Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Касимовский техникум водного транспорта»
Методическая разработка внеклассного мероприятия
на тему «День науки»
Разработала: преподаватель
Поликша Т.В.
Касимов
2019г.
Пояснительная записка
Внеклассные мероприятия – это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами для студентов с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. К внеклассным мероприятиям также можно отнести игры, экскурсии и встречи и т.д.
Успех обучения во многом зависит не только от выбора эффективных методов и форм обучения на учебном занятии, но и от организации внеклассных мероприятий по различным дисциплинам. Педагоги знают, что очень часто интерес к предмету, выбору профессии происходит под влиянием внеклассных мероприятий.
Внеклассные мероприятия строятся по сравнению с учебными занятиями на ином материале, проводятся в иных организационных формах и в большей степени основываются на самостоятельности студентов.
Одна из задач внеклассных мероприятий состоит в обогащении студентов новыми, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни человека и общества. Совместная работа воспитывает у студентов такие качества, как дисциплинированность, товарищество, взаимопомощь. Поэтому значение внеклассных мероприятий сводится не только к расширению кругозора студентов и углублению знаний по предмету, подготовке их к будущей профессиональной деятельности, но и играет большую роль в становлении таких личностных качеств, как самостоятельность, целеустремленность, умение организовать свою деятельность.
Разработка «День науки» представляет собой внеклассное мероприятие, которое проводится среди студентов 1-2 курсов.
Мероприятие «День науки» состоит из 2 частей: «устный журнал» о жизни и научных открытий видных российских ученых; научно-практическая конференция: выступления студентов с результатами собственной научно-исследовательской, творческой деятельности, защита представленных работ перед жюри.
Методическая цель – создание педагогических условий для творческой самореализации студентов, воспитание патриотизма на примере научных открытий великих русских ученых. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
К организации и проведению Дня науки приглашаются преподаватели и студенты, классные руководители.
Внеклассное мероприятие
по теме: «День науки»
Тип урока: приобретение новых знаний
Форма проведения урока: устный журнал
Цели:
- расширение знаний студентов в области различных наук, вовлечение студентов в научную деятельность, стимулирование студентов принимать участие в проектах, в научных исследованиях.
-
ознакомление студентов с биографией и научными достижениями российских ученых,
технологией защиты творческих работ.
-
воспитание познавательного интереса (формирование у студентов устойчивого
познавательного интереса ради самого процесса познания, закрепление отношения к
познанию как к форме получения интеллектуального удовольствия);
- неформальное общение преподавателей и студентов.
Сценарий мероприятия
На экране слайд с названием мероприятия
Звучит мелодия Г.Свиридова «Время вперед»
На сцену выходят ведущие (2 человека)
Ведущий1.
Уважаемые педагоги, обучающиеся и гости! 8 февраля в нашей стране отмечается День науки и пусть в нашем техникуме будет традицией проводить в этот день научно-практическую конференцию.
Чтец
Над буйным хаосом стихийных сил
Сияла людям Мысль, как свет в эфире.
Исканьем тайн дух человека жил,
Мощь разума распространялась в мире.
Упали в прах обломки суеверий,
Наука в правду превратила сон:
В пар, в телеграф, в фонограф, в телефон,
Познав составы звезд и жизнь бактерий.
Как наша прожила б планета,
Как люди жили бы на ней
Без теплоты, магнита, света
И электрических лучей?
Что было бы? Пришла бы снова
Хаоса мрачная пора.
Лучам приветственное слово.
Науке – громкое «Ура»!
Валерий Брюсов
|
|
Ведущий1.
Уважаемые участники конференции, предлагаем вам совершить путешествие на 300 лет назад, в эпоху российского императора Петра I.
Ведущий 2.
1703 год … на карте России появляется новый город – Санкт-Петербург, которому суждено было стать важным экономическим, научным и культурным центром России.
По замыслу Петра I в этом городе обязательно должна быть Академия наук. Петр I понимал значение научной мысли, образования и культуры народа для процветания страны.
Ведущий 1.
В 1714 году появляется библиотека Российской академии наук,одна из крупнейших в мире. Она организовывалась для того, чтобы обеспечить доступ к книгам всех грамотных людей, стремящихся к европейской образованности.
