Статья на тему: «Использование технологии проблемного обучения в начальной школе»
Залогом успешного развития страны в современных условиях будет воспитание гармонически развитого подрастающего поколения, способного успешно жить и трудиться в рыночной экономике, уметь создавать материальные и духовные блага, быть патриотом своей родины и законопослушным гражданином.
Важнейшими задачами современной системы образования являются всестороннее гармоничное развитие личности, формирование морально-нравственных основ, которые определяют отношение к окружающим людям, природе и самому себе, приобщение к культурным ценностям.
Выпускник начальной школы должен быть любознательным, интересующимся, активно познающим мир; владеющим основами умениями учиться; любящим родной край и свою страну; готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой; уважающим и принимающим ценности семьи и общества; доброжелательным, умеющим слушать и слышать, умеющим высказывать своё мнение; выполняющим правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.Чтобы выпускник именно стал таким необходимо, начиная с первых дней обучения первоклассников в школе, создавать условия для самоопределения и самоутверждения каждого ребёнка. Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития познавательных процессов ребенка. В этот период важно, чтобы ребёнок не потерял интерес к получению знаний. А, значит, главное это не только поддерживать интерес к обучению, но и учить ребёнка учиться. Для формирования умения учиться, самостоятельно добывать знания, часто на уроках создаются проблемные ситуации. Проблема должна быть доступной пониманию учащихся.
Актуальность. Работая продолжительное время учителем начальных классов, постоянно задавала себе вопросы:
- Как изучение нового материала (этап урока) сделать интересным и захватывающим для детей?
- Как сделать активным участником учебного процесса каждого ребенка?
- Как не допустить перегрузки детей, не смотря на большой объем знаний?
- Как максимально развить способности каждого ребенка?
- Как добиваться максимального усвоения знаний на уроке?
Все эти вопросы вполне решаемы, если процесс обучения строить на принципах развивающего обучения. Ни от случая к случаю, а систематически готовить уроки ОНЗ в соответствии с технологией проблемного обучения. В этом случае каждодневное объяснение учителем нового материала сменится поиском, решением возникших проблем, выходом из затруднительных ситуаций, самостоятельным выведением правил, свойств и т.д. Мой опыт работы доказывает, что метод проблемного обучения – это один из важных направлений учебного процесса, потому что он способствует творческому мышлению учащихся, создавая благоприятные условия для индивидуального развития учащихся.
Одной из возможностей развития и достижения качеств у личности является технология проблемного обучения, проблемный урок,положительными моментами которого могут стать активизация развивающего потенциала обучения, самостоятельная поисковая деятельность, высокий познавательный уровень, субъект – субъектные отношения, личностная включенность всех участников в процесс обучения, его практическая направленность. Постоянная постановка перед учащимися проблемных задач, проблемных ситуаций приводит к тому, что ученик не «пасует» перед проблемами, а стремиться их разрешить. Ведь проблема – это всегда препятствие. Преодоление препятствий – движение, неизменный спутник развития. Воистину верны слова Льва Толстого о том, что «знания только тогда знания, когда они приобретаются усилиями своей мысли, а не одной лишь памятью».
Проблемное обучение – система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управление поиском решения проблемы. Усвоение новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя. Проблемное обучение предполагает также организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно поставленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания.
Главные цели проблемного обучения:
1. Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении.
2. Воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.
3. Развитие профессионального проблемного мышления.
Технология проблемного обучения относится к развивающим педагогическим технологиям и имеет следующую структуру:
Схема 1.
ДП ДУ
Создание проблемной Принятие проблемной
ситуации ситуации
Выявление проблемы
исследования
Управление поисковой Самостоятельный
Деятельностью обучаемых поиск
Обсуждение выводов
ДП – действие педагога
ДУ – действие ученика
Далеко не всё в учебном процессе может быть для учащихся интересным. Чтобы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе получения знаний школьник должен находить привлекательные стороны, чтобы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса. Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, эмоции, создаётся обстановка увлечённости, раздумий, поиска. Дети сами планируют свои действия, отбирают материал для достижения цели, контролируют свою деятельность и оценивают её результаты. Это положительно сказывается на отношении школьника к учению.
При проблемном обучении ученики становятся активными участниками процесса поиска решения, а не просто заучивают этапы получения результата. В начальной школе проблемные ситуации можно использовать практически на всех предметах, на различных этапах урока: при объяснении, закреплении, контроле.
Преимущества проблемного обучения
С использованием на уроках проблемных ситуаций существенно меняется роль учителя в учебном процессе. Он осмысленно идёт на творческое сотрудничество со школьниками при выполнении учебных задач, что предполагает совместное обсуждение различных подходов к решению, борьбу мнений, столкновение точек зрения. Учитель и учащиеся становятся равноправными участниками совместной учебной деятельности. Проблемное обучение обеспечивает более прочное усвоение знаний; развивает аналитическое мышление, делает учебную деятельность для учащихся более привлекательной, основанной на постоянных трудностях; оно ориентирует на комплексное использование знаний. Важно и то, что решение проблем на уроках, приучают учащихся думать, искать решение, а это является одним из средств формирования мышления.
