Рабочая программа "Практикум по геометрии"
Оценка 4.8

Рабочая программа "Практикум по геометрии"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
математика
9 кл
11.08.2024
Рабочая программа "Практикум по геометрии"
Рабочая программа "Практикум по геометрии"
практикум по геометрии.doc

  Муниципальное образование Тбилисский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 16»

имени Кирсанова Василия Никаноровича

 

                                                                                              УТВЕРЖДЕНО

                                                                  решение педагогического совета

                                                              МБОУ «СОШ № 16»

                                                                 от 30 августа 2021 года

                                                                 Председатель _________ Барздун Н. Л.                                                                                                             

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по   элективному курсу «Практикум по геометрии

Уровень образования  (класс)   основное  общее образование   9 класс

  Количество часов    34                  

  Учитель:  Саурина Алина Анатольевна

Примерная рабочая программа элективного курса «Практикум по геометрии» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования (сайт www.fgosreestr.ru), с учетом примерной программы воспитания (сайт www.fgosreestr.ru), в соответствии с письмом министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 13.07.2021

 

 

 

 

 

 

 

 

1.          Планируемые результаты освоения элективного курса.

 

Изучение геометрии по данной программе способствует формированию у обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерной программе воспитания.

Личностные результаты:

1.     патриотическое воспитание — проявление интереса к истории и современному состоянию российской математической науки; ценностное отношение к достижениям российских учёных-математиков (Основные направления воспитательной деятельности № 2);

2.     эстетическое воспитание — восприятие эстетических качеств геометрии, её гармоничного построения, строгости, точности, лаконичности; (Основные направления воспитательной деятельности № 4)

3.     ценности научного познания — формирование и развитие познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по геометрии необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений (Основные направления воспитательной деятельности № 5);

4.     экологическое воспитание — ориентация на применение геометрических знаний для решения задач в области окружающей среды, повышение уровня экологической культуры (Основные направления воспитательной деятельности № 8);

5.     ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

6.     умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;

7.     критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.

 

Метапредметные результаты:

ü  - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

ü  - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

ü  - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать;

ü  - умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

ü  - умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

ü  - умение выдвигать гипотезы при решении задач, понимать необходимость их проверки;

ü  - понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

 

Предметные результаты:

 

ü  умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;

ü  овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений; овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего  мира,  развитие  пространственных представлений и

 

ü  изобретательных умений, приобретение навыков геометрический построений умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы

 

ü  для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур; умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения

 

ü  задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;

 

ü  находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, равенство фигур;

 

ü  оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов;

 

ü  использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;

 

ü  вычислять длины линейных элементарных фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;

 

ü  вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов и секторов;

 

ü  вычислять длину окружности, длину дуги окружности;

 

ü  решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин, используя при необходимости справочники и технические средства.

 

Обучающийся научится:

                       оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур;

 

                       извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах в явном виде;

 

                       применять для решения задач геометрические факты, если условия их применения заданы в явной форме;

 

                       решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам;

 

                       оперировать на базовом уровне понятиями: равенство фигур, равные

 

фигуры, равенство треугольников, параллельность прямых, перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция;

 

                       выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;

 

                       применять формулы периметра, площади и объема при вычислениях, когда все данные имеются в условии;

 

 

• применять теорему Пифагора, базовые тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей в простейших случаях;

 

                       изображать типовые плоские фигуры и фигуры в пространстве от руки и с помощью инструментов;

 

                       выбирать подходящий изученный метод для решения изученных типов математических задач.

 

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

 

                       использовать свойства геометрических фигур для решения типовых задач, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания;

 

                       использовать отношения для решения простейших задач, возникающих в реальной жизни;

 

                       вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади в простейших случаях, применять формулы в простейших ситуациях в повседневной жизни;

 

                       выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни.

 

Обучающийся получит возможность:

 

                                       овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов;

 

                                       приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата при решении геометрических задач;

 

                                       вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;

 

                                       вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности.

 

2.                                                                                                                                     Содержание курса

Раздел 1. Углы (7 часов)

 

Угол. Величина угла. Градусная мера угла. Биссектриса угла. Смежные и вертикальные углы. Углы, образованные параллельными прямыми и секущей. Треугольники. Виды треугольников. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника Углы в равнобедренном, равностороннем треугольниках. Углы, связанные с окружностью. Углы в четырехугольниках. Свойства углов параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата, трапеции.

