Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ульяновский техникум железнодорожного транспорта»
Методическая разработка внеклассного мероприятия
Беседа-обсуждение «О ЖКХ как о науке»
Разработчик: Щелянова А.И. преподаватель
Ульяновск, 2024 год
Пояснительная записка
«Не судите о доме по владельцу,
но по состоянию дома судите о владельце!»
Цицерон Марк Туллий
Беседа – это диалоговая форма массового мероприятия, которая начинается сообщением докладчика и продолжается разговором с аудиторией. Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы, современная же наука пришла к заключению, что беседа эффективна как для подготовки учащихся к работе на занятии, так и для ознакомления их с новым материалом, а так же систематизации и закрепления знаний, и текущего контроля и диагностики усвоения знаний.
Беседа обсуждение – это беседа с элементами обсуждения.
Проведение данного мероприятия направлено на создание условий для формирования устойчивого интереса к своей профессии; развитие познавательного интереса обучающихся; проверку эрудиции участников.
Методическая разработка представляет собой внеклассное мероприятие, которое проводится среди обучающихся по профессии 08.02.11 Управление, эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома.
Беседа-обсуждение «О ЖКХ как о науке» представляет собой общение студентов, отвечающих на вопросы по теме ЖКХ и различного уровня сложности.
Мероприятие проводится в рамках дня Науки.
В данной разработке представлена мультимедийная презентация по беседе-обсуждении «О ЖКХ как о науке».
Цель: создать условия для развития интеллектуальных способностей и развитию познавательной деятельности к избранной профессии посредством беседы-обсуждения.
Задачи:
Образовательные:
– совершенствовать умение взаимодействовать и работать в коллективе, активизировать словарь обучающихся.
Развивающие:
– развивать логическое мышление, умение рассуждать, обосновывать решения, делать выводы, расширять кругозор;
– содействовать развитию психических процессов (представления, памяти, внимания) в ходе умственной деятельности;
– развивать познавательную активность и мыслительную деятельность обучающихся.
Воспитательные:
– воспитывать у обучающихся интерес к беседам-обсуждениям, творческим заданиям, проявлять личностные качества: организованности, ответственности, общей культуры общения.
Методы:
Словесный – рассказ, беседа.
Наглядный – презентация.
Оборудование и материалы:
– интерактивная доска;
– презентация беседы-обсуждения «О ЖКХ как о науке».
Оборудование: презентация, маршрутные листы, сообщения учащихся, видео «Что такое ЖКХ».
Тип занятия: беседа-обсуждение.
Форма урока: беседа с использованием элементов обсуждения.
Ход занятия
1. Организационный момент:
Преподаватель: Здравствуйте, ребята и гости!
(Студенты и гости приветствуют друг друга). 21 марта в России будут отмечать День работника ЖКХ. О том, что составляет сферу ЖКХ сейчас и что ждет ее в ближайшем будущем посвящено наше занятие.
А проведем занятие в виде беседы-обсуждения «О ЖКХ как о науке» (слайд 1). Начать нашу беседу я хочу словами древнеримского политика, философа Марка Туллия Цицерона «Не судите о доме по владельцу, но по состоянию дома судите о владельце!» (слайд 2).
2. Актуализация знаний
Преподаватель:
Наш занятие будет проходить в форме заданий, вопросов и ответов. Ответы принимаются после объявления вопроса. Право отвечать первым на поставленный вопрос, определяется поднятием руки.
3. Основной этап
Преподаватель: итак, мы начинаем!
Проблемная ситуация: Однажды Маша сидела, и делала уроки и вдруг раздался неожиданный звонок. Звонила её подруга Лена, она буквально рыдала: «Слушай! У меня в квартире с утра трубу прорвало, а родители уехали отдыхать… Вода уже и меня, и соседей затопила! Что делать? Куда бежать?».
Вопрос к учащимся: что делать, куда обратиться за помощью?
(Ответы учащихся: ЖКХ) (слайд 3).
Какие ассоциации у вас вызывает слово ЖКХ? (Ответы учащихся: жилище, водоснабжение, коммуналка).
А теперь расшифруйте аббревиатуру ЖКХ. (ответы учащихся Жилищно-коммунальное хозяйство) (слайд 4).
Сформулируйте определение Жилищно-коммунального хозяйства (слайд 5).
Жилищно-коммунальное хозяйство — это организация, задачей которой является обслуживание систем и сетей общественного пользования.
