Профессиональное образование в России выходит на новый уровень развития, перенимая опыт зарубежных профессиональных школ с учетом национальных традиций, особенностей подготовки кадров и потребностей в высококвалифицированных, мобильных, конкурентоспособных на рынке труда кадрах.
Ориентация современного образования направлена на разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности.
Эффективность процесса обучения во многом зависит от умения мастера производственного обучения активизировать познавательную деятельность и развивать творческий потенциал учащихся. Одним из показателей эффективности учебного процесса является развитие творческих способностей учащихся.
«Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке».
М.Скаткин
Цель методической разработки – развитие творческой активности учащихся в процессе учебной практики на основе применения инновационных производственных и педагогических технологий.
Работа над методической проблемой «Формирование и развитие творческих способностей развитие творческой активности учащихся в процессе обучения на основе применения инновационных производственных и педагогических технологий» реализуется на всех этапах учебной практики и направлена на непрерывное совершенствование профессионально-
педагогического мастерства мастера, формирование индивидуального стиля его деятельности. Каждый этап работы над методической проблемой – это путь к личностному совершенствованию профессиональных и методических знаний и умений мастера производственного обучения с целью повышения профессиональной подготовки будущих квалифицированных рабочих бытового профиля.
Тесную взаимосвязь теории с практикой, развитие познавательной и творческой активности учащихся в процессе изучения темы «Изготовление постижерных изделий», на изучение которой отводится 18 часов.
Содержание учебной темы разбито на 3 урока:
1. Плетение тресса разными способами
2. Выполнение клееных деталей украшений.
3. Изготовление сложных украшений и постижерных дополнений.
Для проведения урока учебной практики выбрана тема урока «Изготовление сложных украшений и постижерных дополнений».
Изготовление постижерных изделий – это тонкая ювелирная работа, которая выполнятся вручную. Для изготовления постижеров используются синтетические или натуральные волосы.
Постижами, чаще всего, называют украшения, сделанные из волос. Такое изделие может быть великолепным дополнением к прическе. По сей день постижерные изделия, изготовленные из натуральных и искусственных волос, не теряют свою актуальность. С помощью них можно легко преобразиться за короткое время и достичь желаемого образа.
Различные виды накладок и шиньонов из натуральных волос часто используются для создания свадебных причёсок, ведь каждая девушка в день свадьбы хочет быть на высоте, а длина своих волос не всегда позволяет сделать роскошную причёску.
На сегодняшний день постижерные услуги весьма востребованы, поскольку позволяют быстро, без каких-либо неблагоприятных физических воздействий изменить имидж, добавить в облик именно ту изюминку, которая необходима в данной ситуации.
В нашей стране профессия постижера приобретает большую популярность. Постижер нового поколения – это человек, обладающий разносторонними знаниями в области технологии, эстетики, медицины и профессиональной этики.
ХАРАКТЕРИСТИКА И УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ
ЗАДАЧИ ТЕМЫ
Основная цель учебной практики – формирование у учащихся практических умений и навыков реализуется в процессе проведения уроков производственного обучения.
В процессе обучения парикмахер должен изготавливать изделия, дополнения и украшения из волос, укладку волос в прическу любого типа с использованием самостоятельно выполненных постижерных изделий и дополнений.
В процессе урока учебной практики по теме: «Изготовление сложных украшений и постижерных дополнений» деятельность мастера должна быть направлена на реализацию следующих учебных задач:
- формирование профессиональных умений и навыков по изготовлению украшений;
- применение современных способов изготовления украшений и дополнений;
- формирование культуры труда;
- развитие эстетической культуры
- рациональная организация рабочего места;
- развитие профессиональных умений и навыков при изготовлении постижерных изделий и дополнений;
- развитие творческого мышления;
- бережное отношение к ресурсам и материальным ценностям;
- воспитание чувства ответственности к порученному заданию
Тип урока: урок упражнений по выполнению трудовых приемов и операций.
При подготовке к уроку использовались различные формы и методы обучения, способствующие мотивационной и рефлексивной деятельности, развитию познавательной активности, творческого подхода к выполнению индивидуальных заданий, осуществлению контроля и самоконтроля за выполнением учебно-производственных заданий.
Для проведения урока производственного обучения по теме: «Изготовление сложных украшений и постижерных дополнений» используются методы обучения:
- словесный– рассказ, объяснение, беседа, проблемная беседа;
- наглядный – демонстрация практического показа, технические средства обучения, слайды, заготовки;
- практический метод – метод упражнений;
- метод инструктирования – вводный, текущий, заключительный; - активный метод – элементы проблемной ситуации, игра-лото.
