Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Обращение»
Оценка 4.7

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Обращение»

Оценка 4.7
doc
24.02.2020
Методическая разработка  урока русского языка в 5 классе по теме «Обращение»
17.doc

Методическая разработка

урока русского языка в 5 классе по теме «Обращение»

 

Автор: Самедова Лара Вагифовна

 

Цель: формирование понятия об обращении, умение находить обращение в предложении  и тексте, правильно выделять обращение на письме запятыми, в речи – звательной интонаций, употреблять обращения в собственной речи, этикетные нормы употребления обращения.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные:

1. Освоение понятия «Обращение».

2. Умение находить обращение в тексте, выделять его на письме и в речи, употреблять в собственной речи обращения.

3. Умение оценивать языковой материал с точки зрения его нормативности.

Метапредметные:

1. Умение формулировать цели своей учебной деятельности и оценивать её результативность, осуществлять самоконтроль  коррекцию своих учебных действий (регулятивные универсальные учебные действия).

2. Формулирование и аргументация собственного мнения, использование адекватных языковых средств, умение вести учебный диалог с учителем и со сверстниками (коммуникативные универсальные учебные действия).

3. Смысловое чтение, осуществление операций анализа, классификации, построение умозаключения и логического рассуждения, включающего установление причинно-следственных связей (познавательные универсальные учебные действия).

Личностные:

Поддержание устойчивого познавательного интереса к предмету, осознание эстетической ценности русского языка, художественной ценности литературы (личностные УУД).

Основные понятия урока: обращение, звательная интонация.

Ресурсы:

1. учебник — «Русский язык. Практика. 5 класс» авт. А.Ю. Купалова, Г.К Линдман-Орлова, Т.М. Пахнова,  УМК «Русский язык» под ред. В.В. Бабайцевой.

2. раздаточные дидактические материалы (рабочий лист).

3. Мультимедийная презентация.

 

Этап урока.

Основное содержание этапа.

Основные виды

деятельности учащихся

1.

Мотивация (создание проблемной ситуации)

 

1) Просмотр видеофрагмента «В гостях у сказки»:

– Сегодня мы отправляемся в гости к сказкам… Мы любим их с детства. Сначала с упоением слушаем народные сказки, рассказанные мамой или бабушкой,  потом сами начинаем их читать, а ещё с удовольствием смотрим мультфильмы. Давайте и сейчас вспомним один из них.

2) Просмотр видеофрагмента «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»

«Свет мой, зеркальце, скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свет всех милее,

Всех румяней и белее?»

 

И ей зеркальце в ответ:

«Ты, конечно, спору нет,

Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее»

– Узнали ли вы, в гостях у каких сказках мы сегодня?

– Кто автор сказки?

– С кем разговаривает царица? (с зеркальцем)

– Как вы это узнали? Как обращалась царица к волшебному зеркальцу? Почему?

– Как зеркало обратилось к своей хозяйке?

3) Прочитайте определение, в котором не хватает термина, подберите этот термин: подберите однокоренное слово к глаголу, данному в правиле – определении:

… - это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью.

- Обращение – это тема нашего урока

(записать дату, вид работы и тему в рабочую карточку)

Анализ языкового материала, построение умозаключения на основе  анализа языкового материала.

2.

Целеполагание

 

– Если тема урока «Обращение», то тогда с какой целью мы сегодня отправились в гости к сказкам А.С. Пушкина

(Узнать, что такое обращение, зачем оно используется в речи, как выделяется в речи и на письме, как характеризует говорящего)

Формулирование целей своей учебной деятельности.

3.

Объяснение нового материала

 

Новый материал объясняется в ходе  индуктивной беседы, записывается в рабочих карточках.  

Анализ языкового материала, установление   причинно-следственных связей, построение логического рассуждения .

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ материала схемы

 

 

 

 

Составление связного высказывания на лингвистическую тему

Сравнение лингвистических текстов

 

 

– Прочитайте, кто говорит эти слова? К кому обращается? Узнали ли вы героев и сказку А.С. Пушкина?

(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

Чем вы, гости, торг ведете и куда теперь плывете?

Гости князю поклонились, вышли вон и в путь пустились.

– Прочитайте вслух предложения, в каком из них есть обращение.

– Понаблюдайте за интонацией. Как произносится обращение?  (с особым повышением голоса на слове-обращении, паузой и повышением голоса после неё).

– Какое предложение соответствует 1 схеме, а какое – второй.

1. [-  = , = и = ].         2. [ -, / О /, =  и = ]?

 

– Такая интонация называется звательной, как вы думаете, почему?

– Какой частью речи и в какой форме выражено обращение? (существительное в именительном падеже)

- А подлежащее? Как их различить?

(графически обозначить подлежащее и обращение)

(В устой речи нам помогает звательная интонация)

- А как обращение выделяется на письме?

