«Развитие физических качеств учащихся на уроках подвижных игр»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 31.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок-путешествие. Целью является -формирование двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями и потребности бережного отношения к своему здоровью в разнообразных формах двигательной деятельности
Иконка файла материала 2025 Открытый урок 1 кл.doc

Паспорт открытого урока в 1 классе

Компоненты

Предмет (курс), класс

Физическая культура, 1 класс

Целевой

Тема урока

«Развитие физических качеств учащихся на уроках подвижных игр»

Образовательная цель

Формирование двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями и потребности бережного отношения к своему здоровью в разнообразных формах двигательной деятельности

Планируемые образовательные результаты

Ученик по окончанию изучения темы:

ЛР-1: закрепит навыки выполнения разнообразных физических упражнений.

ЛР-2: проявляет самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

МР-1: учитывает выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем.

МР-2: самостоятельно выделяет и формулирует познавательную цель

МР-3: договариваться и приходить к общему решению, работая в команде.

ПР-1: научатся определять подвижные и спортивные игры.

ПР-2: получат возможность научиться взаимодействовать со сверстниками  по правилам в игровых ситуациях

ПР-3: получат возможность научиться соблюдать требования техники безопасности в спортивном зале

Программное содержание

Урок посвящён разучиванию новых подвижных игр. Развитию физических качеств, умению взаимодействовать в команде.

Содержательный

Задачи

Образовательная:

- способствовать  формированию умений обучающихся взаимодействовать со сверстниками в игровой деятельности.

Развивающая:

- формировать креативность; умение грамотно высказывать свое мнение; развивать речь и память учащихся, развивать двигательную активность.

Воспитательная:

- воспитывать положительное отношение к урокам физической культуры

- формировать умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижение поставленной цели.

Тип урока

Урок: образовательно – тренировочной направленности; «открытие» новых знаний.

Организационно-деятельностный

Форма урока

Урок - путешествие

Образовательная технология

Технологии:

- системно – деятельностный подход: формирование УУД через активное сотрудничество и участие в учебном процессе;

- здоровьесберегающая: сохранение здоровья детей путём чередования различных видов деятельности и активного отдыха, создания комфортной и доверительной атмосферы на уроке;

- личностно – ориентированный подход: формирование знаний в области физической культуры, формирование двигательной подготовленности

Оснащение урока

Картинки с изображением птиц, ободок с «золотой рыбкой», скамейки, свисток, конусы, кружки для «кочек», секундомер,  кольца для игры «спасательный круг»

Место проведения

  Спортивный зал

 

 

 

Технологическая карта хода урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ПОР

1.      ЭТАП УРОКА –  Организационный

Построение.

Проверяю готовность учащихся к уроку, создаю эмоциональный настрой.

- Здравствуйте ребята!

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет всем нам радость общения. Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в морское путешествие, вашим капитаном буду я. Вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, Для того, чтобы путешествие было удачным необходимо взять в помощники: внимание, находчивость и смекалку

 

 

 

Организовано отвечают на приветствие.                                                                        

 

 

 

Принимают позу правильной  осанки.

 

ПР: Знают и выполняют правила общения и взаимодействия со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности

ЛР:  правильно идентифицируют себя с позиции школьника

2.      ЭТАП УРОКА - Целеполагание и планирование

Все ли готовы к уроку?

Тогда начинаем.

Представьте, что мы стоим на берегу моря, а над нами летают птицы. Нам надоело стоять и хочется побегать поиграть.

Поиграем?

Слушайте правила игры.

Игра называется «Чайки, Альбатросы, бакланы».

«Чайки» - бегаете и машите руками, как крыльями.

 

«Альбатрос» – принимаете  положение узкая стойка, ноги врозь на носках, одна нога впереди, руки в стороны, сохраняете равновесие.

 

  

«Бакланы» – передвигаетесь в глубоком приседе.   

 

 Ребята, игры бывают  спортивные, настольные, подвижные.

- Как вы думаете, в какую игру мы играли?

Правильно! Это подвижная игра.

-Ребята, а где живут чайки?

-А вы знаете, что если во время дальнего путешествия моряки видят чаек, значит скоро на горизонте появиться земля.

- Какими качествами должны обладать моряки, чтобы выдерживать долгое плавание, во время которых встречается много опасностей?

- Что нужно делать, чтобы воспитать в себе твёрдый характер  и развить физические качества?

- А как вы думаете, а подвижные игры помогают развить эти качества?

 

Ответ ребят

 

 

 

Ответ ребят

 

Дети подходят к учителю.

Напоминание правил игры, показ картинок с птицами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопрос

Участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы

 

Показ картинки с изображением чайки

 

Высказывают свое мнение

РУД: формируют учебные задачи вместе с учителем, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

ПУД: осознанно строят речевые высказывания в устной форме, находить закономерности

КУД: используют речь для регуляции своего действия.

 

3.      ЭТАП УРОКА – Актуализация знаний.

