Министерство социального развития Саратовской области
Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение Саратовской области
«Саратовский комплекс – интернат профессионального обучения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья»
Методическая разработка
открытого урока
с использованием активных методов обучения инвалидов и лиц с ОВЗ
Тема урока:
«Виды переплетений нитей в тканях»
в группе по профессии «Портной» 1 курс
Малахина Наталия Викторовна
педагог профессионального обучения
Саратов
2019
Учебные дисциплины: «Материаловедение».
Тема урока: «Виды переплетений нитей в тканях».
Цель: научить применять приобретенные знания для решения познавательных задач; приобретение коммуникативных умений, работая в группах.
Задачи урока:
образовательная:
· обобщить и систематизировать знания о текстильных волокнах;
· познакомится с видами ткацких переплетений;
· научить применять приобретенные знания для решения практических задач.
развивающая:
· развивать интерес к профессии за счет нестандартной формы проведения занятий; развивать познавательную коллективную и индивидуальную деятельность при выполнении проблемного задания; развивать логические приёмы анализа, обобщения, сравнения в учебной деятельности на примере изучения ткацких переплетений по образцам ткани.
· развивать у обучающихся умение выделять главное в изучение нового материала.
воспитательные:
· формировать у обучающихся навыки сотрудничества посредством работы в группах;
· воспитывать уважение к труду;
· совершенствовать эстетическое воспитание; воспитывать инициативу, самостоятельность, творческий подход к решению задачи, чувство взаимопомощи, активной жизненной позиции.
методическая:
· активизация деятельности обучающихся на основе применения активных методов обучения.
· Тип урока: комбинированный урок.
Средства обучения: презентация «Виды переплетений нитей в тканях», макеты переплетений, образцы тканей, мультимедийный проектор, ноутбук.
Методы обучения: проблемные задания, ИКТ, элементы игровых и проблемных технологий, самостоятельная деятельность, индивидуальная работа, работа в группах.
Характеристика группы: В
группе обучается 10 человек с различными заболеваниями нервной системы, в том
числе 1 обучающейся с заболеванием органов слуха.
Ход урока.
Контроль посещаемости. Проверка готовности к занятию. Мотивация к изучению нового материала; цели занятия; рассказать, какими способами будут достигаться цели занятия; назвать критерии оценивания урока.
Слайд 1. Сегодня в группе по профессии «Портной». 1 курс урок теоретического обучения. Учебная дисциплина «Материаловедение».
Для того чтобы войти в урок и настроить на учебную деятельность вас ребята, я предлагаю ответить на вопрос.
Какую функцию выполняет одежда?
Из каких материалов изготавливают одежду?
Практически всё, что на нас одето, сотканы из различных нитей: хлопковых, шерстяных, льняных или искусственных. А вот как из нитей получаются ткани, нам предстоит сегодня узнать на уроке, изучив тему «Виды переплетений нитей в тканях».
Слайд 2. Сегодня на уроке вы познакомитесь с видами ткацких переплетений, которые определяют рисунок лицевой стороны ткани.
Все ткани состоят из волокон, поэтому на уроке обобщим и закрепим знания о текстильных волокнах.
Выполняя практическое задание, вы сможете применить на уроке приобретенные знания.
Для лучшего усвоения новой темы, повторим учебный материал предыдущих занятий.
Слайд 3. Перед вами на экране классификация текстильных волокон, и вам необходимо внести недостающие данные. В папках находится задание. Работаем в парах.
Приём «Проверь соседа».
Слайд 4. Следующее задание поможет закрепить знания о текстильных волокнах. Вам необходимо определить, какой образец соответствует названию волокна.
Слайд 5, 6. В следующих заданиях необходимо определить, какие волокна относятся к волокнам растительного и животного происхождения; к синтетическим и искусственным волокнам.
Все волокна используются в текстильной промышленности для производства тканей.
Слайд 7. У нас есть волокно. Как получить ткань?
Выстроить логическую цепочку.
Определите среди образцов, образец пряжи.
Чем пряжа отличается от ровницы?
Слайд 8. Физминутка. Сейчас вместе с ёлочкой отдохнем и укрепим здоровье.
Слайд 9. Приступаем к изучению новой темы «Виды переплетений нитей в тканях».
Вся одежда изготавливается из нитей. А нити превращаются в полотно с помощью ткацкого станка.