Для выполнения постижерного украшения необходимы ранее приобретенные знания и умения по предметам:
- «Материаловедение» по теме «Материалы для изготовления постижерных изделий и дополнений»,
- «МДК 04.01» по теме «История парикмахерского искусства»,
- «Основы санитарии и гигиены» по теме «Гигиена и санитария производства»,
- «Специальное рисование» по теме «Рисование декоративных украшений и аксессуаров»,
- «Охрана труда» по теме «Основы гигиены труда и производственной санитарии»,
- «Учебная практика» по теме «Выполнение модельных причесок разных типов с использованием постижёрных дополнений»
Потому можно с уверенностью сказать, что учебный материал этой теми влияет на формирование профессионально-практических умений и навыков необходимых для квалификации парикмахера
При изучении темы «Изготовление сложных украшений и постижерных дополнений» учащиеся знакомятся с технологиями выполнения сложных постижерных украшений, видами декорирования, рациональной организацией
-
Давайте вспомним, с какой эпохи начинает развитие
постижерное искусство. Учащиеся рассказывают об истории развития
парикмахерского
использовать постижерные фрагменты из натуральных и искусственных волос
Вопрос. (демонстрируется слайд № 17)
Правильный ответ. (демонстрируется слайд № 18)
предусматривает: Хорошо освещенное рабочее место, приточно–вытяжную
• При помощи каких технологий можно скрепить детали украшения? Правильный ответ (сшивание мононитью, связывание нитками, склеиванием клеем, использовать пистолет)
• Какой способ был использованна уроке? Правильный ответ (связывание нитками, склеивание клеем)
• Как вы считаете, чем можно разнообразить уже готовое украшение? Правильный ответ (бисером, стразами, блеском, лентами и т.д.)
• Как вы думаете могут ли возникнуть какие-либо проблемы в процессе работы? (ДА)Какие? Правильный ответ (Появился белый налет на пряди, гофрируется прядь волос при проклеивании, ломается проклеенная прядь)
Мастер предлагает рассмотреть такую проблемную ситуацию: Проклеенная прядь волос при формировании ножницами ломается.
1. В чем причина? Правильный ответ (применялся слишком густой клей, выбрано неправильное направление резания, применялись тупые ножницы)
2. Как можно исправить? Правильный ответ (Выяснить каким клеящим материалом пользовались при проклеивании пряди, нанести повторно тонким слоем, чтобы размягчить и сформировать заново);
3. А если деталь лопнула в, то время, когда Вы уже закрепили с другими деталями и ее нельзя отсоединить, что будете делать? Правильный ответ (При незначительной поломке можно подклеить клеем или прозрачным лаком).
• Назовите правила охраны труда при работе с режущим инструментом, клеящими материалами. Правильный ответ (Не класть на край стола, передавать в закрытом виде кольцами вперед; не оставлять открытым клей, не подносить близко к лицу, периодически проветривать помещение)
В процессе закрепления новых способов действий мастер использует активный метод обучения в виде игра-лото. Учащимся необходимо расположить карточки в последовательности выполнения технологических операций по выполнения клееного изделия. При правильной расстановке технологической последовательности должно получиться ключевое слово.
- вникать в работу каждого учащегося, не упуская при этом из поля зрения
23
Наименован ие этапа |
Цели и задачи |
Деятельность мастера производственного обучения |
Деятельность учащихся |
ТЕКУЩИЙ ИНСТРУКТАЖ |
|||
Расстановка учащихся по рабочим местам |
• Воспитать ответственность в работе и учёбе; • Поднятие дисциплины; • Ответственности; • Самостоятельности; |
На этом этапе урока используется индивидуальный подход: проверка готовности каждого учащегося к выполнению практических работ. Инструктаж по основным требованиям соблюдения правил безопасности труда при работе. |
• Наличие санитарной одежды, сменной обуви • Организация рабочего места |
Подготовка материалов и приспособле ний к работе |
• Развитие внимания; • Моторики рук (зрительная ,механическая памяти); • Получения навыков, правила пользования инструментами |
Операция по подготовке материалов к использованию |
Выполняют задания по подготовке материалов к использованию |
Выполнение задания |
• Развитие внимания; • Моторики рук; • Получения навыков, правила пользования инструментами; • Рациональное использование рабочего времени |
Выдача задания: Изготовление постижерного украшения из трессованных прядей волос
|
Выполняют задания по изготовлению постижерного украшения из трессованных прядей волос |
Текущее инструктиро вание по ходу выполнения заданий |
• Развитие у учащихся умения самостоятельно планировать и анализировать свою работу. Закрепление навыков, умений; • Передача опыта мастера; • Анализ допущенных ошибок в процессе работы; • Привитие ответственности в работе. |
|
внутренний контроль за соблюдением правил ОТ в группе |
II обход: проверка правильности применения учащимися способов и приемов работы. |
выполняют трудовые приёмы и операции согласно заданию |
||
III обход: индивидуальный подход к каждому учащемуся по соблюдению технологического процесса, показ технологических операций; проверка правильного использования инструкционнотехнологических карт |
соблюдение технологического процесса в ходе выполнения задания |
||
IV обход: соблюдение правил безопасной работы и охрана жизнедеятельности; контроль за качеством исполнения учебнопроизводственных работ. |
Соблюдение правил безопасной работы Выполнение трудовых приёмов |
||
V обход: разрешение проблемных ситуаций и актуализация полученных знаний и навыков |
Выполнение трудовых приёмов |
||
VIобход: контроль качества выполненных работ |
Поэтапный контроль |
||
VI обход: работа над ошибками |
Исправление допущенных ошибок в ходе выполнения задания |
Во время текущего инструктажа мастер может вмешиваться в ход выполнения задания учащимися в том случае, если имеют место:
ü нарушения приемов при технологии изготовления украшения; ü нарушения правил безопасности труда.