Жилищно-коммунальное хозяйство - отрасль, совокупность отраслей, обеспечивающих жизнь и работу населения страны в нормальных условиях.
«Немного истории» (Слайд 6).
Преподаватель: Во все времена, как и сегодня, требовались жилье, снабжение населения городов водой и топливом, очистка и освещение улиц, организация транспортного, бытового, коммунального, ритуального и других видов обслуживания. Городское хозяйство, или городское устройство, как сфера особой деятельности на протяжении истории России именовалось по-разному: "благочиние", "благосостояние", "благоустройство", "городское дело", "коммунальное хозяйство", "коммунальное дело", "градостроительство" и "жилищно-коммунальное хозяйство". Это разные названия одной и той же деятельности, но в разных исторических условиях, определяемых господствующей формой собственности.
Сообщения учащихся: В апреле 1649 года Государь, Царь и Великий Князь всея Руси Алексей Михайлович утвердил Наказ о Градском благочинии. В нем царь повелевает: «Чтобы грязи не было — иметь на каждом дворе дворника», «ведать всякое дворовое дело, починки и прочие дела». Так на государственном уровне впервые был создан надзор за исполнением функций «Общественного благочиния» (чинить благо обществу). Эта дата и считается днем основания служб российского жилищно-коммунального хозяйства.
Указом Государя Российского Петра Алексеевича от 16 января 1721 года функции «общественного благочиния» были переданы созданной к этому времени российской полиции. Петр I именовал полицию «душой гражданства и всех добрых порядков», связывал с полицией понятия «благосостояния населения», «запрещения излишеств в домовых расходах», «учинения добрых домовладельцев», «производства чистоты на улицах и в домах». При Петре I произошел расцвет садово-паркового искусства, возведенного им в ранг первостепенного государственного дела.
Императрица Екатерина II приказала построить в Москве водопровод. Строительство было поручено генералу Бауэру. Поиски чистой воды привели к родникам недалеко от села Большие Мытищи, откуда и начали строить первый московский водопровод. Работы были завершены к 1804 году. Так был учрежден Мытищинский водопровод. А в конце XIX века была построена и первая канализация.
В 1870 году была проведена городская реформа, в соответствии с которой в 509 городах России вводились новые органы самоуправления — городские думы. Деятельность Думы ограничивалась вопросами здравоохранения, народного образования, хозяйственными проблемами. Первая станция очистки воды была построена в Петербурге в 1888 году. В 1898 году в Москве сооружена первая канализация.
В ноябре 1917 года в соответствии с Постановлением II съезда Советов было создано Главное управление по делам местного хозяйства. Начался период централизации управления местным хозяйством.
В 1931 г. был создан аппарат для централизованного управления коммунальным хозяйством РСФСР
В 1946 г. Наркомат коммунального хозяйства был преобразован в Министерство коммунального хозяйства, а с 1971 г. – в Министерство жилищно-коммунального хозяйства РСФСР, просуществовавшее до июня 1990 г.
Преподаватель: В настоящее время функции координатора развития жилищно-коммунального хозяйства России выполняет Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Госстрой России).
Определение отраслей ЖКХ (слайд 7) - просмотр видео «Что такое ЖКХ».
Преподаватель: Вы посмотрели видео, а теперь определите отрасли ЖКХ и заполните схему (слайд 8).
Преподаватель: Сфера жилищно-коммунального хозяйства характеризуется предоставлением потребителям услуг: коммунальных и жилищных (слайд 9).
Давайте вспомним, чем отличаются коммунальные услуги от жилищных (слайд 10).
Коммунальные услуги - это услуги, которые поступают в дом и создают благоприятные условия для жизни: водоснабжение, канализация, отопление, газо- и электроснабжение.
Жилищные услуги – это работы по содержанию и ремонту жилого помещения: управление многоквартирным домом, техническое обслуживание и ремонт дома, уборка подъездов, сбор и вывоз бытовых отходов, уборка и благоустройство придомовой территории, уборка во дворах и т.д.
Распределите иллюстрации, которые относятся к коммунальным, а какие к жилищным услугам (слайд 11).
Преподаватель: Профессии в сфере ЖКХ (слайд 12).
Задание: Перед вами чистые листочки бумаги, напишите на них профессии в сфере ЖКХ, которые вы знаете.
