Методическая разработка урока русского языка в 4 классе на тему:
«Правописание личных местоимений»
Цель урока: способствовать закреплению знаний детей о правописании местоимений с предлогами; систематизировать и обобщить полученные знания детей о местоимении.
Задачи урока: образовательная: закрепить и обобщить знания детей о местоимении; выявить роль местоимений в нашей речи;
воспитательная: воспитывать аккуратность, усидчивость, любовь к русскому языку;
развивающая: развивать орфографическую зоркость, каллиграфические навыки, память. Развивать умения употреблять местоимения в тексте.
Материалы и оборудование: доска, проектор, карточки, памятки.
Тип урока: урок повторения.
Методы: наглядный, практический, частично – поисковый, словесный.
Приемы и формы работы: фронтальная.
Основные понятия темы: местоимение.
Ход урока.
I Организационный момент и сообщение цели урока.
- Ребята, посмотрите на доску. Найти в этих словах слова, которые не называют предмет, а только на него указывают.
Ракеты, тыквы, высота, ворона, мыши, кони, якорь.
- Какие слова нашли? (ты, ты, вы, вы, она, мы, они, я)
- Какой частью речи они являются? (местоимением)
- Что вы знаете об этой части речи?
- Что объединяет наши местоимения? (они в начальной форме)
- Давайте восстановим склонение каждого из этих местоимений. У меня на доске разные формы местоимений, но все они перепутались. Ваша задача восстановить последовательность каждого местоимения и записать в тетрадь.
Причем первый вариант выпишет только местоимения 1 лица, ед. числа;
2 вариант – 2 лица, ед. числа; 3 вариант – 3 лица, ед. числа; 4 вариант – 1 лица, мн. числа; 5 вариант – 2 лица, мн. числа; 6 вариант – 3 лица, мн. числа.
- Проверим что написали. (ученики по очереди выходят и восстанавливают склонение местоимений. Появляется запись)
И.п. |
я |
мы |
ты |
вы |
она |
они |
Р.п. |
меня |
нас |
тебя |
вас |
её |
их |
Д.п. |
мне |
нам |
тебе |
вам |
ей |
им |
В.п. |
меня |
нас |
тебя |
вас |
её |
их |
Т.п. |
мною |
нами |
тобою |
вами |
ею |
ими |
П.п. |
(обо) мне |
(о) нас |
(о) тебе |
(о) вас |
(о) ней |
(о) них |
- Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке?
- Сегодня на уроке мы закрепим знания о правописании личных местоимений, будем развивать орфографическую зоркость и каллиграфические навыки, чтобы наша речь была красивой и грамотной.
- Что вы можете сказать о правописании личных местоимений? (местоимения склоняются, местоимения с предлогами пишутся раздельно, местоимения 3 лица употребленные с предлогом начинаются с согласного звука [н])
II Употребление местоимений
2.1 - Взгляните на экран. Запишите данные предложения, раскрывая скобки.
· У (я) много хороших друзей.
· К (мы) приехала бабушка из деревни.
· О (ты) написали в газете.
· У (вы) есть тетрадь в клеточку?
· Ехал к (вы), да попал к (мы).
- Какое правило надо вспомнить при выполнении данного задания? (местоимения с предлогами пишутся раздельно)
- Что еще надо сделать, чтобы речь была грамотной? (поставить местоимения в нужную форму)
- Выполните это задание. (один ученик работает у доски)
2.2 - Впишите в предложения подходящие по смыслу местоимения.
Интересная загадка.
Однажды … шел по лугу. Ко … пристала ласточка. … кружилась около … . Ласточка задевала … за плечо, кричала жалобно, словно… отнял у … птенца, и просила отдать … обратно. … не понимал, что … нужно. Я рассказал об этом деду. … посмеялся надо … и все … объяснил.
Человек идет по лугу и спугивает кузнечиков и жучков. Ласточка уже не ищет … в траве. … летает около человека и ловит … на лету.
- Определите лицо, число и падеж этих местоимений.
- Проверьте написанное.
- Встаньте, кто допустил ошибки.
- Встаньте, кто не допустил ошибок.
Физминутка
- Устали? Сейчас немного отдохнем и разомнемся. Разминка будет тоже грамматическая. Я буду называть местоимения, а вы если услышите местоимение мы или разные его формы, то хлопайте в ладоши. Если услышите другие местоимения, то топайте ногами.
(им, мне, нам, с нами, о тебе, с ними, нас, меня, ему, к нам, обо мне, о нас, их, мы, ему, от нас, перед нами )
2.3 «Исправь ошибки»
- А сейчас вы будете в роли учителя. Возьмите красный карандаш. Прочитайте рассказ, исправьте ошибки.
Вася и Петя играли во дваре. К им подошла Маша. Унеё не было подрук. Мальчики пригласили девочку поиграть с ими. Они дали Маше мячь. Вася и Петя были очень внимательны. Маше с ими весело.
- Какие орфограммы встретились в тексте?
- В правописании, каких орфограмм были допущены ошибки?
По ходу ответов появляются карточки с названием орфограмм
- В каких словах были ошибки на правописание безударной гласной в корне?
- Как проверить безударную гласную в корне?
- Подберите проверочное слово.
- В каких словах были ошибки на правописание парного согласного в корне?
- Как проверить парный согласный в корне?
- Подберите проверочное слово.
- В каких словах были допущены ошибки в правописании местоимений с предлогами?
- Как пишутся местоимения с предлогами?
- Какие еще ошибки нашли в правописании предлогов?
- Какое правило надо применить?
- Что не назвали?
- Какое правило вспомним?
- Переверните карточки. Спишите текст, исправив ошибки. (текст на экране)
2.4 Письмо под диктовку
Осенью к нам в класс пришёл новый ученик. Мы быстро подружились с ним.
Ему и мне нравятся уроки математики и рисования. Мы любим вместе кататься на лыжах. Его папа научил нас спускаться с гор. Крутые подъемы мы научились преодолевать сами.
- Откройте учебники на стр. 45, упр. 34, проверьте написанное по учебнику.
2.5 «Хитрые вопросы»
· Какое местоимение составлено из двух предлогов? (Она).
· Какое местоимение одинаково читается справа налево и слева направо? (Оно).
· Какое местоимение превращается в союз, если прочесть его с права налево? (он)
· Перед буквой К и после этой буквы поставьте два личных местоимения, чтобы получились крупные овощи. (Тыквы).
· Найди «лишнее» слово. Ока, окно, оно, око. (оно)
III Итог урока
- С какой частью речи работали сегодня?
- Что называется местоимением?
- Что вы знаете о местоимении?
IV Рефлексия
- Оцените свою работу на уроке.
- я доволен своей работой
- я хорошо работал, но могу лучше
- работа не получилась, я не доволен собой
V Домашнее задание.
Карточка упр. 3
Списать, вставив подходящие по смыслу местоимения
Злой тоской удручена, к муравью ползёт … . Ласточка с весною в сени к … летит. Стал … кликать золотую рыбку. И ноты есть у … и инструменты есть, скажи лишь как … сесть. Известно, что Слоны в диковинку у …. .
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.