Методическая разработка "Урока здоровья"
Оценка 4.6

Методическая разработка "Урока здоровья"

Оценка 4.6
Лекции
docx
ОБЗР
Взрослым
14.10.2021
Методическая разработка "Урока здоровья"
Методическая разработка урока здоровья для учителей средних школ
ietodicheskaya_razrabotka22.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка занятия

 

по теме

"Режим дня"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель:

Николай Андреевич Сенюгин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Петрозаводск

2017

 

 

Содержание

 

Аннотация

3

Учебно-методическая карта занятия

4

Технологическая карта занятия                                                                                      

5

Список литературы                                                                                                      

7

Приложение

 

Приложение 1. Конспект занятия

8

Приложение 2. Тест «Определение биоритмов»

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Аннотация

Современность требует от педагога знание основ организации здоровье сберегающей деятельности. Поэтому при подготовке будущих педагогов необходимо сочетать теоретические знания и практические умения. В процессе такой организации занятий мы создаем условия для успешного овладения знаниями и умениями.

  На занятии преподаватель в совместной интерактивной деятельности знакомит студентов с режимом дня, как неотъемлемой частью здорового образа жизни, связь его с биоритмами, их классификацией, проводит тест «Определение биоритмов», организует работу в микрогруппах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Учебно-методическая карта занятия

 

Раздел: Основы здорового образа жизни».

Тема: «Режим дня».

Межпредметные связи: медико-биологические основы здоровья.

 

Цель занятия: приобщить учащихся к правильному распорядку дня

Задачи:

1)      Образовательные: формировать представления о правильном режиме дня.

2)      Развивающие: содействовать развитию умения анализировать, рассуждать.

3)      Воспитательные: развивать умение работать в группе (команде), способствовать формированию осознанного отношения к своему здоровью.

 

Тип занятия: урок комбинированный

Вид занятия: смешанный урок.

Формируемые у обучающихся виды универсальных учебных действий:

  • личностные: готовность к сотрудничеству, взаимоуважение;
  • регулятивные: умение планировать свои действия, осуществлять контроль, оценивать качество выполнения учебной задачи;
  • познавательные: умение анализировать, рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи, задавать вопросы, обосновывать свое мнение, основываясь на полученных знаниях;
  • коммуникативные: умение выражать свои мысли, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время деятельности, умение работать в группе (команде).

 

Современные образовательные технологии, используемые на занятии:

·         Технологии проблемного обучения;

·         информационно-коммуникационные технологии.

 

Время проведения занятия: 45 минут.

Место проведения занятия: учебный кабинет.

Оснащение занятия:

·         методический материал (методическая разработка открытого занятия);

·         дидактический материал (презентация, карточки с рекомендациями к каждому биоритму, тест «Определение биоритмов»);

·         технические средства обучения (компьютер, мультимедийная система).


Технологическая карта занятия

 

Этапы занятия

Описание деятельности

Методическое обоснование

Время

Преподавателя

Обучающихся

 

 

1.    Организация

начала занятия.

Приветствует студентов.

Приветствуют преподавателя.

Создание рабочей обстановки.

1 мин.

2.    Сообщение темы, мотивация на дальнейшую совместную деятельность.

 

- Предлагает посмотреть видеофрагмент и ответить на вопрос;

- сообщает тему занятия;

-  информирует о предстоящей деятельности на занятии.

Просматривают видеофрагмент, отвечают на вопросы.

Активизация внимания. Показ значимости изучаемой темы.

4 мин.

3.    Актуализация опорных знаний.

- Организует обсуждение по вопросам.

- формулируют определение «режим дня и его значения»

Активизация мышления и рассуждения.

 

5 мин.

4.     Знакомство с новым материалом

 

- знакомит с обобщённой классификацией биоритмов;

- проводит тест «Определение биоритмов».

- обсуждают, отвечают на вопросы;

- проходят тест.

 

Получение новых знаний через активную деятельность, обсуждение результатов деятельности, взаимоконтроль.

15 мин.

5.     Практическая часть

- организует деление студентов на случайные подгруппы;

- предлагает подгруппам выполнить задание в подгруппах;

- организует презентацию выполненного задания от каждой подгруппы;

- организует обсуждение.

