Муниципальное общеобразовательное учреждение
Юровская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Методическая разработка
в сфере адаптивного развития
«Формирование навыков коммуникативного общения и адаптации детей с РАС
через активизацию и развитие
сенсомоторной сферы»
разработал и составил:
учитель-дефектолог: Сперскиене О.В,
Раменский г.о.
2022 г.
Оглавление
Пояснительная записка 3
Цели и задачи 4
Методические рекомендации 4
Этапы работы 7
Организационный 7
Диагностический 7
Основной 8
Заключительный 12
Список литературы 13
Пояснительная записка
В настоящее время проблема детского раннего аутизма приобрела колоссальное значение, поскольку ситуация в мире такова, что все большее количество детей рождается с этим нарушением, оно получает все большее распространение, затрагивает детей, имеющих проблемы развития одного типа, но с различными вариантами их преодоления. В связи с чем, можно говорить об аутизме как о наборе расстройств аутистического спектра.
Сенсорное развитие у детей с ОВЗ отличается качественным своеобразием. У таких детей зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия несколько затруднен — снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного). Дети затрудняются в выделении признаков предметов: формы, величины, цвета.
Поэтому особенности развития сенсорной сферы детей с РАС очень часто создают проблемы в образовательном процессе и выливаются в дезадаптивное поведение. Многие из этих трудностей, вызванных сенсорными особенностями детей с РАС, можно преодолеть, создав особенную сенсорную среду на занятиях со специалистами: у психолога – это сенсорная комната со спецоборудованием, помогающая стабилизировать эмоциональный фон ребенка; у учителя-дефектолога – это индивидуальная программа с подборкой различных упражнений, направленных на сенсомоторное развитие, направленное на преодоление трудностей участия в образовательном процессе и у классного руководителя – это индивидуальный подход к каждому ребенку с РАС, распределение нагрузок и заданий.
Очевидно, что для каждого конкретного ребенка с тем или иным вариантом аутистических расстройств направления коррекционной работы (в соответствии с вариантом АООП) и другие специальные образовательные условия рекомендуются специалистами ТПМПК и формулируются в его заключении ТПМПК. Но все задачи деятельности специалистов должны быть направлены на социально-эмоциональную и образовательную адаптацию детей с РАС, они по сути своей универсальны и необходимы каждому ребенку достаточно длительное время.
Важно отметить, что эффективность и целесообразность работы заключается в формировании навыков коммуникативного общения и адаптации детей с РАС, при этом направленность работы должна быть связана с развитием зрительных, тактильных и речевых аспектов, которые помогают адаптировать детей в социуме.
Цель работы: развитие коммуникативных навыков и адаптивного поведения у детей с РАС средствами сенсомоторной деятельности.
Задачи:
1. преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения;
2. развитие самосознания личности аутичного ребенка, коррекция его самооценки и адекватного представления о своих возможностях;
3. развитие восприятия, мышления, познавательных навыков;
4. снятие психоэмоционального напряжения и смягчение сенсорного и эмоционального дискомфорта;
5. развитие произвольной и волевой регуляции поведения;
6. коррекция коммуникативных функций.
Методические рекомендации по работе с детьми с РАС при сенсомотроном развитии:
1. Отсутствие давления, нажима, на первых порах даже прямого обращения.
2. Первые контакты строятся при опоре на собственную активность ребенка.
3. Создание и поддержание собственной эмоциональной значимости в глазах ребенка путем включения элементов контакта в привычные для ребенка моменты аутостимуляции.
4. Нельзя форсировать (работа по установлению контакта может быть очень длительной).
5. Постепенность в развитии форм контакта с обязательной опорой на сложившиеся стереотипы взаимодействия.
6. Усложнение контакта идет по пути не столько предложения его новых вариантов, сколько осторожного введения новых деталей в структуру имеющихся форм.
7. Строгая дозировка контактов. Продолжение взаимодействия в условиях психического пресыщения ребенка может разрушить уже достигнутое.
8. Оберегание от ситуации конфликта после достижения аффективной связи с ребенком.
9. Помнить, что контакт не самоцель, а лишь этап на пути к совместному изучению окружающего мира.
Форма работы: основная форма работы – групповая (3-5 чел).
Программа дополнительного образования направлена на детей младшего школьного возраста (8-12 лет).
Реализация методики осуществляется в системе дополнительного образования при содействии специалистов разного профиля. В данной разработке опора идет на взаимодействие учителя-дефектолога, психолога и классного руководителя.