 

Раздел 2. Линии в треугольнике, четырехугольнике и окружности (17 часов)

 

Высота, медиана, биссектриса, серединный перпендикуляр, средняя линия треугольника. Признаки равенства треугольников, в том числе и прямоугольных. Диагонали и высоты в параллелограмме, ромбе, прямоугольнике, квадрате, трапеции. Средняя линия трапеции. Отрезки и прямые, связанные с окружностью. Касательная и секущая к окружности. Хорда, радиус и диаметр окружности. Вписанные и описанные окружности для

 

треугольников, четырехугольников, правильных многоугольников. Тригонометрические функции острого угла в прямоугольном треугольнике. Определение синуса, косинуса, тангенса острого угла прямоугольного треугольника. Теорема Пифагора. Теорема, обратная теореме Пифагора. Значения синуса, косинуса, тангенса для углов 30⸰, 45⸰, 60⸰. Вычисление элементов треугольников с использованием тригонометрических соотношений. Треугольники и четырехугольники на клетчатой бумаге.

 

Раздел 3. Площади фигур (10 часов)

 

Понятие о площади плоской фигуры и ее свойствах. Измерение площадей. Сравнение и вычисление площадей. Площадь параллелограмма. Площадь прямоугольника. Площадь ромба. Площадь квадрата. Площадь трапеции. Площадь треугольника. Площадь многоугольника. Площадь круга и его частей. Площади фигур, изображенных на клетчатой бумаге.

 

 

3.Тематическое планирование, в том числе с учетом программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

 

 

 

 

п/п

Раздел, Темы

 

Кол – во часов

Основные виды деятельности обучающихся (на уровне учебных действий)

Основные направления воспитательной деятельности

 

Раздел 1. Углы  7 часов

1

Угол. Биссектриса угла

1

Объяснять, что такое угол и градусная мера угла, биссектриса угла; какие углы называются смежными и какие вертикальными; формировать утверждения о свойствах смежных и вертикальных углов; объяснять с помощью рисунка, какие углы, образованные при пересечении двух прямых секущей, называются накрест лежащими, какие односторонними и какие соответственными, знать свойства и признаки параллельных прямых. Формулировать теорему о сумме углов треугольника и её следствие о внешнем угле треугольника, знать свойства углов в равнобедренном и равностороннем треугольниках. Формулировать понятия центрального угла и градусной меры дуги окружности; формулировать теоремы: о вписанном угле. Формулировать утверждение о сумме углов выпуклого многоугольника, знать и применять свойства углов в параллелограмме, прямоугольнике, ромбе, квадрате, трапеции.

 

2, 5, 8

2

Смежные и вертикальные углы

1

3

Углы, образованные параллельными прямыми и секущей

1

4

Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника

1

5

Углы в равнобедренном, равностороннем треугольнике

1

6

Углы, связанные с окружностью

 

7

Углы в четырехугольнике

1

 

Раздел 2. Линии в треугольнике, четырехугольнике и окружности 17 часов

8

Высота, медиана, биссектриса треугольника

1

Знать определения высоты, медианы, биссектрисы, серединного перпендикуляра, средней линии треугольника. Формулировать

теоремы, связанные с замечательными точками треугольника: о биссектрисе угла и, как следствие, о пересечении биссектрис треугольника; о серединном перпендикуляре к отрезку и, как следствие, о пересечении серединных перпендикуляров к сторонам треугольника; о пересечении высот треугольника. Формулировать и применять признаки равенства треугольников, в том числе и прямоугольных. Изображать и распознавать многоугольники на чертежах; в том числе на клетчатой бумаге, показывать элементы : высоты диагонали параллелограмма, трапеции, равнобедренной и прямоугольной трапеций, прямоугольника, ромба, квадрата; формулировать утверждения об их свойствах и признаках; решать задачи на вычисление, построение, связанные с этими видами четырёхугольников. Знать определение и свойства средней линии трапеции. Исследовать взаимное расположение прямой и окружности; формулировать определение касательной к окружности; формулировать теоремы: о свойстве касательной, о признаке касательной, об отрезках касательных, проведённых из одной точки; формулировать теоремы: о произведении отрезков пересекающихся хорд; формулировать определения окружностей, вписанной в многоугольник и описанной около многоугольника; формулировать теоремы: об окружности, вписанной в треугольник; об окружности, описанной около треугольника; о свойстве сторон описанного четырёхугольника; о свойстве углов вписанного четырёхугольника; решать задачи на вычисление и построение, связанные с окружностью, вписанными и описанными треугольниками и четырёхугольниками. Уметь формулировать теорему Пифагора и обратную ей; решать задачи на вычисления, связанные с теоремой Пифагора. Формулировать определение и  иллюстрировать понятия синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника; знать основное тригонометрическое тождество и значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30°, 45°, 60°. Находить элементы треугольника на клетчатой бумаге.

