Министерство Образования Московской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Московской области
Электростальский колледж
урока - викторины по истории
по теме:
"История России с древнейших времён
до XVII века"
Преподаватель: Воробьёва С. А.
Рассмотрено на заседании методической комиссии
(Центральный корпус)
Протокол №___от___ 20 г.
Председатель комиссии Караульщикова Е.А.
Электросталь
2020 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Методические рекомендации урока по истории на тему «История России с древнейших времён до XVII века» выполнены на основании рабочей программы в соответствии с учебным планом по профессии 230103.02 мастер по обработке цифровой информации.
Материалы методических рекомендаций и разработанная к нему компьютерная презентация может быть использована на уроках истории в других образовательных учреждениях, а также на классных часах и внеурочных мероприятиях.
Цели урока:
- закрепить и повторить основные исторические термины, понятия и даты, раскрыть закономерности образования Российского государства и усиления центральной государственной власти в период с XIV-XV вв.
- раскрыть значение и дать оценку деятельности выдающихся государственных деятелей Российского государства.
- продолжить формирование умений находить причинно-следственные связи при рассмотрении исторических событий, продолжить формирование хронологических и картографических навыков.
Задачи урока:
Познавательный аспект
После занятия учащиеся должны:
- знать и уметь объяснять причины и закономерности образования Российского государства;
- знать и уметь связно излагать основные даты и факты по изученной теме;
- уметь самостоятельно добывать знания;
- знать и применять на практике принципы работы в группе;
- достигнуть на данном уроке уровня качества знаний, умений и навыков: репродуктивного (для слабых учеников), конструктивного или творческого (для основного числа учащихся).
Развивающий аспект
- обогащение и усложнение словарного запаса учащихся;
- усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность);
- совершенствование мыслительных навыков: анализировать текст, отбирать в нём данные на определённую тему, обобщать и систематизировать отобранный материал, разрешать проблемы;
- развитие умения действовать по алгоритму и, в то же
время, находить новые способы решения проблемной ситуации, если она не может
быть исчерпана традиционными методами;
Воспитывающий аспект
- воспитывать гуманное
отношение к другим людям через такие качества, как товарищество, доброту,
деликатность, вежливость, дисциплинированность, честность, актуальность ценности
человеческой жизни;
- способствовать формированию требовательного отношения к себе, аккуратности,
чувству собственного достоинства;
- воспитывать чувство долга, умение жить в коллективе, сопереживать успехам
товарищей, их неудачам, слушать и критически относиться к мнению другого;
- воспитывать осознание такой нравственной ценности, как патриотизм,
гражданственность, любовь к Родине, чувство гордости за ее историческое
прошлое.
Применяемые педагогические технологии:
Групповые технологии
Чтобы достичь поставленных целей и уложиться во временные рамки урока, все учащиеся разбиваются на четыре группы и получают разные задания (но работающие на общий результат урока).
В ходе обсуждения учащиеся коллективно выполняют задания. В числе основных факторов, побуждающих учащихся к активности, можно назвать: познавательный интерес; продуктивный, творческий характер деятельности; состязательность; игровой характер.
Технология проблемного обучения
Создание проблемной ситуации: каждой команде учащихся предлагается решить исторические задачи, например: в конце XVIв. из Москвы в Сибирь был послан молодой дворянин, который должен был доставить ясак. Это было его первое служебное поручение. Однако очень скоро он вернулся назад и ничего не привез. На допросе он показал, что собрал с «Сибирцев» 100 рублей денег, но по дороге его ограбили. После этих слов стало понятно, что дворянин лжет: он просто пробыл какое-то время в своем поместье, а в Сибири даже не был. Как об этом узнали власти? (ясак – это натуральная дань, в Сибири собиравшаяся пушниной)
Данные задания направляют учащихся на решение проблемы, организует поиск решения. Таким образом, учащиеся ставятся в позицию субъекта своего обучения и как результат у них образуются новые знания, они овладевают новыми способами действия.
Элементы личностно-ориентированного развивающего обучения
Создание атмосферы заинтересованности каждого учащегося при решении исторических задач, стимулирование каждого учащегося к активной деятельности, высказываниям без боязни ошибиться в ходе работы в группе, оценка деятельности учащихся не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения; создание ситуации успеха в ходе проведения игры; создание положительного эмоционального настроя на работу всех учащихся в процессе проведения урока.
