"Методическая разработка урока (занятия) в соответствии с требованиями ФГОС"
Оценка 4.7

"Методическая разработка урока (занятия) в соответствии с требованиями ФГОС"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
физика
11 кл
21.12.2022
"Методическая разработка урока (занятия) в соответствии с требованиями ФГОС"
Разработка урока на сайт.docx

"Методическая разработка урока (занятия) в соответствии с требованиями ФГОС"

 

Тема урока:                    Сила Архимеда – выталкивающая сила 

                                                        “Следствие ведут знатоки”

 

Автор:                            Аслямов Илдус Асбабович

 

Должность:                   учитель  физики

 

Образовательное учреждение: 

МОБУ Байкибашевская СОШ

 

  Описание разработки.

 Конспект урока предложен в виде технологической карты,  как это тре­буется по ФГОС.  Урок содержит тему урока, форму урока. Определены цели учителя и цели ученика. Показаны методы и приемы, использованные для проведения урока. Здесь пред­ставлены все этапы урока, определены цели для каждого этапа. Постарался четко обозначить действия учителя и действия учеников на уроке. Прописаны возможные УУД,  формируемые во время урока и результаты взаимодействия.

 

    Краткие рекомендации к использованию.

Предложен дополнительный материал:

    Приложение 1    "Таблица самооценивания" - используется  на протя­жении всего урока. По этой таблице можно дважды за урок

                                   оценить ученика (нормативная - за знания текущего материала; вертикальная - за личностный рост ученика).

    Приложение 2    "Самооценивание совместной работы в группе" - здесь можно увидеть и оценить работу каждого ученика в кол

                                   лективной работе.

    Приложение 3   "Вопросы на рефлексию" - благодаря этим вопросам ребята смогут посмотреть на себя и свою работу со стороны.

                                  Дать честный ответ на предложенные вопросы на эмоциональной волне.

    Приложение 4   "Оценивание мыслительных способностей" - это оценивание ведет учитель на протяжении всего урока, наблюдая

                                  за работой ребят.

    Презентация       В презентации предложены задания для  6 групп.

 

  Данный урок рассчитан на то, что ребята самостоятельно должны добывать новые знания.

 

 

Технологическая карта урока по физике 7 класс

Тема урока   Сила Архимеда – выталкивающая сила  “Следствие ведут знатоки”

Эпиграф урока “Покупать продукт или делать его самому – это два образа жизни”

 

 

Тип урока    Усвоение нового материала

                          (совсем необычный урок)

 

Форма урока     Проблемно – поисковая

Цели для ученика

Аффективные

- Развивать мышление и способствовать

  самостоятельному познанию реального мира;

     - Уметь иметь собственное видение и понимание;

- Уметь делать выводы.

     - Развивать  навыки самоорганизации.

Когнетивные

- Понимать роль эксперимента в физике;

- Понимать методы, применяемые для установки 

    физических фактов.

Психомоторные

- Уметь безопасно работать с приборами;

     - Создать коммуникативное пространство для  результативной

        работы в группах.

Цели для учителя

Образовательные 

- Создать ситуацию, при которой ребята примут учебное действие;

- Через эксперименты выйти на открытие “закона Архимеда”;

- Помочь учащимся увидеть результаты своего труда.

Развивающие

 - Развивать элементы творческой деятельности  как качества мышления

    интуиции, пространственного воображения, смекалки.

 - Суметь реализоваться в этом уроке.

Воспитательные

- Воспитывать средствами урока уверенность в своих силах;

- Воспитывать активную позицию.

 

Методы организации учебно – познавательной деятельности: Гностический – усвоение учебного материала путем самостоя­тельных размышлений над проблемными ситуациями.

Методы стимулирования мотивов интереса – опора на неожиданность, создание ситуации новизны, ситуации успеха.

Оборудование урока:

УМК- Грачев А.В., Погожев В. А.; приборы для проведения экспериментов; таблицы самооценивания своих знаний; таблицы самооценивания своей работы на уроке; таблица оценивания мыслительных способностей.

Опорные понятия, термины: давление, сила давления, давление жидкостей и газов, закон Паскаля, гидростатическое давление, плотность жидкостей и газов, динамометр.

Новые понятия: выталкивающая сила, направление выталкивающей силы, закон Архимеда, подъемная сила, условия плавания тел.

Формы контроля

Нормативный   - оценка при сравнении результатов работы учащихся с научными результатами (сверка с образцом);

Вертикальный  - оценка за “рост” ученика (сравнение его с самим собой вчерашним)

Горизонтальный – оценка при сравнении результатов работы учащихся одного относительно другого.

