Методическая разработка урока внеклассного чтения в 5 классе по теме «Басня – мудрость тысячелетий».
Оценка 4.7

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 5 классе по теме «Басня – мудрость тысячелетий».

Оценка 4.7
docx
24.12.2022
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 5 классе  по теме «Басня – мудрость тысячелетий».
Конспект.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                         «Средняя общеобразовательная школа №9» с углубленным изучением отдельных предметов» Елабужского муниципального района Республики Татарстан

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

урока внеклассного чтения в 5 классе

по теме «Басня – мудрость тысячелетий».

 

 

 

 

 

 

 

подготовила

учитель  русского языка и литературы

Щербакова Н.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Елабуга

2022

Конспект внеурочного занятия по читательской грамотности. 5 класс

Тема занятия: «Басня – мудрость тысячелетий». Слайд 1

Технология продуктивного чтения.

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята и уважаемые гости.  Мы рады приветствовать вас на внеурочном занятии.

- Поприветствуйте, ребята, друг друга улыбкой. Мы желаем вам узнать много интересного на занятии. Пусть оно пройдёт с пользой для всех.

2. Введение в тему (учитель)

Во все века... 
Любили люди сказки, басни... 
Читать, придумывать. Как будто корешки 
Из тьмы земной на божий свет дают вершки... 
Из бездны времени выуживая счастье...

Как клад бесценного сокровища ума. 
Так ум нам дан, как рыбаку даются снасти... 

 

- Кто догадался, о каком литературном жанре пойдёт речь на уроке?

 

Ребята, можно ли сказать, что ваша повседневная  жизнь так или иначе связана с чтением?

 

- А что включает в себя понятие «чтение»? (умение видеть главную информацию, вести диалог с автором, делать выводы, соотносить…)

 

- А мы можем назвать те процессы, которые вы перечислили понятием «читательская грамотность»? (да)

 

Действительно, такое понятие существуетСлайд 2.

Существуют исследования, которые оценивают умение школьников грамотно работать с текстом? (Да, действительно, таких исследований много. Результаты одного из них PISA (тест, оценивающий грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике) вам будут сегодня представлены)

 

-А важно ли для жизни грамотно читать? Почему?

 

- Я вам предлагаю поработать с текстом, после чего постараться интерпретировать информацию, представленную на слайде (3).

 

Справка: по данным Международного исследования 2000 года, касающегося качества чтения детей, наши дети 15-ти лет заняли из 32 стран мира 29 место, в 2003 году показали результаты еще ниже. Они оказались не способны вычерпывать информацию из текстов разных типов, отбирать в тексте соответствующий заданию материал. Не умеют они и находить в тексте скрытую или противоречивую информацию. Затруднение вызывает переход от детали текста к целому и наоборот, а также установление связи прочитанного с имеющимися знаниями и опытом. Не проявили наши школьники умения домысливать текст, ставить вопросы и выдвигать гипотезы. В целом российские учащиеся оказались не способны результативно действовать в нестандартной ситуации. Преодоление этих недостатков чтения наших школьников — безотлагательная задача, стоящая на повестке дня нашего общества и, прежде всего, семьи, школы, библиотеки.

 

- Что вы видите на слайде? ( РФ на 26 месте) Исходя из текста, объясните почему.

 

- Итак, в чем же мы будем продолжать совершенствоваться? (умении понимать текст, преобразовывать, делать выводы)

 

А.С.Пушкин писал: «Чтение – вот лучшее учение…Следовать за мыслями великого человека – есть наука самая занимательная» - Слайд 4.

 

- Сегодня  мы последуем за мыслями древнегреческого баснописца Эзопа и поработаем над басней «Скупой и его золото». - Слайд 5.

- Мы будем работать над басней. Что обозначает данное понятие? – Слайд 6.

- Но у нас есть еще заголовок «Скупой и его золото». Какие ассоциации возникают у вас при слове «скупой»? (жадный, неумеренно бережливый, избегающий расходов, одинокий). -  Слайд 7.