- Ребята, а вы знаете, что тех, кто готовится стать моряком, называют юнгами?

Предлагаю вам стать юнгами  и отправиться в увлекательное морское путешествие во время,  которого мы сделаем остановку  на необитаемом острове и обязательно поиграем в морские подвижные игры. В течение урока будем оценивать свою спортивную сноровку. И посмотрим, помогли нам подвижные игры стать такими ловкими и смелыми, как настоящие моряки. Пожалуйста, помните, что дисциплина для моряков очень важна.

Все моряки должны уметь слушать капитана и выполнять приказы по кораблю.

Проверим вашу готовность?

 В одну шеренгу Становись!

Ø  «Полный вперёд!» - идут вперёд.

«Стоп, машина!»- останавливаются.

«Полный, назад!»- поворачиваются кругом, идут назад.

Ø «Стоп, машина!»- останавливаются.

Ø «Полный вперёд!»- идут вперёд.

Ø  Лево руля! - все бегут к левому борту (левому краю зала). 

Ø Право руля! - все бегут к правому борту (правому краю зала). 

Ø Нос! - все бегут вперед. 

Ø Корма! - все бегут назад. 

Ø Поднять паруса! - все останавливаются и поднимают руки вверх. 

Ø Шторм. Удерживаем равновесие. Руки в стороны, на 1-4 на носочках, руки на поясе;  5-8 на пятках.

Ø Драить палубу! - все делают вид, что моют пол. 

Ø Пушечное ядро! - все приседают.

Ø «Морской бриз» - лёгкий морской ветерок.  1-вдох, 2- медленный выдох.

Перестроение в круг.

 Комплекс общеразвивающих упражнений.   

ü  «Морская качка»

И.П. стоя, ноги  на ширине плеч, руки на поясе. Выполнять волнообразные движения головой на 1-4 -  вправо и на 5-8 -  влево.

Ты волна, моя волна,

Ты гуллива и вольна,

Плещешь ты, куда захочешь,

 Ты морские камни точишь,

Точишь берег ты земли,

Поднимаешь корабли.

ü  «Разминка пловца - Пловец»

- И.П. стоя, ноги врозь,  руки  на плечи.

1-2 - вращение рук вперёд, 3-4 - вращение рук назад (3-4 повторения)

- И.П. стоя, ноги врозь, руки перед грудью.

 1-2 - поворот корпуса вправо,  3-4 - поворот корпуса влево. (3-4 повторения)

- И.П. стоя, ноги врозь.

1-2 - правая рука вверху, левая внизу.

3-4 - смена положения рук. (3-4 повторения)

ü  «У штурвала».

И.п. ноги на ширине плеч, руки слегка согнуты «держат штурвал».

1-2 -  наклон туловища вправо,

3-4 -  наклон туловища влево.(3-4 повторения)

ü  «Поднять якорь»

И.п. ноги на ширине плеч, руки  на поясе.

1- наклон туловища к правой ноге,

2 - наклон к левой ноге,

3  - прогнутся назад,

4 – И.п. (3-4 повторения)

ü  «Краб»

И.п. ноги на ширине плеч, руки в сторону.

1- 2 - мах ногой вперед, хлопок под  правой ногой, 3-4 – тоже другой ногой. (3-4 повторения)

ü  «Морская звезда»

Эта звезда под водою красуется.

Ею и рыбы и крабы

Любуются.

И.п. ноги на ширине плеч, руки на поясе.

 1-2 – приставляем правую ногу, ноги вместе руки медленно подминаем в сторону,

3-4 - смена положения. (5-6 повторений)

«Водоросли»  (считалочка)

И.п. ноги на ширине плеч, руки на поясе.

Считаем  все вместе

1-7 – с правой руки, поднимаем поочередно руки  вверх. 8 - хлопок руками над головой.

1-7 - опускаем руки вниз, 8 - делаем хлопок руками  на уровне пояса. (2-3 повторения).

ü  «Медуза» (махи руками).

И.п. ноги на ширине плеч, руки на поясе.

1-2 - махи руками вперёд с подъёмом на носочках, 3-4 - махи руками назад  с переходом на пятки. (3-4 повторения)

ü  Равновесие  «морской конёк»

- И.п. основная стойка.

1-2 - правую ногу согнуть в колено и подтянуть к груди, 3-4 смена ног. (3-4 повторения, следить за осанкой)

- И.п. – основная стойка.

1-2 - правую ногу взять  правой рукой за  свод стопы, левую руку вытянуть в сторону удерживая равновесие, 3-4 смена ноги и руки  (2-3 повторения, следить за равновесием)

ü  «Морской осьминог».

И.п. ноги на ширине плеч, руки на поясе.

1- наклон назад, 2 - наклон вперед,

3 - упор лёжа, 4 – И.п.(2-3 повторения)

ü  «Морской бриз» - восстановление дыхания

Руки вверх - вдох, руки вниз  - выдох.

Самооценка разминки:

Хорошо размялись, молодцы старались.

Если  всё получалось – похлопали себе.

