Методическая разработка урока внеклассного чтения в 7 классе «Уроки боли…Уроки неравнодушия, уроки доброты и милосердия». (По произведениям А. Лиханова «Мальчик, которому не больно» и «Девочка, которой все равно»)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 24.03.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Подростки нередко жестоки.. Но их жестокость от незнания жизни... Их нужно учить доброте, соучастию..Произведения А.Лиханова помогают подвести подростков к более глубокому осмыслению понятий доброты, гуманизма, отзывчивости, благородства. 6 ) Воспитывать у подростков данные качества характера и этические нормы поведения и взаимоотношений. 7) Донести через содержание повести смысл вечной истины: мир нуждается в милосердии и сострадании.
Иконка файла материала метод.разработка уроков внеклассного чтения.docx

Муниципальное образовательное автономное учреждение г. Оренбурга «Лицей №8»

 

 

Методическая разработка

урока   внеклассного чтения в 7 классе

«Уроки боли…Уроки неравнодушия, уроки доброты и милосердия».

(По произведениям А. Лиханова «Мальчик, которому не больно»

и «Девочка, которой все равно»)

 

Учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

 Барбашина Наталья Александровна

 

 

 

2021 г.

 

«Уроки боли…Уроки неравнодушия, уроки доброты и милосердия».

(По произведениям А.Лиханова «Мальчик, которому не больно» и «Девочка, которой все равно»)

Тип урока: урок- семинар.

 Цели и задачи урока:

1) Познакомить обучающихся с творчеством писателя через  знакомство  с  повестями А.А. Лиханова «Мальчик, которому не больно» и «Девочка, которой все равно».

2) Раскрыть для обучающихся духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои А.Лиханова.

 3) Через знакомство с текстами произведений и анализ их выявить нравственную актуальность темы милосердия в современном мире.

4)  Проанализировать проблематику повести и выяснить, какие нравственные уроки   несёт произведение.

5) Подвести подростков к более глубокому   осмыслению понятий доброты, гуманизма, отзывчивости, благородства.

6 )  Воспитывать у подростков данные качества характера и этические нормы поведения и взаимоотношений.

7)  Донести  через   содержание  повести  смысл  вечной  истины: мир нуждается в милосердии и  сострадании.

8) Способствовать формированию нравственных качеств личности, понятию ответственности человека за свои поступки и отношение к окружающим.

19) Продолжить работу по развитию культуры речи, работу над выразительным чтением.

 10) Закрепить навыка анализа образа – персонажа (характера).

Планируемые результаты:

Предметные: знать содержание прочитанного произведения; уметь анализировать текст в целом, его   отдельные  эпизоды, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осознавать себя личностью, проявлять интерес и уважение к другим личностям; признавать общепринятые морально-этические нормы, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе; осознавать себя как индивидуальность и одновременно как члена общества.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану.

Познавательные:  излагать  содержание прочитанного текста выборочно, осознавать познавательную задачу,  читать и слушать, извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в  нужных материалах, строить рассуждения.

Коммуникативные: задавать  вопросы, слушать  других и отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли, высказывать свою точку зрения и обосновывать её.

 

Методы и приемы: наблюдение, анализ, сравнение.

 

Ход урока

 

1.Орг. момент

2.Целеполагание

 К.Г.Паустовский сравнивал произведения искусства со сверкающим и крепким кристаллом. Создатель нашего кристалла - писатель А.Лиханов

3.Актуализация знаний.

Немного об авторе и его книгах.(Подготовленное  заранее  учеником сообщение)


Альберт Анатольевич Лиханов – известный деятель, автор многих детских произведений, журналист, академик, лауреат множества наград.

 13 сентября 1935 года в обычной трудовой семье родился мальчик. Отец его, по специальности слесарь, будучи коммунистом, в самом начале войны ушел воевать в рядах добровольцев. Мать, медицинский лаборант, трудилась в госпиталях.  Детство мальчика прошло в городе Киров, где его и застали война, голод, лишения. Вместе со своими сверстниками он занимался пошивом кисетов, участвовал во всевозможных конкурсах для раненых, выстаивал очереди за хлебом.  Все пережитое надолго закрепилось в его памяти и сердце.

Школа и библиотека сыграли большую роль в жизни писателя.

