Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме: «Отрицательные местоимения»
Класс: 6 класс.
Предмет: русский язык.
Цель урока:
- знать, как образуются отрицательные местоимения, как изменяются;
- уметь распознавать приставки не и ни в отрицательных местоимениях;
- правильно писать отрицательные местоимения с предлогами;
- продолжить развитие умения делать самостоятельные выводы, высказываться на грамматическую тему, формулировать свои суждения и высказывать их, учить критически мыслить, выделять главное;
- воспитывать культуру общения в паре, группе, уважение к чужому мнению
Оборудование урока: презентация, карточки для индивидуальных заданий, рабочие листы (карты путешествия).
Образовательная: формировать представление о смысловых и грамматических особенностях отрицательных местоимений и навыка их правильного написания.
Формировать УУД:
- Личностные УУД: умение извлекать информацию, содержащуюся в учебнике и применять полученные знания.
- Регулятивные УУД: определение и формулирование цели на уроке с помощью учителя, планирование своего действия в соответствии с задачей.
- Коммуникативные УУД: соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Тип урока: изучение нового материала
Урок разработан по технологии проблемно-диалогического обучения, т.е. соответствует требованиям ФГОС: учащиеся максимально включены в процесс самостоятельного овладения новым знанием.
Чтобы учащиеся не теряли интерес, предусмотрена смена видов работ: фронтальный опрос, работа в парах, групповая работа, индивидуальная (тест), задание на само- и взаимопроверку.
Технология: проблемно-диалогическое обучение.
Планируемые результаты:
· Предметные: умения находить различные формы отрицательных местоимений в тексте, правильно писать отрицательные местоимения с предлогами и без предлогов.
· Личностные: уметь ориентироваться в справочном материале, проводить самооценку своей деятельности.
· Метапредметные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения. Самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней (Р); общаться и взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией (К), осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Применять методы информационного поиска.
Ход урока:
1. Организационный этап
- Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Эпиграфом к нашему уроку будут слова известной вам песни.
Фрагмент песни «Ты да я…»
- О чём эта песня?
- Что можно делать вместе с другом?
- С друзьями можно путешествовать.
-Я предлагаю вам сегодня совершить увлекательнейшее путешествие по морю. На столах у каждого из вас есть карта путешествия. Запишите число (Пятнадцатое марта), Классная работа. Оставьте место для темы урока.
А чтобы наше путешествие началось, давайте запишем предложение для синтаксического разбора.
(Один учащийся работает у доски).
Мы отправляемся в морское путешествие! (Повеств., восклиц., простое, распр.)
Давайте дадим название нашему кораблю в соответствии с темой наших последних уроков.
-Назовите часть речи, которую мы изучаем?
- Что такое Местоимение?
Наш корабль «МЕСТОИМЕНИЯ» отправляется в плаванье.
2. Актуализация знаний
- Какие же знания пригодятся нам в путешествии?
Дайте характеристику местоимению МЫ из предложения.
Как образовано слово ПУТЕШЕСТВИЕ
- У нас на пути остров. А как он называется и кто на нём живёт, вы узнаете, выполнив задания в карте путешествия. (Фронтальная проверка)
1.Поставьте в начальную форму:
Со мной - _____, у тебя-_____, с ним -_____, о них-_____, у неё- _____, вами -_______.
2. Уберите лишнее: ( зачеркни) Объясни – ПОЧЕМУ?
А) кто?, чей?, собой, какой?
Б) что, сколько, с кем?, какие
В) кто-то, что-либо, какой-нибудь, с ними
3.Вставьте подходящие по смыслу местоимения:
А) Тебе нужно взять с __________учебник.
Б) Петя пригласил нас к ____________ в гости.
В) Мы часто говорим между ____________ о наших друзьях.
- Молодцы
- Как же называется остров? Кто на нём живёт? (Остров - разряды местоимений)
3. Постановка цели и задач.
- Впереди бутылка с посланием. Сравните два предложения, ответьте на вопросы (НА ДОСКЕ).
В каком из этих предложений наличие жильца утверждается, а в каком отрицается?
