Методическая разработка урока-тренинга по химии «Углеводороды»
Оценка 4.9

Методическая разработка урока-тренинга по химии «Углеводороды»

Оценка 4.9
docx
15.03.2022
Методическая разработка урока-тренинга по химии  «Углеводороды»
Методическая разработка урока.docx

Методическая разработка урока-тренинга по химии  «Углеводороды»

Цель урока: проверка знаний учащихся по теме: «Углеводороды».

Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний.

Девиз урока“ Деятельность заключает награду в самой себе. Действовать, создавать, вступать в борьбу с обстоятельствами, побеждать их или чувствовать себя побежденным - вот вся радость, все человеческое здоровье заключается в этом” (Э. Золя).

Форма проведения: урок-тренинг.

Задачи:

  • Образовательные: выявить уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по темам: «Углеводороды, классы углеводородов; строение и химические свойства углеводородов», обобщить материал.
  • воспитательные: воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности.
  • развивающие: развивать пространственное мышление, умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности углеводородов, сравнивать строение и свойства, выделять существенные признаки понятий, извлекать необходимую информацию из различных источников.

Планируемые результаты обученияпродемонстрировать знания: определений понятий – алканы, алкены, алкадиены, циклоалканы, арены, ароматическая связь, кратная связь, двойная связь, тройная связь, гибридизация, гомология; типов химических реакций в органической химии; химических свойств углеводородов;

специальные умения: классифицировать углеводороды по составу; называть органические вещества; составлять формулы углеводородов; определять типы и виды связей в углеводородах, тип гибридизации атомов углерода; представлять модели молекул углеводородов; характеризовать особенности строения углеводородов; планировать и регулировать свою учебную деятельность; проводить самооценку;

коммуникативные умения: уметь отвечать на поставленный вопрос, применять знания в нестандартных ситуациях.

Уровень сложности: Урок разработан для детей возрастной нормы, обучающихся по программе профильного уровня, требует предварительной подготовки учителя и учащихся.

Оборудование и реактивы: 2 пробирки, пробка с газоотводной трубкой, лабораторный штатив, спиртовка, спички, раствор этанола, раствор серной кислоты, оксид алюминия, раствор перманганата калия, шаростержневые модели метана, ацетилена, бензола.

Этапы урока:

Организационный. Разминка «Химическая эстафета».

Целеполагание.

Химический диктант.

Физминутка: «Стрельба глазами».

Лабораторный опыт «Получение этилена и изучение его свойств» .

Сообщения учеников о полициклических ароматических углеводородах.

«О каком веществе идет речь?»

«Восстанови утерянную информацию»

Решение задач. Головоломка «9 названий».

Подведение итогов.

Формулирование выводов.

Домашнее задание.



Структура урока:

1)Организационный этап.

Добрый день! - тебе сказали

Добрый день! - ответил ты.

Как две ниточки связали

Теплоты и доброты.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проведем открытый урок по органической химии. И начнем мы его с разминки «Химическая эстафета». Вам необходимо разделиться на группы. За определенное время у доски записать как можно больше формул углеводородов, подписывая их названия. Проверка заданий производится сильными учениками из других групп.

I. Постановка цели. Ребята посмотрите, пожалуйста, на доску. А как вы думаете, какая тема урока? Правильно! Сегодня на уроке мы обобщим, повторим знания по строению, свойствам углеводородов. Нас ожидает интересная и плодотворная работа. На каждом этапе урока активно работающим учащимся будут выдаваться «колбочки». К концу урока у многих накопится их определённое количество, по которым легко можно оценить работу на уроке. Всем желаю успеха! Постарайтесь успеть все!

II. Активация знаний учащихся. А теперь, давайте с вами, активизируем нашу мыслительную деятельность: сильно разотрём наши ладошки до появления ощущения теплоты, затем с силой подавим на ладошки и на кончики пальцев.

Теперь разотрём наши ушки от завитка к мочке и обратно.