!!! (на доске составляется кластер после того, как дети составят кластер в группах) – рисуем солнышко с лучами на доске (у детей на столах листы, на которых дети рисуют солнышко с лучиками) .

- Давайте установим связи между этими словами. Скупой – это прежде всего какой?(жадный и неумеренно бережливый) От того, что он жадный, он какой? (избегающий расходов)

 

То, что мы с вами сделали называется: АНТИЦИПАЦИЯ (от лат «предвосхищаю») – предвосхищение, предугадывание содержания текста. – Слайд 8.

 

3. Читаем текст (учитель). Текст на партах. Слайд 9.

 

СКУПОЙ И ЕГО ЗОЛОТО

Басня Эзопа

 

Скупой продал все, что имел, и купил слиток золота. Зарыл его в землю,

выкопав яму рядом со старой стеной, и каждый день ходил туда смотреть, цело

ли его богатство. Один из его работников заметил, как часто скупой

наведывается в это место, и решил проследить за ним. Очень скоро работник

разгадал тайну спрятанного клада, начал копать, наткнулся на золото и украл

его. Придя в следующий раз, скупой обнаружил, что яма пуста, начал рвать на

себе волосы, громко жаловаться и причитать. Сосед, увидев его горе и узнав

причину, сказал: «Прошу тебя, не печалься так сильно, а пойди и возьми

камень, положи его в яму и представь, что твое золото по-прежнему лежит там.

Камень вполне годится для этого, потому что, когда там было золото, ты его не

имел, ведь не было от него ни малейшей пользы».

 

- Обращаемся к нашей записи. Можем ли мы что-нибудь добавить после прочтения?(дополняем кластер) (продал все - золото, ходил каждый день смотреть - беспокойство, золото - это тайна, видя, что золото пропало, он какой - горюющий, причитающий, его золото какое - бесполезное). Устанавливаем связь.

 

- Видите, как углубилось наше представление о скупом и это мы видим наглядно благодаря кластеру. Мы проследили все связи, и у нашего солнышка стало больше лучиков.

 

- А теперь самостоятельное чтение, читаем текст и подчеркиваем ключевые слова.

 

- Читаем ключевые слова.

 

- Посмотрите, все ли главные слова отражены в кластере? (да, молодцы)

 

- Работаем с текстом далее (вопросы на Слайде  10 )

 

1) 1324;  Слайде  10

2) С    Слайд 11

3) камень бесполезен, не имеет ценности, как и золото, в этом случае  Слайд 12

4) Указано, что скупой хотел сохранить золото ИЛИ боялся кражи.  Слайд 13

5) продал все, что имел.  Слайд 14

 

Работа в группах (3 группы)  Слайд 15

 

1 группа: сжатие текста

- Сжать текст до 5,6 предложений и пересказать от лица соседа.

 

2 группа: составление телеграммы

- Передайте  основную идею при помощи телеграммы.

 

3 группа: перенесемся в 21 в. Вы должны составить текст смс-сообщения: какую мудрость хотите сообщить?  (оно будет еще меньше, чем телеграмма - 74 знака, т.е одно-два маленьких предложения). И отправить сообщение мне.

 

Слушаем ответы

 

Промежуточный итог

- Скажите, о чем мудром нам хотел сказать древнегреческий баснописец Эзоп?  Слайд 16

(не использовать то, что имеешь, все равно что не иметь этого)

 

- Составьте  синквейн со словом «золото», «скупой». Слайд 17

Схема синквейна.

1  строка. Имя существительное. Кто? Что? Тема синквейна данном случае – мама);

2   строка. Два определения (прилаг./причаст./местоим.) Какая? Чья? Определение, в котором выражается личностное отношение к теме;

3   строка. Три действия-ассоциации (глаголы) – Что делает? – Действия- ассоциации к теме;

4   строка. Предложение, где выражено отношение к теме; 5 строка. Слово-итог к теме.

