Методическая разработка внеклассного мероприятия «Культура речи и сквернословие»
Оценка 4.7

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Культура речи и сквернословие»

Оценка 4.7
Культурные мероприятия
docx
воспитательная работа
Взрослым
14.03.2024
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Культура речи  и сквернословие»
Культура речи способствует эффективному общению и снижает конфликты. Говорить грамотно и тактично – значит выражать свои мысли понятно и уважительно перед собеседником. Слова могут иметь большую силу и воздействие на людей, поэтому умение выбирать подходящие выражения и избегать грубых, оскорбительных слов позволяет сохранять доверие и гармоничные отношения между людьми. Сквернословие создает негативную атмосферу и влияет на моральные ценности. Использование грубых выражений или нецензурной лексики в повседневной речи подрывает нравственность общества и вносит деструктивные элементы в наше общественное пространство. В такой атмосфере страдает духовность и взаимное уважение.
культура речи.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «РОВЕНЬКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка внеклассного мероприятия

«Культура речи

и сквернословие»

 

 

 

 

 

 

 

Разработала:

преподаватель русского языка и литературы

Пушкарь И.В.

 

 

 

 

 

г. Ровеньки

пгт.Ясеновский

2024

 

 

 

 

Цели: 

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ- ознакомление студентов с вопросами культуры речи и последствиями использования сквернословия.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ- привитие этических норм бесконфликтного общения; воспитание нравственно-этических чувств, уважительного отношения друг к другу.

РАЗВИВАЮЩАЯ - формирование навыков культуры общения, вежливого общения, развитие коммуникативных навыков, пополнение словарного запаса студентов.

Задачи:

1.Способствовать формированию у подростков чувства стыда, потребность выражать цивилизованно эмоции и чувства.

2.Расширить знания студентов о культурном и вежливом общении, познакомить с историей сквернословия.

3.Ознакомить студентов с губительным влиянием сквернословия.

 Оборудование:

- мультимедийная аппаратура.

Необходимые материалы: видеофильмы, проектор, анкеты, ручки, памятка «Памятка добрых дел и добрых слов».

 

 

 

 

 

Аннотация

В соответствии с Законом "Об образовании в Российской Федерации", Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности России, Рабочей программой воспитания ГБОУ СПО ЛНР «Ровеньковский колледж», Правилами внутреннего распорядка обучающихся по ГБОУ СПО ЛНР «Ровеньковский колледж» задачей любого педагога является воспитание высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, успешно адаптироваться в социуме. Культура речи является одним из важных аспектов общения в социуме. Она определяет уровень взаимопонимания между людьми, способствует формированию положительных взаимоотношений и передаче информации. Однако, среди современного общества сквернословие становится все более распространенным. Эта проблема вызывает не только негативные эмоции и дискомфорт, но и оказывает влияние на общественное благополучие.
           Культура речи способствует эффективному общению и снижает конфликты. Говорить грамотно и тактично – значит выражать свои мысли понятно и уважительно перед собеседником. Слова могут иметь большую силу и воздействие на людей, поэтому умение выбирать подходящие выражения и избегать грубых, оскорбительных слов позволяет сохранять доверие и гармоничные отношения между людьми.
           Сквернословие создает негативную атмосферу и влияет на моральные ценности. Использование грубых выражений или нецензурной лексики в повседневной речи подрывает нравственность общества и вносит деструктивные элементы в наше общественное пространство. В такой атмосфере страдает духовность и взаимное уважение. Сквернословие оказывает негативное влияние на развитие молодежи. Все больше и больше подростков и молодых людей используют грубые выражения в своем общении. Это является следствием моды и некоторыми тенденциями в современном искусстве и культуре. Однако, такое поведение создает проблемы в образовании и работе, а также может негативно повлиять на их психологическое состояние, формируя агрессивность и неправильные ценности.
           Культура речи и борьба со сквернословием являются актуальными проблемами в современном обществе. Развитие культуры речи в колледже способствует гармонии взаимоотношений между обучающимися и созданию благоприятной атмосферы для развития общества. Нецензурная речь, наоборот, вызывает конфликты и разрушает межличностные связи. Поэтому, преподаватели колледжа должны придавать большое значение развитию культуры речи на занятиях теоретического и практического обучения и противостоять сквернословию во всех направлениях обучения, включая и внеурочную занятость обучающихся.