III. Проверка знаний учащихся: А начнем проверку знаний с химического диктанта: Школьники отвечают на вопросы, проставляя знаки ”+” (да ) или “-“ (нет ), обмениваются листами и проверяют друг друга, ставя свои “+” и “-“.

Вариант 1 Метан

Вариант 2 Бензол

1) Ароматический углеводород.

2) Смешанный с воздухом может взорваться.

3) В его молекуле атом углерода соединен с четырьмя атомами водорода.

4)Токсическая жидкость с характерным запахом.

5) Плохо растворим в воде.

6) Обозначается шестиугольником с окружностью.

7) Газообразное вещество.

8) Характерны реакции замещения и присоединения.

9) Не имеет запаха.

10) Не характерны реакции присоединения.

11) Получают тримеризацией ацетилена.

12) При нагревании до высокой температуры происходит образование ацетилена.

13) Sp3 гибридизация.

14) Общая формула СnH2 n+2 .

15) Общая формула СnH2 n-6, где n больше или равно 6.

16) Предельный углеводород.

17) Sp2 гибридизация.

18) Используется для производства красителей(анилин), полимеров(стирол, фенол, анилин), лекарств.

19) Характерна изомерия положения заместителей.

20) Используется как топливо.

Ответы:

Вариант 1:- + + - + - + - + + - + + + - + - - - +

Вариант 2:+ - - + + + - + - - + - - - + - + + + -

Демонстрируем правильные ответы, учащиеся осуществляют самопроверку, выставляют за каждые два правильных ответа 1 балл.

Мы с вами немного устали, давайте отдохнем и проведем физминутку: «Стрельба глазами».

  1. В периодической системе найдите самый распространенный элемент в земной коре, необходимый для всего живого, без него жизнь не могла возникнуть и существовать. ( О)
  2. Переведите свой взгляд вправо и вниз на «зловонный элемент», который образует единственное простое вещество среди неметаллов в виде жидкости красного цвета (Br)
  3. Переведите взгляд левее и вверх на «безжизненный элемент», хотя это не мешает входить в состав аминокислот и белков.(N)
  4. Переведите взгляд вниз и вправо, на элемент, образующий вещество-сероводород, источник которого имеется в нашем районе. Также этот элемент в больших количествах содержится в белковых веществах волос и ногтей. ( S)
  5. Переведите взгляд влево, на элемент, который образует металл, содержащийся в эритроцитах крови, пищеварительном соке, играет важную роль в водном - солевом обмене. ( Na)
  6. Переведите взгляд вправо, на элемент с относительной атомной массой 35,5. (Cl)
  7. Переведите взгляд вверх и влево, на элемент, который является основой всего живого на Земле. Он главный элемент органических веществ (С)
  8. Переведите свой взгляд вниз и правее, этот неметалл является необходимой составной частью костной, мозговой и нервной ткани. Используется для производства спичек, в военном деле и металлургии. (S)

Все эти элементы могут входить в состав органических веществ.

Отдохнули? Проведем лабораторный опыт «Получение этилена и изучение его свойств». Прежде, чем приступим к практической работе, давайте с вами вспомним правила техники безопасности с нагревательными приборами:

При работе со спиртовкой:

· Не переносите горящую спиртовку с места на место.

· Гасите спиртовку только при помощи колпачка.

· Перед началом работы расправить фитиль.

При нагревании:

· Не забудьте прогреть сначала всю пробирку.

· Дно пробирки должно находиться в верхней части пламени.

· Следите, чтобы пробирка не касалась фитиля.

При работе с веществами:

· Будьте аккуратны.

· Если раствор пролили, обратитесь немедленно к учителю.

· Не допускайте попадания раствора кислоты на кожу и в глаза.

Инструкция по получению  этилена :

1. Поместите в пробирку 2 мл концентрированной серной кислоты, 1 мл спирта и небольшое количество песка.
2. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой и нагрейте.
3. Выделяющийся газ пропустите через раствор с перманганатом калия. Обратите внимание на изменение цвета раствора.
4. Подожгите газ у конца газоотводной трубки. Обратите внимание на цвет пламени.