Ведущий 2.
Но в XIX веке она была освобождена от учебных и просветительских функций и стала научным и исследовательским учреждением. За 300 лет в фондах накопилось больше 20 миллионов изданий. Столько нет ни у одной академической библиотеки мира. В библиотеке хранятся не просто книги, а настоящие музейные экспонаты.
Ведущий 1.
В том же году создается Кунсткамера, которая в переводе с немецкого означает «кабинет редкостей, музей». Она была создана с целью собирания и исследования раритетов, созданных природой и руками человека.
В настоящее время собрание Музея насчитывает более миллиона экспонатов. Он продолжает оставаться одним из крупнейших исследовательских центров по изучению культурного наследия человека.
Ведущий 2.
В 1724 году Петр I издал указ о создании Академии наук. Научная работа Академии в первые десятилетия велась по трем основным направлениям: математическому, физическому и гуманитарному.
Деятельность Академии с самого начала позволила ей занять почетное место среди крупнейших научных учреждений Европы.
Ведущий 1.
Первым президентом Академии был назначен лейб-медик Лаврентий Блюментрост. Заботясь о соответствии деятельности Академии мировому уровню, Петр I пригласил в нее ведущих иностранных ученых.
Ведущий 2.
В 1746 году состоялось назначение первого русского президента Академии, им стал граф Кирилл Григорьевич Разумовский. В Академию начали избираться отечественные ученые. Первыми русскими академиками стали Степан Петрович Крашенинников, Михаил Васильевич Ломоносов, Василий Кириллович Тредиаковский, Николай Иванович Попов, Николай Яковлевич Озерецковский и др.
Ведущий 1.
Целую эпоху в истории Академии и российской науки составила научная, просветительская и организаторская деятельность великого ученого-энциклопедиста Михаила Васильевича Ломоносова. Он обогатил ее фундаментальными открытиями в области химии, физики, астрономии, геологии, географии; внес большой вклад в разработку истории, языкознания; организовал первую химическую лабораторию; активно участвовал в основании Московского университета, ныне по праву носящего его имя.
Чтец
Физика
Тайны мироздания
Атом невидим, но он существует,
Тайны умело природа шифрует,
В атоме есть электрон и ядро,
Хитро упрятано мира нутро!
Дружно в ядре проживают нуклоны,
В общей квартире протоны, нейтроны,
Есть и работа для ядерных сил,
Чтоб ученик допоздна их учил!
Можно не ждать от природы подарки,
Плотно в протоны упрятаны кварки,
С дробным зарядом такие частицы,
Где-то, возможно, летают, как птицы!
Вглубь мироздания мысль проникает,
Тайны природа сквозь тьму открывает,
Тем, кто идеи свои подаёт,
Тем, кто умело её познаёт!
Ведущий 2.
Российской физике – 300 лет! Свое начало она берет со знаменитой Кунсткамеры. Кроме всяческих раритетов царь из-за границы привез в Россию различные приборы, механические и гидравлические машины. Все это затем перекочевало в императорскую Академию наук, где была открыта Кафедра физики, ставшая первым в стране центром развития физики.
Ведущий 1.
История российской физики начинается с Ломоносова. В области физики он оставил ряд важных работ по кинетической теории газов и теории теплоты, по оптике, электричеству, гравитации и физике атмосферы. Многие его идеи и открытия нашли свое подтверждение в исследованиях российских ученых 19-20 веков.
Ведущий 2.
Молекулярная физика и термодинамика
Лев Давидович Ландау - выдающийся российский физик-теоретик, основатель научной школы. Лауреат Нобелевской премии в области исследования полупроводников
Жорес Иванович Алферов - крупнейший советский и российский физик, лауреат Нобелевской премии по физике за разработку полупроводниковых гетероструктур и создание быстрых опто- и микроэлектронных компонентов. Своими открытиями Алферов заложил основы современной информационной техники, в основном через разработку быстрых транзисторов и лазеров.
Ведущий 1.
Механика
Константин Эдуардович Циолковский - основоположник теоретической космонавтики. Обосновал использование ракет для полётов в космос. Основные научные труды относятся к аэронавтике, ракетодинамике и космонавтике.