 

2, 5, 8

9

Серединный перпендикуляр, средняя линия треугольника

1

10

Признаки равенства треугольника

1

11

Признаки равенства прямоугольных треугольников

1

12

Диагонали и высоты в параллелограмме, ромбе, прямоугольнике, трапеции

1

13

Средняя линия трапеции

1

14

Проверочная работа «Углы. Линии в треугольнике»

1

15

16

Отрезки, связанные с окружностью. Хорда, диаметр, радиус.

Прямые связанные с окружностью. Касательная, секущая

1

1

 

17

Вписанная в треугольник в окружность

1

18

Описанная около треугольника окружность

1

19

Вписанная в четырехугольник, правильный многоугольник окружность

1

20

Описанная около четырехугольника, правильного многоугольника окружность

1

21

Теорема Пифагора

1

22

Тригонометрические функции острого угла в прямоугольном треугольнике

1

23

Значение синуса, косинуса, тангенса для углов 30о, 45о, 60о

1

24

Треугольники и четырехугольники на клетчатой бумаге

1

Раздел 3. Площади 10 часов

25

Площадь плоской фигуры. Площадь параллелограмма

1

Объяснять, как производится измерение площадей треугольников, многоугольников; круга и его частей; формулировать основные свойства площадей, знать и применять формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; решать задачи на вычисления, связанные с формулами площадей. Находить площади различных фигур, изображенных на клетчатой бумаге

 

1, 2, 5

26

Площадь прямоугольника, ромба, квадрата

1

27

Площадь трапеции

1

28

Площадь треугольника

1

29

Площадь круга и его частей

1

30

Итоговая проверочная работа

1

 

 

31

Площади многоугольников, изображенных на клетчатой бумаге

1

32

Площади многоугольников, изображенных на клетчатой бумаге

1

33

Практическая работа по теме: «Площади фигур»

1

34

Занятие по обобщению и систематизации знаний по курсу

1

 

Итого

34

проверочные работы – 2

практические работы - 1

 

 

 

 

 

Согласовано

Протокол заседания методического объединения

учителей  естественно – научного цикла МБОУ СОШ №16

от 26 августа 2021 года №1

_________ Саурина А. А.

Согласовано

Заместитель директора по УВР

_________ Саенко Г. А.

1 сентября 2021 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное образование Тбилисский район

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 16»

 

 

РАССМОТРЕНО

методическим объединением учителей естественно - научного цикла

                     Саурина А.А.

№ 1 от «29» 08.   2023 г.

 

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР

Дудина Т.П.

№ 1 от «30» 08.2023 г.

 

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ "СОШ № 16"

Барздун Н.Л.

              № 1 от 31.08 2023

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

 

по элективному курсу «Практикум по геометрии»

Класс 9 «а», 9 «б»

Учитель: Саурина Алина Анатольевна

Количество часов: всего 34; в неделю 1 ч

Планирование составлено на основе рабочей программы:

Сауриной Алины Анатольевны,  утверждена на заседании педагогического совета МБОУ «СОШ № 16» протокол № 1 от 30.08.2021 г.

 

Примерная рабочая программа элективного курса «Практикум по геометрии» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования (сайт www.fgosreestr.ru), с учетом примерной программы воспитания (сайт www.fgosreestr.ru), в соответствии с письмом министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 13.07.2021

 

 

 

 

 

 

 

 

 


урока

тема

Кол

часов

Дата проведения

Материально-техническое оснащение

Универсальные учебные действия

план

9 «а»

план

9 «б»

факт

 

Раздел 1. Углы 

4

6.09

2.09

 

 

Личностные: формирование стартовой мотивации к обучению; положительного отношения к учению, желания приобретать новые знания, умения.

Регулятивные: уметь исследовать ситуации,

требующие оценки действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: строить логические цепи

рассуждений.

Коммуникативные: умение оформлять мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций.

ИКТ-компетенции:

1)  самостоятельно находить информацию в информационном поле;

2)  анализировать информацию. Межпредметные понятия:

утверждение, свойства, сравнение, схема, классификация

1

Угол. Биссектриса угла. Смежные и вертикальные углы

1

13.09

9.09

 

1, 2, 3, 4, 5, 6, 11

2

Углы, образованные параллельными прямыми и секущей. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника

1

20.09

16.09

 

3

Углы в равнобедренном, равностороннем треугольнике

1

20.09

23.09

 

4

Углы, связанные с окружностью. Углы в четырехугольнике

1

11.10

14.10

 

 

Раздел 2. Линии в треугольнике, четырехугольнике и окружности

17

 

 

 

 

 

5

Высота, медиана, биссектриса треугольника

1

25.10

28.10

 

1, 2, 3, 4, 5, 6, 11

Личностные: формирование воли и настойчивости в достижении цели.

Регулятивные: самостоятельно находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы.

 Познавательные: сопоставлять    характеристики

объектов по одному или нескольким признакам, выявлять сходства и различия объектов Коммуникативные: умение при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, подтверждая аргументы фактами.