Методическая разработка разработана в виде сценария внеклассного мероприятия и готова к применению на внеклассных занятиях, занятиях теоретического и практического обучения в ГБОУ СПО ЛНР «Ровеньковский колледж».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход мероприятия:

1.     Введение.

Слово преподавателя:    Нашу беседу мне бы хотелось начать с высказывания римского философа: «Речь — это показатель ума». Сегодня речь пойдет о культуре речи и  сквернословии.

А вы при общении друг с другом часто сталкиваетесь с проблемой сквернословия?

(ответы студентов)

2.Основная часть.

Слово преподавателя: Человек — существо общественное. И он постоянно находится в многочисленных и разнообразных отношениях с другими людьми, а значит, вступает с ними в общение.

- Как вы, ребята, понимаете «общение»?

Ответы студентов: (Взаимодействие, взаимосвязь, установление и развитие контактов с окружающими)

Слово преподавателя: При этом общение бывает разным: деловое (учитель — ученик; директор - учитель; мастер — рабочий; и т. д.); личностное (друзья, враги, знакомые, приятели).

Слово преподавателя: Что же является главным средством общения в человеческом обществе?

Ответы студентов: Это наш язык и наша речь.

Слово преподавателя:  Каково значение слова «язык»?

Ответы студентов: Средство общения

Слово преподавателя: А что такое речь?

Ответы студентов: Умение, способность человека говорить, процесс общения людей с помощью языка, способность выразить свои мысли, форма общения( коммуникации) людей посредством языка.

Слово преподавателя: Да, ребята, все верно, как говорил великий французский философ Вольтер:

«Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена».

Каждое новое поколение использует в своей речи, так называемые сленговые выражения, которые живо и эмоционально вплетаются в речь современных подростков.

-Что же такое культура речи?

Особен­ности культурной речи: умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям. Другими словами, культурная речь — это речь, с соблюдением ударения, произношения и правильного употребления слов.

Но этому надо учиться. Говорить точно, выражая свои мысли, очень трудно, часто, стоя у доски, вы испытываете затруднение в подборе нужного слова. Ещё труднее отыскать такое слово, когда урок плохо выучен. Тут вот и появляются в нашей речи слова-сорняки: значит, так сказать, это.

Частое повторение этих слов затрудняет общение. Они «любимцы» нашей речи, но от них просто необходимо избавиться. Они засоряют нашу речь и очень сильно обедняют ее. Если вы будите использовать такие слова как «типа», «блин», «короче» для связи ваших мыслей, то это очень негативно скажется на оценке окружающих о вас.

Слово преподавателя: Знаете ли вы, что такое сленг?

Ответы студентов: сленгом выражаются те ребята, которым хочется подчеркнуть свою независимость, самостоятельность, выделиться среди сверстников. Выглядит это приблизительно так.

(Просмотр Ералаша «Почему мы так говорим». Видео прилагается)

Слово преподавателя: Ребята, можете ли вы назвать мальчика воспитанным и культурным человеком? Почему?

(ответы студентов)

Слово преподавателя: Надеюсь, что подобный «словесный мусор» не слишком засоряет вашу речь. Болезнь сленга – это всё-таки болезнь детская, а значит должна проходить быстро, если, конечно, человек стремится стать не только взрослым, но и культурным.

А сейчас давайте рассмотрим проблему сквернословия более подробно.

Слово - не просто набор звуков выражающих мысль. Оно способно много рассказать о нашем духовном состоянии. Каков человек, такова его и речь» Сократ - презентация онлайн

Слово преподавателя: Что же такое сквернословие?

(Ответы студентов)

Слово преподавателя: сквернословие — это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна». В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие — это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, — оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их. Матерная брань — это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово — не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии. Сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего.

Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание — вплоть до смертной казни.

При Петре I была выпущена книга "Юности Честное Зеркало", где писалось, что приличное поведение людей может быть признано лишь с полным воздержанием от бранной ругани. Все признают, что нецензурная брань в современном мире приобрела характер эпидемии.