Ожидаемые результаты:
Эффективность работы анализируется по результатам двух диагностических срезов (перед проведением занятий и после курса занятий).
Цикл занятий по данной программе поможет ребенку:
• научиться выражать в приемлемой форме свои эмоциональные реакции, мысли и чувства;
• научиться различать разные эмоциональные состояния при помощи мимики, пантомимики, интонации;
• преодолевать страхи;
• снизить тревожность и агрессивность;
• развить способность сочувствовать и сопереживать другим людям;
• научиться устанавливать и поддерживать контакты со сверстниками и взрослыми.
Методическая разработка составлена на основе:
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для учащихся, Сборник под ред. В.В.Воронковой, М.: Владос, 2018г.
Этапы работы:
Организационный:
формирование и анализ диагностических методик для определения особенностей развития детей с РАС. Данный этап позволит составить картину об особенностях адаптивного поведения и коммуникативного развития у детей разновозрастной группы с РАС.
Выбор методик по определению особенностей детей с РАС связан с особенностями группы, а именно разновозрастной характер, умения и способности детей согласно возрасту.
Наиболее эффективными методиками считаю:
1. Диагностическая карта аутичного ребенка (по К. С. Лебединской, О. С. Никольской)
2. Схема обследования аутичного ребенка (по Е.С.Иванову)
3. Протокол педагогического обследования детей с расстройствами аутистического спектра (по Хаустову А.В., Красносельской, Е.Л., Хаустовой, И.М)
4. Протокол пошаговой диагностики РАС (по Н.Л.Горбачевской)
5. Психологический скрининг (диагностические критерии по МКБ-10)
Диагностический этап:
определения уровня сформированности коммуникативных навыков и навыков сенсомоторной деятельности. Данные методики позволят оценить особенности развития поведения у детей разного возраста с учетом их особенностей.
Критерии и показатели |
Методики и диагностические задания |
Сформированность действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация) |
Методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман) |
Коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера) |
Методика «Братья и сестры» (Ж. Пиаже) |
Состояние эмоционально-психологических отношений в группе и положение в них каждого ребенка |
Методика «Социометрия» |
Умение детей учитывать эмоциональное состояние партнера в процессе взаимодействия |
Диагностическое задание «Какое настроение» (Л.С. Римашевская, модификация) |
Умение принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать) |
Диагностическое задание «Дежурим вместе»
|
Основной этап:
подборка и внедрение занятий по сенсорной моторике. Развитие навыков сенсорной моторике помогу привезти к формированию межличностного контакта, созданию коммуникативной природы и определению сформированности правильной речи:
При низкой сенсорной чувствительности:
1. «Резиновые коврики», терапевтические щетки, вибрирующая тактильная варежка.
Мягкими надавливающими движениями руками ребенка проводится легкий массаж ладоней. Так же скользящими движениями руки по коврику проводится стимуляция поверхности ладоней.
2. «Резиновые мячики».
Используются мячики с различными поверхностями: гладкие, мягкие, шершавые, игольчатые, с присосками и т.д. Мячики можно аккуратно раскатывать между ладоней, по столу, вылавливать из воды.
3. «Утяжелители» для рук, ног, плечевого отдела.
Дети с РАС часто испытывают необычайно сильную потребность в глубоком давлении на кожу. И для этого могут пытаться обнимать других людей, залезать в тесные пространства, провоцировать взрослых, чтобы их схватили (убегают из класса, роняют вещи). Специально разработанные наплечные или наколенные утяжелители позволяют насытить сильную потребность в глубоком давлении и уменьшить нежелательное поведение ребенка. Одеваются на ребенка на короткое время, на 10-15 минут, во время занятий.
4. «Пластиковые бутылки» с различными наполнителями, для переноски ребенком с места на место.
5. «Прищепки» Помимо воздействия на проприоцептивную систему используются для стимулирования тактильной и зрительной систем.
При высокой сенсорной чувствительности:
1. «Шнуровки» различных видов. «Мозаика». «Рисование». «Сенсорные дорожки» с различной структурой материалов. «Застёжки».
6. «Собери бусы» и т.д., подойдут все занятия для развития мелкой моторики. Любой вид рукоделия: макраме, арт-студия, флордизайн.
Все эти игры и материалы используются для регулирования мышечного тонуса, позволяют ребенку лучше контролировать свои части тела, улучшить общую и мелкую моторику, улучшить координацию движений.
Игры и пособия для зрительной системы.
При низкой сенсорной чувствительности:
«Цветная мозаика». «Разноцветные шнуровки». «Разноцветные прищепки». «Цветные кубики». «Забавные зверята». «Подбери по цвету». «Подбери по форме».
