Дата: ____________________
Учитель ______________________________
Класс: _____
Урок: русский язык.
Тема: «Имя существительное как часть речи»
Цели: создать условия для формирования грамматического понятия «имя существительное»; ознакомление с обобщённым лексическим значением.
Ход урока
Организационно-мотивационный момент
-Здравствуйте ребята. Мы начинаем наш урок.
Актуализация опорных знаний
-Девизом нашего урока сегодня будет следующая пословица. Начнём с её проговаривания: Дерево держится корнями, а человек друзьями.
- Ребята, а как вы понимаете эту пословицу?
- Нам предстоит много работать на уроке. Работать вы будете в парах и группах. И без дружелюбия и взаимопомощи, конечно, не обойтись. Поэтому вам.... Уметь слушать и слышать друг друга.
Минутка чистописания
- Отгадайте букву, которую мы сегодня будем писать. Ключ к отгадке зашифрован в задании. Прочитай слова и подбери к ним слова противоположные по смыслу.короткий - ...(длинный) враг - ...(друг) ночь - ...(день) злая - ...(добрая)
-Какую букву мы будем писать? Объясните свой выбор.
-Верно! Сегодня мы будем писать заглавную и строчную букву Дд. (показ на доске)
-Поставьте точку под той буква, которая у вас получилась лучше всего. (самооценка)
Словарная работа.
-Какие звуки обозначает эта буква? Какие они?
-Я подобрала несколько слов, которые начинаются на эту букву
Девочка, дружить, деревня, дятел, дорога,
-Прочитайте их и найдите лишнее слово. Почему оно лишнее? (дружить - обозначает действие, отвечает на вопрос что делать?).
-Что мы можем сказать об оставшихся словах?
-Выписываем все остальные слова, ставим ударение и подчёркиваем непроверяемые безударные гласные.
Самопроверка.
Постановка учебной задачи
Ребята , идя сегодня к вам на урок, я встретила почтальона, который передал вот это письмо.
Давайте его прочитаем.( один из учащихся читает).
-Внимание! Потерялась часть речи !Просим помощи!Царство Морфологии.
-Ребята, морфология –это наука о частях речи.
- Что будем делать?( искать)
- С чего начнём поиск? ( со сбора информации)
-Какую информацию нам необходимо выяснить?
. Как называется часть речи2. На какие вопросы отвечает?
Что обозначает? .Какие имеет постоянные признаки ?
. Как изменятся? Непостоянные признаки.
Постановка учебной цели
-Какова же наша конечная цель? ( ответы детей)
- Наша цель: найти часть речи и собрать информацию о ней .
Введение в замысел урока
-А как называют тех людей, которые ищут, какой либо предмет или кого-то, добывая информацию? (ответы учащихся)
-Мы будем сегодня следопытами. А кто такие следопыты?
- Я попросила ученицу нашего класса (Краснову Василису) заглянуть в толковый словарь и узнать значение этого слова
"Словарь Ожегова говорит о том, что слово следопыт имеет два значения:
1.Следопыт — охотник, выслеживающий зверя по следам
2. Следопыт — человек, который собирает материалы о былых исторических событиях, об исторических лицах
-Как вы думаете, какое значение слово больше подходит нам?
- Ну, полученную информацию нужно куда, то записывать!
- У вас на партах лежат листы по сбору информации в виде таблицы. В эту таблицу вы и будете записать полученную информацию об этой части речи.
Ну, что же нам пора в путь, юные следопыты! Время не ждёт!
Стадия Осмысления "Островок прошлого"
- Часть речи, которую мы сегодня должны найти появилась очень давно, поэтому чтобы собрать информацию о ней нам нужно заглянуть в прошлое.
У вас на жёлтых карточках записаны слова в столбиках. Как вы думаете, какое слово в каждом столбике появилась у древних людей раньше, чем другие? Подчеркните его.
Карточка №1 |
|
||
зверь звериный озверел |
рыбачить рыба рыбная |
огненный огнемёт огонь |
|
|
|
|
|
- А почему вы выбрали эти слова?
-Конечно, человек сначала придумал имя каждому предмету.
- А на какие вопросы отвечают эти слова? (кто? что?)
-Можете ли вы назвать имя этой части речи?
- Конечно это ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
- Какую же информацию мы занесем в лист сбора информации?
Учитель
-Первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления.
Чтобы собрать новую информацию об имени существительном мы отправимся с вами в долину " Окружающий мир"
- Какие предметы относятся к окружающему миру? (ответ: предметы природы и предметы сделанные руками человека)
-Рассмотрите картинки на доске. Распределите слова в два столбика и запишите в тетрадь.(Корова, тюльпан, снег, учитель, бабочка, линейка, змея, берёза).
Какие получились у вас слова в каждом столбике?
По какому признаку вы их делили? Объясните свой выбор.
Самопроверка
Как называются слова каждой группы?
- Одушевлённые и неодушевлённые - постоянные признаки имён существительных.
-Запишите эту информацию в таблицу
Учитель
А теперь мы отправляемся в одну из самых любимых мест всех детей ,в страну "Мультяшкино" Посмотрите сюжет из одного мультфильма.
- Как называется этот мульфильм? ( Трое из Простоквашино)
Вы помните всех его героев? Вот сейчас мы это проверим.
Возьмите оранжевую карточку. Вспомни, как звали героев этого мультфильма и найди соответствия
кот Шарик пёс Мурка корова Матроскин почтальон Дядя Фёдор мальчик Печкин |
-Проверим, правильно ли вы справились с заданием.
-Чем различаются по написанию слова первого и второго столбика?
- Почему слова во 2 столбике написаны с большой буквы?
- Какие ещё слова называются именами собственными? Как называются остальные слова? (нарицательными)
-Собственные и нарицательные - тоже постоянные признаки имён существительных.
- Запишите эту информацию в таблицу.
Учитель.
-Ну а сейчас мы отправляемся на последнюю станцию нашего путешествия "Солнечный городок"
-Кто жил в Солнечном городке? Назовите главного героя этого городка? Незнайка считал, что грамотно писать можно научиться очень легко и быстро. Знайка решил его проверить, и дал ему задание: Составить предложения из слов.
Составь предложения из слов. Запиши их в тетрадь Карточки по группам. 1.Росли, в, душистые, ландыши, лесу.2. Соловей, звонкую, песню, пел. |
- Помоги Незнайке собрать предложения
- Что называется предложением?
-Какая часть слова помогает связывать слова в предложении?
-Составление предложения. Запишите их в тетрадь.
Рефлексия
1. Возвращение к поставленной цели.
-Ну, что же, юные следопыты, наше путешествие подошло к концу. Давайте вернёмся к поставленной цели и выясним, достигли ли мы её?
-Какова была наша цель? (наша цель: найти часть речи и собрать информацию о ней)
- Какую информацию вы собрали? - Что такое имя существительное?
- Какие имена существительные относятся к одушевленным, какие к неодушевленным?
-Что такое собственные и нарицательные имена существительные?
Учащиеся озвучивают полученную информацию
Самооценка деятельности ( на доске прикреплён постер горы)
- Сегодня мы много потрудились, чтобы собрать информацию. Преодолевали различные трудности. Это я думаю можно сравнить с поднятием на высокую гору.
-Перед вами Гора успеха. Вам необходимо прикрепить стикеры.
Вершина горы - Всё отлично! У меня всё получилось!
Склон горы - Было нетрудно. Но есть вопросы. Нужно поработать!
Подножия горы - Было много трудностей. Но постараюсь их преодолеть!
Спасибо, дети за урок,Надеюсь, он пошёл вам впрок!
Домашнее задание.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.