 

- выполняют задания в командах, обсуждают, делятся своими размышлениями, проверяют качество выполнения заданий посредством самоконтроля и взаимоконтроля со стороны участников других команд.

 

Побуждение студентов к самостоятельной формулировке выводов – ключевых позиций по содержанию изученного материала.

15 мин.

 

6.    Заключительная часть

- Предлагает студентам на основе полученных знаний ответить на вопросы.

- Благодарит студентов за работу на уроке.

- формулируют основные ключевые позиции, касающиеся темы урока.

Обобщение полученных в ходе урока знаний на основе, самоконтроль.

5 мин.


Список литературы

 

  1. ОБЖ. Здоровый образ жизни : учеб. пособие для вузов [Гриф Минобразования РФ] / В. Н. Яшин. - 3-е изд., перераб. - Москва : Флинта: Наука, 2011. - 128 с.
  2. Воробьев, В.И. Слагаемые здоровья / В.И.Воробьев. М., Интел, 2002. – 192 с.
  3. Лещинский Л. А. Берегите сердце / Л. А. Лещинский. — М.: Медицина, 2001. — 96 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 1

Конспект занятия

«Режим дня»

1 этап: Организация начала занятия.

Приветствие студентов в кабинете.

 

2 этап: Сообщение темы, цели, задач урок и мотивация учебной деятельности.

- На предыдущих занятиях мы с вами начали знакомство с темой «Здоровой образ жизни».

Предлагаю посмотреть видеофрагмент.

(Показ видеофрагмента проведения физкультминутки).

- Что вы увидели на видеофрагменте? (по мере необходимости задаю уточняющие вопросы).

Слайд 1.

- Сегодня на занятии речь пойдет о правильном режиме дня. И мы с вами рассмотрим обобщенную классификацию биоритмов, проведем тест на определения своего биоритма и проведем практическую работу в микрогруппах.

- Как вы думаете для чего нам необходима информация о правильном режиме дня?

 

3 этап: Актуализация опорных знаний

Вопросы к обучающимся:

ü  Как вы думаете, что такое режим дня?

Слайд 2: Режим дня – это определенный распорядок дня, предусматривающий время для работы/учебы, различных дел и отдыха.

Вопросы к обучающимся:

ü  Как вы считаете, нужен ли нам правильный режим дня?

- Распорядок имеет большое значение для самодисциплины и организованности любого человека, а так же он важен для многих других прикладных аспектов нашей жизни. К примеру, режим дня играет непосредственную роль в построении тренировочных программ, составление диеты и организации правильного питания в целом, в выборе самых продуктивных часов в нашей жизни для работы или творчества.

 

4 Этап: Знакомство с новым материалом

Слайд 3.

Режим дня может быть разным в зависимости от предпочтений и возможностей конкретного человека. Так, например, кому-то удобнее просыпаться позднее, но при этом работать до ночи. И наоборот, человек, который спешит на работу в 5 утра, уже к вечеру будет чувствовать привычную усталость и желание поскорее лечь спать.

Слайд 4.

Биологические ритмы (биоритмы) – периодически повторяющиеся изменения характера и интенсивности биологических процессов и явлений в живых организмах, от которых зависит их функциональность.

Режим дня человека зачастую связан с его биоритмами. Без учета суточных биологических ритмов организма человеку вряд ли удастся составить организованный и эффективный режим дня. В связи с этим придумали обобщенную классификацию, делящую всех людей на "жаворонков", "голубей" и "сов".
 

Слайд 5.

«Совы» — люди, у которых наблюдается отставание фазы сна. У них отмечается период колебаний циркадных ритмов больше, чем 24 часа, или так называемый синдром отставленной фазы сна. Установлено, что лица вечернего типа легче приспосабливаются к работе в ночную смену и трехсменному труду. Совы лучше контролируют ритм сон-бодрствование по сравнению с другими людьми. Они предпочитают ложиться спать позже 23-24 часов, но зато им тяжелее вставать в ранние утренние часы. Многим совам импонирует их ночная жизнь. Они с удовольствием работают по ночам и выбирают такие профессии, чтобы не вставать слишком рано, а еще лучше — самим планировать свой рабочий график.

