Консультация "Методы и приёмы развития речи у младших дошкольников"
Оценка 4.8

Консультация "Методы и приёмы развития речи у младших дошкольников"

Оценка 4.8
docx
25.03.2024
Консультация "Методы и приёмы развития речи у младших дошкольников"
развитие речи Мудрецова.docx

К. Д. Ушинский доказал: «Что, усваивая родной язык, ребенок усваивает не только одни слова, их сложения и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрения на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов детей, логику и философию языка, — и усваивает легко и скоро, в два, три года, столько, что и половины не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения.

Таков этот народный великий педагог - родное слово!».

   Ранний возраст является самоценным возрастным этапом развития ребенка. В этот период особое место занимает эмоциональное общение взрослого с малышом, которое становится важнейшей предпосылкой становления вербальных, то есть речевых форм коммуникации. Особенно интенсивно становление речевой активности происходит в раннем возрасте: от 1 года до 5 лет. Именно в этот период ребёнка нужно научить самостоятельно пользоваться словами, стимулируя его речевую активность.

   Проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является актуальной по ряду причин:

1) сензитивность детей от 1 года 3 лет к развитию речи; ранний возраст — это период более быстрого, интенсивного развития всех психических функций. Основным новообразование этого периода является овладение речью, которая становится основой для дальнейшего развития ребенка; дошкольный возраст – это расцвет речевой активности ребенка, формирование всех сторон речи, усвоение дошкольником норм и правил родного языка;

2) речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых;

3) значительное ухудшение здоровья детей может способствовать появлению речевых нарушений;

4) постоянно растет число детей, имеющих нарушения речи, связанные с отсутствием внимания к развитию устной речи со стороны как родителей, так и педагогов;

5) существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;

6) глобальное снижение уровня речевой и познавательной культуры в обществе.

Поэтому важно с раннего возраста начинать работу по развитию речевой активности детей и предупреждению речевых нарушений, вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка.

   Основными формами развития речи детей раннего возраста являются: организованная образовательная деятельность, совместная деятельность воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность детей. Данные формы работы можно использовать в совокупности. Это позволяет наиболее качественно решать образовательные и воспитательные задачи. В то же время очень эффективными становятся ситуации образовательного характера и ситуации общения, которые также можно использовать в практике речевого развития детей раннего возраста в рамках совместной деятельности, в ходе режимных моментов. Такая форма педагогического взаимодействия позволяет осуществлять дифференцированный подход к детям и в большей степени индивидуализировать образовательный процесс, сделать его личностноориентированным.

   Для решения задач по развитию речи детей раннего возраста воспитатель должен хорошо владеть соответствующими методами и приёмами. Основными методами дошкольного обучения являются практические, наглядные, игровые и словесные методы. Все методы используются не изолированно, а в различных комбинациях друг с другом.

Наглядные методы:

· показ предметов и игрушек;

· наблюдение явлений природы, труда взрослых;

· рассматривание живых объектов;

· показ образца;

· использование кукольного, теневого, настольного театра.

Приемы: показ с называнием; пояснение к тому, что видят дети; активное действие детей; приближение объекта к детям; задание детям, вопросы; включение предметов в деятельность детей; выполнение игровых действий.

Словесные методы:

· чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок;

· заучивание наизусть;

· разговор, беседа;

· рассматривание картинки, инсценировки.

Приемы: показ с называнием игрушек и предметов; просьба произнести, сказать слово; подсказывание нужного слова; объяснение нужного слова; объяснение назначение предмета; многократное повторение нового слова в сочетании со знакомым; вопросы; договаривание слова в конце фразы; повторение слова за воспитателем; пояснение, напоминание; использование художественного слова.

Игровые методы:

· дидактические игры;

· подвижные игры;

· игры-забавы, инсценировки.

Приемы: внесение игрушек; создание игровых ситуаций; обыгрывание игрушек, предметов; сюрпризность; эмоциональность; внезапность появления, исчезновения игрушки; изменение местонахождения игрушки; показ предметов в разных действиях.

Практические методы:

· упражнения;

· совместные действия воспитателя и ребенка;

· выполнение поручений;

· элементарное экспериментирование;

· развитие мелкой моторики рук, пальчиковые игры;

· дыхательная гимнастика.

   Развитие речи ребенка раннего возраста осуществляется через разные виды детской деятельности и достигается за счёт комплексного использования разнообразных методов, приемов, специальных игр и упражнений, направленных на развитие речи.

   Приемы стимулирования речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста:

1. Диалог-образец.

2. Разговор с самим собой.

3. Параллельный разговор.

4. Провокация, или искусственное непонимание ребёнка.

5. Распространение.

6. Использование малых форм фольклора.

7. Звукоподражание.

8. Упражнения на развитие речевого дыхания.

9. Выбор.

10. Поручения.

11. Опосредованное общение.

12. Продуктивные виды деятельности.

13. Замещение.

14. Музыкальные игры.

15. Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук.

16. Пескотерапия.

17. Игровой прием.

   Таким образом, активизация речи детей раннего возраста и дошкольников осуществляется в разных видах деятельности. Важно помнить, что для этого необходимо направлять процесс обогащения и активизации словаря детей, используя разные методы и приемы словарной работы с учетом психологических особенностей каждого ребенка и особенностей каждого вида деятельности; поощряйте двигательную и познавательную активность малыша, больше разговаривайте с ним в процессе игры. Результатом вашей работы станет в скором будущем правильная, стилистически и эмоционально богатая, красивая речь ребёнка.

 

 

  

 

  

  

 


 

К. Д. Ушинский доказал : «Что, усваивая родной язык, ребенок усваивает не только одни слова, их сложения и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрения…

К. Д. Ушинский доказал : «Что, усваивая родной язык, ребенок усваивает не только одни слова, их сложения и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрения…

Основными формами развития речи детей раннего возраста являются: организованная образовательная деятельность, совместная деятельность воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность детей

Основными формами развития речи детей раннего возраста являются: организованная образовательная деятельность, совместная деятельность воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность детей

Игровые методы: · дидактические игры; · подвижные игры; · игры-забавы, инсценировки

Игровые методы: · дидактические игры; · подвижные игры; · игры-забавы, инсценировки

Выбор. 10. Поручения. 11. Опосредованное общение

Выбор. 10. Поручения. 11. Опосредованное общение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2024