В процессе самостоятельной работы учащихся мастер может применять индивидуальные и коллективные формы работы с ними. Коллективный инструктаж проводится в тех случаях, когда в ходе целевых обходов мастер обнаруживает, что многие или большинство учащихся допускают одинаковые ошибки, имеют место одни и те же недостатки. По окончании самостоятельной работы проводится уборка рабочего места и контроль за сохранностью инвентаря и инструмента.
Заключительный инструктаж.
Основная дидактическая цель заключительного инструктажа – анализ достижений и недостатков урока: показать учащимся, чему они научились в результате урока, что и как необходимо делать, чтобы предупредить недостатки.
Во время проведения заключительного инструктажа, при подведении итогов урока мастер:
- анализирует выполненные работы учащихся с учетом соблюдения технологии выполнения постижерного украшения, использования приемов, санитарногигиенических норм, правил техники безопасности при выполнении задания, самостоятельности;
- обращает внимание на ответственность учащихся за качественное выполнение работ во время урока;
- разбирает допущенные ошибки и недостатки, и способы их устранения;
- проводит анализ успехов учащихся в овладении профессией, в форме беседы, привлекает учащихся к активному обсуждению результатов урока.
Объявляет балы за выполненные учебно-производственные работы с учетом теоретических знаний и практических умений и выдает домашнее задание.
Домашнее задание: Закончить декорирование выполненного изделия. Сдать на
следующем уроке с технологическими картами декорирования.
Методическая разработка данного урока раскрывает формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий: информационнокомпьютерных и интерактивных, а также технологии обучения и воспитания применительно к теме урока производственного обучения «Изготовление сложных украшений и постижерных дополнений».
Во время проведения урока мастер производственного обучения стремился вызвать у учащихся мотивацию к обучению, развить умение сотрудничества, наблюдательность, инициативность, находить и систематизировать информацию, делать выводы.
Данная методическая разработка урока производственного обучения направлена на профессионально-педагогическое совершенствование мастера производственного обучения.
Деятельность мастера направлена на реализацию учащимися следующих учебных задач:
ü изготовление постижерных украшений;
ü умение работать всеми необходимыми инструментами;
ü формирование и развитие творческих способностей; ü знание безопасных методов труда.
Тема урока важна для усвоения и актуальна при изучении и других тем. Учащиеся на протяжении всего урока сформировали умения и навыки по изготовлению сложных постижерных украшений.
Актуализацию опорных знаний мастер проводил фронтальным опросом, в
процессе которого работала вся группа, активизировалась умственная деятельность учащихся. В процессе проведения вводного инструктажа была использована презентация в программе Power Point.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.
1. Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273 ФЗ
2. Федеральный государственный стандарт по профессии 43.01.02. Парикмахер
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.10.2013г. № 1199 «Об утверждении перечней профессий и специальностей СПО»
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14.06.2013г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности по образовательным программам СПО»
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 18.04.2013г. № 291 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы СПО»
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 16.08.2013г. № 968 «Об утверждении порядка проведения Государственной итоговой аттестации по образовательным программам СПО»
7. Разъяснения по формированию примерных программ профессиональных модулей СПО на основе ФГОС СПО (ФГАО «ФИРО»).
8. Положения о проведении учебной и производственной практики в ОО СПО
(локальный акт)
Основные источники:
1. Тархан Л.З., Мыхнюк М.И. Организация производственного обучения в ПТУЗ: Учебно-методическое пособие. Симферополь: Крымское учебно-педагогическое государственное издательство, 2003. – 208с.
2. Одинокова И.Ю., Черниченко Т.А. «Технология парикмахерских работ» - М., 09.
3. Чалова Л. Д., Галиева С.А., Уколова А. В. «Санитария и гигиена парикмахерских
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.