Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме: «Отрицательные местоимения»
Оценка 4.9

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме: «Отрицательные местоимения»

Оценка 4.9
docx
26.06.2024
Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме: «Отрицательные  местоимения»
urok_russkogo_yazyka_6_kl_otritsatelnye_mestoimeniya.docx

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме: «Отрицательные  местоимения»

 

Класс: 6  класс.

Предмет: русский язык.

Цель урока:

- знать, как образуются отрицательные местоимения, как изменяются;

- уметь распознавать приставки не и ни в отрицательных местоимениях;

- правильно писать отрицательные местоимения с предлогами;

- продолжить развитие умения делать самостоятельные выводы, высказываться на грамматическую тему, формулировать свои суждения и высказывать их, учить критически мыслить, выделять главное;

- воспитывать культуру общения в паре,  группе, уважение к чужому мнению

Оборудование урока:  презентация, карточки для индивидуальных заданий, рабочие листы (карты путешествия).

Образовательная: формировать представление о смысловых и грамматических особенностях отрицательных местоимений и навыка их правильного написания.

Формировать УУД:

- Личностные УУД: умение извлекать информацию, содержащуюся в  учебнике и применять полученные знания.

- Регулятивные УУД: определение и формулирование цели на уроке с помощью учителя, планирование своего действия в соответствии с задачей.

- Коммуникативные УУД: соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения.

Тип урока: изучение нового материала

Урок разработан по технологии проблемно-диалогического обучения, т.е. соответствует требованиям ФГОС: учащиеся максимально включены в процесс самостоятельного овладения новым знанием.

Чтобы учащиеся не теряли интерес, предусмотрена смена видов работ: фронтальный опрос, работа в парах, групповая работа,  индивидуальная (тест), задание на  само- и взаимопроверку.

Технология: проблемно-диалогическое обучение.

Планируемые результаты:

·         Предметные: умения находить различные формы отрицательных местоимений в тексте, правильно писать отрицательные местоимения с предлогами и без предлогов.

·         Личностные: уметь ориентироваться в справочном материале, проводить самооценку своей деятельности.

·         Метапредметные:  выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения. Самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней (Р); общаться и взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией (К), осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Применять методы информационного поиска.

 

Ход урока:

1. Организационный этап

- Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Эпиграфом к нашему уроку будут слова известной вам песни.

Фрагмент песни «Ты да я…»

- О чём эта песня?

- Что можно делать вместе с другом?

- С друзьями можно путешествовать.

-Я предлагаю вам сегодня совершить увлекательнейшее путешествие по морю. На столах у каждого из вас  есть карта путешествия. Запишите число (Пятнадцатое марта), Классная работа. Оставьте место для темы урока.

А чтобы наше путешествие началось, давайте запишем предложение для синтаксического разбора.

(Один учащийся работает у доски).

Мы отправляемся в морское путешествие! (Повеств., восклиц., простое, распр.)

Давайте дадим название нашему кораблю в соответствии с темой наших последних уроков.

-Назовите часть речи, которую мы изучаем?

- Что такое Местоимение?

 Наш корабль «МЕСТОИМЕНИЯ» отправляется в плаванье.

2. Актуализация знаний

- Какие же знания пригодятся нам в путешествии?

Дайте характеристику местоимению МЫ из предложения.

Как образовано слово ПУТЕШЕСТВИЕ

- У нас на пути остров. А как он называется и кто на нём живёт, вы узнаете, выполнив задания в карте путешествия. (Фронтальная проверка)

1.Поставьте в начальную форму:

Со мной - _____,   у тебя-_____,    с ним -_____, о них-_____,  у неё- _____, вами -_______.

2. Уберите лишнее: ( зачеркни) Объясни – ПОЧЕМУ?

А) кто?,  чей?, собой,  какой?

Б) что, сколько, с кем?, какие

В) кто-то, что-либо, какой-нибудь, с ними

3.Вставьте подходящие по смыслу местоимения:

А) Тебе нужно взять с __________учебник.

Б) Петя пригласил нас к ____________ в гости.

В) Мы часто говорим между ____________ о наших друзьях.

 

- Молодцы

 

- Как же называется остров? Кто на нём живёт? (Остров - разряды местоимений)

 

3. Постановка цели и задач.

- Впереди бутылка с посланием. Сравните два предложения, ответьте на вопросы (НА ДОСКЕ).

В каком из этих предложений наличие жильца утверждается, а в каком отрицается?

В некотором царстве, в некотором государстве жил некто.

Ни в каком царстве, ни в каком государстве н…кто не жил.

