Методическая разработка урока русского языка в 4 классе на темуМЯГКИЙ ЗНАК (Ь) НА КОНЦЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ".:
Оценка 4.6

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе на темуМЯГКИЙ ЗНАК (Ь) НА КОНЦЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ".:

Оценка 4.6
docx
07.09.2023
Методическая разработка урока русского языка в 4 классе на темуМЯГКИЙ ЗНАК (Ь) НА КОНЦЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ".:
методическая разработка
урок 4 кл русск.яз.docx

Урок русского языка в 4 классе

ТЕМА: МЯГКИЙ ЗНАК (Ь) НА КОНЦЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ.

Цели урока:

-  познакомить с правилом написания мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского и мужского рода;

-  совершенствовать умения распознать существительные по родам;

-  развивать интеллектуальные способности учащихся речь, внимание, память, мышление, наблюдательность,

-  воспитывать интерес к русскому языку.

Планируемые результаты:

Универсальные учебные действия

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Регулятивные: учить ставить  учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что ещё неизвестно.  Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.

Коммуникативные: потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.

Личностные: волеваясаморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Методы: словесный,  игровой, наглядный, поисковый, метод свободного выбора и свободной беседы, метод взаимодействия и самоконтроля.

Приемы: рассуждение

Формы организации: групповая, коллективная, индивидуальная.

Технологии: развивающего, здоровьесберегающего, дифференцированного обучения.

Ход урока

 

I. Организационный момент.  Мотивационный момент.

- Сегодня на уроке, ребята, вам предстоит выполнить много интересных заданий, сделать очень важное открытие, а помощниками вам в этом будут: внимание, находчивость, ваши знания.

II. Актуализация знаний.  

На доске написаны слова: в…р…бьи, т… традь,  п…льто,  к…ньки,  к…рабль, к…ртоф…ль.

- Прочитайте данные слова. Что в них общего?

Данные слова-имена существительные.

Это слова и словарики с непроверяемой безударной гласной.

Все слова пишутся с мягким знаком.

- Что такое имя существительное? Имя существительное- это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что? и обозначает предмет.

- Назовите грамматические признаки имен существительных.

Имя существительное имеет род и изменяется по числам.

-Какие различия можно назвать в данных словах?

Есть различия в нахождении и роли мягкого знака. В словах тетрадь, ко-рабль, картофель он находится в конце, после согласных, а в словах пальто, коньки- в середине, после согласных, и обозначает их мягкость. В слове воробьи пишется разделительный мягкий знак.

Минутка чистописания.

Цепочку букв для минуты чистописания вы составите самостоятельно.

Используйте для этого первые буквы имён существительных во множественном числе и мягкий знак, который должен находиться после каждой из этих согласных.

Какая цепочка у вас получилась?

У нас получилась такая цепочка: въкъ…

- Напишите эту цепочку до конца строки, меняя попарно буквы местами. ----- --- Спишите записанные на доске слова, вставьте пропущенные буквы.

-Прочитайте слова с непроверяемой безударной гласной е (тетрадь).

-Прочитайте слова с непроверяемой безударной гласной а (пальто, картофель).

-Слова  какой части речи мы использовали во время словарно- орфографической работы?

III. Целеполагание. Постановка учебной задачи.

Формирование учащимися темы и цели урока.

- В связи с этим скажите, о чём дальше мы будем вести речь на уроке?

Во время словарно-орфографической работы мы использовали имена существительные с мягким знаком. Наверное, новая тема будет связана с правописанием мягкого знака в именах существительных.

- Вы правильно предполагаете. Тема сегодняшнего урока: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих».

 IV. Актуализация знаний. Повторение пройденного.

- Назовите шипящие согласные звуки (ж, ш, ч ,щ ).

- Назовите имена существительные с шипящими на конце. (плащ, дочь, стриж, грач, плач…).

- Догадайтесь,   какие слова приготовила я вам.

Темная часть суток. ( ноч.. )

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Целый день по пашне вскачь,

И зовется птица …(грач…).

В подполье, в коморке

Живет она в норке,

Серая малышка.

Кто же это? (мыш...).

Очень  маленький ребенок. (малыш..)

- Прочитайте название темы.

Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.

- Слова какой части речи написаны на доске?