 

Слово преподавателя: Давайте послушаем стихотворение Э. Асадова «О скверном и святом»

(Стихотворение читает педагог-психолог)

Что в сердце нашем самое святое?
Навряд ли надо думать и гадать.
Есть в мире слово самое простое
И самое возвышенное - Мать!
Так почему ж большое слово это,
Пусть не сегодня, а давным-давно.
Но в первый раз ведь было кем-то, где-то
В кощунственную брань обращено?
Тот пращур был и темный, и дурной,
И вряд ли даже ведал, что творил,
Когда однажды взял и пригвоздил
Родное слово к брани площадной.
Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.
И все же трудно попросту понять
Что слово "мат" идет от слова "мать",
Сквернейшее от самого святого!
Неужто вправду за свою любовь,
За то, что родила нас и растила,
Мать лучшего уже не заслужила,
Чем этот шлейф из непристойных слов?!
Ну как позволить, чтобы год за годом
Так оскорблялось пламя их сердец?!
И сквернословам всяческого рода
Пора сказать сурово наконец:
Бранитесь или ссорьтесь, как хотите.
Но не теряйте звания людей.
Не трогайте, не смейте, не грязните
Ни имени, ни чести матерей!

Слово педагога-психолога: Психологи заметили, что употребление мата формирует зависимость, сходную с алкогольной, никотиновой, наркотической. В этом процессе наблюдаются такие 3 стадии:

В этом процессе наблюдаются такие 3 стадии:

Первая стадия-  человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость.

Вторая стадия- человек впервые употребляет такое скверное слово для разрядки, ради напускной удали, или, чтобы казаться своим в компании,  где все ругаются.

Третья стадия-человек привыкает к этим словам, ему уже не стыдно употреблять их. В дальнейшем человек уже использует эти слова, не замечая этого. Еще позже — он уже вообще не может изъясняться без мата, забывает другие слова.

Педагог психолог приводит пример научной справки.

Ученые в лаборатории в целях эксперимента поливали зерна пшеницы разной водой: одна вода слышала только ругательные слова, а другая вода — только молитвы. В результате семена, которые поливали первой водой, всходили лишь в 49 случаях из 100. Те же, что поливали водой, заговоренной молитвами, прорастали в 96 случаях. Если над стаканом воды прочитать молитву или выругаться, а потом выпить, то эффект от этой воды будет прямо пропорционален позитивной или соответственно негативной энергии. Все это еще раз доказывает негативное воздействие сквернословия на здоровье человека и окружающих.

Слово преподавателя: Умейте противостоять среде. Уверенный в себе человек знает, что он имеет определенные права, умеет точно определить и выразить свои желания, потребности и чувства так, чтобы это не затронуло окружающих. Он умеет сохранить собственное достоинство и не обидеть других, независимо от поведения собеседника.

(Преподаватель приводит пример на древней притче)

«Жили два человека, горячо любившие друг друга. И вот один из них позавидовал другому и начал распространять о нем в народе плохой слух: якобы последний живет не по-христиански, делает зло и хищением, ложью приобретает себе славу и честь. Вскоре эта клевета сделала свое дело. От этого человека отвернулись все друзья и знакомые, и он пришел в большую бедность. Впоследствии, оклеветавший своего друга, раскаялся и пришел просить у него прощения. Но, тот ему сказал: "Возьми мешок лебяжьего пуха, в сильную бурю залезь на высокое дерево и вытряхни его, тогда и приходи ко мне". Последний все сделал, как ему было велено, и думал, что этим самым он получил прощение. Но, повелевший ему сделать это, сказал: "Теперь иди и собери все до единой пушинки".  На это, клеветник ответил: "Это - невозможно, потому что ветер разнес пух по всей Вселенной". И сказал ему бывший друг: "Так невозможно и мне вернуть ту славу и честь перед моими ближними, которые ты отнял у меня своей клеветой".

Слово преподавателя: А сейчас я предлагаю вам небольшую разминку. Я говорю начало пословицы, а вы дополняете окончание.

 Слово чистое – душа искристая!

 Наша речь – наше лицо!