Многие дети с РАС лучше воспринимают через зрительный канал, чем через слуховой. В связи с этим рекомендуется увеличивать применение визуальной стимуляции.
«Карточки-напоминания принятого поведения».
Парта со своим именем, наглядные расписания-позволяют следовать распорядку дня, повышают самостоятельность. При обучении самостоятельности рекомендуется использовать перечни с инструкциями.
Работа с тестом должна сопровождаться фотографиями, символьными картинками (особенно ключевые слова). Предъявлять задания маленькими частями. Детям с проблемами визуального восприятия проще читать, если черные буквы напечатаны на цветном листе. Во избежание резкого контраста лучше использовать светло-коричневую, светло-голубую, светло-зеленую или серую бумагу. Экспериментируйте с разными цветами. Избегайте желтого цвета, он может оказаться слишком резким для глаз.
При высокой сенсорной чувствительности:
Рекомендуется создать огороженное рабочее место в классе: пространство или парту с высокими стенками или ширмами по обеим сторонам, чтобы блокировать лишнюю визуальную стимуляцию спереди и по бокам. Так же лучше избегать флуоресцентных ламп, используя вместо них окрашенные лампы, солнцезащитные очки. Не предъявлять ребенку сразу много предметов, задание давать дозированно.
Все эти игры и материалы используются для улучшения зрительного восприятия свойств и качеств предметов, цвета, формы, размера. Развивают зрительно-моторную координацию.
Игры и пособия для тактильной системы.
При низкой сенсорной чувствительности:
«Утяжелители для рук, ног, плечевого отдела». «Массажные коврики». «Игольчатые мячики». «Жёсткие и мягкие мочалки». «Сенсорные дорожки». «Мозаика». «Прищепки». «Шнуровки». «Застёжки». Водяной бассейн» с различными предметами. «Лото». «Вкладыши». Крупа, горох, фасоль. «Волшебный мешочек».
При высокой сенсорной чувствительности:
«Мягкие мочалки». «Сенсорные дорожки». «Водяной бассейн». «Мягкие кисточки».
Необходимо всегда предупреждать ребёнка, что вы собираетесь прикоснуться к нему, приближайтесь к нему только спереди, постепенно, аккуратно познакомьте ребёнка с различной текстурой материалов.
Данные материалы являются частью «сенсорной диеты», правильное использование уменьшает поиск сенсорных ощущений неприемлемым способом, а также снижает защитные реакции, связанные с прикосновениями к коже.
Игры и пособия для слуховой системы.
При низкой сенсорной чувствительности:
Использование карточек.
Использование ритмических, музыкальных произведений в сопровождении движений.
Пропевание логоритмических цепочек.
Имитация звуков окружающего мира.
Занятия на соотнесение слова с изображением.
Выполнение словесных инструкций.
Использование визуальных подсказок при перемещении.
При высокой сенсорной чувствительности:
Разговаривайте с ребенком тихо, не повышая голос.
Старайтесь уменьшить внешние звуки (закрыть окно, дверь).
Используйте только тихую музыку.
Создайте ребенку специальное место, для занятий отгородив его, например, ширмой.
Можно использовать беруши, наушники при попадании в шумные места.
Использование визуальных подсказок.
Во время занятий с ребенком применяют поощрения, если необходимо повысить уверенность обучающегося в данном предмете (занятия любимым делом и др.)
Чувственное познание внешнего мира - важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимое условие интеллектуального развития.
Заключительный этап:
проведение заключительной диагностики на определения уровня сформированности навыков сенсомотроного развития. Данный этап позволит оценить эффективность работы.
Список литературы
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для учащихся, Сборник под ред. В.В.Воронковой, М.: Владос, 2018г.
2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. Бгажнокова И.М.
3. Янушко Е.А. «Игры с аутичным ребенком» Янушко, Е. «Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия»
4. Шоплер Э., Ланзинд М., Ватерc Л. "Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей (0-6 лет). Сборник упражнений для специалистов и родителей по программе TEACH"
5. О.Яковлева «Психологическое сопровождение детей- аутистов» Киев,2013г.
6. https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2021/04/05/statya-iz-opyta-raboty-na-temu-soprovozhdenie - статья из опыта работы на тему «Сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в дошкольной образовательной организации»
7. https://autism-frc.ru/ckeditor_assets/attachments/1714/sensor_full.pdf - Сенсорные особенности детей с расстройствами аутистического спектра. Стратегии помощи – методическое пособие.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.