Методическая разработка урока русского языка по теме:
«Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ»
ЦЕЛИ: развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН; учить определять орфограмму в слове; развивать мышление.
Планируемые результаты:
Предметные: находить в словах буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, учиться правильно читать слова с сочетанием чн, находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки.
Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.
Познавательные: работа с информацией, анализировать её содержание.
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи.
Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
Ход урока
1. Организационный момент.
Громко прозвенел звонок
Начинается урок
- Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Повернитесь, улыбнитесь и тихонечко садитесь.
2. Актуализация знаний
Минутка чистописания.
- Откройте тетради, запишите дату и классная работа.
- Каждый урок мы начинаем с минутки чистописания.
Прочитайте скороговорку:
Червяк
чинил свойчемодан,
Потом бурча чинил диван
- Какой звук чаще всего встречается?
- Дайте характеристику этому звуку. (согласный, всегда мягкий, глухой, шипящий). Запомните, звук ч всегда мягкий, это пригодится в нашей дальнейшей работе.
- Какой буквой он обозначается?
- На минутке чистописания напишем букву «ч». Напишите по образцу.
А на второй строчке мы напишем пословицу. Обратите внимание на орфоргаммы.
Чтение – лучшее учение.
3. Формулировка темы и задач урока
- Какой праздник все ожидают зимой?
- Без чего не обходится Новый год?
- Какая зелёная красавица стоит у нас?
- И нам на урок тоже принесли вот такую ёлочку. Мы за каждое выполненное задание будем вешать на неё игрушку. И в конце урока посмотрим, что получится.
- А вы хотите узнать, кто же нам её подарил?
- Посмотрите на экран и прочитайте загадку:
В
Простоквашино есть дом
Кот с собакой живут в нём
Дядя Фёдор приезжает
А кто почту доставляет?
- Посмотрите ещё раз на отгадку: ПОЧТАЛЬОН ПЕЧКИН.
- Вспомните, о какой орфограмме вы говорили на прошлом уроке?
- Так какая же тема нашего урока?
- Над чем мы будем сегодня работать?
-А кто знает правило правописания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН?
Вот и первая игрушка на нашей ёлочке.
-Скажите, а чем занимаются почтальоны?
- И нам Печкин принёс письмо.
Работа в группах
- Мы сейчас поработаем в группах. Достаньте из конверта слова и разложите их на 2 группы:
Маленький
Письмо
Крыльцо
Мечта
Дочка
Речной
- Прочитайте слова 1 группы, а теперь 2 группы. Почему именно так вы распределили слова? Обратите внимание, как написаны слова с нашей орфограммой. Запомните их.
- Займите свои места и самостоятельно запишите их в свои тетради. Подчеркните орфограмму ЧК, ЧН, ЧТ. (Один ученик записывает на доске)
- Давайте проверим, что вы записали.
Мы готовы повесить вторую игрушку
- А теперь дополним подобными словами, отвечая на вопросы:
• Суп из овощей
• Часы, в которых песок просыпается из одной части в другую
• Палочка в руке, а ниточка в реке
- Подчеркните нашу орфограмму.
- Поменяйтесь тетрадями и проверьте, как написаны эти слова.
- Сверьте с образцом. Если есть ошибки – исправьте их простым карандашом.
- Кто выполнил эту работу без ошибок?
Мы украшаем ёлочку ещё одним шаром.
4.Физминутка
Мы снова повесим игрушку на ёлочку.
5. Работа по теме урока
Работа в парах
- У вас на столе лежат карточки. Образуйте новые слова при помощи сочетаний ЧК. ЧН, НЧ, запишите их в 3-ю колоночку.
молоко |
чн |
молочный |
цветок |
цветочный |
|
внук |
чк |
внучка |
печь |
печка |
|
птенец |
нч |
птенчик |
телефон |
телефончик |
- Давайте проверим, какие слова вы записали. Посмотрите на экран.
- Читаем первое слово, если оно написано правильно – поставьте +
- Какая пара получила шесть плюсов?
Мы и с этим заданием справились. Повесим шар на ёлочку.
6. Закрепление материала
Работа с учебником.
- Откройте учебник на стр.6 упр.7
- Прочитайте предложение. Из какой сказки? Какую букву надо вставить? Какое правило? Как проверить? (ученик, отвечающий на вопросы, показывает в конце урока тетрадь и получает оценку)
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
- Самостоятельно спишите любое предложение и подчеркните изученное сочетание ЧК, ЧН, ЧТ.
- Кто закончил списывать предложение, проверьте ещё раз.
- Давайте проверим работу на доске.
Работа над произношением слов
- Мы учились правильно записывать слова с сочетанием ЧК, ЧН, ЧТ, а теперь научимся правильно их произносить.
- Попробуйте прочитать вот эти слова:
конечно
скучно
яичница
скворечник
что
- Нужно вместо звука Ч произносить звук Ш
- Давайте попробуем все вместе.
Кто правильно прочитает вот это стихотворение?
Я, конечно, не нарочно
Затолкал кота в буфет.
И, конечно, не нарочно
Съел я килограмм конфет.
И, конечно, не нарочно
Вазу мамину разбил.
И уж вовсе, не нарочно
На ковёр кисель пролил…
Просто было очень скучно…
Но теперь-то я послушный!
Мы можем повесить ещё один шар.
Домашнее задание
- На выбор выполните упр.4 или 5 на стр.5
- Закройте учебники и тетради.
7. Обобщение по теме урока.
- А сейчас поработаем на внимательность. Я буду называть слова, а вы поднимите карточку с тем сочетанием букв, которые там написаны.
Тапочки, мышонок, скрипочка, реченька, крошечный, сильный, печник, берёзонька, тарелочка, тучка. скворечник
Вот и последний шар украшает нашу ёлочку
Посмотрим, что получилось?
МОЛОДЦЫ
- Закончите предложение:
• Сегодня на уроке я узнал…
• Мне было интересно…
• Мне было трудно…
• Я научился…
- Урок окончен. Спасибо всем за работу.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.