

Более 4 ошибок - "2".

3.Ссвязное высказывание на тему о написании н, нн

Оценивание друг друга.

4. Проверка теоретических знаний.

Самооценка

5.Письменный морфологический разбор причастий.

Оценивание друг друга.

6. Дополнительное задание. (Разбор предложения)

Критерии оценки:

0 ошибок - "5";

1ошибка - "4";

2 ошибки - "3";

Более 2 ошибок - "2".

7.Критерии  деятельности (подчеркни)

а) Усвоил(а) полностью, могу применить.

б) Усвоил(а) полностью, но затрудняюсь в применении.

в) Усвоил(а) частично.

г) Не усвоил(а).

8.Оценка за урок (среднее арифметическое всех выставленных оценок).

 

 

 


 

Кошкина Валентина Геннадьевна

Кошкина Валентина Геннадьевна

Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся

Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся

Жёлтый, жёлтенький – имена прилагательные

Жёлтый, жёлтенький – имена прилагательные

Продолжим работу: подведём итог всем проделанным заданиям

Продолжим работу: подведём итог всем проделанным заданиям

А давайте посмотрим в учебнике план разбора, правильно ли мы его определили?

А давайте посмотрим в учебнике план разбора, правильно ли мы его определили?

Дать карточку) (взаимопроверка)

Дать карточку) (взаимопроверка)

Выберите номер смайлика и запишите в углу карты (слайд 24)

Выберите номер смайлика и запишите в углу карты (слайд 24)

Методическая разработка урока русского языка 7 класс Морфологический разбор причастия

Методическая разработка урока русского языка 7 класс Морфологический разбор причастия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.11.2022