Цели: актуализировать знания о правописании предлогов со словами и написании приставок в словах; развивать умение правильно писать гласные в некоторых суффиксах.
Формируемые УУД:познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; коммуникативные – умение о достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные – постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; личностные – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока.
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
- Прочитайте стихотворение выразительно.
- Какова его тема, главная мысль?
- Объясните написание слов с орфограммами.
(Один ученик выполняет на доске звуко-буквенный разбор слова поля.)
Актуализация знаний.
- Составьте из слов предложения и запишите их. Вставьте пропущенные буквы.
Наш, собрал, мета..олома, то..у, кла.. .
На, было, па..ажиров, много, пе..оне.
По, машин, шо..е, двигалась, коло..а.
- Подчеркните орфограмму в словах. Можно ли проверить эту орфограмму?
-Запишите ещё три слова на это правило.
(Коллективная проверка.)
Самоопределение к деятельности.
- Прочитайте слова.
По..скочил, от..шёл, догадл..вый, п..р..прыгнул, клюв..к, Ван..чка, пр..гулка.
- На какие две группы их можно разделить? (Слова с орфограммой в приставке и слова с орфограммой в суффиксе.)
- Для чего нужно уметь определять состав слова? (Состав слова помогает правильно определить орфограмму в слове.)
- Какие орфограммы в приставках вы знаете?
- Какие орфограммы в суффиксах вы знаете?
- Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, какие орфограммы встречаются в приставках и суффиксах, научиться распознавать орфограммы в приставках и суффиксах и правильно писать слова с этими видами орфограмм.)
Работа по теме урока.
Работа по учебнику.
Упр. 100 (с. 61)
- Рассмотрите таблицу. Какие части слова представлены в каждой группе?
- Какие орфограммы встречаются в приставках, корнях, суффиксах?
- Как различить приставки и предлоги? Что надо знать о правописании предлогов и приставок? (Приставки пишутся с корнем слитно, предлоги пишутся с другими словами раздельно.)
- Что вы знаете о правописании гласных и согласных в приставках типа по-, до-, за-, про-, под-, от-, и т.д.? (Они пишутся всегда одинаково. Их надо запомнить.)
Упр. 101 (с. 61).
(Чтение слов и анализ состава слов по цепочке. Подбор синонимов и антонимов, работа со словарями. Учитель обращает внимание учащихся на то, что прилагательные и наречия с приставкой не- можно заменить синонимом этой же части речи: небогатый – бедный, неаккуратный – неряшливый, небольшой – маленький, недалеко – близко и т. д. Самостоятельное выполнение письменных заданий. Взаимопроверка.)
Упр. 102 (с. 62).
- Рассмотрите схему.
- Как определить, какой суффикс надо писать в слове- -ик или – ек? (Надо изменить форму слова и посмотреть, что происходит с гласным. Если гласный выпадает, пишется суффикс –ек, а если не выпадает – суффикс –ик.)
- Когда в суффиксе существительного после шипящего пишется о? (Под ударением.)
- Запишите в словарик слово билет, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.
- Объясните значение этого слова с помощью толкового словаря.
- Составьте и запишите предложение с этим словом.
(На данном этапе урока можно использовать школьный орфографический словарик.)
Упр. 103 (с. 62).
- Прочитайте.
- Как образовалось слово дружочек? (От слова дружок с помощью суффикса –ек.)
- Почему в этом слове пишется суффикс – ек? (Потому что при изменении слова гласный суффикса выпадает: дружочек – дружочка.)
- А как образовалось слово дружок? (От слова друг с помощью суффикса –ок.)
- Почему в суффиксе надо писать о? (Буквао пишется в суффиксах существительных после шипящих под ударением.)
- Прочитайте материал рублики «Обратите внимание!».
- Что происходит в корнях и суффиксах при образовании новых слов?
- Выполните письменные задания к упражнению.
(Коллективная проверка, самооценка.)
Физкультминутка.
Закрепление изученного материала.
Работа по учебнику.
Упр. 104 (с. 63).
- Прочитайте.
- В какой части слов пропущены буквы? (В суффиксе.)
- Какие правила надо применить, чтобы правильно написать слова?
- Написание каких суффиксов надо запомнить?
- Выполните письменные задания к упражнению.
(Проверка. Учащиеся по цепочке объясняют правописание слов, называют суффиксы. Один ученик выполняет на доске звуко-буквенный разбор слова крючок. Самооценка.)
Рефлексия.
Тестовая работа.
1.Приставка – часть слова, которая стоит:
а) перед корнем в) после окончания
б) после корня г) после суффикса
2.Не существует приставки:
а) с- в) з-
б) в- г) о-
3.Укажите случай раздельного написания.
а) (про)студа в) (про)лог
б) (про)мах г) (про)дрог
4.Укажите слово с приставкой с-.
а) (з, с)делка в) (з, с)десь
б) (з, с)дравие г) (з, с)дание
5.Суффикс служит для:
а) связи слов в предложении
б) изменения слов
в) образования новых слов
г) соединения корня и окончания
6.Укажите слово с суффиксом – ик.
а) ключ..к в) замоч..к
б) кармаш..к г) дружоч..к
7. Разберите слова по составу и укажите лишнее слово.
а) белка в) липка
б) рыбка г) стопка
(Коллективная проверка.)
- Оцените свою работу на уроке.
(На данном этапе урока можно использовать КИМы: тест 3 (с. 16-19), проверочная работа (с.58).)
Подведение итогов урока.
- Правописание, каких значимых частей слова мы сегодня повторили?
- Что надо помнить о правописании приставок? Суффиксов?
- Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?
Домашнее задание
Упр. 105 (с. 63).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.