Один ученик у доски записывает уравнение взаимодействия этилена с перманганатом калия.

Ребята! Обратите внимание школьников на запахи углеводородов: приятные запахи действуют на организм положительно, понижают давление, тонизируют нервную систему, повышает концентрацию внимания, снимает головную боль и усталость. Лечение запахами называется ароматерапией.

Неприятные, действуют на организм человека неблагоприятно, вызывают повышение давления. При сжигании полиэтиленовых бутылок, пакетов и пищевых отходов выделяются диоксины, которые губительны для иммунной системы человека; вызывают повреждения печени и селезенки; приводят к потере веса; вызывают психические отклонения и кожные заболевания. Давайте послушаем сообщения учеников о полициклических ароматических углеводородах.



Химическое вещество

Нафталин

https://fhd.multiurok.ru/9/c/2/9c2295c6bceb382c1623a8e84f55e49c83a91295/mietodichieskaia-razrabotka-uroka-ughlievodorody_1.png

Фенантрен

https://fhd.multiurok.ru/9/c/2/9c2295c6bceb382c1623a8e84f55e49c83a91295/mietodichieskaia-razrabotka-uroka-ughlievodorody_2.png

Антрацен

https://fhd.multiurok.ru/9/c/2/9c2295c6bceb382c1623a8e84f55e49c83a91295/mietodichieskaia-razrabotka-uroka-ughlievodorody_3.png

Хризен

https://fhd.multiurok.ru/9/c/2/9c2295c6bceb382c1623a8e84f55e49c83a91295/mietodichieskaia-razrabotka-uroka-ughlievodorody_4.png

Тетрацен

https://fhd.multiurok.ru/9/c/2/9c2295c6bceb382c1623a8e84f55e49c83a91295/mietodichieskaia-razrabotka-uroka-ughlievodorody_5.png

Пирен

https://fhd.multiurok.ru/9/c/2/9c2295c6bceb382c1623a8e84f55e49c83a91295/mietodichieskaia-razrabotka-uroka-ughlievodorody_6.png

Пентацен

https://fhd.multiurok.ru/9/c/2/9c2295c6bceb382c1623a8e84f55e49c83a91295/mietodichieskaia-razrabotka-uroka-ughlievodorody_7.png

Коронен

https://fhd.multiurok.ru/9/c/2/9c2295c6bceb382c1623a8e84f55e49c83a91295/mietodichieskaia-razrabotka-uroka-ughlievodorody_8.png

Трифенилен

https://fhd.multiurok.ru/9/c/2/9c2295c6bceb382c1623a8e84f55e49c83a91295/mietodichieskaia-razrabotka-uroka-ughlievodorody_9.png

Овален

https://fhd.multiurok.ru/9/c/2/9c2295c6bceb382c1623a8e84f55e49c83a91295/mietodichieskaia-razrabotka-uroka-ughlievodorody_10.png

Бензантрацен

https://fhd.multiurok.ru/9/c/2/9c2295c6bceb382c1623a8e84f55e49c83a91295/mietodichieskaia-razrabotka-uroka-ughlievodorody_11.png

Бензпирен

https://fhd.multiurok.ru/9/c/2/9c2295c6bceb382c1623a8e84f55e49c83a91295/mietodichieskaia-razrabotka-uroka-ughlievodorody_12.png

Коранулен

https://fhd.multiurok.ru/9/c/2/9c2295c6bceb382c1623a8e84f55e49c83a91295/mietodichieskaia-razrabotka-uroka-ughlievodorody_13.png

 

Полициклические ароматические углеводороды

 

Полициклические ароматические углеводороды – побочный продукт сжигания топлива: угля и нефтепродуктов. Они являются опасными канцерогенами. Простейший из них – бензол, модель молекулы которой напоминает гайку. Если 2 «гайки» состыковать вместе, получится нафталин, а из 5 штук можно сложить модель молекулы сильнейшего канцерогена - бензпирена. Кроме сажи, дыма и выхлопных газов ПАУ встречаются всюду, где происходит неполное сгорание: в сигаретном дыме, копченых продуктах, молотом кофе, пережаренном мясе, асфальте и дегте, пригоревшей корочке хлеба, расплавленном сахаре, смазочных минеральных маслах, парафиновом масле. Немало их образуется при сжигании опавшей листвы, поэтому нужно отказываться от вредного занятия сжигать кучи пожухлых листьев.

