Методическая разработка урока с использованием технологии «развития критического мышления через чтение и письмо» в 9 классе
Оценка 4.9

Методическая разработка урока с использованием технологии «развития критического мышления через чтение и письмо» в 9 классе

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
9 кл
18.11.2022
Методическая разработка урока с использованием технологии «развития критического мышления через чтение и письмо» в 9 классе
Методическая разработка урока с использованием технологии «развития критического мышления через чтение и письмо» в 9 классе, урок отвечает всем требованиям ФГОС.
9кл.урок с исп.тркмчп.doc

 Методическая разработка урока с использованием технологии «развития критического мышления через чтение и письмо» в 9 классе

Тема урока: Повторение ССП

Тип урока: урок обобщения и систематизации

Вид урока: комбинированный урок

Цели урока:

Обучающие – обобщить и систематизировать знания учащихся по теме ССП; научить различать ССП по структуре и средствам связи; научить различать знаки препинания в ССП.

Развивающие – развитие критического мышления; уметь высказывать свою точку зрения; самостоятельно находить пути решения проблем; развивать связную письменную речь; уметь аргументировать и доказывать свое мнение; развивать навык обдуманного чтения;

Воспитывающие – воспитать уважительное отношение к мнению других; воспитывать самостоятельность в решении задач;

Технология обучения – развитие критического мышления через чтение и письмо; приемы – «верные – неверные утверждения», «кластер», «инсерт», составление предложений с ССП.

Методы и приемы обучения – методы контроля и самоконтроля: фронтальный, индивидуальный и групповой; графические методы – составление таблиц и схем; словесные методы – объяснение заданий; наглядные методы – метод иллюстрации и метод демонстрации; практические методы – выполнение упражнений и заданий; самостоятельная работа; самостоятельное обобщение

Оборудование к уроку: 1. Учебник: Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват.орг. [Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М. Александрова; науч.ред. Н.М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2014 – 207с. 2. раздаточный материал: чистые листы А4 (для приема – «кластер»), тексты для раздачи (для приема – «инсерт»)

Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, презентация (слайды см.в приложении).

Ход урока:

I этап - Организационный (2 мин.)

-У: Здравствуйте, садитесь. Подготовьтесь к уроку, запишите в тетради – классная работа и тему урока – Повторение ССП. (Учитель записывает на доске тему урока).

II этапПостановка цели и задач урока. (5 мин.)

Первая стадия по ТРКМЧП – «Вызов»

Как вы поняли, сегодня на уроке мы с вами повторим все то, что знаем о ССП. И прежде, мне хотелось бы проверить насколько хорошо вы помните изученный материал, для этого, я попрошу вас взглянуть на то, что написано на экране. (Учитель демонстрирует слайды №1 и №2). Здесь даны «верные и неверные утверждения» касаемо темы ССП, ваша задача: внимательно прочитать и подтвердить, или опровергнуть данное высказывание. (По желанию учителя 10 учащихся читают по одному предложению, затем, ведется обсуждение с классом).

«Верные и неверные утверждения»:

1. Сложносочиненное предложение – это такое сложное предложение, в котором два и более простых предложений связаны сочинительными союзами и интонацией.

2. К соединительным союзам ССП относятся союзы – и, да (=и), ни…ни, тоже, также.

3. К разделительным союзам относятся союзы – а, но, да (=но), не только…но и, однако, зато.

4. Части сложного предложения разделяются тире, а иногда запятая.

5. К противительным союзам относятся союзы – то…то, или (иль), либо…либо, не то…не то, то ли…то ли.

6. В предложении – Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит, использован соединительный союз – а.

7. В предложении – То ли я не жил на этой улице, то ли от неё осталось одно название, использованы разделительные союзы – то…то.

8. Предложение – В углу за печкой трещал сверчок, да издали доносился своеобразный весенний голос домового сычика, выражает одновременность.

9. Предложение – То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь, выражает значение чередования.

10. Предложение – Не только дети любят компьютерные игры, но и взрослые часто увлекаются ими, выражает значение взаимоисключения

-У: Итак, ребята, мы с вами определили какие из утверждений верные, а какие неверные, по ходу урока мы проверим достоверность наших суждений.

