Министерство образования и науки Республики Коми
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Сыктывкарский политехнический техникум»
Методическая разработка урока
ОП 04 «Основы геодезии»
По теме «Измерение горизонтальных и вертикальных углов теодолитом»
для преподавателей, преподающих дисциплину по специальности
08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
2021 г.
Одобрено: Председатель цикловой комиссии «____» ______________ 20___ г.
|
Утверждено Протоколом методического совета ГПОУ «СПТ» от _______№________
|
Составлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 08.01.02 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» Составитель: преподаватель ГПОУ «СПТ» Чупрова Антонина Юрьевна.
|
Методическая разработка занятия по теме «Прямая и обратная геодезическая задача» методическая разработка / сост. А.Ю. Чупрова – Сыктывкар: ГПОУ «СПТ», 2021. – 13 с.
.
ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Наименование учебной дисциплины, МДК, УП, ПП |
Основы геодезии |
|||
Преподаватель |
Чупрова Антонинина Юрьевна |
|||
Тема учебного занятия |
«Измерение горизонтальных и вертикальных углов теодолитом» |
|||
Тип учебного занятия |
Урок совершенствования знаний, умений и навыков; |
|||
Вид учебного занятия |
Лабораторная работа в малых группах |
|||
Цель учебного занятия |
– закрепить знания и сформировать практические умения при измерении углов теодолитом 4Т30П, |
|||
Задачи учебного занятия |
Образовательные: – научиться выполнять установку теодолита в рабочее положение; – научиться снимать отсчеты, используя отсчетное устройство теодолита; – заполнять полевые журналы измерений; – вычислять горизонтальные и вертикальные углы с помощью формул; |
|||
Развивающие _ работая в малых группах, совершенствовать умение работы с источниками знаний и навыки работы с теодолитом; – развивать коммуникативные навыки работы в группах и познавательный интерес к будущей профессии. – развитие навыков профессионально-ориентированного мышления, наблюдательности, внимательности, умения анализировать полученную информацию; - формирование умения анализировать свою деятельность |
||||
Воспитательные – воспитание ответственности, дисциплинированности, аккуратности и любви к выбранной профессии; – воспитание положительного отношения к знаниям – формирование гуманных качеств личности; – совершенствование навыков общения при работе в малых группах, – воспитание стремления бережного отношения к геодезическим инструментам, выработке самоконтроля. |
||||
Образовательные результаты учебного занятия |
Общие компетенции ОК 1 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам. ОК 2 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности; ОК 3 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие; ОК 4 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами; ОК 5 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; ОК 6 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей; ОК 7 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; ОК 9 Использовать информационные технологии в |
|||
|
профессиональной деятельности; ОК 10 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках; |
|||
|
Профессиональные компетенции ПК 2.1 Выполнять подготовительные работы на строительной площадке.. |
|||
|
|
Оцениваемые образовательные результаты
Образовательный результат |
Уровень освоения |
|
Знания · устройство теодолита, основные части и винты (З1); · поверки теодолита (З2); · порядок подготовки теодолита к работе (З3); · порядок измерений вертикальных и горизонтальных углов полным приемом (34); формулы для вычисления горизонтальных и вертикальных углов (З5). |
1 |
|||
· Умения · выполнять установку теодолита в рабочее положение (У1); · использовать теодолит для измерения горизонтальных и вертикальных углов (У2); · снимать отсчеты для последующего нахождения горизонтальных и вертикальных углов (У3); · заполнять полевые журналы измерений (У4); · вычислять горизонтальные и вертикальные углы с помощью формул (У5); |
2 |
|||
Используемые педагогические технологии |
· компетентностно-ориентированное обучение; · обучение в сотрудничестве c использованием информационнокоммуникационных технологий; · технологии интерактивного обучения |
|||
Вид используемых на занятии средств ИКТ (электронный учебник, обучающие программы, тестирующие программы, электронные презентации, ресурсы сети Интернет) |
· электронная презентация «Угловые измерения», «Устройство теодолита»; · обучающее видео «Измерение горизонтальных углов», · «Установка теодолита в рабочее положение» · комплект электронных тестов по прошедшей и текущей теме; |
|||
Образовательные ресурсы Интернет |
- http://publ.lib.ru/ARCHIVES/_CLASSES/EST_GEO/_Est_geo.html - http://publ.lib.ru/ARCHIVES/_CLASSES/TEH_STR/_Teh_str.html - http://www.twirpx.com/files/geologic/geodesy/engineering/ - http://www.krugosvet.ru/enc/Earth_sciences/geografiya/GEODEZIY A.html - https://cloud.mail.ru/public/EsxX/UKpyiS29W/%D0%9C%D0%B5 %D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81% D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0% B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8B/ |