В некотором царстве, в некотором государстве жил некто.
Ни в каком царстве, ни в каком государстве н…кто не жил.
- В каком из этих предложений наличие жильца утверждается, а в каком отрицается?
- Во втором предложении найдите местоимение, отрицающее наличие жильца.
- Попробуйте определить разряд данного местоимения, учитывая его значение.
Возможно ли определить тему урока?
- Запишите тему урока в рабочую тетрадь.
- Вы заметили, что в слове НИКТО пропущена гласная. Что вы вставите на месте пропуска? Знаем ли мы правило? Какова цель урока?
-Познакомиться с отрицательными местоимениями и правописанием этих местоимений.
Цели урока:
-знать, как образуются отрицательные местоимения, как изменяются;
- уметь распознавать приставки не и ни в отрицательных местоимениях;
- правильно писать отрицательные местоимения с предлогами.
4. Изучение нового материала.
Прочитайте местоимения в левом столбике. Определите их разряд.
Кто? – (н(е,и))кто
Что? – (н(и, е)) что
Какой – (н(е, и))какой
Чей? – (н(е,и))чей
Кого? – (н(е,и))кого
Сколько? – (н(е,и))сколько
Кто? – никто (отсутствие лица)
Что? – ничто (отсутствие предмета)
Какой? – никакой (отсутствие признака)
Чей?– ничей (отсутствие лица)
Сколько? – нисколько (отсутствие количества)
- Образуйте от вопросительных местоимений отрицательные.
- Назовите отрицательные местоимения, которые выражают отсутствие какого-либо предмета.
- Назовите отрицательные местоимения, которые выражают отсутствие какого-либо признака.
- Назовите отрицательные местоимения, которые выражают отсутствие какого-либо числа?
- От каких местоимений образуются отрицательные?
Вывод: Отрицательные местоимения, как и относительные и неопределенные, образуются от вопросительных.
- Какие местоимения называются отрицательными?
- А теперь откроем учебники на стр. 79 и проверим себя. Что можно добавить?
-Какие дополнения вносит материал учебника? (Местоимения НЕКОГО, НЕЧЕГО не имеют формы И. п)
Вывод: отрицательные местоимения изменяются по падежам, некоторые по родам и числам.
- Поставьте ударения в отрицательных местоимениях:
Некого винить
Никого нет
Ничего не ответил
Нечего говорить
- От чего зависит написание и произношение приставки не- и ни- в отрицательных местоимениях? (От ударения)
- Какую закономерность вы заметили? Значит, в предложении
Ни в каком царстве, ни в каком государстве н…кто не жил нужно вставить И, т.к. на неё не падает ударение.
Откройте учебники на стр.80 орф№45
5. Первичное усвоение новых знаний
- Взволновали мы синее море. Разбудили царя морского. Не желает отпускать нас царь, пока не выполним задания.
(Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы, объясните графически, поставьте ударение.) – задания формулируют учащиеся.
Н..чего не знал, н..чем не освещены, н..кого винить, не боялись н..каких препятствий, н..чем удивить, слушать н..чего, н..кто не пришел, н..какой причины нет.
(Взаимопроверка.)
Физкультминутка
- Кто главный на корабле? Давайте вспомним весёлую песню про смелого капитана и немного отдохнём.
Капитан, капитан, улыбнитесь (встать)
Ведь улыбка – это флаг корабля
(руки на пояс, поворот вправо-влево)
Капитан, капитан, подтянитесь
(руки вверх)
Только смелым покоряются моря.
(движения руками)
6.Закрепление изученного
- Только благодаря слаженной работе членов команды корабль сможет преодолеть все преграды.
У нас впереди неизвестный риф. Чтобы его успешно миновать, нужно сравнить написание отрицательных местоимений с предлогом и без него.
- Скажите, а бросать камень в окно – это правильный выбор, хорошее дело?
- Куда вы бросали камушки? (В реку, море)…
А если все же камень попал в стекло, то что с ним произойдет? (Разобьется).
У отрицательных местоимений такой же секрет.
Понаблюдаем.