Элементы компьютерной (информационной ) технологии
Использование на всех этапах урока компьютерной презентации, способствующей обобщению и систематизации знаний учащихся. Возможно обсуждение домашнего задания и обмен мнениями по данной теме в сети интернет.
Оборудование урока: компьютер и проектор, дидактические материалы (индивидуальные задания для каждой группы).
План урока:
1. Организация
начала урока (2-3 мин).
2. Проведение инструктажа, объяснение правил игры (5 мин).
3. Практическое применение знаний (работа в группах, выполнение заданий) (20
мин).
4. Закрепление знаний и способов действий (проверка учителем выполненных
заданий, ответы учащихся) (15 мин).
5. Подведение итогов урока. Рефлексия. Домашнее задание (5 мин).
Ход урока:
Здравствуйте, начнем наш урок (заполнение журнала). Тема сегодняшнего занятия: «История России с древнейших времён до XVII века» Сегодня мы проводим историческую викторину, участники – четыре команды, в конце урока мы узнаем победителя. Представление команд. Команда, получившая наибольшее количество баллов, получит высшие отметки за работу на уроке.
Цели данного этапа урока – подготовка учащихся к работе на занятиях, быстрое включение учащихся в деловой ритм, проверка готовности оборудования (урок проводится с применением компьютерной презентации).
Все учащиеся разделены на команды и получают задания (см. приложения), которые должны выполнить в течение 10 минут. За каждый правильный ответ учащийся получает один балл.
Цели данного этапа урока – обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, актуализации опорных знаний и умений.
Участники каждой команды в ходе межгрупповой дискуссии прорабатывают и записывают ответы на вопросы. Цель работы – творческие отчеты каждой группы. Цели данного этапа урока – обеспечение восприятия, осмысления и закрепления знаний и способов действий, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладение способами действий.
Самопрезентация – творческие отчеты учащихся о выполненной работе.
Цель данного этапа урока – обеспечение усвоения новых знаний и способов действий.
Подсчитываются баллы, на основании которых определяется команда – победитель, лучшие игроки всех команд и лучший игрок всей игры.
Литература:
1. Учебник В.В.Артемов, Ю.Н.Лубченков
История. В двух частях «Академия». - М.2017 г.
2. www.hist.msu/ER/Etext - «Исторические источники по истории Древнего Востока» (Электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова)
3. www.hrono.ru - сайт «Хронос». Всемирная история в Интернете.
Приложение № 1
Задания для команды 1
1. Как назывался совет
ближайших соратников Ивана Грозного? (Избранная Рада)
2. Когда могла появиться пословица «Волга — русская река»? (после захвата
войсками Ивана Грозного территории Казанского и Астраханского ханств)
3. Мастера выплетали узоры из каменных кружев,
Выводили столбы и, работой
своею горды,
Купол золотом жгли,
Кровли крыли лазурью снаружи
И в свинцовые рамы вставляли чешуйки слюды.
Эти русские мастера, согласно
легенде, за свою работу были удостоены от царя невиданной «милости». Кто, за
что и какой именно милости был удостоен? (строители собора Василия
Блаженного (Покровского собора на Рву) Барма и Постник Яковлев были ослеплены
Иваном Грозным, чтобы они не могли больше создать равного по красоте собора)
4. Опричник,
известный своими зверствами, тесть царя Бориса Годунова Григорий Бельский,
вошел в русскую историю под другим именем. Назовите его. (Малюта Скуратов)
5. Когда Русью правил «денежный мешок»? (Иван Калита, 1332-1340гг)
6. О какой исторической личности идет речь:
«Князь. По красоте его сравнивали с патриархом Иосифом, которого фараон поставил начальником над всею Египетскою страною, по силе – с ветхозаветным судьею Самсоном, по уму – с царем Соломоном, по мужеству и военным доблестям – с древним римским императором Веспасианом.
Выиграл 2 значительные битвы. В честь одной из них получил прозвище.
Навсегда остался в памяти народной. Канонизирован. Петр I повелел перенести его мощи из Владимира в Петербург, сделав его ангелом-хранителем новой империи. Художник П.Д.Корин написал картину, С.С.Прокофьев посвятил ему вдохновеннейшую кантату, К.М.Симонов – поэму, С.М.Эйзенштейн – фильм. В его честь в 1725г. учрежден орден в России, а в 1942г. – в СССР.