Окончив школу, А. Лиханов начал обучение в университете города Свердловска по специальности журналист.  В 1958 году, после окончания обучения, Альберт Лиханов   возвращается на родину и начинает трудовой путь журналиста в местной газете, проявляя в то же время талант в литературе.

Каждый написанный рассказ А. Лиханов отправлял в журнал «Юность», где их принимали благосклонно и в 1962 году был напечатан первый рассказ «Шагреневая кожа».

Произведения начинающего писателя выделялись тонкостями психологизма, что помогло Альберту Лиханову найти свою аудиторию, в большинстве это были подростки.  Главная тема его книг – становление юношеского характера подростка, формирование их мировоззрения, взаимоотношение со старшим поколением. Книги учат, как человеку остаться человеком, сохранив в душе веру в доброе и прекрасное.

Литературная слава пришла к писателю в 70-х годах, в этот период он стал у молодого поколения одним из востребованных авторов. Журнал «Юность» печатает его повести, что позволило отточить писателю свой стиль и стать настоящим автором. Перевод произведений на 34 языка мира позволил добиться международного призвания. Произведения Альберта Лиханова с удовольствием читают во многих странах, и это говорит о нем как о писателе мирового уровня.

Человек, имеющий неравнодушное сердце, посвятил достаточно много сил и времени делу защиты детей. В 1989 году А. Лиханова избрали народным депутатом, что помогло сотрудничеству со Всемирной конвенцией по правам ребенка. Также писатель активно работает в Союзе писателей, поддерживает начинающих авторов и является учредителем премий для педагогов.

 Альберт Лиханов сделал немало добрых дел для детей, в том числе сирот. По его инициативе были построены сиротские приюты, открыты центры реабилитации для детей с ограниченными возможностями и нарушениями в развитии, куда было вложено много  усилий.

В начале 2000-х А. Лиханова провозгласили человеком года как в России, так и в Англии. Американский Биографический институт признал его своим пожизненным академиком. В копилке писателя множество различных наград.

Встретившись с великим писателем, читатели заряжаются его энергией, верой в людей, оптимизмом.

4.Работа по теме урока

Сложной теме проблем детей подросткового возраста посвящает писатель свой очередной разговор с читателем в книге, состоящей из трех произведений, объединенных темой трудного детства.

- Сегодня мы поговорим о повестях Альберта Лиханова «Мальчик, которому не больно» и «Девочка, которой все равно». Они дает замечательную возможность проследить за мудростью взрослого человека-писателя, за емкостью его слова, проявляющуюся во всем: в смысле названий повестей, характерах, в речи персонажей.

Наша задача - услышать голос писателя, понять, какие проблемы его волновали, что хотел сказать А. Лиханов нам, читателям.

Мы не случайно взяли оба эти произведения. Между ними есть незримая, но явная связь. После прочтения возникают вопросы: Что такое боль? Сигналом чего она может быть? Когда человеку больно, хорошо это или плохо?

4.1.Анализ текста.

Наш разговор мы начнем с размышления над необычностью и, конечно же, смыслом названия этих двух рассказов.

-Что, по вашему мнению, необычного в этих названиях?

(и первое, и второе содержат в себе главную характеристику детей)

-Но что значит НЕ БОЛЬНО и ВСЕ РАВНО?

В каком–то смысле эти сочетания синонимы, т.е. отсутствие боли это и есть безразличие. Но когда знакомишься с содержанием, понимаешь глубокий смысл сопоставления этих двух названий: мальчик болен, и отсутствие боли в его случае -это плохо. Боль для него желанна, потому что боль-это надежда на выздоровление. А для девочки боль - ее страшное прошлое, поэтому ей хочется от боли избавиться, чтобы стать неравнодушной к жизни. Для Насти равнодушие, безразличие –защитный панцирь, без которого ей плохо, без него она снова погрузится в боль. В этом парадокс названий и вечный вопрос: боль – благо или тяжкое испытание?

- Но мальчик все же испытывает боль, и это боль не физическая. О какой боли мы можем говорить?

-Что или кто причиняет эту боль ребенку?

(одиночество, ошибки взрослых, жизненные обстоятельства, развод родителей, гибель отца, интернат)

-Альберт Лиханов предельно честно пишет о жизни детей, волей судьбы попавших в подобные обстоятельства. Тяжело читать об этом и осознавать, что рядом с нашим благополучием столько страдания и боли. Это заставляет задуматься, что мы можем сделать для таких взрослых и детей? В повести есть подсказка, ответ на этот вопрос.