никогО |
ни у когО |
нЕкого |
нЕ у кого |
никомУ |
ни к комУ |
нЕчем |
нЕ за чем |
нисколько |
ни за сколько |
нЕчего |
нЕ из чего |
– Чем похожи стекло, в которое попал камень и отрицательное местоимение? (все разлетелось на части).
- Прочитайте правило орф.№ 46 на стр.81.
Сделайте вывод.
Вывод: отрицательные местоимения пишутся в одно слово (без предлога) и в три слова (с предлогом).
- Чтобы отправиться вперёд, нужно выполнить задание, применив полученные знания – упр.468
Выпишите отрицательные местоимения с теми словами, с которыми они связаны.
Слитно |
Раздельно |
Делать нечего Никем не заменишь |
Не на кого рассчитывать Не знается ни с кем Ни в чём не проявляется Никем не заменишь Не с кого спрашивать |
ЗАПОМНИ:
В местоимениях отрицательных,
Когда предлог стоит внутри,
Слов пишем не одно, а три.
НИ У КОГО нет и сомнения:
Частица, предлог, местоимение
Раздельно пишутся – в три слова.
Нет легче правила такого.
-Что это у нас впереди? Пиратский корабль! Пираты расставили нам ловушки. Сможем ли мы их преодолеть?
Работа в группах.
Задание Пиратов.
Отгадайте загадки. Определите, какую синтаксическую роль выполняют отрицательные местоимения в предложениях. Работа по карточкам (первые две загадки разбираем вместе на доске, остальные – самостоятельно на карточках )
Никто меня не видит, а всякий слышит. (Эхо) (подлежащее)
Всѐ ломаю, всѐ срываю, ничему пощады нет. (Ветер) (дополнение)
Громко стучит, звонко кричит, а что говорит, никому не понять, мудрецам не узнать. (Гром) (дополнение)
Висит на стене – без рук, без ног, шумит, гремит, вертится, ничего не боится, считает наш век, а не человек. (Часы) (дополнение)
Маленький, кругленький, беленький, разобьѐтся, никакой столяр не склеит. (снежок) (Определение)
Кудри в речку опустила и о чем – то загрустила. А о чем она грустит, никому не говорит. /Ива /. (Дополнение)
Подведение итогов.
- Кто выполнил без ошибок? Молодцы! Вам в награду сундук. Что в нём спрятано? Для кого-то богатство – это знания, а как вы сможете ими распорядиться, покажет время.
-Ребята, мы сегодня успешно справились с заданиями, которые встретились в нашем путешествии. Теперь мы смело можем причалить к родному берегу.
-Давайте вспомним нашу цель, которую мы поставили перед собой в начале урока. Познакомиться с отрицательными местоимениями и правописанием этих местоимений.
Тест (устно) в виде игры «Да-ки и -НЕТ-ки»
Верно ли, что
1. Отрицательные местоимения указывают на отрицание лица, предмета, признака или количества? (Да)
2. Отрицательные местоимения образуются от вопросительно-относительных местоимений с помощью приставок НЕ- и НИ-? (Да)
3. Местоимения НЕКОГО и НЕЧЕГО имеют форму именительного падежа? (Нет)
4. Отрицательные местоимения без предлога пишутся слитно? (Да)
5. Отрицательные местоимения могут писаться в три слова? (Да)
Чему вы научились? Продолжите предложения:
Я узнал…
Мне понравилось…
Я открыл для себя…
- Какое настроение вы унесете с собой?
Домашнее задание.
• 1 уровень «3»: упр. 466
• 2 уровень «4»: упр. 466 и 5 советов с отрицательными местоимениями.
• 3 уровень «5»: упр. 466 и в напишите продолжение сказки, начав её словами
В некотором царстве, в некотором государстве жил некто.
или
Ни в каком царстве, ни в каком государстве никто не жил.
Районный семинар учителей русского языка и литературы
Нефтекумского городского округа
Отрицательные местоимения
(изучение нового)
Урок подготовила и провела
Волобуева Любовь Александровна
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МКОУ СОШ №10
в 6 Б классе
2019г
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.