Умер на 43 году жизни». (Александр Невский)
7. В связи с чем было сказано: «Ты, князь, чужой земли ищешь, от своей же отрекся». (Так писали киевляне, обращаясь к князю Святославу. В 968г., пока князь воевал на Дунае, подавляя восстание в Болгарии по просьбе Византийского императора, печенеги напали на Киев)
8. Решите задачу: Дед боярина А получил чин окольничьего раньше деда боярина Б; отец боярина А был первым воеводой в военном походе вместе с отцом боярина Б. В 1548г оба боярина – А и Б претендовали на должность окольничьего в Боярской Думе. Кто из них был назначен и почему? (боярин А, т.к. в соответствии с системой местничества дети и внуки бояр должны были находиться в том же служебном соотношении, что и их предки)
9. Кто из русских князей был одновременно внуком Киевского князя и Византийского императора? (Владимир Мономах)
10. Как называлась столица древлянской земли, сожженная княгиней Ольгой в качестве мести за убийство князя Игоря? (г.Искростень)
Приложение № 2
Задания для команды 2
1. Какое государство
выдвигало своего королевича на русский престол в начале XVII в.? (Речь
Посполитая – королевича Владислава)
2. Кто был первым русским царем? (1547г - венчание на царство Ивана
Грозного)
3. На какое явление или
конкретное лицо содержится намек в отрывке из стихотворения Дмитрия Кедрина:
Казаки от царского гнева, как вы,
У хана защиты не просят,
Казаки в Литву не бегут из Москвы
И сор из избы не выносят. (имеется в виду бегство Андрея Курбского в Литву и
написанная там «История князя Московского»)
4. В Москве есть место, ныне
носящее название Чистые пруды, которое во времена Ивана Грозного
называлось Поганая лужа. В 1570 г. здесь казнили 116 человек, среди
которых был бывший глава Посольского приказа. Он держался стойко и вины не
признавал даже под пытками. «Раз ты жаждешь моей крови, пролей ее, хотя и
невинную, ешь и пей до насыщения», — так ответил он на предложение раскаяться.
На помин его души Иван IV внес огромный вклад. Кто был казненным? (дьяк
Иван Висковатый)
5. Кому и где поставила памятник «Благодарная Россия»? (памятник Минину
и Пожарскому на Красной площади в Москве, арх.Мартос)
6. О какой исторической личности идет речь:
«Князь. Сын Юрия Долгорукого. Князь Владимирский. Женат на дочери боярина Степана Кучки – владельца усадьбы, рядом с которой была построена крепость Москва.
Убит заговорщиками Кучковичами. После него остались Золотые ворота во Владимире, Церковь Покрова на Нерли и дворец в Боголюбове». (Андрей Боголюбский)
7. В связи с чем было сказано: «Когда повадится волк к овцам ходить, то перетаскает все стадо». (Согласно Повести временных лет, так сказали древляне в 945г. о попытке вторичного сбора дани князем Игорем. В результате восстания древлян Игорь был убит)
8. Решите задачу: В конце XVIв. из Москвы в Сибирь был послан молодой дворянин, который должен был доставить ясак. Это было его первое служебное поручение. Однако очень скоро он вернулся назад и ничего не привез. На допросе он показал, что собрал с «Сибирцев» 100 рублей денег, но по дороге его ограбили. После этих слов стало понятно, что дворянин лжет: он просто пробыл какое-то время в своем поместье, а в Сибири даже не был. Как об этом узнали власти? (ясак – это натуральная дань, в Сибири собиравшаяся пушниной)
9. Дочь какого Киевского князя стала королевой Франции? (Анна, дочь Ярослава Мудрого)
10. Как проехать из Дерпта в Юрьев? (это один и тот же город)
Приложение № 3
Задания для команды 3
1. Как звали жену самозванцев Лжедмитрия I и Лжедмитрия II? (Марина Мнишек)
2. Кто был последним царем из династии Рюриковичей? (Федор Иванович, сын Ивана Грозного)
3. Не мерена вдоль и не
пройдена вширь,
Покрыта тайгой непроезжей,
У нас под ногой распростерлась Сибирь
Косматою шкурой медвежьей.
Мы можем землей этой тучной владеть,
Ее разделивши по-братски.