 

Домашнее задание:   Необычайная обычность - Переложите этот стишок на язык физики,  и получите формулу, выражающую силу Архимеда.

 “Если тело в воду бросить или просто опустить будет сила Архимеда  снизу  на него давить. Если вес воды в объеме погруженной части знать, можно силу Архимеда очень просто рассчитать

 

Этап урока и его цель

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

 

Вводный

- создать коммуникативное пространство для творческой деятельности учащихся

 

 

По традиции начало урока

“Вдох” – задержка дыхания,

“Выдох” – задержка дыхания.

 

 

 

Ребята выполняют просьбу учителя

 

 

Перцептивные: словесные и практические методы.

Коммуникативные -согласованно выполнять совместную деятельность;

Регулятивные - волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;

 

“Вдох” – активизирует,

“Выдох” – успокаивает.

 

Создано коммуникативное пространство для результативной работы учащихся.

 

 

 

Актуализация

- создать соответствующий  эмоциональный настрой;

- психологически подготовить учащихся к усвоению нового материала;

- ставятся  проблемные вопросы, возникает проблемная ситуация, а из нее вырастают учебные проблемы.

 

 

Предлагает поработать с таблицей  самооценивания

 

 

 

 

Ребята самостоятельно отвечают на вопросы;

 

 

Методы контроля – проверяющие:

-   по операционно;

- по конечному результату.

 

 

 

Личностные - выработать свою жизненную позицию в отношении мира

 

Познавательные - применить действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования

 

Метапредметные – умение определять понятия, создавать обобщение, устанавливать аналогии, классифицировать;

 

Знаю ”Что……” это вопросы первого порядка на знание учебного материала (оценка нормативная)

Знаю ”Как…” и

Знаю “Зачем…”  вопросы более высокого порядка, требующие расширенных знаний по данной теме. Навыки высокого мышления помогают использовать знания для решения проблем, анализа и оценки, понять, насколько глубоко изучен данный материал.

Знаю ”Я…..” дает возможность увидеть, насколько произошло внутреннее изменение ученика.

Работу ученика с таблицей можно оценить дважды: нормативно и вертикально.

 Ребята  повторили пройденный материал и готовы к восприятию новой темы.

 

 

Основной

 

- включение всех ребят в работу своих микрогрупп (наблюдатели из числа присутствующих);

 

- самостоятельное изучение нового материала через эксперименты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель обращает внимание ребят на

 

Эпиграф:

- Ваше отношение к нему?

- На что он вас нацеливает?

- Какой смысл заложен в нем?

 

Учитель читает

Моря и пустыни.

Земля и Луна.

Свет  Солнца

и снега лавины….

природа сложна,

но природа одна,                            законы природы  - едины.

Вот плот и корабль, поплавок  рыбака, плывут, как по небу  плывут  облака. Но камень в воде не плывет, как бревно, и  камнем бревно не уходит на дно? В чем сущность явлений? На это ответ                                       искал сиракузский мудрец – Архимед.

 

Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить?

 

 

Тема урока:

- Попробуйте соединить в единое целое эпиграф и тему урока,

- Соответствует ли эпиграф теме урока?

 

 

Учитель  дает  установку:

- Вы, Архимеды, – должны пройти путь великого ученого и сделать первые шаги к ответу на сущность этих явлений

 

Помните!! Ученый идет путем неизвестным никому. Вы же идете путем неизвестным только вам!!

 

Перед началом работы попробую Вас удивить: В одной африканской школе ребята читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде. Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем ее удивительных свойств.  Начнем знакомство с водой с экспериментов.

 

Учитель

- раздает карту движения каждой микрогруппе.

– у каждой команды задание индивидуальное.

 

Прежде всего, нам необходимо простроить модель исследовательской работы и определиться в процедурах,  которые будем включать в эту модель.

 

 

 

 

 

 

 

Ребята высказывают свое мнение  об  эпиграфе:

 

- Знания, полученные в результате своей деятельности прочнее тех, что получены в результате объяснения учителем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребята высказывают свои предположения, наверное, опираясь на то, что видят у себя на столе.

 

 

 

- Эпиграф полностью соответствует теме урока,

- Эксперимент – самостоятельная поисковая работа – результат (прочные знания).