Все было бы хорошо, но некоторые «совы» не могут синхронизировать свои биоритмы с требованиями обычного трудового режима, в котором им приходится жить, и тогда синдром отставленной фазы сна становится серьезным нарушением, приводящим к бессоннице.

Слайд 6.

«Жаворонки» — люди, у которых циркадный ритм сдвигается вперед, то есть имеющие синдром опережающей фазы сна. У них период колебания околосуточных ритмов меньше 24 часов. Люди «жаворонки» спят столько же времени, сколько остальные, но их ритм отхода ко сну сдвинут на более ранний вечер. Они рано хотят спать, быстро засыпают и очень рано встают в одни и те же утренние часы. Лучше всего им работается утром на «свежую голову», а к концу дня их работоспособность снижается. Вечерние и третьи смены не для «жаворонков», они с трудом переносят ночные дежурства, клубы и дискотеки. Оказалось, что люди-жаворонки, лучше, чем совы, приспосабливаются к временной организации режима, и поэтому им легче преодолеть бессонницу, связанную со сменой часового пояса.Однако у некоторых представителей этой группы, имеющих синдром опережающей фазы сна, тоже могут возникнуть проблемы, приводящие к нарушению сна.

 

Слайд 7.

«Голуби» — люди дневного типа. Их циркадный ритм наиболее приспособлен к обычной смене дня и ночи. Период их наилучшей умственной и физической активности отмечается с 10 до 18 часов. Они лучше адаптированы к смене света и темноты. Но даже у них при переездах на большие расстояния со сменой часовых поясов и ночной работе наблюдается сбой собственных биологических часов. Например, при 3-часовой разнице во времени у них возникает бессонница ночью, сонливость и усталость днем, снижение работоспособности. Перемещение на запад может удлинять биоритмы «голубей», а при перелете на восток — укорачивать. Если разница во времени более 4 часов, то выработка нового стереотипа сна и бодрствования произойдет у «голубей» только через 7-14 дней, а уровень стероидных гормонов нормализуется через 2-3 месяца. Перемещение на восток «голуби» переносят легче, чем на запад. Эта информация будет полезна тем людям, любящим путешествовать на дальние расстояния и, особенно, предпочитающим проводить свой краткий (7-10 дней) отпуск вдали от родных мест.

 

Вопросы к обучающимся:

ü  Как вы думаете, к какому биоритму вы относитесь? Запишите в тетради.

ü  А теперь давайте проверим ваше предположение и пройдём тест (см. Приложение 1).

 

5 этап: Практическая работа

- А теперь давайте разделимся на 3 группы (1 группа- жаворонки, 2- голуби, 3- совы) и к каждому биоритму мы с вами распишем правильный распорядок дня. Сейчас я вас выдам каждой группе по рекомендациям к биоритмам и вы будете составлять распорядок дня соответственно тому типу биоритма, который вам выдан, опираясь на рекомендация.

Каждый из своей группы выйдет и расскажет про свой тип и день.

 

Вопросы к обучающимся:

ü  Считаете ли вы верным высказывание той или иной группы? Аргументируйте свой ответ.

 

6 этап: Подведение итогов

Вопросы к обучающимся:

ü  Что мы проходили сегодня на уроке? Что нового изучили? Что вам понравилось? Что нет? Пригодятся ли вам полученные знания в жизни?


Приложение 2.

Тест «Определение биоритмов».

После каждого ответа в скобках указано количество баллов. 

1. Когда вы любите вставать в свободный день? 

с 5.00 до 6.30 (5)

с 6.30 до 8.00 (4)

с 8.00 до 9.30 (3)

с 9.30 до 11.00 (2)

с 11.00 до 12.00 (1)


2. Когда вы предпочитаете ложиться спать, если нет планов на завтра? 

с 20.00 до 21.00 (5)

с 21.00 до 22.30 (4)

с 22.30 до 0 (3)

с 0 до 1.30 (2)

с 1.30 до 3.00 (1)


3. Всегда ли вы можете рано вставать без будильника? 
Всегда (4) 
Иногда (3)
 
Редко (2)
 
никогда (1)
 

4. Легко ли вы встаете утром? 