 

Золото                                                     Скупой                             Слайд 18

ценное, спрятанное                                Жадный, бережливый

лежит, хранится, пропадает                  Купил, закопал, переживал

оно не приносит пользы                        Не использовал по назначению

бесполезность                                         Несчастный

 

Рефлексия  Слайд 19

 

Слайд 20 

Посмотрите, что говорил Дени Дидро «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».

 

 Мы  прочитали небольшой текст, он заставил нас мыслить.

 

Поздравляем  вас с этим.

 

Мы молодцы!!!!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Справка: по данным Международного исследования 2000 года, касающегося качества чтения детей, наши дети 15-ти лет заняли из 32 стран мира 29 место, в 2003 году показали результаты еще ниже. Они оказались не способны вычерпывать информацию из текстов разных типов, отбирать в тексте соответствующий заданию материал. Не умеют они и находить в тексте скрытую или противоречивую информацию. Затруднение вызывает переход от детали текста к целому и наоборот, а также установление связи прочитанного с имеющимися знаниями и опытом. Не проявили наши школьники умения домысливать текст, ставить вопросы и выдвигать гипотезы. В целом российские учащиеся оказались не способны результативно действовать в нестандартной ситуации. Преодоление этих недостатков чтения наших школьников — безотлагательная задача, стоящая на повестке дня нашего общества и, прежде всего, семьи, школы, библиотеки.

 

 

Справка: по данным Международного исследования 2000 года, касающегося качества чтения детей, наши дети 15-ти лет заняли из 32 стран мира 29 место, в 2003 году показали результаты еще ниже. Они оказались не способны вычерпывать информацию из текстов разных типов, отбирать в тексте соответствующий заданию материал. Не умеют они и находить в тексте скрытую или противоречивую информацию. Затруднение вызывает переход от детали текста к целому и наоборот, а также установление связи прочитанного с имеющимися знаниями и опытом. Не проявили наши школьники умения домысливать текст, ставить вопросы и выдвигать гипотезы. В целом российские учащиеся оказались не способны результативно действовать в нестандартной ситуации. Преодоление этих недостатков чтения наших школьников — безотлагательная задача, стоящая на повестке дня нашего общества и, прежде всего, семьи, школы, библиотеки.

 

 

 

Справка: по данным Международного исследования 2000 года, касающегося качества чтения детей, наши дети 15-ти лет заняли из 32 стран мира 29 место, в 2003 году показали результаты еще ниже. Они оказались не способны вычерпывать информацию из текстов разных типов, отбирать в тексте соответствующий заданию материал. Не умеют они и находить в тексте скрытую или противоречивую информацию. Затруднение вызывает переход от детали текста к целому и наоборот, а также установление связи прочитанного с имеющимися знаниями и опытом. Не проявили наши школьники умения домысливать текст, ставить вопросы и выдвигать гипотезы. В целом российские учащиеся оказались не способны результативно действовать в нестандартной ситуации. Преодоление этих недостатков чтения наших школьников — безотлагательная задача, стоящая на повестке дня нашего общества и, прежде всего, семьи, школы, библиотеки.

 

 

 

Справка: по данным Международного исследования 2000 года, касающегося качества чтения детей, наши дети 15-ти лет заняли из 32 стран мира 29 место, в 2003 году показали результаты еще ниже. Они оказались не способны вычерпывать информацию из текстов разных типов, отбирать в тексте соответствующий заданию материал. Не умеют они и находить в тексте скрытую или противоречивую информацию. Затруднение вызывает переход от детали текста к целому и наоборот, а также установление связи прочитанного с имеющимися знаниями и опытом. Не проявили наши школьники умения домысливать текст, ставить вопросы и выдвигать гипотезы. В целом российские учащиеся оказались не способны результативно действовать в нестандартной ситуации. Преодоление этих недостатков чтения наших школьников — безотлагательная задача, стоящая на повестке дня нашего общества и, прежде всего, семьи, школы, библиотеки.