III этап – Актуализация знаний (6 мин)

Вторая стадия по ТРКМЧП – Осмысление.

-У: А теперь, я попрошу вас разделиться на группы по 4 человека. Внимательно прослушайте свои задания, каждой группе будет дан один параграф из учебника по теме и весь данный материал вы должны систематизировать в виде кластера. Правила оформления кластера очень простые, в центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие ваши идеи. Итак, прошу взглянуть на экран, здесь находятся ваши задания и пример оформления кластера. (Учитель показывает задания на экране слайды №3 и №4). Работайте в группах сообща, на выполнение работы вам дается 5 минут.

-У: На экране вы видите номера параграфов из учебника, по которым вы должны составить кластер, внимательно прочтите правила, которые даны в учебнике, обсудите с членами своей группы, выделите главное и составьте кластер, если у вас возникнут вопросы, не стесняйтесь задавать вопросы.

(Примерное количество учащихся в классе – 24, групп по заданию - 6)

-У: Итак, группы заканчивайте свои работы, сейчас начнется презентация работ, группы выходите со своими кластерами перед классом и объясняете составление вашего кластера, выступить должен каждый член группы. В это время, остальные внимательно слушают и, если возникли вопросы можете задать их своим товарищам. (Учащиеся группами выходят со своими кластерами и презентуют его перед другими, если возникают вопросы, группа дает ответ. Готовые кластеры вывешиваются на доске).

-У: Вы все отлично справились с заданием, надеюсь, вы освежили в памяти свои знания.

IV этап – Обобщение и систематизация знаний

Продолжается этап осмысления по ТРКМЧП.

-У: Сегодня я познакомлю вас с новым для нас приемом, который называется инсерт, что это значит, слово инсерт обозначает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. Как вы догадались, сейчас я раздам вам текст о Сложносочиненном предложении и оговорим некоторые подробности: знаком «галочка» отмечайте в тексте то, что вам уже известно; знаком «минус» то, что противоречит вашему представлению; знаком «плюс», то, что кажется интересным и неожиданным; «вопросительным знаком», если что-то неясно или возникло желание узнать больше. (Учитель раздает тексты). Если вдруг вы забудете о пометках, вы можете сориентироваться на слайд. (Слайд №5) Читайте внимательно, ничего не пропустите.

Текст для раздачи:

Сложносочиненным называется предложение, части которого связаны между собой сочинительными союзами и интонацией. Связь по способу сочинения придает частям сложносочиненного предложения известную синтаксическую самостоятельность, однако эта самостоятельность имеет относительный характер.

Части предложения, входящие в состав сложносочиненного, могут быть однотипными (двусоставные, односоставные) или разного типа (одна часть сложного предложения – двусоставные предложения, другая - односоставное).

В сложносочиненных предложениях чаще всего выражаются отношения соединительные, противительные и разделительные. Кроме того, сложносочиненные предложения могут выражать отношения сопоставительные, присоединительные, пояснительные с различными добавочными оттенками значений.

В сложносочиненных предложениях, выражающих соединительные отношения, средством связи частей единого целого служат союзы и, да, ни…ни, также, тоже (последние два с присоединительным оттенком значения).

Сложносочиненные предложения с разделительными союзами (или, либо, ли…ли, то…то и др.) указывают на чередование событий, последовательную их смену, несовместимость и т.п.

Сложносочиненные предложения с противительными союзами (а, но, да, однако, зато, же и др.) выражают отношения противопоставления или сопоставления, иногда с различными добавочными оттенками (несоответствия, ограничения, уступки и др.). Это значение данного типа сложных предложений влияет на их построение: порядок слов во второй части обусловлен характером ее противопоставления первой части.

Части сложносочиненного предложения разделяются запятой. Между частями сложносочиненного предложения иногда ставится тире перед союзом и, если в предложении содержится резкое противопоставление или указывается на быструю смену событий.

В сложносочиненном предложении запятая не ставится: 1. если его части объединены общим: второстепенным и придаточным предложением. Например: С каждым шагом вперед горная панорама точно раздавилась все шире и шире и небо делалось глубже. (Д. Мамин-Сибиряк) 2. если все его части являются вопросительными, побудительными, восклицательными предложениями. Например: Это кто такие и что им надобно? (А.Пушкин)

Сложносочиненное предложение не отделяется от простого предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами. Например: Я стал читать и скоро пристрастился к книгам.