|||
Перечень используемых наглядных пособий, технических средств, методических указаний, дидактических материалов: |
||||
1. Дидактический, раздаточный материал |
Приложение А, Приложение Б, Приложение В, Приложение Г, Приложение Д Методическое пособие для выполнения практических работ |
|||
2. Наглядные пособия |
- теодолит 4Т30П, - штатив универсальный, - отвес |
|||
3. Технические средства |
- компьютер с установленным лицензионным программным обеспечением; - мультимедиапроектор; - доска интерактивная; - акустическая система; |
|||
Перечень литературы |
1 Киселев М. И. Геодезия: учебник для студ. сред. проф. образования / М.И. Киселев, Д. Ш. Михелев. – 11 –е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 384 с. 2 Крайнова Л.А. Методическое пособие для выполнения лабораторных работ по теме: «Изучение теодолита и работа с ним. Измерение горизонтальных и вертикальных углов» по дисциплине «Основы геодезии» для студентов специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» |
ЭТАПЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
№ п/п |
Наименование этапа занятия, вида деятельности |
Планируемое время |
1. |
Организационный этап |
5 мин |
2. |
Актуализация знаний обучающихся |
20 мин |
3. |
Основной этап. Лабораторная работа |
45 мин |
4. |
Подведение итогов лабораторной работы |
10 мин |
5. |
Домашнее задание |
5 мин |
6. |
Рефлексия |
3 мин |
7. |
Подведение итогов занятия |
2 мин |
Технологическая карта учебного занятия
Этап урока |
Время, мин |
Содержание учебного материала |
Методы и приемы работы |
Форма организации учебной деятельности обучающихся |
Деятельность преподавателя |
Деятельность обучающихся |
Образовательные результаты |
Организационный этап |
5 мин |
|
«Работа над понятием»
Обучающимся предлагается для зрительного восприятия название темы занятия. Преподаватель просит объяснить значение каждого слова. |
фронтальная |
1. Приветствует и проверяет готовность студентов к учебному занятию, создает положительную атмосферу в группе. 2. Заполняет журнал. Проводит перекличку. 3. Объявляет тему и план урока и ставит цель занятия. |
1. Приветствуют преподавателя, демонстрируют готовность к занятию и взаимодействию и сотрудничество с преподавателем и однокурсниками. 2. Записывают тему и цель занятия. |
ОК1, ОК3 |
Актуализация знаний обучающихся |
20 мин |
Повторение материала по теме «Изучение теодолита». |
Фронтальный опрос. Организация дискуссии и работы в малых группах (бригадах); Обучение в сотрудничестве |
групповая |
1. Предлагает студентам разделиться на группы (бригады) по 5 человек, для выполнения командной работы. 2. Объясняет ход выполнения заданий и критерии оценивания 3. Предлагает вопросы с применением мультимедийно го оборудования и раздаточного материала (ПриложениеА) 4.Побуждает к высказыванию своего мнения по изученному разделу. 5.Осуществляет контроль знаний по изученным темам. |
1. Делятся на группы. 2. Обсуждают и вырабатывают план работы 3. Работая в команде, закрепляют знания по теме «Изучение теодолита и работа с ним» (имеют возможность пользоваться методическим пособием для выполнения лабораторных работ по теме в бумажном или электронном виде) |
ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК9, З1,З2, З3, З4 |
Основной этап. Лабораторная работа. |
45 минут |
Выполнение лабораторной работы «Угловые измерения» Составление и защита отчета о выполнении лабораторной работы |
Обучение в сотрудничестве |
групповая |
1. Выдает задание и объясняет порядок выполнения лабораторной работы. 2. Проводит инструктаж по работе с теодолитом. 3. Выдает исходные точки для измерений. 4.Осуществляет контроль правильности выполнения задания. 5.Консультирует по мере необходимости |
1. Слушают и запоминают ход выполнения лабораторной работы 2. Обсуждают и вырабатывают план групповой работы 3. Измеряют горизонтальные углы и углы наклона теодолитом. 4. Заполняют полевые журналы измерений (Приложение Б) 5.Выполняют контроль правильности измерений на станции 6. Готовятся к защите лабораторной работы. |
ОК1-10, У1-5, З5, ПК2.1 |
Подведение итогов лабораторной работы |
10 минут |
Анализ и оценка выполненных лабораторных работ |
беседа |
фронтальная |
1. Анализирует работу студентов, определяет степень достижения целей и задач занятия. 2. Выставляет оценки, аргументируя и поясняя. |
1. Оценивают объем проделанной работы. 2. Осознают результаты своей учебной и командной деятельности |
ОК1-3 |
Домашнее задание |
5 мин |
Подготовка к тестированию по теме «Угловые измерения» (Приложение В). |
беседа |
фронтальная |
Выдает домашнее задание, комментирует его выполнение. (Приложение В) |
Записывают домашнее задание |
ОК1-3, ОК5 |
Рефлексия |
3 мин |
Вопросы для рефлексии представлены в приложении Г |
беседа, вопросы |
фронтальная |
Предлагает ответить на вопросы на листке рефлексии. |
Заполняют листы рефлексии |
ОК1-3 |
Поведение итогов занятия |
2 мин |
|
беседа |
фронтальная |
|
|
ОК2 |
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Вопросы для проверки знаний пройденного материала*