Очень тяжело (1)

Достаточно тяжело (2)

Сравнительно легко (3)

Очень легко (4)


5. Насколько вы бодры в первые полчаса после вставания? 

Большая вялость (1)

Небольшая вялость (2)

Относительно деятелен (3)

Очень деятелен (4)


6. Какой у вас аппетит после вставания? 

Нет аппетита (1)

Слабый аппетит (2)

Сравнительный хороший (3)

Очень хороший (4)


7. Как вы себя чувствуете в первые полчаса после вставания? 

Очень усталый (1)

Немного усталый (2)

Относительно бодр (3)

Очень бодр (4)


8. Если завтра нет никаких дел, когда вы ложитесь спать по сравнению с обычным временем? 

Почти всегда как обычно (4)

Позже на час (3)

Позже на 2 часа (2)

Позже более на 2 часа (1)

 

9. Занятия физкультурой по утрам между 7 и 8 часами для вас благоприятное время? 

Да (4)

Относительно приемлемо (3)

Довольно тяжело (1)


10. Когда вы настолько сильно устаете, что должны лечь спать? 

До 21.00 (5)

До 22.00 (4)

До 0.30 (3)

До 2.00 (2)

После 2.00 (1)


11. Когда у вас период высшей работоспособности? 

с 8.00 до 10.00 (6)

с 11.00 до 13.00 (4)

с 15.00 до 17..00 (2)

с 19.00 до 21.00 (0) 


12. Если вы ложитесь спать в 21.00, вы очень усталый? 

Очень (5)

Относительно (3)

Слегка (2)

Совсем нет (0)


13. Если вы заснули позже обычного, а завтра нет дел, когда вы встаете? 

Как обычно (4)

Как обычно, но подремлю (3)

Как обычно, но снова засыпаю (2)

Позже обычного (1)


14. Какое время вы выбираете для тяжелой физической работы? 

с 8.00 до 10.00 (4)

с 11.00 до 13.00 (3)

с 15.00 до 17.00 (2)

с 19.00 до 21.00 (1)


15. В какое время вы чувствуете себя на высоте? 

с 24.00 до 5.00 и 20.00 до 23.00 (1)

с 4.00 до 8.00 (5)

с 7.00 до 10.00 (4)

с 10.00 до 16.00 (3)

с 15.00 до 21.00 (2)


16. Говорят – «утренний» или «вечерний» человек. К какому типу вы себя относите? 
Четко к «утреннему» (6) 
Пожалуй, к «утреннему» (4) 
Индифферентный тип (3) 
Скорее к «вечернему» (2) 
Четко к «вечернему» (1) 

Обработка результатов и выводы 

Хронобиологический тип Сумма баллов
Ярко выраженный утренний («жаворонок») более 69
Слабо выраженный утренний 59 - 69 
Индифферентный («голубь») 42 - 58 
Слабо выраженный вечерний 31 - 41 
Сильно выраженный вечерний («сова») менее 31


 

Методическая разработка занятия по теме "Режим дня"

Методическая разработка занятия по теме "Режим дня"

Содержание Аннотация 3

Содержание Аннотация 3

Аннотация Современность требует от педагога знание основ организации здоровье сберегающей деятельности

Аннотация Современность требует от педагога знание основ организации здоровье сберегающей деятельности

Учебно-методическая карта занятия

Учебно-методическая карта занятия

Технологическая карта занятия

Технологическая карта занятия

Заключительная часть -

Заключительная часть -

Список литературы ОБЖ. Здоровый образ жизни : учеб

Список литературы ОБЖ. Здоровый образ жизни : учеб

Приложение 1 Конспект занятия «Режим дня» 1 этап:

Приложение 1 Конспект занятия «Режим дня» 1 этап:

Они предпочитают ложиться спать позже 23-24 часов, но зато им тяжелее вставать в ранние утренние часы

Они предпочитают ложиться спать позже 23-24 часов, но зато им тяжелее вставать в ранние утренние часы

Вопросы к обучающимся : ü

Вопросы к обучающимся : ü

Приложение 2. Тест «Определение биоритмов»

Приложение 2. Тест «Определение биоритмов»

Относительно приемлемо (3) Довольно тяжело (1) 10

Относительно приемлемо (3) Довольно тяжело (1) 10
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.10.2021