Методическая разработка внеклассного занятия
по программе духовно-нравственного развития:
" Мой дом- моя крепость"
Лешенкова Людмила Сайдахмадовна
Перечень представленных документов:
Цель:
· Формировать представление о ценности семьи, значении семьи в жизни каждого человека.
Задачи:
-продолжить работу по формированию нравственных качеств: любви к семье, родному дому , бережного отношения к ним;
-развивать интерес к окружающему их миру;
-формировать потребность в новых знаниях о семье, родных людях.
-В игровой форме уточнить и обобщить знания детей о семейных традициях.
-Формировать чувство любви и уважения к своей семье.
Художественно-педагогическая идея урока:
"Мой дом- моя крепость"
"Дома и стены помогают"
«Основные категории и понятия, осваиваемые учащимися:
Мать. Родной дом. Родные люди. Семья. Семейное счастье.
Активные формы обучения: ресурсный круг.
Ход занятия.
1.Этап
постановка проблемы. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
Вступление
Обсуждение цитаты.(высказывание своего мнения)
- Когда – то Лев Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у
себя дома».(слайд2)
- Согласны ли вы с мнением Льва Толстого?
(дети высказываются)
-А вы
можете ответить на вопрос- счастливы ли вы?
Обучающиеся высказываются.
НЕ КАЖДЫЙ МОЖЕТ С УВЕРЕННОСТЬЮ ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС- СЧАСТЛИВ ЛИ ОН! ДЛЯ ЭТОГО НУЖНО РАЗОБРАТЬСЯ,
А ЧТО ЖЕ ТАКОЕ СЧАСТЬЕ?
КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬ?
- Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Такое место твоя семья, твой дом.
Сегодня мы будем говорить о самом
важном, что есть в жизни каждого человека. Это его семья, родной дом.
- Что такое для вас семья? (Семья – самое главное в жизни для каждого из нас.
Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о
ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви,
ответственности, заботе и уважению).
2 Этап .
форма -дискуссия. Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений.
Послушайте стихотворение поэтессы Анны Сусловой
А дом
заставленный добром, - ещё не дом.
И даже люстра над столом, - ещё не дом.
И на окне с живым цветком – ещё не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Так эта истина понятна и проста.
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом.
(слайд 3)
- О каком же тепле идёт речь?
(Высказывания обучающихся)
- Конечно, в ваших юных сердцах зарождается с
детства и крепнет с годами чувство, лежащее в глубине души каждого – это любовь
к Дому своему.
На экране следующий слайд:
ВСЯ И ДУША СЕМЬЯ – ТАК ВМЕСТЕ НА МЕСТЕ
Учитель. Посмотрите на слайд, где записана пословица. Сейчас эту пословицу прочитать трудно, т.к. слова в ней перепутаны. Восстановите текст пословицы и объясните её смысл:слайд4,5)
( Вся семья вместе – так и душа на месте)
Какие ещё пословицы и поговорки о семье, о доме, о родителях вы знаете?
Сердце матери лучше солнца греет.
В родном доме и стены помогают.
Нет лучше дружка, чем родная матушка.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Дом без хозяйки- сиротка.
Не нужен клад, когда в семье лад.
Чем богаты, тем и рады.
3Этап .
Деятельностный этап. Применение
знаний и умений в новой ситуации
- Предлагаю вам поиграть в «строителей».
Разбейтесь на три бригады.
·
Задание для первой бригады: Создать
фундамент для семьи, которая живёт по принципу пословицы (рис1)
· Задание для второй бригады: напишите слова – духовные ценности, которые составляют «фундамент» дома, где живёт семья по принципу пословицы. (рис. 2)
· Задание для третьей бригады: напишите слова – духовные ценности, которые составляют «фундамент» дома, где живёт семья по принципу пословицы. (рис. 3)
«Прораб» каждой бригады «защищает» свой
проект. (дети высказываются)
- И, так посмотрите, дети, какой у нас получился красивый, прочный, тёплый «родительский дом».
- Так какой родительский дом и живущую в нём семью можно считать счастливой?
После выступления всех бригад подводим
общий итог (слайды6,7,8)
- Из таких сердец складывается семейное
счастье? (слайд 9)
Подведение итогов этапа. Высказывание, обсуждение.
4 REAL -Этап.
REAL-методика преподавания
учебных дисциплин. В переводе с английского relaxation – релаксация,
освобождение от стрессов и вовлечение в процесс множества центров удовольствия
человеческого организма
Говорят, что когда в семье царит любовь и дружба у всех, кто в ней живет, в
сердце расцветают цветы. Хотите почувствовать, как они расцветают?
Для этого нужно сесть удобно и сидеть тихо-тихо, и тогда случится чудо.
Прислушайтесь к стуку своего сердца. В нем растет бутон цветка. От света и
тепла цветок раскрывает свои лепестки один за другим. Он чудесный, нежный и
ароматный. Посмотрите на него… (включается музыка + слайд-шоу с красивыми цветочными
мотивами)
Как вы думаете: каким будет мир, если у всех людей распустятся в сердцах такие
вот цветы? Заботьтесь об этих цветах и мир станет еще прекраснее.
Просмотр видео "
Распускающиеся цветы"(видео в отдельной папке )
5.
этап Физ-минутка
Вы все любите отдыхать с семьей. А я вам предлагаю отдохнуть сейчас. Мы
поиграем в игру, которая называется «Ветер дует на того, у кого...»
- есть старший брат
- есть сестра или сестренка
- кто помогает дома близким
- в семье живут домашние животные
- кто очень любит свою семью.
6. Творческая деятельность.
Творческое применение и добывание
знаний в новой ситуации (проблемные задания)
Издавна особое место в семье отводится маме. Мамы это хранительницы семейного
очага, они создают уют и воспитывают молодое поколение. У каждого из нас есть
самый близкий и дорогой человек – это мама. Она нас родила, подарила прекрасное
детство. Её забота и доброта согревают нас и в грустные дни. Конечно, все свои
сокровенные мечты, тайны мы доверяем матери, у неё просим совета. Она наш
мудрый советчик, лучший друг. Мать – это наш ангел-хранитель. Мама, неоспоримо,
является самым важным человеком в жизни каждого из нас. Именно она всегда
находится возле нас.
Предварительная работа:
Творческая деятельность на уроке "Технология"
-обвести дома мамину ладошку, вырезать
- сделать аппликацию "Оберёг" ладошки мамины и ребёнка склеиваем между собой, как символ защиты матери своего дитя от всех невзгод и трудностей.
Обсуждение подарка для мамы. Обучающиеся оценивают себя , свою работу.(слайд 10)
рефлексия
Подведение итогов.
А наш урок я бы хотела закончить созданием «Дерева счастья и любви».
Перед вами лежат сердечки красного и синего цветов. Я вам предлагаю оценить наш урок, если вам понравился урок, если вам было интересно и познавательно на нашем уроке, то вы должны взять красное сердечко и прикрепить к нашему дереву, а если урок был не интересный, вам было скучно, то возьмите зелёные сердечко. (ребята делают оценку урока) Вот такое «Дерево счастья и любви» у нас с вами получилось!(слайд 11)
Я надеюсь, теперь каждый из вас сможет ответить на вопрос- А счастлив ли он в своей семье? И может ли он сказать, что мой дом-это моя крепость?
(слайд 12)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.