Вопрос |
Эталон ответа |
Назначение теодолита |
Теодолит – геодезический прибор, предназначенный для измерения горизонтальных углов и углов наклона на местности |
Дать определение поверкам и юстировкам |
Поверка – действия, цель которых установить соблюдение предъявляемых к конструкции прибора геометрических условий Юстировка – исправление несоответствий геометрических условий. |
Перечислить условия поверок теодолита |
1. Ось цилиндрического уровня алидады горизонтального круга должна быть перпендикулярна к оси вращения теодолита UU┴ZZ 2. визирная ось трубы должна быть перпендикулярна к горизонтальной оси теодолита WW┴HH 3. Горизонтальная ось теодолита должна быть перпендикулярна к оси вращения теодолита HH┴ZZ 4. Поверка сетки нитей. Горизонтальная нить сетки должна быть || горизонтальной и ┴ вертикальной оси теодолита |
Что называют центрированием теодолита и для какой цели оно выполняется |
Центрирование – центр лимба горизонтального круга совмещается с отвесной линией проходящей через точку стояния теодолита. Центрирование может быть выполнено с помощью нитяного отвеса. 1. Штатив устанавливается так, чтобы отвес оказался приблизительно над точкой, а площадка штатива была горизонтальной 2. Ослабив становой винт теодолит перемещают по площадке штатива до положения, когда острие отвеса будет находиться над центром точки, после этого становой винт закрепляют |
Что называется горизонтированием теодолита и как оно выполняется |
Горизонтирование теодолита заключается в приведении оси его вращения в отвесное положение, а соответственно и плоскости лимба в горизонтальное положение. Грубо достигается при установке штатива, точно – выполняется подъемными винтами с использованием цилиндрического уровня при алидаде горизонтального круга. |
В чем заключается полевой контроль при измерении горизонтального угла полным приемом? |
Отсчеты кругом лево (КЛ) и кругом право (КП) на одну и ту же точку должны отличаться на ±180° |
Что называется местом нуля вертикального круга? |
Место нуля – отсчет по вертикальному кругу при горизонтальном положении визирной оси. |
В чем заключается контроль правильности измерения углов наклона? |
Отсчеты кругом (КЛ) и кругом право (КП) на одну и ту же точку равны и отличаются знаком |
* Ответы оцениваются по рейтинговой системе: 2 балла правильный ответ, 1 балл дополнение. Полученные баллы являются дополнительными и могут быть использованы при выставлении оценки за лабораторную работу.
Карточка с заданием №1
«Устройство теодолита»
Задание: Сопоставьте название частей теодолита с их номерами на рисунке
1______________________________ 2______________________________ 3______________________________ 4______________________________ 5______________________________ 6______________________________ 7______________________________ 8______________________________ 9______________________________ 10_____________________________ 11_____________________________ 12_____________________________ 13_____________________________ 14_____________________________ |
15_____________________________ 16_____________________________ 17_____________________________ 18_____________________________ 19_____________________________ 20_____________________________ 21_____________________________ 22_____________________________
оси ZZ1____________________________ VV1____________________________ UU1____________________________ HH1____________________________ |
Названия частей теодолита (раздаются с карточкой, разрезаны на части)
Объектив зрительной трубы |
Ось вращения трубы |
Закрепительный винт алидады |
Становой винт |
Вертикальный круг |
Зеркало-подсветка |
Наводящий винт алидады |
Подъемные винты |
Закрепительный винт лимба |
Площадка штатива |
Цилиндрический уровень трубы |
Колонки |
Ось цилиндрического уровня |
Лимб |
Ось вращения теодолита |
Кремальера |
Цилиндрический уровень при алидаде |
Визир |
Юстировочный винт цилиндрического уровня |
Алидада |
Закрепительный винт лимба |
Микроскоп |
Закрепительный винт трубы |
Крючок для отвеса |
Наводящий винт трубы |
Визирная ось |
Карточка с заданием №2
«Порядок измерения горизонтальных углов»
Задание: Пронумеруйте действия и восстановите порядок работы при измерении горизонтального угла теодолитом
- С помощью цилиндрического уровня и подъемных винтов производим горизонтирование теодолита;
- Винтом алидады корректируем положение сетки нитей по горизонтали;
- При круге право (КП) наводим трубу теодолита на точку визирования;
- Устанавливаем штатив на уровень глаз;
- Прицеливаемся визиром;
- Центрируем теодолит отвесом;
- Открепляем винты, переводим трубу через зенит и при круге лево (КЛ) снова берем отсчеты на 1 и 2 точки визирования;
- Используя зеркало-подсветку берем отсчет в микроскопе по горизонтальному кругу;
- Прикручиваем теодолит становым винтом к штативу;
- Фокусируем изображение кремальерой;
- Винтом трубы корректируем положение сетки нитей по вертикали;
- Закрепляем винты алидады и трубы;
- Наводим на 2ю точку визирования, выполняя аналогичные действия. Берем отсчет.
