Урок русского языка на тему «Что могут называть слова?»
(1 класс)
Цель урока: закрепить умение находить слова названия предметов, признаков предметов и действий предметов.
Планируемые результаты.
Предметные:
- формировать умение отличать слово от простого сочетания букв;
- соотносить слово и его значение;
- употреблять слова в речи на уровне осознания значения этих слов;
- продолжать формировать навык каллиграфического письма;
- развивать орфографическую зоркость.
Личностные:
- развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой учебной задачи, путем создания «ситуации успеха»;
- формировать потребность и умение отстаивать свои взгляды и убеждения, эмоциональную отзывчивость учащихся.
Метапредметные результаты:
Познавательные
Общеучебные:
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- осуществлять поиск и представление информации;
- осознавать и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- проводить рефлексию способов и условий действия, осуществлять контроль и оценку процесса и результатов деятельности;
Логические:
- анализировать и синтезировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;
- сравнивать, обобщать;
- выдвигать гипотезы.
Регулятивные:
- ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно (целеполагание);
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе и во внутреннем плане;
- осуществлять оценку и контроль результатов деятельности.
Коммуникативные:
- формировать умение договариваться, приходить к общему решению при работе в парах, в группах, используя для этого речевые средства;
- строить монологические высказывания;
- владеть диалогической формой коммуникации.
Ход урока:
1.Орг.момент.
-Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.
Слушаем внимательно, работаем старательно.
Давайте повторим правила работы на уроке (на доске читаем повторяем).
Откр.тетради, выполним показы. Поменяемся с соседом, подчеркнем самую красивую букву. Правила посадки при письме.
-Тетрадь я правильно кладу, ручку правильно держу.
За посадкою слежу, с чистотою я дружу. На «отлично» напишу!
Запишем число (какой день недели, какое число, какой месяц)
2. Актуализация знаний.
Доска КЕРА НИКГА ЛЕПАН
-Посмотрите на доску, прочитайте что написано.
-Что это? Это слова? (нет) А почему? (нет смысла, нет значения).
-Когда буквосочетание можно назвать словом? (есть смысл, есть значение)
-Давайте получим слова из этих букв. Переставьте буквы так, чтобы получилось слово.
-Запишем слова, которые получились. (река, книга, пенал)
Проверили посадку, спина прямая, ноги на полу, тетрадь уголком.
-В написании какого слова можно ошибиться? (река, пенал)
-Поставим ударение, подчеркнем орфограмму. (ученик на доске) Подберем проверочное слово.(реки)
-А к слову пенал, можно подобрать пров.слово? (нет) Значит это какое слово? (словарное) Его нужно запомнить.
- А что такое пенал? (ответы детей) Давайте прочитаем определение в толковом словаре на стр.140 (ученик).
-Запишем слово пенал в наш словарик, запомним его написание.
- Прочитайте слова еще раз. Что обозначают эти слова? (предметы)
-А что еще могут обозначать слова? (признаки предметов, действия предметов) Вывешиваю карточки-названия в три столбика на доске.
-Давайте подберем к этим словам, обозначающим предметы их признаки и действия. (устно - быстрая, интересная, новый; бежит, увлекла, лежит)
3. Целеполагание. Какой сейчас урок? Чем мы занимаемся на уроках р.яз?
Сегодня мы продолжим открывать тайны русского языка.
- Как вы думаете на какой вопрос будем искать ответ? (что могут называть слова и на какие группы они делятся)
- Какова цель нашего урока? (закрепить умение находить слова-названия предметов, признаков предметов, действий предметов)
4. Возьмите свою лесенку знаний (на парте у каждого) и отметьте уровень своих умений делить слова на группы в данный момент. Поставьте звездочку на той ступеньке, как вы считаете.
- Где сейчас находится ваша звездочка? (внизу) А хотите подняться выше? (Да)Что нам для этого нужно сделать? (выполнять задания)
5. Изучение нового материала.