А теперь расскажите о профессиях, которые востребованы в ЖКХ.
Сообщения учащихся:
Мастер жилищно-коммунального хозяйства (слайд 13)
Мастер ЖКХ – профессия необходимая и является одной из самых распространенных в сфере обслуживания населения, так как предприятия ЖКХ находятся в каждом населенном пункте. Профессия объединяет несколько специальностей.
А о том, насколько востребован мастер ЖКХ сегодня в каждом доме, говорит один факт: ни один ремонт в доме не начинается без участия этих людей.
Они первыми проводят обследование жилища и дают свои рекомендации по устройству систем подачи холодной и горячей воды, отопления, электричества, вентиляции, канализации и т.д.
Обучение этой профессии не простое, матер ЖКХ должен владеть широким спектром знаний и умений.
Электрогазосварщик (слайд 14)
Электрогазосварщик соединяет (сваривает) элементы металлоконструкций, трубопроводы, детали машин и механизмов с помощью сварочного аппарата. Собирает заготовки конструкций, осуществляет их транспортировку в пределах рабочего места, налаживает сварочное оборудование, устанавливает требуемый режим сварки, осуществляет зрительный контроль швов. Труд электрогазосварщика в основном ручной, выполняется индивидуально. Электрогазосварщик работает как в помещении, так и на открытом воздухе. Возможно выполнение работ на высоте.
Сварщик должен иметь хорошую подготовку в области химии и физики (разделы электричество, электротехника), математики, металловедения.
Слесарь аварийно-восстановительных работ (слайд 15).
Широко распространенная профессия с большим разнообразием объектов, материалов, условий, средств и приемов труда. Профессия слесарь включает разные виды: Слесарь-сантехник, Слесарь-ремонтник.
Слесарь-сантехник (слайд 16). специалист по сборке и ремонту сантехники. На этапе строительства здания слесарь-сантехник собирает, монтирует трубные узлы и детали, устанавливает ванну, унитаз, душевую кабину, раковины в кухнях и в ванных комнатах, а также производит их ремонт. Специальность можно получить в профессионально-технических училищах, технических колледжах, учебных центрах и на курсах.
Слесарь-ремонтник. выполняет текущий, капитальный и планово-предупредительный ремонт, а также монтаж, проверку и регулировку оборудования, машин и агрегатов. Слесарь-ремонтник должен иметь хорошие знания в области физики, химии, металловедения.
Электромонтер (слайд 17). Электрик - специалист, занимающийся монтажом, ремонтом и обслуживанием бытового и промышленного электрооборудования. Профессия электрика встречается в строительных организациях, на электротранспорте, на крупных фермах, в ЖКХ. Освоить профессию можно в профессионально-технических училищах и на курсах. Электрик должен иметь базовые знания по физике, математике и черчению, прикладной механике.
Плотник (слайд 18)
Плотник является специалистом широкого профиля, который выполняет работы, связанные с древесиной, ее обработкой: от строительства целых домов до создания мебели, строительных лесов и мелких деревянных изделий для повседневного пользования. Выполнение плотничных и опалубочных работ . Выполнение работ при устройстве рулонных кровель насухо с прошивкой гвоздями и кровель из штучных материалов. Обработка лесоматериалов вручную.
Ландшафтный дизайнер (слайд 19)
Ландшафтный дизайнер – это сложная и ответственная профессия. Основная задача ландшафтного дизайнера заключается в том, чтобы превратить обычный участок в необыкновенный оазис. У профессии ландшафтный дизайнер есть своя специфика – красивую композицию нельзя создать, если отсутствует художественное воображение, чувство вкуса и умение рисовать. Дизайнер одновременно должен быть и топографом, и химиком, и биологом, и инженером. Он должен отлично разбираться в растениях, знать, какая почва им необходима для высаживания, как растут они и цветут, со знанием дела использовать рельеф местности при создании садового пейзажа, уметь отвести лишнюю воду с участка и контролировать прокладку коммуникаций.
Преподаватель: Это только малая часть профессий, востребованных в ЖКХ, от которых зависит комфорт нашей жизни. А какую профессию мы не назвали? (слайд 20)
Ответы учащихся – техник.
Это профессия, которой обучаетесь вы в нашем техникуме.