 Чистое слово – золото! А чистая мысль – бриллиант!

От гнилого сердца и гнилые слова.

Каков человек, такова его и речь.

Доброе слово человеку – что дождь в засуху.

Слово не воробей: вылетит, не поймаешь.

Слово - серебро, молчание – золото.

Слово преподавателя: Предлагаю Вам посмотреть небольшое видео «Культура общения». Просмотр видео. Обсуждение. (Видео прилагается)

Слово преподавателя: Основной чертой культурного человека является вежливость. Философский словарь по этике так определяет это явление: «Вежливость - это моральное качество, характеризующее человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими».

Вежливость - это проявление уважения. Готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается, деликатность, такт.

Слово преподавателя: Очень часто можно услышать: «Какая славная у Вас девочка! Всегда говорит: «Здравствуйте!», или: «Наш сосед хороший человек - так вежливо говорит «спасибо» даже за маленькую услугу», или: «Какой неприятный человек, говорит всем «ты». Таким образом, окружающие делают вывод о нашей воспитанности и культуре.

Слово преподавателя: Давайте мы сейчас с вами сыграем в игру «Словесная ромашка», тем самым развивая навыки вежливого общения.

Цель игры сказать друг другу добрые и приятные слова. Перед каждым из вас лежит цветок ромашки, на нем вы пишите добрые, вежливые слова. В итоге у нас получится букет, который символизирует общество культурных и вежливых людей.(Приложение №1)

Слово преподавателя: Ребята, но чтобы наше общение стало полезным, приятным и нужным нам необходимо соблюдать правила общения, которые мы сейчас закрепим в Памятке «Добрых дел и добрых слов» (Приложение №2)

3.Заключительная часть.

Давайте же и мы, ребята, будем беречь наш красивый русский язык, беречь себя и своих близких. Будем следить за каждым словом, которое мы говорим, чтобы каждое наше слово служило только добрым и светлым чувствам.  Всегда ли мы употребляем слово для утверждения добра? «…язык, хотя он и малая часть тела, похвалиться может делами великими. Крохотное пламя может поджечь большой лес. Язык – это пламя, он несет в себе самое большое зло сравнению с другими частями нашего тела. Он оскверняет все тело и сжигает саму жизнь нашу. Человек может приручить и приручал разного рода животных и птиц, пресмыкающихся, но не может укротить язык. Он неуемен, злобен и полон смертельного яда. Из одних и тех же уст исходят благословения и проклятия».

Так давайте же говорить друг другу добрые слова.

В заключение, предлагаю Вам заполнить анкеты «Сквернословие в моей жизни».(Приложение №3)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

Игра «Словесная ромашка»

Цель игры сказать друг другу добрые и приятные слова. Перед каждым из вас лежит цветок ромашки, на нем вы пишите добрые, вежливые слова («спасибо», «пожалуйста», «извините», «здравствуйте», «до свидания», «доброе утро», «добрый вечер», «хорошего дня», «будьте здоровы»). В итоге у нас получится букет, который символизирует общество культурных и вежливых людей.

 

 

 

Приложение №2

Памятка «Добрых дел и добрых слов»

1. Старайся видеть в людях, прежде всего, хорошее и доброе! От этого все окружающие становятся добрее и симпатичнее.

2. Будь добрым к людям!

3. Учись добру у добрых!

4. Не бойся предлагать свою помощь тем, кто в ней нуждается, помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным.

5. Не причиняя зла, добрей становишься!

6.Проявляй уважительность, доброжелательность к адресату речи.

7.Будь вежливым.

8.Не ставь в центр внимания собственное «Я».

9.Следи за логикой речи.

10.Не старайся говорить громче собеседника.

11.Внимательно слушай собеседника, не перебивай его.

12.Уважительно, доброжелательно, терпеливо относись к говорящему.

13.Вовремя оценивай речь собеседника.

 

 

 

 

Приложение №3

Анкета «Сквернословие в моей жизни»

Ф.И.О. ________________________________________________________________

1. Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства? ________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Используешь ли ты в своей речи бранные слова?  да  нет

3. Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему? ________________________________________________________________

________________________________________________________________

4.Как часто ты произносишь эти слова?

