Методическая разработка урока ОП 04 "Устройство теодолита. Измерение углов"
Оценка 4.6

Методическая разработка урока ОП 04 "Устройство теодолита. Измерение углов"

Оценка 4.6
docx
15.02.2024
Методическая разработка урока ОП 04 "Устройство теодолита. Измерение углов"
урок основы геодезии.docx

 Министерство образования и науки Республики Коми

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Сыктывкарский политехнический техникум»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка урока

ОП 04 «Основы геодезии»

По теме «Измерение горизонтальных и вертикальных углов теодолитом»

для преподавателей, преподающих дисциплину по специальности

08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021 г.


 

 


Одобрено:

Председатель цикловой комиссии
педагогических работников
по укрупненной группе профессий 

«____» ______________ 20___ г.

 

Утверждено

Протоколом методического совета

ГПОУ «СПТ»

от  _______№________

 

 

 

Составлено

в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 08.01.02 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

Составитель: преподаватель ГПОУ «СПТ» Чупрова Антонина Юрьевна.

 

 

 

 

Методическая разработка занятия по теме «Прямая и обратная геодезическая задача» методическая разработка / сост. А.Ю. Чупрова – Сыктывкар: ГПОУ «СПТ», 2021. – 13 с.


 

 .

ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Наименование учебной дисциплины, МДК, УП, ПП

Основы геодезии

Преподаватель

Чупрова Антонинина Юрьевна

Тема учебного занятия

«Измерение горизонтальных и вертикальных углов теодолитом»

Тип учебного занятия

Урок совершенствования знаний, умений и навыков;

Вид учебного занятия

Лабораторная работа в малых группах

Цель учебного занятия

закрепить знания и сформировать практические умения при измерении углов теодолитом 4Т30П,

Задачи учебного занятия

Образовательные:

                   научиться       выполнять     установку теодолита в рабочее положение;

                   научиться       снимать          отсчеты,         используя             отсчетное устройство теодолита;

                   заполнять полевые журналы измерений;

                   вычислять горизонтальные и вертикальные углы с помощью формул;

Развивающие

_ работая в малых группах, совершенствовать умение работы с источниками знаний и навыки работы с теодолитом;

         развивать коммуникативные навыки работы в группах и познавательный интерес к будущей профессии. 

         развитие навыков профессионально-ориентированного мышления, наблюдательности, внимательности, умения анализировать полученную информацию;

-        формирование умения анализировать свою деятельность  

Воспитательные

         воспитание ответственности, дисциплинированности, аккуратности и любви к  выбранной профессии;

         воспитание положительного отношения к знаниям

         формирование гуманных качеств личности; 

         совершенствование навыков общения при работе в малых группах,

         воспитание стремления бережного отношения к геодезическим инструментам, выработке самоконтроля.

Образовательные результаты учебного занятия

Общие компетенции

ОК 1 Выбирать         способы         решения         задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам.

ОК 2 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;

ОК 3 Планировать              и           реализовывать            собственное

профессиональное и личностное развитие;

ОК 4 Работать           в          коллективе    и          команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;

ОК 5 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; 

ОК 6 Проявлять        гражданско-патриотическую          позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей;

ОК 7 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;

ОК 9 Использовать            информационные          технологии           в

 

профессиональной деятельности;

ОК 10 Пользоваться           профессиональной   документацией         на государственном и иностранном языках;

 

Профессиональные компетенции

ПК 2.1 Выполнять подготовительные работы на строительной площадке..

 

 

Оцениваемые образовательные результаты

Образовательный результат

 

Уровень освоения

 

Знания

·        устройство          теодолита, основные части и винты (З1); 

·        поверки теодолита (З2);

·        порядок подготовки теодолита к работе (З3);

·        порядок   измерений      вертикальных           и горизонтальных углов полным приемом (34); формулы для вычисления горизонтальных и вертикальных углов (З5).