Работа с учебником: рассмотрите схемы на стр. 94, ответьте на вопросы:

– Где в предложении может стоять обращение?

– Как на письме выделяется обращение? (запятыми, если стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то восклицательным знаком).

 

4.

Первичное закрепление материала

 

1. Из каких сказок А.С. Пушкина взяты эти предложения? Угадайте, кому из героев принадлежат эти слова и к кому они обращаются?

2. В данных предложениях найдите обращения, графически их обозначьте, расставьте знаки препинания, прочитайте предложения со звательной интонацией.

3. Понаблюдайте, каковы по цели высказывания предложения с обращениями?

1) Балдушка, погоди ты морщить море… (побуд)

2) Что, Соколко, что с тобою? (вопрос)

3) Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч… (повеств)

4) Здравствуй, князь ты мой прекрасный, что ты тих, как день ненастный? (вопрос)

– В каких предложениях по цели высказывания чаще всего используется обращение? Почему?

5) Чего тебе надобно, старче? (вопрос)

– Во всех ли предложениях обращение стоит в именительном падеже?

– Определите падеж существительного старче.

–Это форма 7 звательного падежа, существовавшего в древнерусском языке, который использовался в качестве обращения, в 14 веке звательный падеж утратился, его заменил именительный. Отсюда и название – звательная интонация.

 

2. Составьте предложения по схемам, обращаясь к волшебным предметам из сказок. Какие вы знаете волшебные предметы?

1) [О, ….]?   2) [О!...]!   3) […,о,…].   4) […, о]!

 

 

 

Грамматический анализ

2. Самостоятельная работа с последующей самопроверкой по образцу.

Аудио «Уж как я ль мою коровушку люблю» (текст см. Приложение, задание 5).

– Царевна, наверное, могла  напевать, такую песню, когда доила корову у братьев-богатырей. Прочитайте её еще раз, расставьте пропущенные знаки препинания, в каких предложениях выделенные слова являются обращением, а в каких – подлежащим. Графически обозначьте обращение и подлежащее.

- Что надо сделать, чтобы на «отлично» выполнить самостоятельную работу?

Физкультминутка

Самопроверка: учащиеся сверяют свою работу с образцом, исправляют ошибки и оценивают свою работу: 5- ошибок нет, 4-1-2 ошибки, 3- 3-4 ошибки.).

- Как относится царевна к коровушке? Как вы это определили? (по обращению, выраженному существительными с уменьшительно-ласкательными суффиксами) Как это характеризует девушку?

Видеофрагмент «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»

– Как относится царица к зеркалу? Какие обращения она использует?

– Почему так по-разному она называет зеркальце?

– Как это характеризует героиню?

– Похожи ли царевна и царица?

– какую роль в тексте играет обращение? (характеризует героя и его отношение к собеседнику)

 

Формирование умения определять обращение в тексте, отличать его от подлежащего, выделять обращение запятыми.

Самоконтроль, самооценка и коррекция.. Построение умозаключения на основе наблюдений. Орфографический анализ. 

5.

Дальнейшая работа по закреплению

изученного материала

 

1.Работа в парах: придумайте ситуации. Когда к королевичу Елисею уместно обратиться, называя его Елисей Владиславович, Елисей, сынок (сыночек, королевич Елисей, молодой человек.

Составьте и запишите предложение с обращением.

Анализ и оценка языкового материала с точки зрения нормативности и его коррекция. Осуществление парной формы учебного сотрудничества

 

2. Мы с вами заканчиваем наше путешествие по стране сказок, надо выбираться отсюда, как вы спросите дорогу к царскому дворцу у незнакомого вам путника?

Когда нужно обратиться к незнакомому нам  человеку, мы вместо обращения употребляем вежливые слова извините, пожалуйста, будьте добры и др.

3. Подсказка от кота Баюна:

Всем нам при общении поможет обращение.

К людям, звездам или птицам

можно смело обратиться.

Только, друг, не забывай:

Запятые расставляй!

 

6.

Подведение итогов урока (рефлексия)

 

 

Мы побывали в гостях у сказок А.С. Пушкина, понравилось ли вам путешествие?

– С каким очень необходимым персонажем мы познакомились?

– Что о нем узнали? Чему научились в сказочной стране?

– Где на нашей сказочной дороге возникли препятствия? С чем это было связано?

- Над чем еще надо поработать?

– Оцените уровень своих знаний, закрасив карандашами разного цвета кружок на вашей рабочей карточке в соответствии с данными требованиями:

 

Уровни оценивания своих знаний и умений

1. Не все понимаю, испытываю серьезные затруднения при выполнении практических заданий - красный

2. В целом понимаю, но испытываю отдельные трудности при выполнении практических заданий - желтый

3. Все хорошо понимаю, не испытываю затруднений при выполнении практических заданий – зеленый.