Мне в пору Кучумовы бармы надеть
И сделаться князем остяцким.
Кто этот герой? Надел ли он Кучумовы бармы в действительности?
(казачий атаман Ермак Тимофеевич возглавил поход в Сибирь (1581-1585гг), погиб в ходе похода)
4. Этот человек возглавлял Избранную Раду, составил Великие Четьи Минеи, оказывал огромное влияние на царя, но не смог предотвратить учреждение опричнины. Кто этот человек и по какой причине ему не удалось отговорить Ивана IV от опрометчивого решения? (митрополит Макарий, скончался до начала Опричнины)
5. Когда в военной истории
опасность представляла свинья? (5 апреля 1242г. в Ледовом побоище)
6. О какой исторической личности идет речь:
«Воевода. Фамилия происходит от названия городка Погорелово. Его род пострадал от Ивана Грозного. Дед Федор был сослан, а имение конфисковано. Прадед Иван Берсенев, друг Максима Грека, был казнен за вольнодумство. Мать воеводы состояла «верховной боярыней» при дочери Бориса Годунова. Сам воевода был верен Годуновым до конца.
Воевал с И.Болотниковым. Участник Первого ополчения 1611г, один из руководителей и командующих Второго ополчения и временного правительства. Участвовал в войне с Польшей в звании второго воеводы. Был также воеводой в Новгороде и Переяславле-Рязанском. Руководил приказами – Ямским, Разбойным, Приказных дел, Московским судным.
В дни смертельной опасности, нависшей над Москвой в 1941г., И.В.Сталин призвал советский народ вспомнить о его мужественном образе наряду с Александром Невским, Дмитрием Донским, Кузьмой Мининым, Александром Суворовым, Михаилом Кутузовым.
В Москве имеется ему памятник». (Князь Дмитрий Михайлович Пожарский, один из руководителей Второго ополчения)
7. В связи с чем было сказано: «Пусть каждый владеет отчиной своей» (1097г, Любечский съезд князей, положивший начало феодальной раздробленности)
8. Решите задачу: В 1581г. были введены «Заповедные лета». В связи с этим новгородскому крестьянину Ивану Ковшу было запрещено уйти от своего феодала, хотя он собирался выплатить пожилое. Правильно ли это решение? (Да, т.к. Заповедные лета - это временный запрет крестьянского перехода в Юрьев день)
9. Кем приходились друг другу Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо? (родные братья, сыновья Юрия Долгрукого)
10. Византийский император Константин около 948г. писал: «Когда наступает ноябрь месяц, князья их тотчас выходят со всеми руссами и отправляются в круговой объезд именно в славянские земли. Прокармливаясь там в течение целой зимы, они в апреле месяце, когда растает лед на Днепре, снова возвращаются в Киев. Затем забирают свои корабли… снаряжаются и отправляются в Византию». Какое явление описал Византийский император? (полюдье – сбор дани князем с подвластных земель)
Приложение № 4
Задания для команды 4
1. Что такое Земский собор? (высшее сословно-представительное учреждение с законосовещательными функциями, впервые был созван в 1549г.)
2. Как называлась существовавшая в XVI в. энциклопедия домашнего хозяйства? («Домострой»)
3. На голубом и мокроватом
Чудском потрескавшемся льду
В шесть тысяч семьсот пятидесятом
От сотворения году.
О
какой битве эти строки? Когда она произошла? ((5 апреля 1242г. Ледовое
побоище)
4. Многие великие князья и государи, чеканя монету, ставили на ней свое
имя. Почему на монетах Ярослава Мудрого часто изображался Георгий Победоносец и
имя «Георгий»? (Ярослав – имя языческое, в крещении он принял имя Георгий)
5. У какого города «злой характер»? (Козельск; «злым городом» его прозвали монголо-татары за 7-и недельную оборону от войск Батыя)
6. О какой исторической личности идет речь:
«Монах. Выходец из знатного и богатого рода ростовских бояр. Семья разорилась и переехала в Московское княжество.
Основал пустынь на берегу реки Кончуры, которая в дальнейшем стала самым знаменитым и почитаемым в России монастырем.
Пользовался огромным авторитетом. По преданию, Дмитрий Иванович получил его благословение перед Куликовской битвой. Его ученики установили много знаменитых монастырей.
По словам церковных песнопений, … - «светильник многосветный Русской земли», ее «великий заступник», ее «похвала и миру благое украшение».