  очень часто   часто   периодически   редко   очень редко

5. В каких ситуациях это происходит? ______________________________________________________________

6. Как ты думаешь, плохо это или нет?   да   нет   не знаю

7. Что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова? _____________________________________________________________

8. Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова? _____________________________________________________________

9. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова? _____________________________________________________________

10. Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы дети не употребляли бранных слов? ________________________________________________________________

11. Что нужно сделать, чтобы ты не употреблял эти слова? ________________________________________________________________

________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1.    Лекции по культуре речи / А.В. Жуков. - М.: Издательский Центр "Академия", 2001.

2.    Проблема сквернословия в современном обществе / И.И. Иванов. - М.: Издательство "Новая Жизнь", 2005.

3.    Сквернословие и его влияние на молодежь / Т.С. Смирнова. - М.: Издательство "Знание", 2010.

4.    Юности честное зерцало или показания к житейскому обхождению // Элоквенция — Яя. — М. : Советская энциклопедия, 1957. — С. 403. — (Большая советская энциклопедия : [в 51 т.] / гл. ред. Б. А. Введенский ; 1949—1958, т. 49).

5.    Русский язык.Факультативные занятия.Культура речи 10 классю. Автор: ВФ Русецкий. [Электронный ресурс]  https://adu.by/images/2023/rus_yaz/umk-kultura-rechi-10kl-dlya-uchshihsya.pdf (Дата обращения: 08.01.2024)

6.    Культура.РФ [Электронный ресурс] https://www.culture.ru/literature/poems/author-eduard-asadov (Дата обращения: 11.01.2024)


 

7.    Скачано с www.znanio.ru

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Цели: ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ- ознакомление студентов с вопросами культуры речи и последствиями использования сквернословия

Цели: ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ- ознакомление студентов с вопросами культуры речи и последствиями использования сквернословия

Аннотация В соответствии с Законом "Об образовании в

Аннотация В соответствии с Законом "Об образовании в

Нецензурная речь, наоборот, вызывает конфликты и разрушает межличностные связи

Нецензурная речь, наоборот, вызывает конфликты и разрушает межличностные связи

Ход мероприятия: 1. Введение

Ход мероприятия: 1. Введение

Каждое новое поколение использует в своей речи, так называемые сленговые выражения, которые живо и эмоционально вплетаются в речь современных подростков

Каждое новое поколение использует в своей речи, так называемые сленговые выражения, которые живо и эмоционально вплетаются в речь современных подростков

Слово преподавателя: Надеюсь, что подобный «словесный мусор» не слишком засоряет вашу речь

Слово преподавателя: Надеюсь, что подобный «словесный мусор» не слишком засоряет вашу речь

Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, — оружие неуверенных в себе людей

Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, — оружие неуверенных в себе людей

В кощунственную брань обращено?

В кощунственную брань обращено?

Вторая стадия- человек впервые употребляет такое скверное слово для разрядки, ради напускной удали, или, чтобы казаться своим в компании, где все ругаются

Вторая стадия- человек впервые употребляет такое скверное слово для разрядки, ради напускной удали, или, чтобы казаться своим в компании, где все ругаются

Впоследствии, оклеветавший своего друга, раскаялся и пришел просить у него прощения

Впоследствии, оклеветавший своего друга, раскаялся и пришел просить у него прощения

Слово преподавателя: Основной чертой культурного человека является вежливость

Слово преподавателя: Основной чертой культурного человека является вежливость

Крохотное пламя может поджечь большой лес

Крохотное пламя может поджечь большой лес

Приложение №1 Игра «Словесная ромашка»

Приложение №1 Игра «Словесная ромашка»

Приложение №2 Памятка «Добрых дел и добрых слов» 1

Приложение №2 Памятка «Добрых дел и добрых слов» 1

Приложение №3 Анкета «Сквернословие в моей жизни»

Приложение №3 Анкета «Сквернословие в моей жизни»

От кого ты чаще всего слышишь подобные слова? _____________________________________________________________ 10

От кого ты чаще всего слышишь подобные слова? _____________________________________________________________ 10

Список используемой литературы: 1

Список используемой литературы: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.03.2024