Урок русского языка в 4 классе
ТЕМА: МЯГКИЙ ЗНАК (Ь) НА КОНЦЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ.
Цели урока:
- познакомить с правилом написания мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского и мужского рода;
- совершенствовать умения распознать существительные по родам;
- развивать интеллектуальные способности учащихся речь, внимание, память, мышление, наблюдательность,
- воспитывать интерес к русскому языку.
Планируемые результаты:
Универсальные учебные действия
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Регулятивные: учить ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что ещё неизвестно. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.
Коммуникативные: потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.
Личностные: волеваясаморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Методы: словесный, игровой, наглядный, поисковый, метод свободного выбора и свободной беседы, метод взаимодействия и самоконтроля.
Приемы: рассуждение
Формы организации: групповая, коллективная, индивидуальная.
Технологии: развивающего, здоровьесберегающего, дифференцированного обучения.
Ход урока
I. Организационный момент. Мотивационный момент.
- Сегодня на уроке, ребята, вам предстоит выполнить много интересных заданий, сделать очень важное открытие, а помощниками вам в этом будут: внимание, находчивость, ваши знания.
II. Актуализация знаний.
На доске написаны слова: в…р…бьи, т… традь, п…льто, к…ньки, к…рабль, к…ртоф…ль.
- Прочитайте данные слова. Что в них общего?
Данные слова-имена существительные.
Это слова и словарики с непроверяемой безударной гласной.
Все слова пишутся с мягким знаком.
- Что такое имя существительное? Имя существительное- это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что? и обозначает предмет.
- Назовите грамматические признаки имен существительных.
Имя существительное имеет род и изменяется по числам.
-Какие различия можно назвать в данных словах?
Есть различия в нахождении и роли мягкого знака. В словах тетрадь, ко-рабль, картофель он находится в конце, после согласных, а в словах пальто, коньки- в середине, после согласных, и обозначает их мягкость. В слове воробьи пишется разделительный мягкий знак.
Минутка чистописания.
Цепочку букв для минуты чистописания вы составите самостоятельно.
Используйте для этого первые буквы имён существительных во множественном числе и мягкий знак, который должен находиться после каждой из этих согласных.
Какая цепочка у вас получилась?
У нас получилась такая цепочка: въкъ…
- Напишите эту цепочку до конца строки, меняя попарно буквы местами. ----- --- Спишите записанные на доске слова, вставьте пропущенные буквы.
-Прочитайте слова с непроверяемой безударной гласной е (тетрадь).
-Прочитайте слова с непроверяемой безударной гласной а (пальто, картофель).
-Слова какой части речи мы использовали во время словарно- орфографической работы?
III. Целеполагание. Постановка учебной задачи.
Формирование учащимися темы и цели урока.
- В связи с этим скажите, о чём дальше мы будем вести речь на уроке?
Во время словарно-орфографической работы мы использовали имена существительные с мягким знаком. Наверное, новая тема будет связана с правописанием мягкого знака в именах существительных.
- Вы правильно предполагаете. Тема сегодняшнего урока: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих».
IV. Актуализация знаний. Повторение пройденного.
- Назовите шипящие согласные звуки (ж, ш, ч ,щ ).
- Назовите имена существительные с шипящими на конце. (плащ, дочь, стриж, грач, плач…).
- Догадайтесь, какие слова приготовила я вам.
Темная часть суток. ( ноч.. )
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день по пашне вскачь,
И зовется птица …(грач…).
В подполье, в коморке
Живет она в норке,
Серая малышка.
Кто же это? (мыш...).
Очень маленький ребенок. (малыш..)
- Прочитайте название темы.
Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.
- Слова какой части речи написаны на доске?
- На доске написаны имена существительные.
- Скажите, какие буквы, обозначающие звуки, написаны на конце существительных мужского и женского рода? (На конце существительных мужского и женского рода написаны шипящие ж, ш, ч, щ.)
( учитель подчеркивает шипящие буквы в написанных на доске словах).
- В конце существительных какого рода после шипящих ж, ш, ч, щ пишется мягкий знак?
Мягкий знак пишется на конце существительных женского рода после шипящих ж,ш, ч, щ.
На конце существительных мужского рода после шипящих ж, ш, ч, щ мягкий знак не пишется.
Сравнить вывод, сделанный учащимися, с правилом на странице 170.
- Прочитайте правило.
- Какие существительные учат правильно писать правило?
- А что сказано о существительных мужского рода? Давайте прочитаем, что говорит по этому поводу правило на странице 171.
- Сравните вывод учащихся с правилом на странице 171.
- Кто попытается объединить эти два правила в одно и сформулировать правило о правописании мягкого знака на конце существительных после шипящих?
На конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак. На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется.
- Давайте сделаем вывод, от чего зависит написание мягкого знака после шипящих. (От рода).
- Какую схему вы бы составили к этому правилу?
Ж Ж
Ш Сущ. Ж.р. ь Ш Сущ. М.р. \ь
Ч Ч
Щ Щ
- На что указывает ь после шипящих на конце существительных?
Отвечая на вопросы учителя, учащиеся должны догадаться, что после шипящих на конце существительных ь указывает на женский род.
Физкультминутка.
- Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если назову существительные женского рода. Вы хлопаете ладонями за спиной. Если услышите существительные мужского рода, хлопаете ладонями над головой.
Слова: ёж, дичь, мышь, товарищ, кирпич, помощь, ночь. Тишь, борщ.
V. Первичное закрепление полученных знаний .
Упражнение в написании слов с шипящими на конце.
Упражнение1.
Прочитайте. Напишите цепочку слов, устранив в них лишнее. Ответ обоснуйте. Вставьте где нужно мягкий знак.
Душ.., трубач…, дрож… ,мяч…;
Рож…, лож…, матч…, тиш…
Напиши существительные в единственном числе. Обозначь род. Шалаши, чижи, мыши, ерши, грачи, вещи, плащи, ночи, мячи, ножи, лещи, камыши, овощи.
Задание выполняется коллективно. Параллельно с записью в тетрадях идет запись на доске.Творческая работа.
Восстановление деформированного текста.
- А сейчас мы выполним с вами творческую работу. У вас на листочках написаны предложения. Вы должны расположить их в таком порядке, чтобы получился текст.
- Что такое текст?
Текс-это два или более предложения связанных по смыслу.
- Ребята, приступайте к работе, будьте внимательны, постарайтесь представить, что вы писатели.
Ваня был спасен.
У реки шумит камыш…
По тропинке ребята спустились на пляж…
Он упал в воду и стал тонуть.
Ваня захотел сорвать камыш…
Товарищ бросился на помощ…
- Прочитайте текст. Напишите текст.
Текст учащиеся записывают самостоятельно, вставляют пропущенные буквы.
- Прочитайте слова в которые вы вставили мягкий знак после шипящих. ( помощь).
- Определите главную мысль текста.
Нужно помогать человеку, оказавшемуся в беде.
- Я надеюсь, если с вами рядом окажется человек, нуждающийся в помощи, вы не пройдете мимо.
VI. Итог урока. Рефлексия.
- Над какой орфограммой мы работали сегодня на уроке?
- Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании существительных с шипящими на конце?
Учащиеся отвечают на вопросы учителя, свои ответы подтверждают примерами.
- Спасибо всем за работу! Желаю удачи!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.