Реализация технологии проблемного обучения в начальной школе
Фрагмент урока 1
Урок русского языка в 3-м
классе
Цель: изучение правописания безударных гласных в приставках.
Ученики получают задание списать из учебника слова "долетел",
"забежал", "надписал" и т.д., имеющие безударные гласные и
в корне, и в приставке. Дети записывают слова, ставят ударение, подчеркивают
безударные гласные, обозначают части слова и по ходу записи объясняют
правописание гласных букв в корне (называют проверочные слова).
Учитель: Ребята, в каких частях слова находятся безударные гласные?
Ученики: В корне и приставке.
Учитель: Какое правило о написании безударных гласных мы применили, выполняя
упражнение?
Ученики: О безударных гласных в корне.
Учитель: А какого правила, мы еще не учили, с каким будем знакомиться сегодня?
Ученики: Наверное, о безударных гласных в приставках (учебная проблема в
формулировке, совпадающей с темой).
Нетрудно заметить, что в приведенном примере учитель работал методом диалога. Вот
только каким был диалог?
Мы встретились с диалогом - подводящим. Он представляет собой систему посильных
ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ребенка к открытию
нужной мысли. Для разворачивания подводящего диалога не нужно создавать
проблемную ситуацию: как правило, он прекрасно выстраивается "от
повторения".
Фрагмент урока 2
На уроках математики использую проблемную ситуацию с
затруднением. Сначала классу предлагаю задание на пройденный материал, с
которым ученики успешно справляются. В последнюю очередь – задание на новый
материал, которое при отсутствии знаний, как правило, вызывает у детей
затруднение. Далее планирую побуждающий диалог с целью осознания учениками
противоречия. Диалог, как правило, начинаю с вопроса: «В чем затруднение? Чем
это задание не похоже на предыдущее? Какой возникает вопрос? Какая будет тема
урока?» Тему записываю на доске, этап постановки проблемы завершается. |
Совершенствование процесса обучения определяется стремлением учителей активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся. Суть активизации обучения младшего школьника заключается в такой организации учебной деятельности, при которой учащийся приобретает основные навыки получения знаний и на основе этого научится самостоятельно «добывать знания».
Идея активизации обучения имеет большую историю, начиная с учений античности и кончая современными, психолого-педагогическими исследованиями. Разработка данной педагогической проблемы нашла глубокое всестороннее освещение в теории педагогики и психологии. Вопрос о роли проблемной ситуации стал рассматриваться психологами в связи с задачами активизации познавательно-мыслительной деятельности учащихся.
Психологами доказано, что «проблемная ситуация» является главным средством активизации учебно-познавательной деятельности учащихся и управления процессом, усвоения новых знаний.
Педагогическая практика показывает, что возникновение проблемной ситуации ,и ее осознание учащимися, возможно при изучении почти каждой темы. Подготовленность ученика к проблемному обучению определяется, прежде всего, его умением (или возникшую в ходе урока) увидеть выдвинутую учителем проблему, сформулировать ее, найти решение и решить ее эффективными приемами. На основе анализа психолого-педагогических исследований можно сделать вывод, что проблемная ситуация представляет собой затруднение, новых знаний и действий. В проблемной ситуации ученик ставится перед противоречиями и потребностью самостоятельного поиска выхода из этих противоречий.
Основными элементами проблемной ситуации являются вопросы, задача, наглядность, задание. Вопрос имеет первостепенное значение, т. к. стимулирует и направляет мыслительную деятельность учащихся.
Задача является важным фактом повышения познавательной активности учеников. Наглядность служит инструментом «схватывания» обобщенного «видения» содержания новых абстрактных понятий и представлений и облегчает формирование научных понятий.
Человечество постоянно развивается, поток информации постоянно увеличивается, но сроки ее интерпретации в школе остаются прежними. Приоритет отдается осознанному усвоению знаний. При этом второстепенные не столь значимые факты служат либо общим фоном развития данной научной области, либо вовсе не принимается во внимание. Тем самым осуществляется координация наиболее значимых понятий, их систематизация, позволяющая видеть не отдельные факты, целостную картину явления. Опора на мотивационную сферу позволяет удерживать внимание к данному предмету, развивая не только интеллектуальные, но и личностные качества учащихся. Учить, используя традиционные формы, не оптимально. Поэтому именно за проблемное обучение - будущее современной школы. На основе использования технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе реализуются следующие задачи: развиваются умения учащимися самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблемы. У учащихся повышается интерес к овладению новых знаний, умений и практическому их применению.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2010.
2. Анащенкова С.В., Бойкина М.Д., Виноградская Л.А. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3-х чч. Ч.3. ФГОС. – М.: Просвещение, 2012.
3. Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю.С. Осипов. Отв. Ред. С.Л. Кравец, Т.7 – М.: Большая Российская энциклопедия, 2007.
4.Брайтовская С.И. Простейшие исследовательские задания. – Начальная школа. – 2006 №7
5. Ильицкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке М.: Знание, 1985
6.Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открыть знания с учениками. Пособие для учителя - Москва, 2002.
7.Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.