-У: Итак, ребята, вот вы и прочитали текст о ССП и сделали пометки, о которых я вам говорила ранее, а теперь приступаем непосредственно к созданию таблицы – «Инсерт». Я попрошу вас начертить в тетрадях таблицу с четырьмя колонками, соответствующие знакам маркировки, затем, обратно возвращаемся к тексту и в 1-2 предложениях перепишите ваши выводы в таблицу. Пример оформления смотрите на слайде №6.

-У: Кто хочет первым высказать свои предположения? (Учитель просит нескольких учащихся выступить со своими мыслями. Идёт обсуждение в классе). Пример заполнения учащимися таблицы:

ü  

+

-

?

ССП – это предложения, части которого связаны между собой сочинительными союзами и интонацией.

Части предложения ССП могут быть однотипными (двусоставные,  односоставные)

 

Сложносочиненное предложение не отделяется от простого предложения

ССП могут быть сопоставительные, присоединительные, пояснительные с различными с добавочными оттенками значений.

 

(Учитель организует поочередное выступление учащихся по тексту, следит за правильностью заполнения)

-У: Таким образом, вы узнали что-нибудь новое? Помните, в начале урока вами были составлены кластеры, можем ли мы, добавить что-то в них.

Примерные ответы учащихся: Да, новое есть, например, мы не знали, что сложносочиненные предложения могут выражать отношения сопоставительные, присоединительные, пояснительные и т.д.

V этап – Рефлексия.

Этап рефлексии по ТРКМЧП.

-У: Вы молодцы, прекрасно справились со всеми заданиями, и теперь пришло время подытожить всю нашу сегодняшнюю работу. Я попрошу вас написать по 5 предложений о нашем уроке, о том, что вы поняли, узнали; что вам было интересно, или то, что вам показалось лишним и т.д. и написать эти предложения по возможности используя ССП.

-У: Кто готов прочитать нам свои предложения? (Несколько учащихся читают свои предложения). Хорошо, а те, кто не успел выступить вы можете сдать мне свои работы, я их обязательно прочитаю.

-У: На дом я предлагаю вам сделать упражнение – 78, который находится на странице – 49. Для того, чтобы выполнить упражнение внимательно прочитаем задание. И так, что здесь сказано? (Учащиеся устно отвечают на вопрос учителя, ответ учащихся: выписать из книг, газет, журналов не менее шести предложений с ССП с разными союзами и смысловыми отношениями). Запишите домашнее задание у себя в дневниках.

Ребята, надеюсь, что наш урок не пройдет для вас бесследно, и то, что вы сегодня узнали, вы обязательно используете в будущем. На этом наш урок заканчивается, всем спасибо за работу. До свидания!


Методическая разработка урока с использованием технологии «развития критического мышления через чтение и письмо» в 9 классе

Методическая разработка урока с использованием технологии «развития критического мышления через чтение и письмо» в 9 классе

А4 (для приема – «кластер»), тексты для раздачи (для приема – «инсерт»)

А4 (для приема – «кластер»), тексты для раздачи (для приема – «инсерт»)

Части сложного предложения разделяются тире, а иногда запятая

Части сложного предложения разделяются тире, а иногда запятая

У: На экране вы видите номера параграфов из учебника, по которым вы должны составить кластер, внимательно прочтите правила, которые даны в учебнике, обсудите с членами…

У: На экране вы видите номера параграфов из учебника, по которым вы должны составить кластер, внимательно прочтите правила, которые даны в учебнике, обсудите с членами…

Сложносочиненным называется предложение, части которого связаны между собой сочинительными союзами и интонацией

Сложносочиненным называется предложение, части которого связаны между собой сочинительными союзами и интонацией

В сложносочиненном предложении запятая не ставится: 1

В сложносочиненном предложении запятая не ставится: 1

Учитель организует поочередное выступление учащихся по тексту, следит за правильностью заполнения) -У:

Учитель организует поочередное выступление учащихся по тексту, следит за правильностью заполнения) -У:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.11.2022