"Методическая разработка урока (занятия) в соответствии с требованиями ФГОС"
Тема урока: Сила Архимеда – выталкивающая сила
“Следствие ведут знатоки”
Автор: Аслямов Илдус Асбабович
Должность: учитель физики
Образовательное учреждение:
МОБУ Байкибашевская СОШ
Описание разработки.
Конспект урока предложен в виде технологической карты, как это требуется по ФГОС. Урок содержит тему урока, форму урока. Определены цели учителя и цели ученика. Показаны методы и приемы, использованные для проведения урока. Здесь представлены все этапы урока, определены цели для каждого этапа. Постарался четко обозначить действия учителя и действия учеников на уроке. Прописаны возможные УУД, формируемые во время урока и результаты взаимодействия.
Краткие рекомендации к использованию.
Предложен дополнительный материал:
Приложение 1 "Таблица самооценивания" - используется на протяжении всего урока. По этой таблице можно дважды за урок
оценить ученика (нормативная - за знания текущего материала; вертикальная - за личностный рост ученика).
Приложение 2 "Самооценивание совместной работы в группе" - здесь можно увидеть и оценить работу каждого ученика в кол
лективной работе.
Приложение 3 "Вопросы на рефлексию" - благодаря этим вопросам ребята смогут посмотреть на себя и свою работу со стороны.
Дать честный ответ на предложенные вопросы на эмоциональной волне.
Приложение 4 "Оценивание мыслительных способностей" - это оценивание ведет учитель на протяжении всего урока, наблюдая
за работой ребят.
Презентация В презентации предложены задания для 6 групп.
Данный урок рассчитан на то, что ребята самостоятельно должны добывать новые знания.
Технологическая карта урока по физике 7 класс
Тема урока Сила Архимеда – выталкивающая сила “Следствие ведут знатоки”
Эпиграф урока “Покупать продукт или делать его самому – это два образа жизни”
Тип урока Усвоение нового материала (совсем необычный урок) |
Форма урока Проблемно – поисковая |
||||
Цели для ученика Аффективные - Развивать мышление и способствовать самостоятельному познанию реального мира; - Уметь иметь собственное видение и понимание; - Уметь делать выводы. - Развивать навыки самоорганизации. Когнетивные - Понимать роль эксперимента в физике; - Понимать методы, применяемые для установки физических фактов. Психомоторные - Уметь безопасно работать с приборами; - Создать коммуникативное пространство для результативной работы в группах. |
Цели для учителя Образовательные - Создать ситуацию, при которой ребята примут учебное действие; - Через эксперименты выйти на открытие “закона Архимеда”; - Помочь учащимся увидеть результаты своего труда. Развивающие - Развивать элементы творческой деятельности как качества мышления интуиции, пространственного воображения, смекалки. - Суметь реализоваться в этом уроке. Воспитательные - Воспитывать средствами урока уверенность в своих силах; - Воспитывать активную позицию.
|
||||
Методы организации учебно – познавательной деятельности: Гностический – усвоение учебного материала путем самостоятельных размышлений над проблемными ситуациями. Методы стимулирования мотивов интереса – опора на неожиданность, создание ситуации новизны, ситуации успеха. |
Оборудование урока: УМК- Грачев А.В., Погожев В. А.; приборы для проведения экспериментов; таблицы самооценивания своих знаний; таблицы самооценивания своей работы на уроке; таблица оценивания мыслительных способностей. |
||||
Опорные понятия, термины: давление, сила давления, давление жидкостей и газов, закон Паскаля, гидростатическое давление, плотность жидкостей и газов, динамометр. |
Новые понятия: выталкивающая сила, направление выталкивающей силы, закон Архимеда, подъемная сила, условия плавания тел. |
||||
Формы контроля Нормативный - оценка при сравнении результатов работы учащихся с научными результатами (сверка с образцом); Вертикальный - оценка за “рост” ученика (сравнение его с самим собой вчерашним) Горизонтальный – оценка при сравнении результатов работы учащихся одного относительно другого.
