Методическая разработка урока
« Семья и семейные ценности»
Составила:
учитель начальных классов и
православной культуры,
высшей категории
Потложа Людмила Анатольевна
Белгород
Методическая разработка урока
Тема: Семья и семейные ценности.
Цель: Определить понятие «семья», формировать понятие «счастливая семья», способствовать возрождению семейных ценностей и традиций
Задачи:
1. Раскрыть понятия «семья» и «счастливая семья», выявить ее особенности. 2. Развивать речь, внимание, мышление, память. Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.
3. Воспитывать уважение к членам своей семьи, людям старшего поколения. Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.
Способствовать повышению и сохранению уровня духовно-нравственного развития школьника.
Ход урока
Организация класса. Психологический настрой.
-Сегодня, 1 сентября – в День знаний, первый день нового учебного года, мы поговорим на очень интересную и важную тему, и, я надеюсь, что вы будете активно работать, и у всех вас до конца занятия сохранится прекрасное настроение!
1. Определение темы:
-Разгадайте ребус и определите тему урока
7 я |
-Молодцы, дети! Это семья!
2. Постановка проблемной ситуации
- Дети, пожалуйста, послушайте удивительную историю!
Понадобиться ваша помощь!
Давным-давно это было. Стояла в наших краях избушка. Жила в ней семья, большая и дружная. Старики со временем умерли, а молодые разъехались кто куда: кто в город, кто на стройку, даже письма друг дружке редко пишут, больше открытки-поздравления с праздником, а что до дама родительского, так совсем про него и забыли.
Впрочем, дома кое-кто жил. На чердаке - ворона Галя, в подполье - мышка-норушка, под крылечком - лягушка-квакушка, а в доме под печкой –
- Как вы думаете, кто жил?
домовенок Кузя.
Хорошо они жили, только однажды загудели трактора, растащили избушку по бревнышку, кому она, старая да бессемейная, нужна! Разбежались животные кто куда:
-А как вы думаете, куда разбежались животные?
мышка в поле, лягушка в болото, ворона улетела в соседнее село.
А Кузя с тех пор ходит по свету и не может найти тот дом, где бы ему жилось хорошо.
- Ребята, а кто хочет пригласить Кузю пожить в свой дом?
(Примерные ответы детей)
Рассказы детей о своей семье домовенку Кузе
Творческие работы учеников 2-В класса
-Дети, давайте расскажем Кузе о своей семье, о
семейных ценностях, традициях и обычаях, чтобы он знал, с кем будет жить.
Открытие нового
- Вот вы говорите, что у вас хорошая и дружная семья, у кого-то она даже спортивная. А как вы думаете: что такое семья?
(Ответы детей)
- В словаре русского языка С.И.Ожегова
"семья" определяется как группа живущих вместе родственников. Но для современной действительности семья, прежде всего: это не просто родственники, а дети и родители.
Презентация
(На экран выходит слайд № 2)
- Все мы любим, слушать семейные истории, смотреть фильмы о семейных ситуациях, но обязательно со счастливым концом. Ведь это все о нас, о нашей жизни.
Сегодня семья и дети нуждаются в защите и заботе.
Рассказ учителя о многодетных семьях страны и лучших семьях Белогорья.
Звучит стихотворение "Что может быть семьи дороже?"
Читают подготовленные дети.
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно.
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже.
На этой сказочной земле.
- А кто является членами семьи? Объясните родство членов семьи.
(Ответы детей)
- Кто в семье главный? Есть разные семьи. У кого главный папа, а у кого - мама. Все семьи хороши!
- Давайте поговорим о тех семьях, где главная мама. Расскажите, как в вашей семье называют маму?
(Ответы детей)
- Как хорошо вы называете маму, ведь недаром говорят:
(На экране возникает слайд № 3)
"При солнышке тепло, при матери добро"
Аналогично ведется обсуждение, где в семьях главные папа, дедушка, бабушка.
- Поднимите руку, кто считает, что его семья - счастливая?
Физминутка
-Давайте и мы с вами немного отдохнем.
1,2,3,4,5, -
Начинаю я считать.
Мама, папа, брат, сестра,
А мизинчик – это я!
Работа в паре
Задание № 1
У вас на столах лежат карточки, запишите качества счастливой семьи.
Вам в этом помогут ваши родители.
(После обсуждения, каждая пора зачитывает качества счастливой семьи) (слайд №4)
- А вот, что поэтому поводу писал великий китайский философ Конфуций: (слайд №5)
"Государство - это большая семья, а семья это маленькое государство"
Задание № 2
Допишите в карточках пять определений счастливой семьи. (слайд №7)
Семья будет счастливой если: Выводы детей.
Задание №3
Работа в группах. Объясните пословицы
Родители трудолюбивы, и дети не ленивы.
Где любовь да совет, там и горя нет.
Кто детям потакает, тот потом слезы проливает.
Детей наказывай стыдом, а не розгою и бичом.
- Вот вы говорите, что семья счастлива, когда папа, мама и дети вместе. У вас на столах лежат карточки,
Помогите деткам найти маму и папу!
(слайд № 8)
Работа в группах
Корова жеребенок конь
Кошка теленок заяц
Зайчиха щенок пес
Лошадь котенок бык
Собака зайчонок кот
Вывод: оказывается и у животных есть папа и мама. Но у животных понятие "семья" не так тесно связано как у людей, за исключением лебедей, львов.
- А в старые времена и не так давние времена бабушки и дедушки, их дети и внуки жили одной семьей, где молодые, хотя и были заняты работой или учебой, находили время, чтобы уделить внимание не только своим любимым родителям, но и бабушкам и дедушкам. Так поддерживалась связь времен, продолжение традиции.
Сообщение о богине Ладе.
Обобщение знаний
Урок я хочу закончить строчками одного стихотворения
(слайд № 9)
Папа в зеркало глядит:
Свитер как на нем сидит?
Мама ловит папин взгляд:
Папа рад или не рад?
Папа рад, и мама рада,
Ну, а мне того и надо:
Если в доме каждый рад,
Значит, в доме мир да лад!
Пусть в ваших семьях сияет солнышко мира и доброты.
Итог.
-Вы придёте домой, что вы расскажете о нашем уроке?
О чём мы сегодня говорили? Что нового вы узнали?
Рефлексия.
Что понравилось на уроке?
Что не понравилось?
Что было важным на уроке?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.