В 1352г. причислен к лику святых». (Сергий Радонежский)
7. В связи с чем было сказано: «Посаднику не быти, а государство нам свое держати». (1478г., после захвата Новгорода войсками Ивана III)
8. Решите задачу: В 1598г. боярин Юрьев обратился к царю с челобитной о возвращении беглого крестьянина, который убежал от него в годы опричнины, и теперь живет среди посадского населения, занимаясь торговлей. Удовлетворят ли боярскую челобитную? (Нет, т.к. в 1597г. были введены Урочные лета, определяющие 5-летний срок сыска беглых крестьян, опричнина же произошла намного раньше (1565-1572гг)
9. Назовите имена братьев Рюрика? (Трувор и Синеус)
10. Правитель какого государства жил в «Сарае»? (хан Золотой Орды)
Приложение № 5
Дополнительные вопросы (на случай, если не определится победитель при равенстве баллов или для игры со зрителями)
1. О какой исторической личности идет речь:
«Художник. Первое упоминание о нем встречается в летописи 1405г. Предполагается, что он учился и работал в Византии и Болгарии. Одна из версий – он ученик знаменитого Феофана Грека.
Монах Троице-Сергиева и Спасо-Андроникова монастыря. Возможно личное знакомство с Сергием Радонежским.
Стал фактически родоначальником московской школы живописи.
Отличительные особенности письма: в ликах отражается духовный мир персонажей; четкие пропорции фигур и лиц; богатая образность в изображении; элементы композиции; попытка передать движение.
Вместе с Ф.Греком и Прохором с Городца расписывал Благовещенский собор в Москве. Им в содружестве с другими художниками были расписаны Троицкий собор в Троице-Сергиевой лавре, Успенский собор во Владимире, Спасский собор в Москве и др.
До наших дней дошли: композиция «Страшный суд», иконы «Вознесение», «Сретение», «Воскресение», «Сошествие во Ад», «Спаситель», «Архангел Михаил», «Апостол Петр», «Святая Троица». Именем художника назван музей древнерусской культуры.
Канонизирован в 1988г.» (Андрей Рублев)
2. В эти годы: принят герб, учреждена полиция, открыта на Печоре серебряная и медная руды, указано год начинать не с 1 марта, а с 1 сентября, составлен Судебник, начали отливать свои пушки, приглашены из Италии и Греции Марко Фрязин, Аристотель Фиорованти и построены Успенский, Благовещенский и Архангельский соборы, Грановитая палата, введен запрет на постройку зданий ближе 109 саженей от стен Кремля, гражданам Москвы еще раз разрешено строить каменные дома, произошло землетрясение, возникали пожары.
Кто правил страной в это время? (Иван III)
Самоанализ разработанного и проведенного занятия.
Дата________№группы_______Предмет__________Преподаватель(мастер)_____________
_______________________________Тип урока______________________________________
Тема урока____________________________________________________________________
Цель урока____________________________________________________________________
Учебно-методич. оснащение урока________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Использование современных пед. технологий______________________________________
_____________________________________________________________________________
Отбор содержания и объем уч.материала, элементы творчества в разработке урока_______
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Организация урока, его структура_________________________
____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Выбор методов обучения_______________________________________________________
Реализация цели урока посредством:______________________________________________
_____________________________________________________________________________
Развитие уч-ся в ходе процесса обучения (методы обучения: репродуктивный или творческий), межпр.связи; взаимосвязь умений и навыков; уровень подачи материала:____
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Реализация воспитательных задач на уроке________________________________________
_____________________________________________________________________________
Работа преподавателя(мастера) на уроке: подготовка к уроку, умение исп. дидактические средства, контакт с классом, внешний вид и культура поведения____________________
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа учащихся на уроке: проверка готовности уч-ся, активность, вид деятельности, дисциплина, отношение к предмету______________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Виды проверки знаний, контроль за слабоуспевающими, критерии оценок______________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Качество знаний по итогам урока:____________________________
_____________________________________________________________________________
Достижение поставленных целей урока____________________________________________
_____________________________________________________________________________
Что повлияло отрицательно на поведение уч-ся на уроке?____________________________
_____________________________________________________________________________
Какие приемы активизации внимания применялись на уроке?_________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________ВАША оценка результатов анализа урока___________________________________________________________ . Подпись
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.