|
Домашнее задание: Необычайная обычность - Переложите этот стишок на язык физики, и получите формулу, выражающую силу Архимеда. “Если тело в воду бросить или просто опустить будет сила Архимеда снизу на него давить. Если вес воды в объеме погруженной части знать, можно силу Архимеда очень просто рассчитать”
|
||||
Этап урока и его цель |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Используемые методы, приемы, формы |
Формируемые УУД |
Результат взаимодействия (сотрудничества) |
Вводный - создать коммуникативное пространство для творческой деятельности учащихся
|
По традиции начало урока “Вдох” – задержка дыхания, “Выдох” – задержка дыхания.
|
Ребята выполняют просьбу учителя
|
Перцептивные: словесные и практические методы. |
Коммуникативные -согласованно выполнять совместную деятельность; Регулятивные - волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; |
“Вдох” – активизирует, “Выдох” – успокаивает.
Создано коммуникативное пространство для результативной работы учащихся.
|
Актуализация - создать соответствующий эмоциональный настрой; - психологически подготовить учащихся к усвоению нового материала; - ставятся проблемные вопросы, возникает проблемная ситуация, а из нее вырастают учебные проблемы.
|
Предлагает поработать с таблицей самооценивания
|
Ребята самостоятельно отвечают на вопросы;
|
Методы контроля – проверяющие: - по операционно; - по конечному результату.
|
Личностные - выработать свою жизненную позицию в отношении мира
Познавательные - применить действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования
Метапредметные – умение определять понятия, создавать обобщение, устанавливать аналогии, классифицировать;
|
Знаю ”Что……” это вопросы первого порядка на знание учебного материала (оценка нормативная) Знаю ”Как…” и Знаю “Зачем…” вопросы более высокого порядка, требующие расширенных знаний по данной теме. Навыки высокого мышления помогают использовать знания для решения проблем, анализа и оценки, понять, насколько глубоко изучен данный материал. Знаю ”Я…..” дает возможность увидеть, насколько произошло внутреннее изменение ученика. Работу ученика с таблицей можно оценить дважды: нормативно и вертикально. Ребята повторили пройденный материал и готовы к восприятию новой темы.
|
Основной
- включение всех ребят в работу своих микрогрупп (наблюдатели из числа присутствующих);
- самостоятельное изучение нового материала через эксперименты.
|
Учитель обращает внимание ребят на
Эпиграф: - Ваше отношение к нему? - На что он вас нацеливает? - Какой смысл заложен в нем?
Учитель читает Моря и пустыни. Земля и Луна. Свет Солнца и снега лавины…. природа сложна, но природа одна, законы природы - едины. Вот плот и корабль, поплавок рыбака, плывут, как по небу плывут облака. Но камень в воде не плывет, как бревно, и камнем бревно не уходит на дно? В чем сущность явлений? На это ответ искал сиракузский мудрец – Архимед.
Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить?
Тема урока: - Попробуйте соединить в единое целое эпиграф и тему урока, - Соответствует ли эпиграф теме урока?
Учитель дает установку: - Вы, Архимеды, – должны пройти путь великого ученого и сделать первые шаги к ответу на сущность этих явлений
Помните!! Ученый идет путем неизвестным никому. Вы же идете путем неизвестным только вам!!
Перед началом работы попробую Вас удивить: В одной африканской школе ребята читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде. Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем ее удивительных свойств. Начнем знакомство с водой с экспериментов.
Учитель - раздает карту движения каждой микрогруппе. – у каждой команды задание индивидуальное.
Прежде всего, нам необходимо простроить модель исследовательской работы и определиться в процедурах, которые будем включать в эту модель.
|
Ребята высказывают свое мнение об эпиграфе:
- Знания, полученные в результате своей деятельности прочнее тех, что получены в результате объяснения учителем.