-Как вы думаете, что или кто стал спасением, поддержкой для ребенка?

(все те же взрослые. Это Батюшка. который не оставил ребенка и надежду на его выздоровление. И конечно же мама, которая появляется в проеме дверей в конце повести)

-И это закономерно: не должны дети оставаться наедине со своей бедой. Поэтому заключительные строки повести - это крик ребенка: «Мне больно!» Но они звучат как крик радости, ликование: Я жив и буду жить!

- Для мальчика спасением было то, что у него все же были близкие, родные люди. Но в жизни бывает гораздо все сложнее. Иногда ребенок остается один на один со своей бедой, нет рядом самых близких - мамы, папы, бабушки….

В такой ситуации оказалась героиня второй повести, девочка Настя из маленькой повести «Девочка, которой все равно»..

 Дети риска -  это та категория детей, которая в силу обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена  негативным  воздействиям общества, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних.

В повести Альберта Лиханова «Девочка, которой все равно» поднимается целый круг острых проблем детей риска – это и их одиночество в детских домах, и их замкнутость и кажущееся равнодушие, безразличие, а также их взаимоотношения со взрослыми людьми.

В этом произведении каждый ребенок, находящийся в детском доме, пережил в своей маленькой жизни ужасные события. Душевная рана каждого из них настолько глубока, что кроме ненависти и безразличия к окружающему миру эти дети не испытывают никаких других чувств. Любви и тепла, так необходимых каждому ребенку, в их жизни нет. Поэтому именно этих детей впоследствии больше привлекают самые негативные проявления нашей жизни – воровство, разбой, антисоциальное поведение. Им трудно создать вокруг себя тёплую и дружную семью, окружить себя близкими людьми, так как в своей маленькой, но очень несчастной жизни, они были лишены этого.

Такие дети обозлены на весь мир за свою неудавшуюся судьбу, не удавшуюся не по их личной причине, а просто потому, что так, независимо от их желания, распорядился злой рок. Такие дети имеют ярко выраженный дух противоречия. Например, главная героиня этого рассказа, «девочка, которой все равно» считала, что не надо попусту лезть в чужую душу. Её дух противоречия проявлялся в том, что она «перемешивала» фамилии, называя себя то Светлакова, то Чернакова в зависимости от времени суток, чем запутывала взрослых работников детского дома.

4.2. Постановка проблемных вопросов.  Дискуссия.

-Что вы узнали о жизни детей в этом детском доме?

-Как они туда попадают?

-Как живут там?

-Как они ведут себя там?

« Проснулись – поели,  поели – поучились, поучились – поели, поели – погуляли, погуляли – поиграли, поиграли – потелевизорились, а потом – спать».

Дайте характеристику Анастасии Светлаковой, используя текст.

(«Ну и вот. Она — дитя риска». «Из ее личного дела следует, что она совсем одинокий человечек»

«Мать Анастасии убил ее сожитель. Не муж — мужа не было, не отец Насти — имя отца неизвестно… А просто… И причина убийства осталась неизвестной. Не смогли докопаться. Убийцу посадили, а Настю передали в детский дом»)

- Этот одинокий человечек ничего хорошего в своей маленькой жизни не видел. Она стала свидетелем убийства собственной мамы. После чего, ее передали в детский дом, где остальные дети с такими же тяжелыми судьбами, никем не любимые и никому не нужные.

- Что может произойти с человеком в подобной ситуации?

- Пережив такое событие любой человек, не говоря уже о ребенке, замкнется, почувствовав себя самым несчастным, потеряет всякий интерес к жизни.

 « Проснулись – поели,  поели – поучились, поучились – поели, поели – погуляли, погуляли – поиграли, поиграли – потелевизорились, а потом – спать».

 «Мне все равно. Ем, что дают».

«Чего тут радоваться? Все равно их выкинут с нашего двора».

«За дурачков нас держат. Веселят. А нам не веселится»

У Насти душа совсем «замерзла» без любви и человеческого тепла. Поэтому Настю ничего не радует, не интересует – ей все равно.

Автор сводит   две судьбы: благополучную и неблагополучную.

4.3. Исследование.

- Что вы узнали о ещё одной героине этой повести?