1

·         Умения

·         выполнять установку теодолита в рабочее положение (У1);

·         использовать теодолит для измерения горизонтальных и вертикальных углов (У2);

·         снимать отсчеты для последующего нахождения горизонтальных и вертикальных углов (У3);

·         заполнять полевые журналы измерений (У4);

·         вычислять горизонтальные и вертикальные углы с помощью формул (У5);

2

Используемые педагогические технологии

·         компетентностно-ориентированное обучение;

·         обучение в сотрудничестве c использованием информационнокоммуникационных технологий; 

·         технологии интерактивного обучения

Вид используемых на занятии средств ИКТ (электронный учебник, обучающие программы, тестирующие программы, электронные презентации, ресурсы сети Интернет)

·         электронная презентация «Угловые измерения», «Устройство теодолита»;

·         обучающее видео «Измерение горизонтальных углов»,

·         «Установка теодолита в рабочее положение»

·         комплект электронных тестов по прошедшей и текущей теме;

Образовательные ресурсы Интернет

-          http://publ.lib.ru/ARCHIVES/_CLASSES/EST_GEO/_Est_geo.html

-          http://publ.lib.ru/ARCHIVES/_CLASSES/TEH_STR/_Teh_str.html

-          http://www.twirpx.com/files/geologic/geodesy/engineering/

-          http://www.krugosvet.ru/enc/Earth_sciences/geografiya/GEODEZIY A.html

-          https://cloud.mail.ru/public/EsxX/UKpyiS29W/%D0%9C%D0%B5

%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%

D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%

B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8B/

Перечень используемых наглядных пособий, технических средств, методических указаний, дидактических материалов:

1. Дидактический, раздаточный материал

Приложение А, 

Приложение Б, 

Приложение В, 

Приложение Г,

Приложение Д 

Методическое пособие для выполнения практических работ

2. Наглядные пособия

-     теодолит 4Т30П, 

-     штатив универсальный, 

-     отвес

3. Технические средства

-     компьютер с установленным лицензионным программным обеспечением;

-     мультимедиапроектор;

-     доска интерактивная;

-     акустическая система;

Перечень литературы

1                  Киселев М. И. Геодезия: учебник для студ. сред. проф. образования / М.И. Киселев, Д. Ш. Михелев. – 11 –е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 384 с. 

2                  Крайнова Л.А. Методическое пособие для выполнения лабораторных работ по теме: «Изучение теодолита и работа с ним. Измерение горизонтальных и вертикальных углов» по дисциплине «Основы геодезии» для студентов специальности 08.02.01

«Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»  

 

ЭТАПЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

п/п

Наименование этапа занятия, вида деятельности

Планируемое время

1.

Организационный этап

5 мин

2.

Актуализация знаний обучающихся

20 мин

3.

Основной этап. Лабораторная работа

45 мин

4.

Подведение итогов лабораторной работы

10 мин

5.

Домашнее задание

5 мин

6.

Рефлексия

3 мин

7.

Подведение итогов занятия

2 мин


Технологическая карта учебного занятия

 

Этап урока

Время, мин

Содержание учебного материала

Методы  и приемы работы

Форма организации учебной

деятельности обучающихся

Деятельность преподавателя

Деятельность  обучающихся

Образовательные результаты

Организационный этап

5 мин

 

«Работа над

понятием»

 

Обучающимся предлагается для зрительного восприятия название темы занятия. Преподаватель просит объяснить значение каждого слова.

фронтальная

1.                 Приветствует и проверяет готовность студентов к учебному занятию, создает положительную атмосферу в группе. 

2.                 Заполняет журнал. Проводит перекличку.

3.                 Объявляет тему и план урока и ставит цель занятия. 

1. Приветствуют преподавателя, демонстрируют готовность к занятию и взаимодействию и сотрудничество с преподавателем и однокурсниками. 2. Записывают тему и цель занятия. 

ОК1, ОК3

             

 

Актуализация  знаний обучающихся

20 мин

Повторение материала по теме

«Изучение теодолита».

Фронтальный опрос.

Организация дискуссии и работы в малых группах (бригадах); 

Обучение в сотрудничестве

групповая

1.                 Предлагает студентам разделиться на группы (бригады) по 5 человек, для выполнения командной работы.

2.                 Объясняет ход выполнения заданий и критерии оценивания

3.                 Предлагает вопросы с применением

мультимедийно

го

оборудования и раздаточного материала (ПриложениеА) 4.Побуждает к высказыванию своего мнения по изученному разделу.

5.Осуществляет контроль знаний по изученным темам.

1.                  Делятся на группы.

2.                  Обсуждают и вырабатывают план работы

3.                  Работая в команде, закрепляют знания по теме «Изучение теодолита и работа с ним»

(имеют возможность пользоваться методическим пособием для выполнения лабораторных работ по теме в бумажном или электронном виде)

ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК9,

З1,З2, З3, З4

 

Основной этап. Лабораторная работа.