Ребята высказывают свои предположения, наверное, опираясь на то, что видят у себя на столе.
- Эпиграф полностью соответствует теме урока, - Эксперимент – самостоятельная поисковая работа – результат (прочные знания).
Вспоминают путь ученого: - Наблюдение, - Гипотеза, - Эксперимент, - Теория (качество, количество, прогноз)
“Даешь открытие” – новые знания.
Простраивают модель исследовательского обучения: - Обсуждение проблемы и способов ее формулирования; - Планирование исследовательской деятельности (определение цели, последовательности действий, подготовка к эксперименту); - Осуществление исследовательской деятельности (построение гипотез, сбор данных, проведение эксперимента, подведение итогов); - Подготовка к выступлению по защите своих открытий; - Оценка и интерпретация результатов (оценка содержания, оценка процесса)
|
Гностический - исследовательские методы; - эвристические ме тоды (частично-поисковые) |
Регулятивные – - целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; - планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; - оценка- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё необходимо усвоить, осознание качества и уровня усвоения; - прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Познавательные - поиск и выделение информации; - умение структурировать знания; - построение логической цепочки рассуждений, доказательств. - умение строить речевое высказывание; - умение слушать и слышать товарищей; - умение тактично спорить;
|
Проблема учителя становится проблемой учащихся – поле деятельности для учащихся задано.
Учащиеся ставятся в ситуацию самостоятельного овладения понятиями, способами решения проблем в процессе познания, а роль учителя - координатор.
На протяжении всего урока учитель отслеживает мыслительную работу ребят и отмечает в таблице (приложение 4)
Фактор успеха – класс! - развитие товарищей по классу; - их успеваемость; - их жизненные планы.
Подготовка к выступлению по защите своих открытий: - приобщает ученика к самостоятельной работе; - учит его грамотно передавать содержание своих открытий; - правильно держать себя перед аудиторией, корректно вступать в диалог Это жизненно полезный навык для современного человека. |
Оценочный акт
- оценить работу каждого ученика
|
Предлагает контрольно - оценочные акты. Самооценивание совместной работы в группе)
Можно предложить ученикам разработать собственные критерии оценивания своих работ |
Ученики анализируют все стороны своего учебного процесса. Это ведет к более глубокому пониманию обучения.
Заполняют бланк (Самооценивание совместной работы в группе)
Они предлагают собственные, разработанные критерии оценивания своих работ.
|
Контролирующие: - пооперационно; - по конечному результату - по условным пара метрам.
Диагностические: - личностные качества; - учебные умения. |
Регулятивные – - оценка- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё необходимо усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
|
Выставление оценок является стимулирующим фактором для дальнейшей работы учащихся и предоставляет ему сведения об успешности его учебной деятельности.
|
Рефлексия - взгляд внутрь себя:
- ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем; - какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке; - какой вклад в общее дело он может внести; - может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников.
|
Предлагает ребятам осмыслить свое обучение. Оценить своё состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности: по содержанию, по форме деятельности, по цели (эмоциональная). Учитель предлагает вопросы на рефлексию. Вопросы на рефлексию) Просмотреть свои открытия и подготовить отчет для выступления.
|
Ребята отвечают на предложенные вопросы
Просматривают свои открытия и готовят отчеты в виде: выступления, презентации.
|
|
Регулятивные: - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонения и отличий от эталона; - оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Коммуникативные: - умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации. |
Научить высказывать свои мысли и соображения, и понять - ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем; - какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке; - какой вклад в общее дело он может внести; - может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников. Закрепление полученных знаний, привитие интереса, желание и стремление к дальнейшим “открытиям”.
|
Окончание урок |
Предлагает закончить урок традиционным пожатием рук и благодарностью друг друга за приятно проведенное вместе время.
|
Ребята выполняют просьбу учителя. |
|
|
Снимается напряжение по окончании урока. Это положительный, эмоциональный настрой для следующего урока. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.