 

 

СКУПОЙ И ЕГО ЗОЛОТО

Басня Эзопа

Скупой продал все, что имел, и купил слиток золота. Зарыл его в землю,

выкопав яму рядом со старой стеной, и каждый день ходил туда смотреть, цело

ли его богатство. Один из его работников заметил, как часто скупой

наведывается в это место, и решил проследить за ним. Очень скоро работник

разгадал тайну спрятанного клада, начал копать, наткнулся на золото и украл

его. Придя в следующий раз, скупой обнаружил, что яма пуста, начал рвать на

себе волосы, громко жаловаться и причитать. Сосед, увидев его горе и узнав

причину, сказал: «Прошу тебя, не печалься так сильно, а пойди и возьми

камень, положи его в яму и представь, что твое золото по-прежнему лежит там.

Камень вполне годится для этого, потому что, когда там было золото, ты его не

имел, ведь не было от него ни малейшей пользы».

 

 

 

СКУПОЙ И ЕГО ЗОЛОТО

Басня Эзопа

Скупой продал все, что имел, и купил слиток золота. Зарыл его в землю,

выкопав яму рядом со старой стеной, и каждый день ходил туда смотреть, цело

ли его богатство. Один из его работников заметил, как часто скупой

наведывается в это место, и решил проследить за ним. Очень скоро работник

разгадал тайну спрятанного клада, начал копать, наткнулся на золото и украл

его. Придя в следующий раз, скупой обнаружил, что яма пуста, начал рвать на

себе волосы, громко жаловаться и причитать. Сосед, увидев его горе и узнав

причину, сказал: «Прошу тебя, не печалься так сильно, а пойди и возьми

камень, положи его в яму и представь, что твое золото по-прежнему лежит там.

Камень вполне годится для этого, потому что, когда там было золото, ты его не

имел, ведь не было от него ни малейшей пользы».

 

 

 

СКУПОЙ И ЕГО ЗОЛОТО

Басня Эзопа

Скупой продал все, что имел, и купил слиток золота. Зарыл его в землю,

выкопав яму рядом со старой стеной, и каждый день ходил туда смотреть, цело

ли его богатство. Один из его работников заметил, как часто скупой

наведывается в это место, и решил проследить за ним. Очень скоро работник

разгадал тайну спрятанного клада, начал копать, наткнулся на золото и украл

его. Придя в следующий раз, скупой обнаружил, что яма пуста, начал рвать на

себе волосы, громко жаловаться и причитать. Сосед, увидев его горе и узнав

причину, сказал: «Прошу тебя, не печалься так сильно, а пойди и возьми

камень, положи его в яму и представь, что твое золото по-прежнему лежит там.

Камень вполне годится для этого, потому что, когда там было золото, ты его не

имел, ведь не было от него ни малейшей пользы».


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9» с углубленным изучением отдельных предметов»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9» с углубленным изучением отдельных предметов»

Конспект внеурочного занятия по читательской грамотности

Конспект внеурочного занятия по читательской грамотности

Не проявили наши школьники умения домысливать текст, ставить вопросы и выдвигать гипотезы

Не проявили наши школьники умения домысливать текст, ставить вопросы и выдвигать гипотезы

Обращаемся к нашей записи. Можем ли мы что-нибудь добавить после прочтения? (дополняем кластер) (продал все - золото, ходил каждый день смотреть - беспокойство, золото -…

Обращаемся к нашей записи. Можем ли мы что-нибудь добавить после прочтения? (дополняем кластер) (продал все - золото, ходил каждый день смотреть - беспокойство, золото -…

Предложение, где выражено отношение к теме; 5 строка

Предложение, где выражено отношение к теме; 5 строка

Справка: по данным Международного исследования 2000 года, касающегося качества чтения детей, наши дети 15-ти лет заняли из 32 стран мира 29 место, в 2003 году…

Справка: по данным Международного исследования 2000 года, касающегося качества чтения детей, наши дети 15-ти лет заняли из 32 стран мира 29 место, в 2003 году…

СКУПОЙ И ЕГО ЗОЛОТО Басня Эзопа

СКУПОЙ И ЕГО ЗОЛОТО Басня Эзопа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.12.2022