-Отк.учебник на стр. 21. Прочитаем тему урока (что могут называть слова?)
-Давайте рассмотрим схему и вспомним на какие три большие группы делятся все слова-названия? ( карточки на доске)
-На какие вопр. отвечают слова-названия предметов и явлений? (на доску)
-На какие вопр.отвечают слова-названия признаков предметов и явлений? (д)
-На какие вопр.отвечают слова-названия действий предметов и явлений? (д)
(распечатать карточки - кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что делают?)
-Какие слова отвечают на вопрос кто? На вопрос что? Почему?
-Приведите свои примеры слов-названий -предметов?
-признаков предметов?
-действий предметов?
- Перевернули страницу, след.задание стр.22, упр.7.
- Прочитайте задание. Что нужно сделать?
-Прочитайте группы слов? Какие из данных слов называют предметы, признаки предметов, действия предметов? (ответы детей)
-Составьте предложение со словом называющим растение, используя слова из всех данных групп. С каким словом будем работать? (сирень)
Цветет душистая сирень. (ученик на доске)
Правила посадки: Тетрадь я правильно кладу, ручку правильно держу, за посадкою слежу, с чистотою я дружу, на отлично напишу!
-Какие знаем правила записи предложений? (больш.бук.,точка в конце) Подчеркнем орфограммы, поставим ударение, разделим на слоги.
- Подпишем вопросы над каждым словом.
-Кто выполнит, тот запишет все три предложения и выполнит задание самостоятельно.
6. Физминутка.
-Все ребята дружно встали и на месте зашагали, на носочках подтянулись и друг к другу повернулись, как пружинки мы присели, а потом тихонько сели.
7.Первичное закрепление.
-Откр. раб. тетр. на стр.12, упр.3.
-Давайте вспомним какая цель нашего урока? (научиться делить слова-названия на группы: предметов и явлений, признаков, действий)
-Давайте вспомним на какие вопросы отвечают слова- названия предметов и явлений? Признаков предметов и явлений? Действий предметов и явлений? д
- Прочитаем слова из упр. 3.
Сейчас поиграем в игру «Найди свое место»
- Вам нужно разделить эти слова на группы, найти место слову.
-Первому ряду нужно найти место словам- названиям предметов. (обведите в кружочек цифру 1)
-Второму ряду нужно найти место словам-названиям действий предметов. (обведите в кружочек цифру 2)
- Третьему ряду нужно найти место словам-названиям признаков предметов (обведите в кружочек цифру 3). Правила посадки. Тетрадь я правильно кладу, ручку правильно держу, за посадкою слежу, с чистотою я дружу, на отлично напишу!
-Кто выполнит задание, ручка на локоток. (подходит ко мне за доп. заданием)
-Проверяем слова: воробышек, черемуха, ручьи;
Чирикает, созрела, бегут;
Маленький, душистая, звонкие.
-У кого так же, ставит +.
-Что еще надо сделать в этом упр.? (составить и записать предложение)
Ученик на доске - Маленький воробышек чирикает.
-Ребята, а птичкам нужна помощь людей? Как мы помогали птичкам зимой? (кормушки) А весной нужно помогать птичкам? (да, еды совсем нет) Нужно положить корм в кормушки.
8. Подведение итогов. Рефлексия.
-Итак, чему сегодня мы учились на уроке? (находить слова- названия предметов, признаков, действий)
-Достигли ли мы цели урока? (закрепляли это умение-да)
-Возьмем нашу лесенку знаний. Поставьте свою звездочку на ту ступеньку, где вы оказались после сегодняшнего урока.
-Поднимите руку кто поднялся по ступенькам выше? Кто остался на месте? Кто-нибудь добрался до самого верха? (нет, ведь нам еще предстоит узнать много тайн русского языка)
-А теперь давайте продолжим предложения ... (открыть доску и все повторить, что узнали нового). Где я буду применять эти знания?
Урок окончен!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.