Выхлопные газы автомобилей - основной источник ПАУ в городах. Чем интенсивнее движение, тем больше канцерогенов в воздухе. Если вы живёте вблизи крупной автомагистрали, за 4 года вы получите как раз такую дозу канцерогена, которая способна вызвать рак.

Главные источники ПАУ - выбросы металлургической и коксохимической промышленности, нефтехимии, дым ТЭЦ и выхлопные газы двигателей внутреннего сгорания. Из атмосферы ПАУ попадают в почву, озёра и реки. Выпас скота на территориях, загрязняемых промышленными выбросами, копотью, сажей, приводит к накоплению канцерогенов в мясе, жире и молоке. Капуста может накапливать большое количество канцерогенов, поэтому ее следует сажать дальше от дороги. Нельзя собирать по обочинам дороги землянику, хотя именно там она лучше всего и растёт. Некоторые тыквенные и бобовые культуры способны обезвреживать бензпирен, превращая его в другие соединения. Увеличивает концентрацию канцерогенов копчение мясных и рыбных изделий. Причём в наружной части копчёного продукта бензпирена накапливается больше, чем во внутренней. Печень человека не умеет обезвреживать ПАУ. Легкие – главный путь поступления этих веществ в организм. На их внутренней влажной поверхности оседают твердые частички пыли и дыма, которые являются «носителями» канцерогенных ПАУ. Дым заводских труб содержит тонны частичек сажи, оседающих на крышах и залетающих в окна; мы вдыхаем их с атмосферным воздухом. Не удивительно, что горожане чаще болеют раком лёгкого, чем жители сельской местности.

Пока не будет ликвидирована наша экологическая безграмотность и не установлен строгий контроль за качеством продуктов питания, придётся расплачиваться растущей онкологической заболеваемостью.

 

Работа в парах: «О каком веществе идет речь?» Найдите шаростержневую модель вещества.

Группа 1

Грибники нашли в лесу небольшое болото, из которого вырывались местами пузырьки какого-то газа. От спички газ вспыхнул, и слабосветящееся пламя стало блуждать по болоту. Какой это газ? (метан)

Группа 2

В 1852 г. немецкий химик Ф.Вёлер пытался выделить металлический кальций из известняка, прокаливая его с древесным углем. Он получил спёкшуюся массу сероватого цвета, в которой не обнаружил никаких признаков металла. С огорчением Вёлер выбросил эту массу на свалку во дворе. Во время дождя лаборанты заметили, что каменистая масса выделяет какой-то неизвестный газ. Что это за газ? (ацетилен)

Группа 3

В 1814 году в Лондоне появилось газовое освещение. Светильный газ хранили в железных баллонах под давлением. В летние ночи освещение было нормальным, а зимой – тусклым. Владельцы газового завода обратились за помощью к химику Фарадею. Он установил, что зимой часть светильного газа собирается на дне баллона и превращается в жидкость. Так был открыт всем известный... (бензол)

«Восстанови утерянную информацию»

Группа 1 работает на желтых листах. Вы знаете, что желтый цвет ассоциируется с солнцем и интуицией, стимулирует нервную систему, укрепляет печень и сердце, повышает аппетит.

Группа 2 работает на синих листах. Синий цвет ассоциируется со спокойствием и умом, создает атмосферу умиротворения, снимает раздражительность, понижает высокую температуру при болезни».

Группа 3 работает на красных листах. Красный - цвет жизни, помогает бороться со стрессом, выводит яды и стимулирует чувственность, возвращает жизненную силу. Лечение цветом называется хромотерапией.

