Учебник: М.С.Соловейчик «Русский язык» 4 класс.
Учитель: Баранова Т.В.
Тема: «Правописание безударных окончаний имён существительных»
Тип урока: открытие нового знания
Цель: развитие умения проверять безударные окончания имён
существительных.
Задачи: - познакомить со способом действия для решения орфографических
задач в безударных окончаниях имён существительных 1,2, 3
склонений;
- развитие орфографической зоркости, мотивации к предмету;
- воспитание внимательного отношения к слову, к родному языку.
Оборудование: учебник, тетрадь- задачник, этапы алгоритма на карточках, слова – подсказки на карточках, таблицы для работы в парах.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2.Актуализация знаний.
-Я предлагаю вам выполнить задание.
На доске:
Спиши, решая орфографические задачи там, где можешь. У имён существительных определи падеж, склонение, выделите окончание.
В (и/е)сёлый турис(т/д) (с/з)делал привал (ок . л. ) реч . к . .
-Проверим (1 ученик у доски).
-Какие умения ты у себя проверял?
* списывать
* решать орфографические задачи
* определять падеж и склонение у имён существительных
- Оцени себя (учитель ставит отметку)
3. Постановка учебной задачи.
-Какая проблема перед вами возникла?
(какую букву писать в безударном окончании имени сущ.)
Прочитайте тему нашего урока: (доска, слайд)
«Правописание безударных окончаний имён существительных».
Наша с вами цель: (слайд)
Научимся проверять безударные окончания имён существительных.
Работать на уроке мы будем по следующему плану:
План урока: (на доске)
1. Открыть новое правило.
2. Составить алгоритм действий по правилу.
3. Научиться применять правило.
4 «Открытие» детьми нового знания.
а) - Какую первую учебную задачу поставим?
Работа в парах. (с.55-тетрадь-задачник, упр.199)
-Решите орфографические задачи.
-Проверим.
-Какое умение проверяли, выполняя задание?
-Оцените.
-Рассмотрите схемы справа и попробуйте сказать общее правило проверки безударных гласных в разных частях слова.
(буквы безударных гласных можно узнавать по буквам ударных в тех же частях слова)
-Что можете сказать о последней записи в рамке? (не завершена)
-Как бы вы её закончили?
(буква гласного в ударном окончании поможет проверить букву гласного в безударном окончании)
-Проверим свои рассуждения (учебник с.95, сообщение авторов)
-Какая подсказка есть в сообщении? Зачитайте (в одном падеже).
Б) Посмотрим, работает ли этот способ проверки.
слайд:
У ежих . и ежа (у ежа – у ежиха)
Иглы, как у ёлки.
-Вот так четвероклассники применив новые знания, решили орфографическую задачу.
-Всё ли у них вышло верно?
-В чём ошибка учеников? Какое различие между проверочным словом и проверяемым они не учли?
-Какой совет вы дадите сверстникам, чтобы подобная ошибка не допускалась?
В) – Проверим ваши рассуждения.
-Прочитаем сообщение (с.96- учебник) и найдём важные сведения.
- Какие признаки должны быть у проверочного слова?
Г) –Вернёмся к плану.
-С какой учебной задачей мы справились? ( открыли новое правило)
Д) - Какую следующую учебную задачу поставим?
( работа в группах)
-Соберите алгоритм (план действий), который поможет узнавать буквы в безударных окончаниях имён существительных
(у ребят алгоритм разрезан, нужно восстановить последовательность)
Эталон
1. Поставь имя сущ. в начальную форму.
2. Определи склонение.
3. Выбери слово – помощник.
4. Поставь слово – помощник в тот же падеж.
5. Узнай в проверочном слове окончание.
6. Напиши такое же окончание в проверяемом слове.
Е) –Можем ли мы начать применять данный способ проверки?
- Что ещё не знаем? (слова-помощники)
-Составим себе карточку-подсказку.
Соберём на неё три группы слов-помощников для проверки безударных окончаний имён существительных трёх склонений.
С.56(тетрадь-задачник), упр.206 (самостоятельно)
1 ученик (у доски) с карточками слов.
1 скл. 2 скл. 3 скл.
земля окно печь
стена стол степь
рука огонь
рукав
-Выделите окончания, поставьте ударение (отметка ученику у доски).
-Есть слова-помощники, которые мы всегда носим с собой.
(1скл.- РУКА, 2 скл.- ПЛЕЧО, 3 скл.- ГРУДЬ)
-Эти слова постарайтесь запомнить
-Решили вторую учебную задачу? (да)
-Прочитайте 3 пункт плана.
-Какую следующую учебную задачу поставим? (научиться применять правило)
5. Первичное закрепление.
1) -Вернёмся к предложениям о ежах и о туристе и попробуем решить задачу в окончании имён существительных.
2) -Продолжим тренироваться в решении новой орфографической задачи.
-Выполните нужные действия и заполните графы таблицы.
*С комментированием (1 и 2 слова)
*В паре по образцу (3-6 слова)
Им.сущ. |
Нач. форма |
Род |
Скл. |
Проверочное слово |
Оконч. |
на парт. |
|
|
|
|
|
в тетрад. |
|
|
|
|
|
в альбом. |
|
|
|
|
|
из чашк. |
|
|
|
|
|
на тарелк. |
|
|
|
|
|
на скатерт. |
|
|
|
|
|
-Проверим.
- У какой пары задание вызвало затруднение?
- Где у вас возникло затруднение?
- Почему оно возникло?
- У кого задание не вызвало затруднение?
-В каком падеже стояли имена сущ.?
-Есть разные окончания в одном падеже? Почему?
6. Итог:
- Выполнили план урока?
- Как вы считаете, достаточно ли нам тренировок сегодня на уроке.
- На следующих уроках мы продолжим тренироваться в применении нового правила.
7. Д.з. С.98, упр.209.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.