ИКТ-компетенции:

1)  самостоятельно находить информацию в информационном поле;

2)  осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательной организации.

Межпредметные понятия: расстояние, свойства, масштаб, вид, сравнение, схема, аналогия, классификация

6

Серединный перпендикуляр, средняя линия треугольника

1

8.11

11.11

 

7

Признаки равенства треугольника. Признаки равенства прямоугольных треугольников

1

15.11

18.11

 

8

Диагонали и высоты в параллелограмме, ромбе, прямоугольнике, трапеции. Средняя линия трапеции

1

29.11

2.12

 

9

Проверочная работа «Углы. Линии в треугольнике»

1

13.12

16.12

 

10

Отрезки, связанные с окружностью. Хорда, диаметр, радиус. Прямые связанные с окружностью. Касательная, секущая

1

20.12

23.12

 

11

Вписанная в треугольник в окружность. Описанная около треугольника окружность

1

27.12

13.01

 

12

Вписанная в четырехугольник, правильный многоугольник окружность. Описанная около четырехугольника, правильного многоугольника окружность

1

17.01

27.01

 

13

Теорема Пифагора

1

31.01

10.02

 

14

Тригонометрические функции острого угла в прямоугольном треугольнике. Значение синуса, косинуса, тангенса для углов 30о, 45о, 60о

1

7.02

17.02

 

 

 

15

Треугольники и четырехугольники на клетчатой бумаге. Высота, медиана, биссектриса треугольника

1

21.02

3.03

 

 

Раздел 3. Площади

10

 

 

 

 

 

16

Площадь плоской фигуры. Площадь параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата. Площадь трапеции,  треугольника. Площадь круга и его частей

1

7.03

17.03

 

1, 2,

3, 6, 11, 12,

13, 14

Личностные:

формирование нравственно- этического оценивания усваиваемого содержания.

Регулятивные: самостоятельно находить и

формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы.

Познавательные:

выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения.

Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения.

ИКТ-компетенции:

1)                  умение сравнивать и сопоставлять информацию из нескольких источников;

умение интерпретировать и представлять информацию.

17

Итоговая проверочная работа

1

18.04

28.04

 

18

Площади многоугольников, изображенных на клетчатой бумаге

1

25.04

5.05

 

Материально-техническое оснащение

1.Интернет-ресурс:

https://fipi.ru/oge/otkrytyy-bank-zadaniy-oge#!/tab/173942232-2

2.  Учебное пособие для обучающихся «Практикум по геометрии, 9 класс», ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2021.

 

3.   Учебно-методическое пособие для учителя «Реализация элективного курса «Практикум по геометрии», 9 класс», ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2021.

 

4.  Классный набор чертежных инструментов (линейка классная, угольник классный, циркуль классный, транспортир классный)

5.  Доска магнитно-маркерная или меловая.

6.  Проектор мультимедийный с креплением

7.  Компьютер (ноутбук) педагога.

8.  Компьютер (ноутбук) обучающегося.

9.  Система голосования (при наличии в ОО).

10.  Интерактивная доска (при наличии в ОО).

11.  Индивидуальный набор чертежных инструментов обучающегося (линейка, угольник, транспортир).

12.  Ножницы.

13.  Клей.

14.  Цветная бумага, картон.

 

**Основные направления воспитательной деятельности

2. Патриотическое воспитание.

4. Эстетическое воспитание

 

5. Ценности научного познания.

8. Экологическое воспитание.

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное образование Тбилисский район

Муниципальное образование Тбилисский район

Планируемые результаты освоения элективного курса

Планируемые результаты освоения элективного курса

Предметные результаты: ü умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением…

Предметные результаты: ü умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением…

Пифагора, базовые тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей в простейших случаях; • изображать типовые плоские фигуры и фигуры в пространстве от руки и с…

Пифагора, базовые тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей в простейших случаях; • изображать типовые плоские фигуры и фигуры в пространстве от руки и с…

Содержание курса Раздел 1. Углы (7 часов)

Содержание курса Раздел 1. Углы (7 часов)

Раздел, Темы Кол – во часов

Раздел, Темы Кол – во часов

Знать определение и свойства средней линии трапеции

Знать определение и свойства средней линии трапеции

Итоговая проверочная работа 1 31

Итоговая проверочная работа 1 31

Муниципальное образование Тбилисский район

Муниципальное образование Тбилисский район

Кол часов Дата проведения

Кол часов Дата проведения

Высота, медиана, биссектриса треугольника 1 25

Высота, медиана, биссектриса треугольника 1 25

Теорема Пифагора 1 31.0110.02 14

Теорема Пифагора 1 31.0110.02 14

Площадь плоской фигуры. Площадь параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата

Площадь плоской фигуры. Площадь параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.08.2024