– Кто оказался лучшим знатоком сказок А.С. Пушкина?

Учащиеся называют наиболее активно работавших на уроке. Этим учащимся выставляется оценка после проверки их классной работы ( поурочный балл).

–  Мы прощаемся со сказками А.С. Пушкина - видеофрагмент «В гостях у сказки)

– Попрощайтесь со сказкой, используя обращение:

Прощай, сказка!

 

Анализ собственной учебной деятельности и самооценка

7.

Задание на дом

 

1)      Теория, параграф 22, упр. 311.

или

2)      Сочинение, начинающееся с обращения к волшебному зеркальцу.

3)      «В гостях у сказки» (история знакомства с обращением в виде сказки)

 

 

Список литературы:

1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Кн. 1, – Казань: Изд-во Казанского университетата, 1996 – 345 с.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. - 3-е изд. – М: Просвещение, 1991 -93с.

3. Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка, – М.: Просвещение, 1990 -176с.

4. Кривин Ф. Принцесса грамматика, или Потомки древнего глагола, – Ужгород: Карпати, 1981 – 168 с.

5. Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. - М., 1985 – 238 с.

6. Русский язык. Практика. 5 класс,  авт. А.Ю. Купалова, Г.К Линдман-Орлова, Т.М. Пахнова,  УМК «Русский язык» под ред. В.В. Бабайцевой.

7. Пушкин А.С. Сказки

8. Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день: Русский язык на уроке в 5, 6 классе: Универсальная рабочая тетрадь для детей, их родителей и преподавателей-словесников: В 2 тетрадях, – М, ВЛАДОС, 1995.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Русский язык

Рабочая карточка №1.

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

 

1. Прочитайте, кто говорит эти слова? К кому обращается? Узнали ли вы героев и сказку А.С. Пушкина?

 

Чем вы, гости, торг ведете и куда теперь плывете?

 

Гости князю поклонились, вышли вон и в путь пустились.

 

– Какое предложение соответствует 1 схеме, а какое – второй.

1. [-  = , = и = ].                  2. [ -, / О /, =  и = ]?

2. В данных предложениях найдите обращения, графически их обозначьте, расставьте знаки препинания, прочитайте предложения со звательной интонацией.

3. Понаблюдайте, каковы по цели высказывания предложения с обращениями?

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Составьте предложения по схемам, обращаясь к волшебным предметам из сказок. Какие вы знаете волшебные предметы?

 

1) [О, ….]?   2) [О!...]!   3) […,о,…].   4) […, о]!

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Key ru казань5. Прочитайте песню еще раз, расставьте пропущенные знаки препинания, в каких предложениях выделенные слова являются обращением, а в каких – подлежащим. Графически обозначьте обращение и подлежащее.

Уж как я ль мою коровушку люблю!

Уж как я ль то ей крапивушки нажну.

Кушай вволюшку коровушка моя!

Ешь ты досыта бурёнушка моя!

Уж как я ль мою коровушку люблю!

Сытна пойла я коровушке налью,

Чтоб сыта была коровушка моя,

Чтобы сливочек бурёнушка дала.

 

6. Работа в парах: придумайте ситуации. Когда к королевичу Елисею уместно обратиться, называя его Елисей Владиславович, Елисей, сынок (сыночек, королевич Елисей, молодой человек. Составьте и запишите предложение с обращением.

_____________________________________________________________________________

 

Проверка:

Key ru казань1. Сверьте  свою работу с образцом, исправьте ошибки и оцените свою работу:

«5» - ошибок нет, «4» -1-2 ошибки, «3» - 3-4 ошибки).

 

Уж как я ль мою коровушку люблю!

Уж как я ль то ей крапивушки нажну.

Кушай вволюшку, /коровушка моя/!

Ешь ты досыта, /бурёнушка моя/!

Уж как я ль мою коровушку люблю!

Сытна пойла я коровушке налью,

Чтоб сыта была коровушка моя,

Чтобы сливочек бурёнушка дала.

 

2. Уровни оценивания своих знаний и умений

1. Не все понимаю, испытываю серьезные затруднения при выполнении практических заданий - красный

2. В целом понимаю, но испытываю отдельные трудности при выполнении практических заданий - желтый

3. Все хорошо понимаю, не испытываю затруднений при выполнении практических заданий – зеленый.

 


Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Обращение»

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Обращение»

И ей зеркальце в ответ: «Ты, конечно, спору нет,

И ей зеркальце в ответ: «Ты, конечно, спору нет,

Где в предложении может стоять обращение? –

Где в предложении может стоять обращение? –

Как это характеризует девушку?

Как это характеризует девушку?

Мы побывали в гостях у сказок

Мы побывали в гостях у сказок

Русский язык Рабочая карточка №1

Русский язык Рабочая карточка №1

Чтоб сыта была коровушка моя,

Чтоб сыта была коровушка моя,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2020