- В каком из этих предложений наличие жильца утверждается, а в каком отрицается?

- Во втором предложении найдите местоимение, отрицающее наличие жильца.

- Попробуйте определить разряд данного местоимения, учитывая его значение.

  Возможно ли определить тему урока?

- Запишите тему урока в рабочую тетрадь.

- Вы заметили, что в слове НИКТО пропущена гласная. Что вы вставите на месте пропуска? Знаем ли мы правило? Какова цель урока?

-Познакомиться с отрицательными местоимениями и правописанием этих местоимений.

Цели урока:

-знать, как образуются отрицательные местоимения, как изменяются;

- уметь распознавать приставки не и ни в отрицательных местоимениях;

- правильно писать отрицательные местоимения с предлогами.

 

4. Изучение нового материала.

Прочитайте местоимения в левом столбике. Определите их разряд.


 


Кто? – (н(е,и))кто

Что? – (н(и, е)) что

Какой – (н(е, и))какой

Чей? – (н(е,и))чей

Кого? – (н(е,и))кого

Сколько? – (н(е,и))сколько

 

 

 

Кто? – никто (отсутствие лица)

Что? – ничто (отсутствие предмета)

Какой? – никакой   (отсутствие признака)

Чей?– ничей (отсутствие лица)

Сколько? – нисколько (отсутствие количества)


 

- Образуйте от вопросительных местоимений отрицательные.

- Назовите отрицательные местоимения, которые выражают отсутствие какого-либо предмета.

- Назовите отрицательные местоимения, которые выражают отсутствие какого-либо признака.

-  Назовите отрицательные местоимения, которые выражают отсутствие какого-либо числа?

- От каких местоимений образуются отрицательные?

Вывод: Отрицательные местоимения, как и относительные и неопределенные, образуются от вопросительных.

- Какие местоимения называются отрицательными?

- А теперь откроем учебники на стр. 79 и проверим себя. Что можно добавить?

-Какие дополнения вносит материал учебника? (Местоимения НЕКОГО, НЕЧЕГО не имеют формы И. п)

Вывод: отрицательные местоимения изменяются по падежам, некоторые по родам и числам.

 

- Поставьте ударения в отрицательных местоимениях:

Некого винить

Никого нет

Ничего не ответил

Нечего говорить

 

- От чего зависит написание и произношение приставки не- и ни- в отрицательных местоимениях? (От ударения)

- Какую закономерность вы заметили? Значит, в предложении

 

Ни в каком царстве, ни в каком государстве н…кто не жил нужно вставить И, т.к. на неё не падает ударение.

 

Откройте учебники на стр.80 орф№45

 

5. Первичное усвоение новых знаний

 

- Взволновали мы синее море. Разбудили царя морского. Не желает  отпускать нас царь, пока не выполним задания.

(Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы, объясните графически,  поставьте ударение.) – задания формулируют учащиеся.

 

Н..чего не знал, н..чем не освещены,   н..кого винить,  не боялись н..каких препятствий,  н..чем   удивить,  слушать н..чего,  н..кто не пришел, н..какой причины нет.    

(Взаимопроверка.)

 

Физкультминутка

- Кто главный на корабле? Давайте вспомним весёлую песню про смелого капитана и немного отдохнём.

Капитан, капитан, улыбнитесь (встать)
Ведь улыбка – это флаг корабля
(руки на пояс, поворот вправо-влево)
 Капитан, капитан, подтянитесь
(руки вверх)
Только смелым покоряются моря.
(движения руками)

6.Закрепление изученного

- Только благодаря слаженной работе членов команды корабль сможет преодолеть все преграды.

 

У нас впереди неизвестный риф. Чтобы его успешно миновать, нужно сравнить написание отрицательных местоимений с предлогом и без него.

 

- Скажите, а бросать камень в окно – это правильный выбор, хорошее дело?

- Куда вы бросали камушки? (В реку, море)…

А если все же камень попал в стекло, то что с ним произойдет? (Разобьется).

У отрицательных местоимений такой же секрет.

Понаблюдаем.

никогО

ни у когО

нЕкого

нЕ у кого

никомУ

ни к комУ

нЕчем

нЕ за чем

нисколько

ни за сколько

нЕчего

нЕ из чего

– Чем похожи стекло, в которое попал камень и отрицательное местоимение? (все разлетелось на части).

- Прочитайте правило орф.№ 46 на стр.81.

Сделайте вывод.

Вывод: отрицательные местоимения пишутся в одно слово (без предлога) и в три слова (с предлогом).