Николай Егорович Жуковский - русский механик, создатель аэродинамики как науки. Жуковский открыл закон, определяющий подъёмную силу крыла самолёта; определил основные профили крыльев и лопастей винта самолёта; разработал вихревую теорию воздушного винта.
Сергей Павлович Королёв - советский учёный, конструктор и главный организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия, основоположник практической космонавтики. Одна из крупнейших фигур XX века в области космического ракетостроения и кораблестроения.
Ведущий 2.
Квантовая и волновая оптика
Александр Григорьевич Столетов русский физик, открыл первый закон фотоэффекта. Исследовал газовый разряд, критическое состояние и другие явления. Основал физическую лабораторию в Московском университете.
Петр Николаевич Лебедев - российский физик-экспериментатор, первым подтвердивший на опыте наличие светового давления, создатель первой русской школы физиков. Впервые исследовал миллиметровые электромагнитные волны. Открыл и измерил давление света на твердые тела.
Ведущий 1.
Ядерная энергетика
Игорь Васильевич Курчатов -советский физик, «отец» советской атомной бомбы. Основатель и первый директор Института атомной энергии, один из основоположников использования ядерной энергии в мирных целях.
Андрей Дмитриевич Сахаров - советский физик, один из создателей первой советской водородной бомбы. Лауреат Нобелевской премии мира.
Дмитрий Дмитриевич Иваненко - российский и советский физик-теоретик. Научные работы относятся к ядерной физике, теории поля, синхротронному излучению, теории гравитации, разработал оболочечную модель атомных ядер.
Ведущий 2.
Современные ученые-физики участвуют в самом масштабном проекте XXI века - создание Большого адронного коллайдера.
Чтец
Любите
физику, друзья,
Без космоса никак нельзя,
Без света не прожить и дня,
Как в древнем мире без огня.
Учёный сильно удивлён,
В магнитном поле электрон,
И лазер - квантовый прибор,
Идей талантливых простор.
Машина или самолёт,
Большой корабль колет лёд,
И атом служит нам сейчас,
Всё это физика для нас!
Без физики не только свет,
Компьютер или Интернет,
Мы не могли бы получить,
Давайте физику учить!
Ведущий 1.
Математика
Чтец
Это ложь, что в науке поэзии нет.
В отраженьях великого мира
Сотни красок со звуков уловит поэт
И повторит волшебная лира.
За чертогами формул, забыв о весне,
В мире чисел бродя, как лунатик,
Вдруг гармонию выводов дарит струне,
К звучной скрипке, прильнув, математик.
Настоящий учёный, он тоже поэт,
Вечно жаждущий знать и предвидеть.
Кто сказал, что в науке поэзии нет?
Нужно только понять и увидеть.
Ведущий 2.
Мощным толчком к развитию российской математики послужил императорский указ 1701 года, которым была учреждена математико-навигацкая школа в Сухаревой башне. Именно здесь Леонтий Филиппович Магницкий по приказу Петра I написал известный учебник арифметики, а немного позже издал логарифмические и навигационные таблицы. Стоит подчеркнуть, что данная книга на то время была невероятно содержательной и добротной. Учебники Магницкого Ломоносов называл «врата учености».
Ведущий 1.
А в самом начале девятнадцатого века молодая российская математика уже выдвинула учёных мирового уровня.
Виктор Яковлевич Буняковский — изучал теории чисел и теории вероятностей, автор фундаментального труда «Основания математической теории вероятностей», основоположник российской науки по демографии.
Николай Иванович Лобачевский – создатель неевклидовой геометрии.
Софья Васильевна Ковалевская - первая в России и в Северной Европе женщина-профессор, и первая в мире женщина — профессор математики теории вращения твёрдого тела.
Ведущий 2.
Математическая жизнь в России протекала чрезвычайно активно. В на рубеже веков и на протяжении всего 20 века российские ученые стали известными во многих областях математики.
Андрей Николаевич Колмогоров - один из крупнейших математиков ХХ века, один из основоположников современной теории вероятностей, им получены основополагающие результаты в топологии, геометрии, математической логике, классической механике, теории турбулентности, теории сложности алгоритмов, теории информации и в ряде других областей математики.
