Методическая разработка урока русского языка в 3 классе на тему: "Ключевые слова в тексте".

  • docx
  • 10.07.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок 152.Ключевые слова в тексте.docx

Дата: ____________________

Учитель ______________________________

Класс: 3

Урок: русский язык.

Тема: «Ключевые слова в тексте»

Цель урока: формирование у учащихся 3 класса умения находить и выделять ключевые слова в тексте для лучшего понимания его основной идеи и содержания.

Планируемые результаты:

1. Предметные результаты:

- Учащиеся смогут объяснить, что такое ключевые слова и какова их роль в тексте.

- Учащиеся научатся выделять ключевые слова в предложенных текстах различных жанров и типов.

- Учащиеся смогут составлять простой план текста, опираясь на выделенные ключевые слова.

2. Метапредметные результаты:

- Развитие умения анализировать и систематизировать информацию из текста (познавательные УУД).

- Формирование навыков смыслового чтения (познавательные УУД).

- Развитие умения работать индивидуально и в группе, эффективно сотрудничать для достижения общей цели (коммуникативные УУД).

- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей (регулятивные УУД).

3. Личностные результаты:

- Развитие познавательного интереса к русскому языку и работе с текстами.

- Осознание значимости умения находить ключевые слова для понимания смысла текста и его запоминания.

- Формирование положительной мотивации к обучению и самосовершенствованию.

Ход урока:

Этап 1. Мотивационный момент

- Ребята, сегодня мы начнём наш урок с небольшого задания. Перед вами на доске текст. Прочитайте его внимательно и попробуйте определить, о чём в нём говорится, какова его главная мысль.

(На доске текст: В окружающем мире много интересного и удивительного. Стоит только приглядеться! Красивые пейзажи, причудливые растения, необычные животные - всё это вызывает восторг и желание узнать больше. Познавать мир - увлекательное занятие!)

- Итак, кто может сформулировать основную идею этого текста?

(Ответы детей: в мире много интересного, нужно быть внимательным и стремиться узнавать новое)

Этап 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

- Верно. А теперь подумайте, какие слова в тексте являются наиболее важными, передающими его главный смысл? Выделите их.

(Дети называют слова: интересное, удивительное, красивые пейзажи, причудливые растения, необычные животные, познавать мир)

- Правильно. Это ключевые слова данного текста. Как вы думаете, какова же тема нашего сегодняшнего урока?

(Ответы детей: ключевые слова, ключевые слова в тексте)

- Совершенно верно! Тема урока - "Ключевые слова в тексте". Как вы считаете, какова цель нашего занятия?

(Ответы: научиться находить ключевые слова, понять что это такое и зачем они нужны)

- Хорошо. Действительно, сегодня мы будем учиться находить ключевые слова в тексте, узнаем об их роли, а также потренируемся составлять из них план текста.

Этап 3. Освоение нового материала

1) Изучение нового материала

- Итак, что же такое ключевые слова? Это главные, наиболее важные слова в тексте, которые передают его основное содержание. Обычно их немного, но они помогают быстро понять, о чём говорится в тексте, составить его краткий план.

Давайте запишем определение в тетрадь.

 

Упражнение 1. Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните ключевые слова.

В_рхушки с_сен окр_сились з_л_тым св_том зах_дящего со_нца.

(После выполнения упражнения ученики называют ключевые слова: верхушки сосен, золотым светом, заходящего солнца. Объясняют свой выбор.)

- Ключевые слова - это чаще всего существительные или глаголы. Они могут быть яркими, образными, запоминающимися. Важно, чтобы они отражали суть текста. В небольшом тексте их обычно 3-5.

2) Закрепление изученного материала

Упражнение 2. Прочитайте текст. Выпишите из каждого предложения ключевые слова. Составьте из них план текста.

В тёмном небе ярко светит луна. Серебристым светом залиты верхушки деревьев. Всё вокруг спокойно и тихо. Только слышно, как где-то вдалеке уханье совы нарушает ночную тишину.

(Ключевые слова:

1) Ярко светит луна

2) Серебристым светом залиты верхушки деревьев

3) Всё спокойно и тихо

4) Уханье совы нарушает тишину

План:

1. Луна в ночном небе

2. Освещённые луной деревья

3. Ночная тишина

4. Уханье совы вдалеке)

- Молодцы! Видите, как ключевые слова помогают понять главное в тексте и составить его план. Это умение пригодится вам при работе с любыми текстами - и на уроках, и в жизни.

Этап 4. Физминутка

Этап 5. Применение изученного материала

1) Задание на карточках

Карточка 1. Прочитай текст. Выпиши ключевые слова. Кратко перескажи текст, опираясь на них.

Берёза - одно из самых красивых деревьев средней полосы. Стройный белый ствол, увенчанный кроной с резными листочками - настоящее украшение русских лесов и парков. Неслучайно берёзу воспевают в стихах и песнях. Она стала символом родной природы.

Карточка 2. Составь небольшой текст (5-6 предложений) на тему "Моя любимая книга", используй яркие ключевые слова. Прочитай получившийся текст соседу по парте, попроси его назвать ключевые слова.

(Ученики работают самостоятельно или в парах. Учитель проверяет выполнение, отвечает на вопросы)

2) Межпредметная связь с литературным чтением

- Ребята, мы сегодня говорили о ключевых словах в тексте. А в каких ещё видах текстов, кроме научных, могут быть ключевые слова?

(В литературных произведениях - рассказах, сказках, стихотворениях)

- Правильно. Давайте вспомним сказку А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке". Назовите её ключевые слова.

(Старик, старуха, море, невод, золотая рыбка, корыто, изба, терем, царица, владычица морская)

- Верно, эти слова отражают самое главное в сказке, её смысл. Видите, наш новый навык пригодится вам и на уроках литературного чтения, поможет лучше понимать и пересказывать произведения.

Этап 6. Подведение итогов. Рефлексия

- Вот и подошёл к концу наш урок. Давайте вспомним, чему мы сегодня научились? Что нового узнали?

(Ответы детей: узнали что такое ключевые слова, научились находить их в тексте, составлять по ним план)

- Для чего необходимо умение выделять ключевые слова?

(Чтобы лучше понять текст, быстро определить его тему, составить план)

- Где мы можем использовать полученные знания?

(При чтении любых текстов - научных, литературных и др., при подготовке пересказов)

- Сегодня на уроке мы хорошо поработали. Каждый из вас постарался, применил новые знания на практике. А теперь оцените свою работу на уроке:

Зелёный смайлик - урок был полезным, я всё понял(а), могу использовать новый навык;

Жёлтый смайлик - урок был интересным, но мне нужна дополнительная тренировка;

Красный смайлик - тема была сложной, многое осталось непонятным.