45 минут

Выполнение лабораторной работы «Угловые измерения» Составление и защита отчета о выполнении лабораторной работы

Обучение в сотрудничестве

групповая

1.                 Выдает задание и объясняет порядок выполнения лабораторной работы. 

2.                 Проводит инструктаж по работе с теодолитом.  3. Выдает исходные точки для измерений.

4.Осуществляет контроль правильности выполнения задания.

5.Консультирует по мере необходимости

1.                  Слушают и запоминают ход выполнения лабораторной работы 

2.                  Обсуждают и вырабатывают план групповой работы

3.                  Измеряют горизонтальные углы и углы наклона теодолитом.

4.                  Заполняют полевые журналы измерений (Приложение Б) 5.Выполняют контроль правильности измерений на станции

6. Готовятся к защите лабораторной работы.

ОК1-10, У1-5, З5, ПК2.1

 

Подведение итогов лабораторной работы 

10 минут

Анализ и оценка выполненных лабораторных работ 

беседа

фронтальная

1.                 Анализирует работу студентов, определяет степень достижения целей и задач занятия.

2.                 Выставляет оценки, аргументируя и поясняя.

1.                  Оценивают объем проделанной работы.

2.                  Осознают результаты своей учебной и командной деятельности 

ОК1-3

Домашнее задание

5 мин

Подготовка к тестированию по теме «Угловые

измерения»

(Приложение В).

беседа  

фронтальная  

Выдает домашнее задание, комментирует его выполнение. (Приложение В)

Записывают домашнее задание  

ОК1-3, ОК5

Рефлексия

3 мин

Вопросы для рефлексии представлены в приложении Г

беседа, вопросы

фронтальная

Предлагает ответить на вопросы на листке рефлексии.

Заполняют листы рефлексии

ОК1-3

Поведение итогов занятия

2 мин

 

беседа  

фронтальная  

 

 

ОК2


ПРИЛОЖЕНИЕ А

Вопросы для проверки знаний пройденного материала* 

Вопрос

Эталон ответа

Назначение теодолита

Теодолит – геодезический прибор, предназначенный для измерения горизонтальных углов и углов наклона на местности

Дать определение поверкам и юстировкам

Поверка – действия, цель которых установить соблюдение предъявляемых к конструкции прибора геометрических условий

Юстировка – исправление несоответствий геометрических условий.

Перечислить условия поверок теодолита

1.                Ось цилиндрического уровня алидады горизонтального круга должна быть перпендикулярна к оси вращения теодолита UU┴ZZ

2.                визирная ось трубы должна быть перпендикулярна к горизонтальной оси теодолита WW┴HH

3.                Горизонтальная ось теодолита должна быть перпендикулярна к оси вращения теодолита HH┴ZZ

4.                Поверка сетки нитей. Горизонтальная нить сетки должна быть || горизонтальной и

┴ вертикальной оси теодолита 

             

Что называют центрированием теодолита и для какой цели оно выполняется

Центрирование – центр лимба горизонтального круга совмещается с отвесной линией проходящей через точку стояния теодолита. Центрирование может быть выполнено с помощью нитяного отвеса.

1. Штатив устанавливается так, чтобы отвес оказался приблизительно над точкой, а площадка штатива была горизонтальной 2. Ослабив становой винт теодолит перемещают по площадке штатива до положения, когда острие отвеса будет находиться над центром точки, после этого становой винт закрепляют

Что называется

горизонтированием теодолита и как оно выполняется

Горизонтирование теодолита заключается в приведении оси его вращения в отвесное положение, а соответственно и плоскости лимба в горизонтальное положение.

Грубо достигается при установке штатива, точно – выполняется подъемными винтами с использованием цилиндрического уровня при алидаде горизонтального круга.

В чем заключается полевой контроль при измерении горизонтального угла полным приемом?

Отсчеты кругом лево (КЛ) и кругом право (КП) на одну и ту же точку должны

отличаться на ±180°

Что называется местом нуля вертикального круга?

Место нуля – отсчет по вертикальному кругу при горизонтальном положении визирной оси.

В чем заключается контроль правильности измерения углов наклона?

Отсчеты кругом (КЛ) и кругом право (КП) на одну и ту же точку равны и отличаются знаком

* Ответы оцениваются  по рейтинговой системе: 2 балла правильный ответ, 1 балл дополнение. Полученные баллы являются дополнительными и могут быть использованы при выставлении оценки за лабораторную работу.