Ткацкие станки появились далеко в древности. Каждая крестьянская семья в старину имела «ткацкий стан».
Слайд 9. Ткачество считалась женским занятием, девочки, начиная с 5 лет, помогали матерям и учились ткать полотна. К 14-15 годам умели ткать холсты, и готовили себе приданое. Вот так выглядит станок для ручного ткачества.
Слайд 10. Рассмотрим работу ткацкого станка. Нить основы натянуты на станке. Между нитями основы образуется зазор - ткацкий зев. Челнок с уточной нитью проходит сквозь зев. Бердо прибивает нить утка. Процесс образования ткани из пряжи на ткацком станке называется ткачеством.
ВИДЕО поможет увидеть, как происходит переплетение нитей.
Слайд 11. Вы уже знаете, как называются нити, которые участвуют в переплетение. Натянутые нити на станке, как они называются? (нить основы). Как называется нить, намотанная на шпульку челнока? (нить утка).
Полученное полотно имеет несколько видов рисунков. Например, рисунок состоит из двух полосок светло-зеленого цвета и одной полоски темно – зеленого цвета. Рисунок повторяется.
В ткачестве есть такое понятие, как раппорт. Раппорт – это рисунок переплетения, который повторяется во всех направлениях.
Рисунок зависит от вида переплетения.
Рассмотрим классификацию ткацких переплетений.
Слайд 12. В зависимости от сложности ткацкие переплетения делятся на четыре класса: простые, мелкоузорные, сложные, крупноузорные. К классу простых переплетений относятся: полотняное, саржевое, сатиновое и атласное.
Сегодня мы более подробно рассмотрим простые переплетения.
Слайд 13. Полотняное. В полотняном переплетении нить основы и нить утка чередуются через одну, в шахматном порядке, лицевая и изнаночная стороны в таких тканях одинаковые. Такое переплетение имеют хлопчатобумажные ткани, льняные. Наиболее чётко виден способ полотняного переплетения на марле. Раппорт полотняного переплетения 2 нити.
Слайд 14. Саржевое. В саржевом переплетении нить основы и нить утка переплетены так, что хорошо видны диагональные линии, рубчик. Таким способом делают ткани из различных волокон. Раппорт равен 3 нитям. На образцах тканях хорошо виден рубчик.
Слайд 15. Сатиновое. Сатиновое переплетение характеризуется тем, что уточная нить переплетается через несколько нитей основы. Лицевая сторона таких тканей блестящая, а изнаночная – матовая. Отчётливо переплетение видно на сатине. Для раппорта сатина нужно минимум 5 нитей.
Слайд 16. Атласное. Атласное переплетение похоже на сатиновое, но выполнено как бы наоборот, то есть лицевую сторону образует нить основы. Изнаночная сторона у таких тканей также матовая, хорошо отличается от блестящей лицевой. Для раппорта атласа нужно минимум 5 нитей.
Сегодня познакомились с видами ткацких переплетений. Какие вопросы? Тогда закрепим полученные знания на уроке.
Слайд 17. Процесс получения ткани из ниток путём их переплетения называется: Ткачеством.
Слайд 18. Нити в ткани, идущие… называют осно́вными
Слайд 19. Нити, которые прокладывает челнок в ткацком станке, называются…
Слайд 20. Определить виды переплетений. Найти среди образцов, ткань с данными переплетениями. Работа в парах с образцами тканей.
Слайд 21. Следующий этап нашего урока.
Практическое задание - выполнить полотняное переплетение. Сейчас вам предстоит самостоятельно выполнить полотняное переплетение с помощью макета. Работа в парах.
Слайд 22. Подведение итогов. Рефлексия.
Слайд 23. Урок окончен.
Список использованных источников
1. Суворова О.В. Материаловедение швейного производства. Учебное пособие для учащихся профессиональных лицеев и училищ. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001.
2. Жихарев А. П. Материаловедение: Швейное производство: Учебное. Пособие для нач. проф. Образования / А. П. Жихарев, Г. П. Румянцева, Е. А. Кирсанова. – М.: Издательский центр « Академия», 2012.
3. Савостицкий Н. А. , Амирова Э. К. Материаловедение швейного производства. – М.: Академия, 2012.
4. Левина М.М. Технология профессионального педагогического образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.