Методическая разработка урока русского языка в 3 классе на тему: "Ключевые слова в тексте".
Оценка 4.7

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе на тему: "Ключевые слова в тексте".

Оценка 4.7
docx
10.07.2024
Методическая разработка урока русского языка в 3 классе на тему: "Ключевые слова в тексте".
Урок 152.Ключевые слова в тексте.docx

Дата: ____________________

Учитель ______________________________

Класс: 3

Урок: русский язык.

Тема: «Ключевые слова в тексте»

Цель урока: формирование у учащихся 3 класса умения находить и выделять ключевые слова в тексте для лучшего понимания его основной идеи и содержания.

Планируемые результаты:

1. Предметные результаты:

- Учащиеся смогут объяснить, что такое ключевые слова и какова их роль в тексте.

- Учащиеся научатся выделять ключевые слова в предложенных текстах различных жанров и типов.

- Учащиеся смогут составлять простой план текста, опираясь на выделенные ключевые слова.

2. Метапредметные результаты:

- Развитие умения анализировать и систематизировать информацию из текста (познавательные УУД).

- Формирование навыков смыслового чтения (познавательные УУД).

- Развитие умения работать индивидуально и в группе, эффективно сотрудничать для достижения общей цели (коммуникативные УУД).

- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей (регулятивные УУД).

3. Личностные результаты:

- Развитие познавательного интереса к русскому языку и работе с текстами.

- Осознание значимости умения находить ключевые слова для понимания смысла текста и его запоминания.

- Формирование положительной мотивации к обучению и самосовершенствованию.

Ход урока:

Этап 1. Мотивационный момент

- Ребята, сегодня мы начнём наш урок с небольшого задания. Перед вами на доске текст. Прочитайте его внимательно и попробуйте определить, о чём в нём говорится, какова его главная мысль.

(На доске текст: В окружающем мире много интересного и удивительного. Стоит только приглядеться! Красивые пейзажи, причудливые растения, необычные животные - всё это вызывает восторг и желание узнать больше. Познавать мир - увлекательное занятие!)

- Итак, кто может сформулировать основную идею этого текста?

(Ответы детей: в мире много интересного, нужно быть внимательным и стремиться узнавать новое)

Этап 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

- Верно. А теперь подумайте, какие слова в тексте являются наиболее важными, передающими его главный смысл? Выделите их.

(Дети называют слова: интересное, удивительное, красивые пейзажи, причудливые растения, необычные животные, познавать мир)

- Правильно. Это ключевые слова данного текста. Как вы думаете, какова же тема нашего сегодняшнего урока?

(Ответы детей: ключевые слова, ключевые слова в тексте)

- Совершенно верно! Тема урока - "Ключевые слова в тексте". Как вы считаете, какова цель нашего занятия?

(Ответы: научиться находить ключевые слова, понять что это такое и зачем они нужны)

- Хорошо. Действительно, сегодня мы будем учиться находить ключевые слова в тексте, узнаем об их роли, а также потренируемся составлять из них план текста.

Этап 3. Освоение нового материала

1) Изучение нового материала

- Итак, что же такое ключевые слова? Это главные, наиболее важные слова в тексте, которые передают его основное содержание. Обычно их немного, но они помогают быстро понять, о чём говорится в тексте, составить его краткий план.

Давайте запишем определение в тетрадь.

 

Упражнение 1. Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните ключевые слова.

В_рхушки с_сен окр_сились з_л_тым св_том зах_дящего со_нца.

(После выполнения упражнения ученики называют ключевые слова: верхушки сосен, золотым светом, заходящего солнца. Объясняют свой выбор.)

- Ключевые слова - это чаще всего существительные или глаголы. Они могут быть яркими, образными, запоминающимися. Важно, чтобы они отражали суть текста. В небольшом тексте их обычно 3-5.

2) Закрепление изученного материала

Упражнение 2. Прочитайте текст. Выпишите из каждого предложения ключевые слова. Составьте из них план текста.

В тёмном небе ярко светит луна. Серебристым светом залиты верхушки деревьев. Всё вокруг спокойно и тихо. Только слышно, как где-то вдалеке уханье совы нарушает ночную тишину.

(Ключевые слова:

1) Ярко светит луна

2) Серебристым светом залиты верхушки деревьев

3) Всё спокойно и тихо

4) Уханье совы нарушает тишину

План:

1. Луна в ночном небе

2. Освещённые луной деревья

3. Ночная тишина

4. Уханье совы вдалеке)

- Молодцы! Видите, как ключевые слова помогают понять главное в тексте и составить его план. Это умение пригодится вам при работе с любыми текстами - и на уроках, и в жизни.

Этап 4. Физминутка

Этап 5. Применение изученного материала

1) Задание на карточках

Карточка 1. Прочитай текст. Выпиши ключевые слова. Кратко перескажи текст, опираясь на них.

Берёза - одно из самых красивых деревьев средней полосы. Стройный белый ствол, увенчанный кроной с резными листочками - настоящее украшение русских лесов и парков. Неслучайно берёзу воспевают в стихах и песнях. Она стала символом родной природы.

Карточка 2. Составь небольшой текст (5-6 предложений) на тему "Моя любимая книга", используй яркие ключевые слова. Прочитай получившийся текст соседу по парте, попроси его назвать ключевые слова.

(Ученики работают самостоятельно или в парах. Учитель проверяет выполнение, отвечает на вопросы)

2) Межпредметная связь с литературным чтением

- Ребята, мы сегодня говорили о ключевых словах в тексте. А в каких ещё видах текстов, кроме научных, могут быть ключевые слова?

(В литературных произведениях - рассказах, сказках, стихотворениях)

- Правильно. Давайте вспомним сказку А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке". Назовите её ключевые слова.

(Старик, старуха, море, невод, золотая рыбка, корыто, изба, терем, царица, владычица морская)

- Верно, эти слова отражают самое главное в сказке, её смысл. Видите, наш новый навык пригодится вам и на уроках литературного чтения, поможет лучше понимать и пересказывать произведения.

Этап 6. Подведение итогов. Рефлексия

- Вот и подошёл к концу наш урок. Давайте вспомним, чему мы сегодня научились? Что нового узнали?

(Ответы детей: узнали что такое ключевые слова, научились находить их в тексте, составлять по ним план)

- Для чего необходимо умение выделять ключевые слова?

(Чтобы лучше понять текст, быстро определить его тему, составить план)

- Где мы можем использовать полученные знания?

(При чтении любых текстов - научных, литературных и др., при подготовке пересказов)

- Сегодня на уроке мы хорошо поработали. Каждый из вас постарался, применил новые знания на практике. А теперь оцените свою работу на уроке:

Зелёный смайлик - урок был полезным, я всё понял(а), могу использовать новый навык;

Жёлтый смайлик - урок был интересным, но мне нужна дополнительная тренировка;

Красный смайлик - тема была сложной, многое осталось непонятным.


 

Дата: ____________________ Учитель ______________________________

Дата: ____________________ Учитель ______________________________

Упражнение 1. Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы

Упражнение 1. Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы

Сегодня на уроке мы хорошо поработали

Сегодня на уроке мы хорошо поработали
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.07.2024