(Ольга Олеговна – студентка пятого курса психологического факультета. В настоящее время она пишет дипломную работу на сложную тему – дети риска. Тема насколько сложная, настолько и интересная для нее, потому что главными героями ее работы должны стать дети с сложной и печальной судьбой.

Мама Ольги Олеговны работает в музее, человек глубоко разбирающийся в искусстве. С детства Ольга очень интересовалась живописью и посещала музеи очень часто.)

- Ольга Олеговна росла в благоприятной среде, где ее бабушка – Мария, не чаяла в ней души и видела для нее отличное будущее, возлагая на Ольгу большие надежды.

 «О, душа моя, совесть моя» - так говорит Ольга о своей бабушке, испытывая к ней глубокое уважение и любовь.

 «Дитя троих» - покойного папы, который был летчиком - испытателем, мамы – искусствоведа и бабушки – глубоко духовного человека. Ольга Олеговна, будучи ребенком, была окружена их заботой и любовью, родные старались создать все условия для развития Ольги, несмотря на то, что она росла в неполной семье.

- Излишняя забота и внимание близких привели к тому, что Ольга Олеговна, даже находясь на пороге взрослой жизни, была ребёнком – наивной, не знающей ничего о «другой жизни», жизни, в которой есть боль и страдания.

- Представим себе, что есть некая нейтральная полоса жизни, которой все стараются придерживаться. Рассмотрим это на примере Ольги Олеговны. У нее есть семья, в которой о ней всегда заботятся, положительные примеры – ее мама и бабушка. Ее окружают родные и близкие, на которых она всегда может положиться. Ее жизнь насыщенна и интенсивна, у нее много интересных занятий, она строит планы на будущее.

 А теперь перейдем к Анастасии Светлаковой. Уровень ее жизни располагается ниже нейтральной полосы. Она в раннем возрасте лишилась семьи, неоднократно испытывала на себе отрицательное влияние окружающих. После смерти мамы Настю передали в детский дом, где она окончательно замкнулась в себе. Она ничем не интересовалась и не увлекалась. Постепенно в ней нарастает чувство, которое выражается словами «все равно». Это чувство – безразличие, самое ужасное чувство на свете. Положительные или отрицательные, но все же это чувства, а когда человек испытывает безразличие, то его душа умирает.

-Зачем все же автор связывает эти две жизненных ниточки?

-Как эта встреча изменяет героинь? Легко ли это происходит?

Судьба сталкивает героинь, которые находятся на разных полюсах жизни. Только сближаясь, они начинают понимать друг друга и обогащать свою душу новыми чувствами

Можно сделать вывод, что развитие сюжета – в пошаговом преодолении «иллюзий» и «травм», сближение их душ – кульминация, она совпадает с развязкой сюжета.

Каждый шаг – урок, который героини дают друг другу, возвращаясь к жизни и совершенствуя свой духовный мир.

- Что должен понимать и помнить человек, встретившийся с таким ребенком, как Настя?

- Какое воздействие может оказать человек на детей риска, если он слишком много принимает участие в жизни таких детей и что с ними будет дальше?

(Необходимо признать, что девочка в таком юном возрасте рассуждает как взрослый человек и совсем не считает себя маленькой.  Автор дает оценку тому влиянию, которое оказывает окружающая обстановка и окружающие люди на детей детского дома. Автор выявляет сущность такого равнодушного поведения главной героини, и мы видим, как автор излагает свой подход к таким детям. Автор исходит из того, что такой подход только усугубит положение девочки и заставит ее еще больше замкнуться и быть еще более равнодушной. Автор показывает собственное понимание этой проблемы. Автор обращает внимание на то, что трогать судьбы таких детей следует очень осторожно, задумываясь о хрупкости детской души. Автор убедительно доказывает это.  Автор аргументированно показывает то, что когда каждый выяснит для себя то что ему нужно от данной героини, то снова забудет о ней и пойдет дальше искать других детей риска без имени и фамилии.)

-Почему, как вы думаете, повествование ведется от лица Насти?

    (Именно таким образом мы ярче и глубже воспринимаем происходящее, душевные переживания героинь, их чувства и эмоции.)

-Как композиция помогает глубже понять замысел автора? Какие приемы еще использует автор, реализуя свой замысел?

Через особенности композиции автор и доносит до читателя основную идею.

Чередование названий глав.