Карточка с заданием №1

«Устройство теодолита»

Задание: Сопоставьте название частей теодолита с их номерами на рисунке 

1______________________________

2______________________________

3______________________________

4______________________________

5______________________________

6______________________________

7______________________________

8______________________________

9______________________________

10_____________________________

11_____________________________

12_____________________________

13_____________________________

14_____________________________

15_____________________________

16_____________________________

17_____________________________

18_____________________________

19_____________________________

20_____________________________

21_____________________________

22_____________________________

 

оси

ZZ1____________________________

VV1____________________________

UU1____________________________

HH1____________________________

 


          

Названия частей теодолита (раздаются с карточкой, разрезаны на части) 

Объектив зрительной трубы

Ось вращения трубы

Закрепительный винт алидады

Становой винт

Вертикальный круг

Зеркало-подсветка

Наводящий винт алидады

Подъемные винты

Закрепительный винт лимба

Площадка штатива

Цилиндрический уровень трубы

Колонки

Ось цилиндрического уровня

Лимб

Ось вращения теодолита

Кремальера

Цилиндрический уровень при алидаде

Визир

Юстировочный винт цилиндрического уровня

Алидада

Закрепительный винт лимба

Микроскоп

Закрепительный винт трубы

Крючок для отвеса

Наводящий винт трубы

Визирная ось

          

Карточка с заданием №2

«Порядок измерения горизонтальных углов»

Задание: Пронумеруйте действия и восстановите порядок работы при измерении горизонтального угла теодолитом

-    С помощью цилиндрического уровня и подъемных винтов производим  горизонтирование теодолита;

-    Винтом алидады корректируем положение сетки нитей по горизонтали;

-    При круге право (КП) наводим трубу теодолита на точку визирования;

-    Устанавливаем штатив на уровень глаз;

-    Прицеливаемся визиром;

-    Центрируем теодолит отвесом;

-    Открепляем винты, переводим трубу через зенит и при круге лево (КЛ) снова берем отсчеты на 1 и 2 точки визирования;

-    Используя      зеркало-подсветку       берем         отсчет        в        микроскопе      по горизонтальному кругу;

-    Прикручиваем теодолит становым винтом к штативу;

-    Фокусируем изображение кремальерой;

-    Винтом трубы корректируем положение сетки нитей по вертикали;

-    Закрепляем винты алидады и трубы;

-    Наводим на 2ю точку визирования, выполняя аналогичные действия. Берем отсчет.

          


 

Карточка с заданием №3

«Порядок измерения углов наклона»

Задание: Пронумеруйте действия и восстановите порядок работы при измерении углов наклона теодолитом

-    Переводим трубу через зенит и при КП снова визируем на верхнюю точку;

-    Устанавливаем трубу в горизонтальное положение при КП, отмечаем точку на стене, снимаем отсчет по вертикальному кругу;

-    Аналогично берем отсчеты по нижней точке при КЛ и КП;

-    Переводим трубу через зенит и при КЛ наводим на точку, берем отсчет по вертикальному кругу; 

-    Наводим на верхнюю точку при КЛ, берем отсчет по вертикальному кругу.

          

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Бланки заданий

Лабораторная работа 

«Измерение горизонтальных и вертикальных углов теодолитом»

Задание 1 Основываясь на принципе измерения горизонтального угла, изобразите на свободном поле схему измерения горизонтального угла, покажите измеряемый угол и напишите формулу для его вычисления:

________________________________

 

Задание 2. Измерьте заданный преподавателем горизонтальный угол полным приемом и запишите результаты измерений в журнал.

Журнал измерений горизонтальных углов

Теодолит_______№_________

Наблюдал___________________

Дата______________________

Погода____________________

Записывал___________________

№ точек стояния

№ точек наблюде ний

Отсчет по лимбу горизонтального круга

Значение углов из полуприемов

Среднее значение углов

°

°

°

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          

Задание 3. Дайте определения следующим величинам.

Угол наклона:__________________________________________________

____________________________________________________________________

Место нуля вертикального круга___________________________________

____________________________________________________________________

Задание 4. Выполните измерения углов наклона по двум направлениям, заданным преподавателем. Результат запишите в журнал, используя формулы

(1), (2), (3).  Теодолит 4ТЗОП:

МО=1/2(КЛ+КП);                                                      (1)  v =КЛ- МО;                                                         (2)

v =МО- КП.                                                                (3)

Вычислите по каждому направлению значения места нуля и угла наклона.