Карточка с заданием №3
«Порядок измерения углов наклона»
Задание: Пронумеруйте действия и восстановите порядок работы при измерении углов наклона теодолитом
- Переводим трубу через зенит и при КП снова визируем на верхнюю точку;
- Устанавливаем трубу в горизонтальное положение при КП, отмечаем точку на стене, снимаем отсчет по вертикальному кругу;
- Аналогично берем отсчеты по нижней точке при КЛ и КП;
- Переводим трубу через зенит и при КЛ наводим на точку, берем отсчет по вертикальному кругу;
- Наводим на верхнюю точку при КЛ, берем отсчет по вертикальному кругу.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Бланки заданий
Лабораторная работа
«Измерение горизонтальных и вертикальных углов теодолитом»
Задание 1 Основываясь на принципе измерения горизонтального угла, изобразите на свободном поле схему измерения горизонтального угла, покажите измеряемый угол и напишите формулу для его вычисления:
________________________________
Задание 2. Измерьте заданный преподавателем горизонтальный угол полным приемом и запишите результаты измерений в журнал.
Журнал измерений горизонтальных углов
Теодолит_______№_________ Наблюдал___________________ |
Дата______________________ Погода____________________ |
Записывал___________________
№ точек стояния |
№ точек наблюде ний |
Отсчет по лимбу горизонтального круга |
Значение углов из полуприемов |
Среднее значение углов |
|||
° |
‘ |
° |
‘ |
° |
‘ |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 3. Дайте определения следующим величинам.
Угол наклона:__________________________________________________
____________________________________________________________________
Место нуля вертикального круга___________________________________
____________________________________________________________________
Задание 4. Выполните измерения углов наклона по двум направлениям, заданным преподавателем. Результат запишите в журнал, используя формулы
(1), (2), (3). Теодолит 4ТЗОП:
МО=1/2(КЛ+КП); (1) v =КЛ- МО; (2)
v =МО- КП. (3)
Вычислите по каждому направлению значения места нуля и угла наклона.
Журнал измерений углов наклона
Теодолит_________№________ Дата____________________
Наблюдал___________________ Погода_______________
Записывал___________________
№ точек стояния |
№ точек наблюде ния |
Отсчеты по вертикальному кругу |
Место нуля |
Угол наклона |
|||||
КЛ |
КП |
||||||||
° |
‘ |
° |
‘ |
° |
‘ |
° |
‘ |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Пример теста по теме «Угловые измерения»
1. Угломерный инструмент:
а) нивелир
б) рулетка
в) теодолит
2. Процесс установки теодолита над точкой называется
а) нивелирование
б) центрирование
в) визирование
3. Средний штрих шкалы цилиндрического уровня называется: а) середина
б) нуль-пункт
в) ось уровня
4. Отвесная линия, проходящая через ось вращения горизонтального круга, называется:
а) осью вращения теодолита
б) осью вращения трубы
в) осью трубы
5. Геодезический прибор приводится в рабочее положение при помощи винтов:
а) закрепительных
б) становых
в) подъемных
5. Воображаемая линия, соединяющая перекрестие сетки нитей и оптический центр объектива, называется:
а) ось инструмента
б) визирная ось трубы
в) ось уровня
6. Отсчет по вертикальному кругу при горизонтальном положении визирной оси трубы и оси цилиндрического уровня при алидаде вертикального круга называется: а) вертикальный угол
б) угол наклона
в) место нуля (МО)
7. Касательная к дуге внутренней поверхности уровня в нуль - пункте называется:
а) нуль – пункт
б) середина
в) ось уровня
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Листок рефлексии
1 На уроке я работал(а) |
активно / пассивно |
2 Своей работой на уроке я |
доволен / не доволен |
3 Урок для меня показался |
трудным / легким |
4 За урок я |
не устал / устал |
5 Моё настроение |
стало лучше / стало хуже |
6 Материал урока мне был
|
понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен |
7 Домашнее задание мне кажется
|
легким / трудным интересным / неинтересным |
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Презентация к уроку (см. в приложение «Угловые измерения» «Устройства теодолита»)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.