1 группа

1) ……………………………….= С + 2Н2    

2) ………………………..…….. = СН2 = СН – СН = СН2 + Н2↑  

3) …………………………….… = Н2С = СН2 + Н2О 

4) ……………………………….. = СН3Вr  + HBr


2 группа

  1. ……………………………….= 2СО2 + 2Н2О


2) ………………………..…….. = СН3Сl + НСl

3) …………………………….… = СН2=СН2 + Н2↑

4) ……………………………….. = СН3 – СН2Сl

3 группа

1) ……………………………….= СО2 + 2Н2О   

2) ………………………..…….. = СН2Вr – СН2Вr

3) …………………………….… = СН3 – СН2 – СН3 

4) ……………………………….. = СН3 – СНСl https://fhd.multiurok.ru/9/c/2/9c2295c6bceb382c1623a8e84f55e49c83a91295/mietodichieskaia-razrabotka-uroka-ughlievodorody_14.png



Решение расчетных задач.  Два ученика решают задачи у доски по карточкам зеленого цвета, остальные работают над головоломкой «9 названий».

А вы знаете, ребята, что когда одного философа спросили, что является для человека самым ценным и важным в жизни, - богатство или слава? Подумав, мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава, не делают человека счастливым. Здоровье – один из важных источников счастья и радости».

Именно зеленый цвет- цвет природы, успокаивает при болезненных состояниях.

Карточка 1.

Установите молекулярную формулу углеводорода, если известно, что в его составе 80% углерода, 20% водорода, а относительная плотность паров по воздуху 1,034.

Карточка 2.

При сжигании 4,4 г неизвестного углеводорода выделилось 6,72 л углекислого газа и 7,2 г воды. Выведите формулу этого углеводорода, если его относительная плотность по водороду равна 22

Учитель. Дорогие ученики! Вспомните, пожалуйста, цель нашего урока... Как вы думаете мы достигли её или нет? Предлагаю вам подумать, какие эмоции вы испытываете сейчас. На рисунке ели, дерева символа жизни, восстановления здоровья, прикрепите шары разного цвета. Красный шар означает азарт, интерес, радость победы, достижение целей. Желтый - спокойствие, неторопливость, достижение целей наполовину. Серый - скуку, безразличие, недостигнутые цели. Если вы сегодня не очень довольны собой и у вас что-то не получилось, не огорчайтесь, все впереди.

Урок я хотела бы закончить наш урок словами Д.И.Менделеева, который был не только великим химиком, но и хорошим педагогом: «Сами трудясь, вы сделаете все и для близких и для себя, а если при труде успеха не будет, будет неудача — не беда, пробуйте еще, сохраните спокойствие, то внутреннее обладание, которое делает людей с волей, ясных и нужных другим. Иного завета, лучшего, дать не могу».

IV. Спасибо за хорошую, плодотворную работу! Подсчитаем «колбочки» и выставим оценки. Давайте посмотрим у кого больше всего колбочек и поставим оценки за вашу работу в журнал.

V. Домашнее задание: сообщение о полисахаридах.

Народная мудрость гласит: «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – много потерял, здоровье потерял - все потерял». Будьте здоровы!


 

Методическая разработка урока-тренинга по химии «Углеводороды»

Методическая разработка урока-тренинга по химии «Углеводороды»

Решение задач . Головоломка «9 названий»

Решение задач . Головоломка «9 названий»

При нагревании до высокой температуры происходит образование ацетилена

При нагревании до высокой температуры происходит образование ацетилена

Перед началом работы расправить фитиль

Перед началом работы расправить фитиль

Пентацен Коронен

Пентацен Коронен

Пока не будет ликвидирована наша экологическая безграмотность и не установлен строгий контроль за качеством продуктов питания, придётся расплачиваться растущей онкологической заболеваемостью

Пока не будет ликвидирована наша экологическая безграмотность и не установлен строгий контроль за качеством продуктов питания, придётся расплачиваться растущей онкологической заболеваемостью

СО2 + 2Н2О 2) ………………………

СО2 + 2Н2О 2) ………………………

V. Домашнее задание : сообщение о полисахаридах

V. Домашнее задание : сообщение о полисахаридах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.03.2022