Журнал измерений углов наклона

Теодолит_________№________             Дата____________________

Наблюдал___________________           Погода_______________

Записывал___________________

№ точек стояния

№ точек наблюде ния

Отсчеты по вертикальному кругу

Место нуля

Угол наклона

КЛ

КП

°

°

°

°

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Пример теста по теме «Угловые измерения»


1.       Угломерный инструмент:

а)    нивелир

б)    рулетка

в)    теодолит

 

2.       Процесс установки теодолита над точкой называется

а)    нивелирование

б)    центрирование

в)    визирование

 

3.       Средний штрих шкалы цилиндрического уровня называется: а) середина

б)    нуль-пункт  

в)    ось уровня

 

4.       Отвесная линия, проходящая через ось вращения горизонтального круга, называется:

а)    осью вращения теодолита

б)   осью вращения трубы

в)    осью трубы

 

 5. Геодезический прибор приводится в рабочее положение при помощи винтов:

а)    закрепительных

б)    становых

в)    подъемных

 

5.       Воображаемая линия, соединяющая перекрестие сетки нитей и оптический центр объектива, называется:

а)    ось инструмента

б)   визирная ось трубы

в)    ось уровня

 

6.       Отсчет по вертикальному кругу при горизонтальном положении визирной оси трубы и оси цилиндрического уровня при алидаде вертикального круга называется: а) вертикальный угол

б)    угол наклона

в)    место нуля (МО)

 

7.       Касательная к дуге внутренней поверхности уровня в нуль - пункте называется:

а)    нуль – пункт

б)    середина

в)    ось уровня

          



 

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Листок рефлексии

1 На уроке я работал(а)

активно / пассивно

2 Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3 Урок для меня показался

трудным / легким

4 За урок я

не устал / устал

5 Моё настроение

стало лучше / стало хуже

6 Материал урока мне был

 

 

понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен

7 Домашнее задание мне кажется

 

легким / трудным интересным / неинтересным

 

          

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Презентация к уроку (см. в приложение «Угловые измерения» «Устройства теодолита»)

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Министерство образования и науки

Министерство образования и науки

Одобрено: Председатель цикловой комиссии педагогических работников по укрупненной группе профессий «____» ______________ 20___ г

Одобрено: Председатель цикловой комиссии педагогических работников по укрупненной группе профессий «____» ______________ 20___ г

ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Образовательные результаты учебного занятия

Образовательные результаты учебного занятия

Оцениваемые образовательные результаты

Оцениваемые образовательные результаты

Дидактический, раздаточный материал

Дидактический, раздаточный материал

Технологическая карта учебного занятия

Технологическая карта учебного занятия

Актуализация знаний обучающихся 20 мин

Актуализация знаний обучающихся 20 мин

Основной этап. Лабораторная работа

Основной этап. Лабораторная работа

Подведение итогов лабораторной работы 10 минут

Подведение итогов лабораторной работы 10 минут

ПРИЛОЖЕНИЕ А Вопросы для проверки знаний пройденного материала*

ПРИЛОЖЕНИЕ А Вопросы для проверки знаний пройденного материала*

Что называют центрированием теодолита и для какой цели оно выполняется

Что называют центрированием теодолита и для какой цели оно выполняется

Ответы оцениваются по рейтинговой системе: 2 балла правильный ответ, 1 балл дополнение

Ответы оцениваются по рейтинговой системе: 2 балла правильный ответ, 1 балл дополнение

ZZ 1 ____________________________

ZZ 1 ____________________________

Карточка с заданием №2 «Порядок измерения горизонтальных углов»

Карточка с заданием №2 «Порядок измерения горизонтальных углов»

Карточка с заданием №3 «Порядок измерения углов наклона»

Карточка с заданием №3 «Порядок измерения углов наклона»

ПРИЛОЖЕНИЕ Б Бланки заданий

ПРИЛОЖЕНИЕ Б Бланки заданий

Задание 3. Дайте определения следующим величинам

Задание 3. Дайте определения следующим величинам

ПРИЛОЖЕНИЕ В Пример теста по теме «Угловые измерения» 1

ПРИЛОЖЕНИЕ В Пример теста по теме «Угловые измерения» 1

Методическая разработка урока ОП 04 "Устройство теодолита. Измерение углов"

Методическая разработка урока ОП 04 "Устройство теодолита. Измерение углов"

ПРИЛОЖЕНИЕ Г Листок рефлексии 1

ПРИЛОЖЕНИЕ Г Листок рефлексии 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2024