- На доске написаны имена существительные.

- Скажите, какие буквы, обозначающие звуки, написаны на конце существительных мужского и женского рода? (На конце существительных мужского и женского рода написаны шипящие ж, ш, ч, щ.)

( учитель подчеркивает шипящие буквы в написанных на доске словах).

- В конце существительных  какого рода после шипящих ж, ш, ч, щ пишется мягкий знак?

Мягкий знак пишется на конце существительных женского рода после шипящих ж,ш, ч, щ.

На конце существительных мужского рода после  шипящих  ж, ш, ч, щ мягкий знак не пишется.

Сравнить вывод, сделанный учащимися, с правилом на странице 170.

- Прочитайте правило.

- Какие существительные учат правильно писать правило?

- А что сказано о существительных мужского рода? Давайте прочитаем, что говорит по этому поводу правило на странице 171.

- Сравните вывод учащихся с правилом на странице 171.

- Кто попытается объединить эти два правила в одно и сформулировать правило о правописании мягкого знака на конце существительных после шипящих?

На конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак. На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется.

- Давайте сделаем вывод,  от чего зависит написание мягкого знака после шипящих. (От рода).

- Какую схему вы бы составили к этому правилу?

 

 

 Ж                                                                  Ж

 Ш     Сущ. Ж.р.           ь                             Ш          Сущ. М.р.      \ь

 Ч                                                                    Ч

Щ                                                                   Щ

- На что указывает ь после шипящих на конце существительных?

Отвечая на вопросы учителя,  учащиеся должны догадаться,  что после шипящих на конце существительных ь указывает на женский род.

Физкультминутка.

- Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если назову существительные женского рода. Вы хлопаете ладонями за спиной.  Если услышите существительные мужского рода, хлопаете ладонями над головой.

Слова: ёж, дичь, мышь, товарищ, кирпич, помощь, ночь. Тишь, борщ.

 V. Первичное закрепление полученных знаний .

Упражнение в написании слов с шипящими на конце.

Упражнение1.

Прочитайте. Напишите цепочку слов, устранив в них лишнее. Ответ обоснуйте.  Вставьте где нужно мягкий знак.

Душ.., трубач…,  дрож… ,мяч…;

Рож…, лож…, матч…, тиш…

Напиши существительные в единственном числе. Обозначь род. Шалаши, чижи, мыши, ерши, грачи, вещи, плащи, ночи, мячи, ножи, лещи, камыши, овощи.

Задание выполняется коллективно. Параллельно с записью  в тетрадях идет запись на доске.Творческая работа.

Восстановление деформированного текста.

- А сейчас мы выполним с вами творческую работу. У вас на листочках написаны предложения. Вы должны расположить их в таком порядке, чтобы получился текст.

- Что такое текст?

Текс-это два или более предложения связанных по смыслу.

- Ребята, приступайте к работе, будьте внимательны, постарайтесь представить,   что вы писатели.

Ваня был спасен.

У реки шумит камыш…

По тропинке ребята спустились на пляж…

Он упал в воду и стал тонуть.

Ваня захотел сорвать камыш…

Товарищ бросился на помощ…

- Прочитайте текст. Напишите текст.

Текст учащиеся записывают самостоятельно, вставляют пропущенные буквы.

- Прочитайте слова в которые вы вставили мягкий знак после шипящих. ( помощь).

- Определите главную мысль текста.

Нужно помогать человеку,  оказавшемуся в беде.

- Я надеюсь, если с вами рядом окажется человек,  нуждающийся в помощи,  вы не пройдете мимо.

 VI. Итог урока. Рефлексия.

- Над какой орфограммой мы работали сегодня на уроке?

- Что надо сделать,  чтобы не ошибиться в правописании существительных с шипящими на конце?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, свои ответы подтверждают примерами.

- Спасибо всем за работу! Желаю удачи!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Урок русского языка в 4 классе

Урок русского языка в 4 классе

Что такое имя существительное?

Что такое имя существительное?

Мягкий знак пишется на конце существительных женского рода после шипящих ж,ш, ч, щ

Мягкий знак пишется на конце существительных женского рода после шипящих ж,ш, ч, щ

Он упал в воду и стал тонуть.

Он упал в воду и стал тонуть.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.09.2023