 «Глазами Младшей» - «Глазами Старшей». Главными персонажами этой повести являются Настя – девочка из детского дома и Ольга Олеговна – студентка психологического факультета, поэтому очень важно то, что автор приводит оценку происходящим событиям параллельно как от лица одной героини, так и от лица другой. Посредством применения такого способа повествования мы лучше понимаем чувства обеих героинь.

Повествование от первого лица.

Использование антонимов в названиях глав и подглав.

Данный приём позволяет читателю самому определить степень важности произошедшего и дать этому свою оценку, усиливает контраст повествования, придавая всему некий философский смысл. Например, глава «Прощание или встреча»: Настю встречают Олола с Зинпетровной в момент выписки из больницы.  С одной стороны – это встреча, с другой – прощание, так как дальнейшее развитие событий в жизни двух героинь совсем не просматривается. В главе «Встреча или прощание»: с одной стороны – прощание, с другой стороны – встреча, так как героини, изменившиеся после произошедших событий, «встречаются» друг с другом вновь и понимание то, что в их жизни произошло что-то очень важное, что открывает им новую страницу в жизни.

Многочисленное использование сравнений в тексте, присваивание героям прозвищ:

Настя – Анастасия

Ольга Олеговна – Олола,  Барби, Барбичка.

Зинпетровна – китиха, директор бабьего рода.

Марьванна – акулиха, замша

Повесть написана для подростков, и использование прозвищ в повествовании придаёт всему ощущение того, что писавший повесть  тоже подросток. Герои и всё происходящее с ними становится для читателей–подростков ближе и понятнее, не создаётся впечатления того, что «эти взрослые снова чему-то пытаются нас  научить, навязать своё мнение». Когда читаешь это произведение, всё становится таким понятным, как будто всё происходящее могло случиться и со мной, и с моими друзьями. Поэтому выводы, к которым приводит прочтение этой повести,  в какой-то степени прочувствованные, а не просто прочитанные слова.

-В чем смысл названия повести?

     Пережитая Настей трагедия сделала её равнодушной ко всему происходящему вокруг неё. Маленький человек, приходя в эту жизнь не может понять почему и за что в его судьбе происходит что-то не хорошее, поэтому Настя ещё и озлоблена «на весь мир» за некую «несправедливость». Но автор, хотел сказать нечто большее, а именно: люди, становятся холодными и бесчувственными, когда их не касается беда, когда у них всё хорошо. Они перестают замечать боль и несчастье других, перестают сострадать… Вот, например, Олола – казалось бы уже взрослая девушка, а столкнувшись  с Настей, почувствовав всю боль её маленькой израненной души, она поняла, что это Настя – взрослая и опытная, а она – хрупкий птенец, только что покинувший родительское гнездо и совсем ничего знающий об окружающей жизни. Поэтому, каждому из нас нужно стараться не стать холодными и безучастными людьми, которым ВСЁ РАВНО!

-В книге много иллюстраций. Помогают ли они читателю?

Художник Мария Пинкесевич, выполнившая иллюстрации к этому произведению очень точно, на мой взгляд, передала характеры всех героев. Читая повесть, герои именно такими мне и представлялись. Но самое интересное в том, что все иллюстрации выполнены в чёрно-белом цвете, за исключением последней, на которой изображена Настя  в момент выписки из больницы. Именно в это мгновение, как мне кажется, она поняла, что это хрупкое, нежное создание – Олола, впервые после гибели мамы обнявшая её и согревшая её маленькую душу, не уйдёт из её «никчёмной» жизни, что всё плохое закончилось, а всё хорошее – впереди!

4.4. Подведение итогов.

-О чем заставляет задуматься эта повесть?

(Повесть сложно воздействует на читателя, но это помогает понять внутреннее состояние детей, попавших в трудные жизненные обстоятельства и пересмотреть свое отношение к таким детям

4.5.Рефлексия

- В конце нашего разговора   я   предлагаю ответить на несколько вопросов:

1.      Подружился бы ты с таким ребенком? Выбери ответ (да-нет-не знаю)

2.      Насколько бы ты смог сблизиться с таким ребенком? Выбери ответ (да-   нет-не знаю)

3.      Что бы ты чувствовал, находясь рядом с таким ребенком?

4.      Где бы ты мог встретиться с таким ребенком?

5.      Как ты думаешь, надо ли общаться с такими детьми? (да-нет-не знаю)

6.      Как ты думаешь, что должны делать взрослые,  чтобы не было таких «детей риска»?