- Чтобы отправиться вперёд, нужно выполнить задание, применив полученные знания – упр.468

Выпишите отрицательные местоимения с теми словами, с которыми они связаны.

 

Слитно

Раздельно

Делать нечего

Никем не заменишь

Не на кого рассчитывать

Не знается ни с кем

Ни в чём не проявляется

Никем не заменишь

Не с кого спрашивать

 


ЗАПОМНИ:

В местоимениях отрицательных,

Когда предлог стоит внутри,

Слов пишем не одно, а три.

 

НИ У КОГО нет и сомнения:

Частица, предлог, местоимение

Раздельно пишутся – в три слова.

Нет легче правила такого.


 

-Что это у нас впереди? Пиратский корабль! Пираты расставили нам ловушки. Сможем ли мы их преодолеть?

 

Работа в группах.

Задание Пиратов.

Отгадайте загадки. Определите, какую синтаксическую роль выполняют отрицательные местоимения в предложениях. Работа по карточкам (первые две загадки разбираем вместе на доске, остальные – самостоятельно на карточках )

Никто меня не видит, а всякий слышит. (Эхо) (подлежащее)

Всѐ ломаю, всѐ срываю, ничему пощады нет. (Ветер) (дополнение)

Громко стучит, звонко кричит, а что говорит, никому не понять, мудрецам не узнать. (Гром) (дополнение)

Висит на стене – без рук, без ног, шумит, гремит, вертится, ничего не боится, считает наш век, а не человек. (Часы) (дополнение)

Маленький, кругленький, беленький, разобьѐтся, никакой столяр не склеит. (снежок) (Определение)

 Кудри в речку опустила и о чем – то загрустила. А о чем она грустит, никому не говорит. /Ива /. (Дополнение)

Подведение итогов.

- Кто выполнил без ошибок? Молодцы! Вам в награду сундук. Что в нём спрятано? Для кого-то богатство – это знания, а как вы сможете ими распорядиться, покажет время.

-Ребята, мы сегодня успешно справились с заданиями, которые встретились в нашем путешествии. Теперь мы смело можем причалить к родному берегу.

 

-Давайте вспомним нашу цель, которую мы поставили перед собой в начале урока. Познакомиться с отрицательными местоимениями и правописанием этих местоимений.

 

Тест (устно) в виде игры «Да-ки и -НЕТ-ки»

Верно ли, что

1.     Отрицательные местоимения указывают на отрицание лица, предмета, признака или количества? (Да)

2.     Отрицательные местоимения образуются от вопросительно-относительных местоимений с помощью приставок НЕ- и НИ-? (Да)

3.     Местоимения НЕКОГО и НЕЧЕГО имеют форму именительного падежа? (Нет)

4.     Отрицательные местоимения  без предлога пишутся слитно? (Да)

5.     Отрицательные местоимения могут писаться в три слова? (Да)

 

Чему вы научились? Продолжите предложения:

 

Я  узнал…

Мне понравилось…

Я открыл для себя…

- Какое настроение вы унесете с собой?

 Домашнее задание.

      1 уровень «3»: упр. 466

      2 уровень «4»: упр. 466  и 5 советов с отрицательными местоимениями.

      3 уровень «5»: упр. 466  и  в напишите продолжение сказки, начав её словами

В некотором царстве, в некотором государстве жил некто.

или

Ни в каком царстве, ни в каком государстве никто не жил.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Районный семинар учителей русского языка и литературы

Нефтекумского городского округа

 

 

 

 

 

 

Отрицательные местоимения

(изучение нового)

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок подготовила и провела

Волобуева Любовь Александровна

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МКОУ СОШ №10

в 6 Б классе

 

 

 

 

 

 

2019г


 

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме: «Отрицательные местоимения»

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме: «Отрицательные местоимения»

Личностные: уметь ориентироваться в справочном материале, проводить самооценку своей деятельности

Личностные: уметь ориентироваться в справочном материале, проводить самооценку своей деятельности

Молодцы - Как же называется остров?

Молодцы - Как же называется остров?

Образуйте от вопросительных местоимений отрицательные

Образуйте от вопросительных местоимений отрицательные

Физкультминутка - Кто главный на корабле?

Физкультминутка - Кто главный на корабле?

Делать нечего Никем не заменишь

Делать нечего Никем не заменишь

Тест (устно) в виде игры «Да-ки и -НЕТ-ки»

Тест (устно) в виде игры «Да-ки и -НЕТ-ки»

Районный семинар учителей русского языка и литературы

Районный семинар учителей русского языка и литературы

2019г

2019г
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.06.2024