Пафнутий Львович Чебышев - выдающийся русский математик и механик, автор классических открытий в теории чисел, теории вероятностей, теории механизмов. Основоположник конструктивной теории функций. Чебышев создал самостоятельную русскую математическую науку о механизмах, поставил в ней такие проблемы, к решению которых наука стала подходить только в середине 20 века.
Ведущий 1.
Дмитрий Евгеньевич Меньшов доказал, что всякая конечная периодическая измеримая функция почти всюду представима. Целые поколения московских математиков, механиков, астрономов получали своё математическое образование на лекциях Д. Е. Меньшова.
Чтец
Мечтатели, сибиллы и пророки,
Дорогами, запретными для мысли,
Проникли – вне сознания – далеко,
Туда, где светят царственные числа.
Предчувствие разоблачает тайны,
Проводником нелицемерным светит:
Едва откроется намек случайный,
Объемлет нас не предсказанный трепет…
Вам поклоняюсь, вас желаю, числа,
Свободные, бесплатные, как тени,
Вы радугой связующей повисли
К раздумиям с вершины вдохновенья!
Ведущий 2.
Информатика
В 20 веке появилась новая наука – информатика, которая тесно связана с вычислительной техникой, компьютерными системами и сетями.
Основоположником вычислительной техники в нашей стране является Сергей Александрович Лебедев. Под его руководством созданы первая советская электронная ЦВМ «МЭСМ», а также ряд быстродействующих вычислительных машин (БЭСМ). За двадцать лет под его руководством было разработаны 15 высокопроизводительных ЭВМ.
Ведущий 1.
Виктор Михайлович Глушков развил методы вычисления таблиц несобственных интегралов, внес значительный вклад в отечественную кибернетику. Разработал первую персональную ЭВМ «Мир-1» для инженерных расчетов, систему автоматизированного управления технологическими процессами и промышленными предприятиями. Андрей Петрович Ершов внес большой вклад в развитие теоретического и системного программирования, создатель школы информатики в СССР, один из пионеров российской корпусной лингвистики. Под его руководством было создано несколько языков программирования, создана схема трансляции для разработки фрагментов оптимизированных трансляторов.
Ведущий 2.
C начала 70-х годов стремительно развивается новое научное направление - искусственный интеллект. Но для российской научной мысли понятие искусственный интеллект не новое. Так, Семен Николаевич Корсаков, его еще называют является пионером русской кибернетики, в первой половине XIX века изобрел и сконструировал ряд действующих механических устройств, функционирующих на основе перфорированных таблиц и предназначенных для задач информационного поиска.
Ведущий 1.
Дмитрий Александрович Поспелов - крупный специалист в области искусственного интеллекта, управления сложными системами, в области параллельных вычислений. Им заложены основы нового научного направления – моделирование рассуждений специалистов-экспертов, принимающих решения в разных предметных областях. Лауреат престижной премии имени А.Тьюринга.
Ведущий 2.
Новый этап в жизни Академии наступил с начала 90-х годов. Распад СССР, глубокий экономический кризис - вот далеко не все проблемы, с которыми столкнулась Академия. Но Академия выстояла. Решающую роль сыграл здесь Указ Президента РФ от 21 ноября 1991 г. о воссоздании Российской Академии наук. Несмотря на тяжелейшие политические, экономические, социальные, психологические проблемы в стране, Академия наук сохранила свое единство, она остается главным научным центром России, одним из ведущих научных центров мировой науки.
Ведущий1.
В каждом из нас есть таланты и способности. Главное, во время их увидеть и развить. В нашем техникуме студенты занимаются исследовательской проектной работой. Предлагаем вашему вниманию заслушать работы студентов.
Слово предоставляется студенту….., научный руководитель Андронова Н.В., преподаватель физики.
Слово предоставляется студенту….., научный руководитель Поликша Т.В., преподаватель информатики.
Ведущий 2.
Итог мероприятия.
Сегодня уместно вспомнить слова Антона Павловича Чехова, который утверждал: «Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только одною ею человек победит природу и себя». Много тайн еще предстоит открыть ученым, главное выбрать правильный путь.
Спасибо всем!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.