Дата: ____________________
Учитель ______________________________
Класс: 3
Урок: русский язык.
Тема: «Ключевые слова в тексте»
Цель урока: формирование у учащихся 3 класса умения находить и выделять ключевые слова в тексте для лучшего понимания его основной идеи и содержания.
Планируемые результаты:
1. Предметные результаты:
- Учащиеся смогут объяснить, что такое ключевые слова и какова их роль в тексте.
- Учащиеся научатся выделять ключевые слова в предложенных текстах различных жанров и типов.
- Учащиеся смогут составлять простой план текста, опираясь на выделенные ключевые слова.
2. Метапредметные результаты:
- Развитие умения анализировать и систематизировать информацию из текста (познавательные УУД).
- Формирование навыков смыслового чтения (познавательные УУД).
- Развитие умения работать индивидуально и в группе, эффективно сотрудничать для достижения общей цели (коммуникативные УУД).
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей (регулятивные УУД).
3. Личностные результаты:
- Развитие познавательного интереса к русскому языку и работе с текстами.
- Осознание значимости умения находить ключевые слова для понимания смысла текста и его запоминания.
- Формирование положительной мотивации к обучению и самосовершенствованию.
Ход урока:
Этап 1. Мотивационный момент
- Ребята, сегодня мы начнём наш урок с небольшого задания. Перед вами на доске текст. Прочитайте его внимательно и попробуйте определить, о чём в нём говорится, какова его главная мысль.
(На доске текст: В окружающем мире много интересного и удивительного. Стоит только приглядеться! Красивые пейзажи, причудливые растения, необычные животные - всё это вызывает восторг и желание узнать больше. Познавать мир - увлекательное занятие!)
- Итак, кто может сформулировать основную идею этого текста?
(Ответы детей: в мире много интересного, нужно быть внимательным и стремиться узнавать новое)
Этап 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
- Верно. А теперь подумайте, какие слова в тексте являются наиболее важными, передающими его главный смысл? Выделите их.
(Дети называют слова: интересное, удивительное, красивые пейзажи, причудливые растения, необычные животные, познавать мир)
- Правильно. Это ключевые слова данного текста. Как вы думаете, какова же тема нашего сегодняшнего урока?
(Ответы детей: ключевые слова, ключевые слова в тексте)
- Совершенно верно! Тема урока - "Ключевые слова в тексте". Как вы считаете, какова цель нашего занятия?
(Ответы: научиться находить ключевые слова, понять что это такое и зачем они нужны)
- Хорошо. Действительно, сегодня мы будем учиться находить ключевые слова в тексте, узнаем об их роли, а также потренируемся составлять из них план текста.
Этап 3. Освоение нового материала
1) Изучение нового материала
- Итак, что же такое ключевые слова? Это главные, наиболее важные слова в тексте, которые передают его основное содержание. Обычно их немного, но они помогают быстро понять, о чём говорится в тексте, составить его краткий план.
Давайте запишем определение в тетрадь.
Упражнение 1. Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните ключевые слова.
В_рхушки с_сен окр_сились з_л_тым св_том зах_дящего со_нца.
(После выполнения упражнения ученики называют ключевые слова: верхушки сосен, золотым светом, заходящего солнца. Объясняют свой выбор.)
- Ключевые слова - это чаще всего существительные или глаголы. Они могут быть яркими, образными, запоминающимися. Важно, чтобы они отражали суть текста. В небольшом тексте их обычно 3-5.
2) Закрепление изученного материала
Упражнение 2. Прочитайте текст. Выпишите из каждого предложения ключевые слова. Составьте из них план текста.
В тёмном небе ярко светит луна. Серебристым светом залиты верхушки деревьев. Всё вокруг спокойно и тихо. Только слышно, как где-то вдалеке уханье совы нарушает ночную тишину.
(Ключевые слова:
1) Ярко светит луна
2) Серебристым светом залиты верхушки деревьев
3) Всё спокойно и тихо
4) Уханье совы нарушает тишину
План:
1. Луна в ночном небе
2. Освещённые луной деревья
3. Ночная тишина
4. Уханье совы вдалеке)
- Молодцы! Видите, как ключевые слова помогают понять главное в тексте и составить его план. Это умение пригодится вам при работе с любыми текстами - и на уроках, и в жизни.
Этап 4. Физминутка
Этап 5. Применение изученного материала
1) Задание на карточках
Карточка 1. Прочитай текст. Выпиши ключевые слова. Кратко перескажи текст, опираясь на них.
Берёза - одно из самых красивых деревьев средней полосы. Стройный белый ствол, увенчанный кроной с резными листочками - настоящее украшение русских лесов и парков. Неслучайно берёзу воспевают в стихах и песнях. Она стала символом родной природы.
Карточка 2. Составь небольшой текст (5-6 предложений) на тему "Моя любимая книга", используй яркие ключевые слова. Прочитай получившийся текст соседу по парте, попроси его назвать ключевые слова.
(Ученики работают самостоятельно или в парах. Учитель проверяет выполнение, отвечает на вопросы)
2) Межпредметная связь с литературным чтением
- Ребята, мы сегодня говорили о ключевых словах в тексте. А в каких ещё видах текстов, кроме научных, могут быть ключевые слова?
(В литературных произведениях - рассказах, сказках, стихотворениях)
- Правильно. Давайте вспомним сказку А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке". Назовите её ключевые слова.
(Старик, старуха, море, невод, золотая рыбка, корыто, изба, терем, царица, владычица морская)
- Верно, эти слова отражают самое главное в сказке, её смысл. Видите, наш новый навык пригодится вам и на уроках литературного чтения, поможет лучше понимать и пересказывать произведения.
Этап 6. Подведение итогов. Рефлексия
- Вот и подошёл к концу наш урок. Давайте вспомним, чему мы сегодня научились? Что нового узнали?
(Ответы детей: узнали что такое ключевые слова, научились находить их в тексте, составлять по ним план)
- Для чего необходимо умение выделять ключевые слова?
(Чтобы лучше понять текст, быстро определить его тему, составить план)
- Где мы можем использовать полученные знания?
(При чтении любых текстов - научных, литературных и др., при подготовке пересказов)
- Сегодня на уроке мы хорошо поработали. Каждый из вас постарался, применил новые знания на практике. А теперь оцените свою работу на уроке:
Зелёный смайлик - урок был полезным, я всё понял(а), могу использовать новый навык;
Жёлтый смайлик - урок был интересным, но мне нужна дополнительная тренировка;
Красный смайлик - тема была сложной, многое осталось непонятным.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.