Методическая разработка урока
« Семья и семейные ценности»
Составила:
учитель начальных классов и
православной культуры,
высшей категории
Потложа Людмила Анатольевна
Белгород
Методическая разработка урока
Тема: Семья и семейные ценности.
Цель: Определить понятие «семья», формировать понятие «счастливая семья», способствовать возрождению семейных ценностей и традиций
Задачи:
1. Раскрыть понятия «семья» и «счастливая семья», выявить ее особенности. 2. Развивать речь, внимание, мышление, память. Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.
3. Воспитывать уважение к членам своей семьи, людям старшего поколения. Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.
Способствовать повышению и сохранению уровня духовно-нравственного развития школьника.
Ход урока
Организация класса. Психологический настрой.
-Сегодня, 1 сентября – в День знаний, первый день нового учебного года, мы поговорим на очень интересную и важную тему, и, я надеюсь, что вы будете активно работать, и у всех вас до конца занятия сохранится прекрасное настроение!
1. Определение темы:
-Разгадайте ребус и определите тему урока
7 я |
-Молодцы, дети! Это семья!
2. Постановка проблемной ситуации
- Дети, пожалуйста, послушайте удивительную историю!
Понадобиться ваша помощь!
Давным-давно это было. Стояла в наших краях избушка. Жила в ней семья, большая и дружная. Старики со временем умерли, а молодые разъехались кто куда: кто в город, кто на стройку, даже письма друг дружке редко пишут, больше открытки-поздравления с праздником, а что до дама родительского, так совсем про него и забыли.
Впрочем, дома кое-кто жил. На чердаке - ворона Галя, в подполье - мышка-норушка, под крылечком - лягушка-квакушка, а в доме под печкой –
- Как вы думаете, кто жил?
домовенок Кузя.
Хорошо они жили, только однажды загудели трактора, растащили избушку по бревнышку, кому она, старая да бессемейная, нужна! Разбежались животные кто куда:
-А как вы думаете, куда разбежались животные?
мышка в поле, лягушка в болото, ворона улетела в соседнее село.
А Кузя с тех пор ходит по свету и не может найти тот дом, где бы ему жилось хорошо.
- Ребята, а кто хочет пригласить Кузю пожить в свой дом?
(Примерные ответы детей)
Рассказы детей о своей семье домовенку Кузе
Творческие работы учеников 2-В класса
-Дети, давайте расскажем Кузе о своей семье, о
семейных ценностях, традициях и обычаях, чтобы он знал, с кем будет жить.
Открытие нового
- Вот вы говорите, что у вас хорошая и дружная семья, у кого-то она даже спортивная. А как вы думаете: что такое семья?
(Ответы детей)
- В словаре русского языка С.И.Ожегова
"семья" определяется как группа живущих вместе родственников. Но для современной действительности семья, прежде всего: это не просто родственники, а дети и родители.
Презентация
(На экран выходит слайд № 2)
- Все мы любим, слушать семейные истории, смотреть фильмы о семейных ситуациях, но обязательно со счастливым концом. Ведь это все о нас, о нашей жизни.
Сегодня семья и дети нуждаются в защите и заботе.
Рассказ учителя о многодетных семьях страны и лучших семьях Белогорья.
Звучит стихотворение "Что может быть семьи дороже?"
Читают подготовленные дети.
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно.
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже.
На этой сказочной земле.
- А кто является членами семьи? Объясните родство членов семьи.
(Ответы детей)
- Кто в семье главный? Есть разные семьи. У кого главный папа, а у кого - мама. Все семьи хороши!
- Давайте поговорим о тех семьях, где главная мама. Расскажите, как в вашей семье называют маму?
(Ответы детей)
- Как хорошо вы называете маму, ведь недаром говорят:
(На экране возникает слайд № 3)
"При солнышке тепло, при матери добро"
Аналогично ведется обсуждение, где в семьях главные папа, дедушка, бабушка.
- Поднимите руку, кто считает, что его семья - счастливая?
Физминутка
-Давайте и мы с вами немного отдохнем.
1,2,3,4,5, -
Начинаю я считать.
Мама, папа, брат, сестра,
А мизинчик – это я!
Работа в паре
Задание № 1
У вас на столах лежат карточки, запишите качества счастливой семьи.
Вам в этом помогут ваши родители.
(После обсуждения, каждая пора зачитывает качества счастливой семьи) (слайд №4)
- А вот, что поэтому поводу писал великий китайский философ Конфуций: (слайд №5)
"Государство - это большая семья, а семья это маленькое государство"
Задание № 2
Допишите в карточках пять определений счастливой семьи. (слайд №7)
Семья будет счастливой если: Выводы детей.
Задание №3
Работа в группах. Объясните пословицы
Родители трудолюбивы, и дети не ленивы.
Где любовь да совет, там и горя нет.
Кто детям потакает, тот потом слезы проливает.
Детей наказывай стыдом, а не розгою и бичом.
- Вот вы говорите, что семья счастлива, когда папа, мама и дети вместе. У вас на столах лежат карточки,
Помогите деткам найти маму и папу!
(слайд № 8)
Работа в группах
Корова жеребенок конь
Кошка теленок заяц
Зайчиха щенок пес
Лошадь котенок бык
Собака зайчонок кот
Вывод: оказывается и у животных есть папа и мама. Но у животных понятие "семья" не так тесно связано как у людей, за исключением лебедей, львов.
- А в старые времена и не так давние времена бабушки и дедушки, их дети и внуки жили одной семьей, где молодые, хотя и были заняты работой или учебой, находили время, чтобы уделить внимание не только своим любимым родителям, но и бабушкам и дедушкам. Так поддерживалась связь времен, продолжение традиции.
Сообщение о богине Ладе.
Обобщение знаний
Урок я хочу закончить строчками одного стихотворения
(слайд № 9)
Папа в зеркало глядит:
Свитер как на нем сидит?
Мама ловит папин взгляд:
Папа рад или не рад?
Папа рад, и мама рада,
Ну, а мне того и надо:
Если в доме каждый рад,
Значит, в доме мир да лад!
Пусть в ваших семьях сияет солнышко мира и доброты.
Итог.
-Вы придёте домой, что вы расскажете о нашем уроке?
О чём мы сегодня говорили? Что нового вы узнали?
Рефлексия.
Что понравилось на уроке?
Что не понравилось?
Что было важным на уроке?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.