 

 

 

Вспоминают путь ученого:

- Наблюдение,

- Гипотеза,

- Эксперимент,

- Теория (качество, количество, прогноз)

 

 

“Даешь открытие” – новые знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Простраивают модель исследовательского обучения:

- Обсуждение проблемы и способов ее формулирования;

- Планирование исследовательской деятельности (определение цели, последовательности действий, подготовка к эксперименту);

- Осуществление исследовательской деятельности (построение гипотез, сбор данных, проведение эксперимента, подведение итогов);

- Подготовка к выступлению по защите своих открытий;

- Оценка и интерпретация результатов (оценка содержания, оценка процесса)

 

 

Гностический 

- исследовательские

  методы;

-  эвристические ме

   тоды  (частично-поисковые)

 

Регулятивные –

- целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

- оценка- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё необходимо усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

Коммуникативные  

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Познавательные

- поиск и выделение информации;

- умение структурировать знания;

- построение логической цепочки рассуждений, доказательств.

- умение строить речевое высказывание;

-  умение слушать и слышать товарищей;

- умение тактично спорить;

 

 

 

Проблема учителя становится проблемой учащихся – поле деятельности для учащихся задано.

 

Учащиеся ставятся в ситуацию самостоятельного овладения понятиями, способами решения проблем в процессе познания, а роль учителя -  координатор.

 

На протяжении всего урока учитель отслеживает мыслительную работу ребят и отмечает в таблице (приложение 4)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фактор успеха – класс!

- развитие товарищей по классу;

- их успеваемость;

- их жизненные планы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовка к выступлению по защите своих открытий:

- приобщает ученика к самостоятельной работе;

- учит его грамотно  передавать содержание своих открытий;

- правильно держать себя перед аудиторией, корректно вступать в диалог

Это жизненно полезный навык для современного человека.

 

 

Оценочный акт

 

- оценить работу каждого ученика

 

 

Предлагает  контрольно - оценочные акты.

  Самооценивание совместной работы в группе)

 

Можно предложить ученикам разработать собственные

критерии оценивания своих работ

 

Ученики анализируют все стороны своего учебного процесса. Это ведет к более глубокому пониманию обучения.

  

Заполняют бланк (Самооценивание совместной работы в группе)

 

Они предлагают собственные, разработанные критерии оценивания своих работ.

 

 

Контролирующие:

-  пооперационно;

-  по конечному результату

- по условным пара

  метрам.

 

 

Диагностические:

- личностные качества;

- учебные умения.

 

Регулятивные –

- оценка- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё необходимо усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

 

 

Выставление оценок является стимулирующим фактором для дальнейшей работы учащихся и предоставляет ему сведения об успешности его учебной деятельности.

 

 

Рефлексия

- взгляд внутрь себя:

 

 

 

-  ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;

 - какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;

- какой вклад в общее дело он может внести;

- может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников.

 

 

Предлагает ребятам осмыслить свое обучение.  Оценить своё состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности: по содержанию, по форме деятельности, по цели (эмоциональная).  Учитель предлагает вопросы на рефлексию.

 Вопросы на рефлексию)

Просмотреть свои открытия и подготовить отчет для выступления.

 

 

 

 

Ребята отвечают на предложенные вопросы

 

 

 

Просматривают  свои открытия и  готовят отчеты в виде: выступления, презентации.

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные:

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонения и отличий от эталона;

- оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

 

Научить высказывать свои мысли и соображения, и понять

- ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;

-  какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;

- какой вклад в общее дело он может внести;

- может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников.

Закрепление полученных знаний, привитие интереса, желание и стремление к дальнейшим “открытиям”.

 

 

 

 

 

Окончание урок

 

Предлагает закончить урок традиционным пожатием рук и благодарностью друг друга за приятно проведенное вместе время.

 

 

Ребята выполняют просьбу учителя.

 

 

 

Снимается напряжение по окончании урока.

Это положительный, эмоциональный настрой для следующего урока.

 


Методическая разработка урока (занятия) в соответствии с требованиями

Методическая разработка урока (занятия) в соответствии с требованиями

Эпиграф урока “Покупать продукт или делать его самому – это два образа жизни”

Эпиграф урока “Покупать продукт или делать его самому – это два образа жизни”

Деятельность учителяДеятельность ученикаИспользуемые методы, приемы, формыФормируемые

Деятельность учителяДеятельность ученикаИспользуемые методы, приемы, формыФормируемые

Ребята повторили пройденный материал и готовы к восприятию новой темы

Ребята повторили пройденный материал и готовы к восприятию новой темы

Учитель обращает внимание ребят на

Учитель обращает внимание ребят на

Перед началом работы попробую

Перед началом работы попробую

Ребята высказывают свое мнение об эпиграфе: -

Ребята высказывают свое мнение об эпиграфе: -

Предлагает ребятам осмыслить свое обучение

Предлагает ребятам осмыслить свое обучение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.12.2022