Скажите, в чем заключается ваша профессия? Ответы студентов:
Обеспечение управления многоквартирным домом, обеспечение и проведение работ по эксплуатации, обслуживанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, обеспечение и проведение работ по санитарному содержанию, безопасному проживанию и благоустройству общего имущества многоквартирного дома и придомовой территории.
Скажите, а какими качествами должен обладать специалист по управлению, эксплуатации и обслуживанию многоквартирного дома?
Ответы учащихся – коммуникабельность, стрессоустойчивость; умение решать проблемы и договариваться; многозадачность; работоспособность; усидчивость; внимание к деталям, скрупулезность; умение планировать и организовывать.
Техник должен иметь базовые знания по русскому языку, физике, математике и черчению, информатике.
4. Рефлексия
Преподаватель:
Наше занятие подходит к концу, и мы с вами проведем небольшую рефлексию. На слайде представлены высказывания о сегодняшнем уроке, которые надо закончить:
• Сегодня я узнал…
• Было трудно…
• Я понял, что…
• Я приобрел…
• Урок дал мне для жизни…
• Мне захотелось…
Ответы учащихся.
5. Подведение итогов
Преподаватель:
ЖКХ – одна из тех сфер, для успешной работы в которой нужно постоянно учиться и изучать современные технологии. Меняется законодательство, растет перечень предоставляемых услуг, совершенствуются технологии, поэтому надо постоянно отслеживать новые направления науки в ЖКХ и максимально быстро внедрять все инновационные подходы.
В жилищно-коммунальном хозяйстве возникла необходимость перемен и изменений, отрасль нуждается в молодых перспективных специалистах разного уровня подготовки.
Закончить свое выступление я хочу словами нашей современницы, Ольги Горановой – заведующей кафедрой экономики городского хозяйства и жилищного права университета Правительства Москвы:
«Сфера ЖКХ – это та сфера, которая является жизнеобеспечивающей города и села, и это целая наука, которая не только готовит специалистов в этой области, но и помогает ей активно развиваться».
Спасибо за внимание
Список источников информации
1. Веселова А.О., Хацкелевич А.Н., Ежова Л.С. Перспективы создания «умных городов» в России: систематизация проблем и направлений их решения // Вестник Пермского университета. Сер. «Экономика». 2018. Т. 13, № 1. С. 75-89.
2. Дмитриева Н.Н., Ипатова Т.М. Формирование комфортной городской среды -как стратегическое направление развития проекта «ЖКХ и городская среда» // Социально-экономическое управление: теория и практика. 2018. № 1 (32). С. 95-98.
3. Иваненко Л.В. Зарубежный опыт эффективного управления многоквартирными домами // Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия экономика. - Выпуск № 1 (7) 2014. - С. 146-150. 10. Иваненко Л.В. Зарубежный опыт эффективного управления многоквартирными домами // Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия экономика. - Выпуск № 1 (7) 2014. - С. 146-150.
4. Кириллова А.Н. Стратегический потенциал и ключевые факторы развития жилищно-коммунального хозяйства // Недвижимость: экономика, управление. 2018. № 3. С. 12-16.
5. Корецкий А.А., Подопригора В.Б., Ярцев А.В. Тенденции развития информационных технологий в сфере ЖКХ // Инженерный вестник Дона. 2018. № 4 (51).
6. Симионов Ю.Ф. Жилищно-коммунальное хозяйство. Справочник; Феникс - М., 2019. - 791 c.
7. Усманова Т.Х. Проекты развития взаимодействия ТЭК и ЖКХ: проблемы прогнозирования и управления // Проблемы прогнозирования. 2018. № 3 (168). С. 67-74.
8. http://www.informio.ru
9. http://ppt4web.ru
10. http://gkhprofi.ru/glossary
11. http://nsportal.ru
12. http://www.allbest.ru
Приложения
1. Расшифруйте аббревиатуру ЖКХ ____________________________________
____________________________________________________________________
2. Определите отрасли ЖКХ и заполните схему
3. Распределите иллюстрации, которые относятся к коммунальным, а какие к жилищным услугам. Запиши номера фотографий в нужный столбец.
Коммунальные услуги |
Жилищные услуги |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.Назовите профессии, которые востребованы в ЖКХ
____________________________________
__________________________________
5. высказывания о сегодняшнем уроке, которые надо закончить:
• Сегодня я узнал…
• Было трудно…
• Я понял, что…
• Я приобрел…
• Урок дал мне для жизни…
• Мне захотелось…
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.