 Не всё получалось – топаем ногами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопрос

 

Выполняют задания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют комплекс общеразвивающих упражнений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПР: знают приёмы действий в ситуациях общения, научатся выполнять действия по образцу; самостоятельно организовывать свою деятельность.

РУД: использовать имеющиеся знания и опыт

ЛР: проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении цели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

  1. ЭТАП УРОКА – Первичное осмысление и закрепление.

Молодцы, разминку выполнили. Готовимся к высадке на необитаемый остров.

В одну колонну «Становись!».

На берег «Марш!»

 

Поточное выполнение полосы препятствий:

ü «Трудный фарватер» - бег с препятствиями.

ü «Коралловые рифы» - бег змейкой.

ü «Узкий пролив» - по скамейке передвижение, лёжа на животе, подтягивание на руках.

ü «Вязкое болота» - передвижение по «кочкам»

 

Остров осмотрен, возвращаемся на корабль.

 

 

 

Проходят по скамейке и спрыгивают с неё,  выстраиваются в колонну по одному

При передвижении следят за сохранением дистанции

Следуют инструкциям учителя,  выполняют упражнения, соблюдают правила безопасного поведения

 

Проходят по скамейке и спрыгивают с неё  

 

ПР: научатся самостоятельно организовывать свою деятельность.

РУД: действуют с учетом выделенных ориентиров: адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников

ПУД: ориентируются в разнообразии способов решения задач

ЛР: проявляют  дисциплинированность; готовность к сотрудничеству и дружбе; управляют своими эмоциями в различных ситуациях

  1. ЭТАП УРОКА –  «Открытие» новых знаний

Юные матросы быстрее подойдите ко мне, посмотрите

 

Подвижная игра «Сердитая рыбка».
«Сердитая рыбка тихо лежит,
Сердитая рыбка, наверное, спит.
Подойдем, ее разбудим
И посмотрим - что же будет».

Начинается буря.  Мы в преддверии шторма. Мощные волны одна за другой обрушиваются на наше судно. Нам необходимо откачать воду, или наш корабль затонет и мы пойдем ко дну. Необходимо разделиться на пары и начать откачку воды

Подвижная игра «НАСОСЫ».  

Игроки встают вплотную друг к другу спинами и сцепляются локтями. В таком положении опускаются «на палубу» (выполняют глубокий присед) - это означает, что «насосы» приведены в действие. Без посторонней помощи они должны встать, затем опять опуститься.

Время откачки воды - 1 минута.

К сожалению, вода прибывает, продолжаем спасательные работы, делимся на две команды.

Подвижная игра «Спасательный круг»

  На второй половине зала в штрафной зоне  расположены на полу кольца, на одну меньше чем  детей. Все дети по команде встают в одну линию, по команде бегут к спасательным кругам и садятся рядом с ними, одному не будет хватать спасательного круга,  он переходит в другую команду. С каждым разом  фишек будет всё меньше и меньше, выигрывает та команда,   чей игрок остался в спасательном круге.

В экстремальных ситуациях, необходимо понимать друг друга с полуслова, по взглядам, по сигналам.

Игра на внимание «Сигналы»

Если ведущий показывает раскрытую ладонь, дети должны поднимают руки вверх и машут руками; если сжимает пальцы в кулак – спрячут руки за спину; если поворачивает ладонь ребром, ребята «замирают».

Пока ребята «возвращаются на корабль», сама выбираю «золотую рыбку», объясняю ее действия.

Ребята подходят к Золотой рыбке, которая по окончании стихотворения «просыпается» и ловит детей.

 

 

 

 

 

 

Все разбиваются на пары.

Объясняю условия игры.

 

 

 

Каждая пара считает количество сделанных «качков».

Определяю самых сильных и ловких.

 

 

 

 

Ребята самостоятельно создают команды.

Готовлю площадку к игре.

Объясняю условия игры.

 

 

 

 

 

 

 

 

Объясняю правила игры.

По ходу игры комментирую.

 

ПР: научатся взаимодействовать со сверстниками  по правилам в игровых ситуациях

РУД: анализируют  собственную работу

ЛР: демонстрируют владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений.

  1. ЭТАП УРОКА – Рефлексия и самооценка

Вот и подошел к концу наши приключения..

-Какое настроение у вас после путешествия? Прошу перестроится в круги вокруг корабликов:

– тех, кто считает, что у него всё хорошо получилось, образовать круг вокруг кораблика с красным флагом

 

 

– тех, кто считает, что у него не всё получилось, образовать круг вокруг кораблика с зелёным флагом.

 

– тех, кто считает, что у него совсем не чего не получилось, образуйте третий круг вокруг кораблика с черным флагом.

 

За хорошую работу поблагодарим  друг друга аплодисментами.

 

В одну шеренгу становись.

 

 

 

 

 

Определяют свое эмоциональное состояние

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аплодируют.

 

 

Строятся и организовано выходят из зала.

РУД: осуществляют рефлексию, оценивают уровень собственной деятельности