7.      Оглядись внимательнее вокруг: кому нужно протянуть руку помощи – и детям, и вовсе не детям?

- Завершая наш разговор о повестях, я приведу слова самого А. Лиханова, в которых хорошо чувствуется отношение автора к этой проблеме.

Есть в мире стержни, которые пронзают и голод, и сытость, странным образом соединяя их, независимо от времени происходящего и пространства, в которых они обретаются. Больной этот стержень носит имя сострадание. А сострадание не выбирают. Оно обоюдоостро и к взрослым,  и к невзрослым. Детская боль и жестокость взрослого мира, падающая на детство, равны в своей несправедливости. Однако жизнь устроена так, что избежать их невозможно. Но можно попытаться исправить. Смягчить. Попробовать изменить обстоятельства и обстановку, в которой творится неизбывная беда. Сделать это трудно. Но даже сама возможность попытки предлагает испытать себя добротой, состраданием, любовью. Очень просто – зажмуриться, отвернуться, сделать вид, что ты не замечаешь чужой беды. Говорят, так поступают птицы – страусы, убегающие от погони, а, значит, от беды: когда у них не хватает сил бежать, спасаясь, они останавливаются и прячут голову в песок, чтобы не видеть, как их настигнет и уничтожит погоня. Но это оборачивается гибелью. Гибелью может и человеку грозить его нежелание видеть, что происходит вокруг. Нежелание заметить скорбь, чужую беду. Нежелание протянуть руку или просто сказать доброе слово тому, кому оно нужнее куска хлеба. Человеческий эгоизм, увы, беспределен. Чем сытнее живет мир, тем эгоистичнее он становится. Тем меньше желает он не только видеть, но и знать о чужих бедах.  При этом он все больше напоминает мне страуса, уставшего от погони. Но человек – не страус. Он человек. Милосердным его зовет стать человеческое сердце. Человек – существо сострадательное. Но стать таким – надо учиться.          А. Лиханов

Трудно не согласиться с точкой зрения автора на проблему одиночества и равнодушия детей в детских домах. По моему мнению, эта проблема злободневна, так как дети риска были и есть.

И возвращаясь к вопросу о сути боли, можно сказать, что боль - это индикатор человеческого неравнодушия. Мы должны реагировать на чужую боль, сочувствовать чужой боли, сопереживая ей . Только тогда мир не покинут счастье и радость.

Поэт Л. Мартынов написал стихотворение, которое так и называется «След» и посвящается человеческой жизни .

(стихотворение  читает ученик)

А ты?

Входя в дома любые-

И в серые,

И в голубые,

Всходя на лестницы крутые,

В квартиры, светом залитые,

Прислушиваясь к звону клавиш

И на вопрос даря ответ,

Скажи:

Какой ты след оставишь?

След,

Чтобы вытерли паркет

И посмотрели косо вслед,

Или

Незримый прочный след

В чужой душе на много лет?

 

В исполнении учителя звучит стихотворение поэта И.Романова:

Когда по склонам вечной суеты

Бежать от неудач устанешь люто,

Направь шаги

Тропою

Доброты

И радость помоги найти кому-то.

 

- Спасибо, ребята, за такой серьезный разговор. Думаю, нам всем есть о чем подумать после прочтения этих двух прекрасных произведений. Но мир Лиханова еще зовет к себе. Впереди у нас встреча с другими его повестями и рассказами.

5.Домашнее задание.  Напишите, пожалуйста, сочинение-отзыв о прочитанном. Подумайте над вопросом:     Почему, на твой взгляд, исчезает из нашей жизни сострадание? Почему многие люди стараются не замечать, что творится вокруг, живут только своей эгоистической жизнью, равнодушны к страданиям других людей?

 

 

Используемая литература

1.                 Альберт Лиханов « Мальчик.которому не больно»,2010 год

2.                 Альберт Лиханов «Девочка, которой все равно», 2010 год

3.                 http://www.albertlikhanov.com/

4.                 http://www.psychologist.ru/dictionary_of_terms/index.htm

5.                 http://www.detfond.org/ru/articles/putevodnayazvezda/?preview=1&draft=1

6.                 http://www.detiriska.ru

7.                 http://www.kostyor.ru/archives/9-10/nouvel.php

8.                 chitatelskij-dnevnik.ru

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также