|
Министерство образования Кузбасса Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ленинск-Кузнецкий горнотехнический техникум
|
СОГЛАСОВАНО Председатель цикловой комиссии ________________ А.Н.Бутусова Протокол № __ от «__» __2021 г.
|
|
УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной работе ______________Т. А. Фолина
|
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Игра «Брейн-ринг» - «Кузбасс - Ленинск-Кузнецкий»
Разработала:
Иванькова Елена Александровна,
преподаватель
Рассмотрено
на заседании цикловой комиссии
Протокол №_________
«___» ______________2021 г.
Председатель
_____________А. Н. Бутусова
Аннотация: методическая разработка внеурочного мероприятия на тему: «Игра «Брейн-ринг» - «Кузбасс - Ленинск-Кузнецкий» по дисциплине БД.01 Русский язык предназначена для обучающихся первого курса специальности 21.02.18 Обогащение полезных ископаемых.
Для проведения мероприятия выбрана одна из современных форм организации внеклассной деятельности – интеллектуальная игра, позволяющая формировать и развивать у студентов интерес к познавательной деятельности по предмету шире рамок учебной программы. Данная методика способствует формированию интереса к получаемой специальности; к работе в коллективе и команде; эффективному общению с коллегами, руководством; перенесению на себя ответственности за работу членов команды (подчиненных).
Разработчик: Иванькова Елена Александровна, преподаватель Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ленинск - Кузнецкого горнотехнического техникума.
Содержание
1 Введение 4
2 Подготовительный период 6
3 Содержание и ход игры 7
4 Заключение 15
5 Приложение 1 16
6 Список литературы 17
Введение
Внеурочное мероприятие игра «Брейн-ринг» - «Кузбасс - Ленинск-Кузнецкий» по дисциплине БД.01 Русский язык проводится согласно плана проведения внеурочных мероприятий для обучающихся первого курса по специальности 21.02.18 Обогащение полезных ископаемых, с учетом освоения общих компетенций: формирования интереса к получаемой специальности; работы в коллективе и команде; эффективного общения с коллегами, руководством; перенесения на себя ответственности за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
Проведение внеклассных мероприятий с привлечением студентов первого курса позволяет развивать у них интерес к познавательной деятельности по предмету шире рамок учебной программы.
Цели:
методическая:
- продемонстрировать применение игровой технологии через организацию интеллектуальной игры, как средство профессиональной ориентации обучающихся;
образовательные:
- применение знаний, полученных на занятиях по русскому языку, в самостоятельной творческой деятельности студентов;
воспитательные:
- умение работать в команде, выработка организованности, повышение мотивации обучения, воспитание любви к родному краю и уважения к получаемой специальности;
развивающие:
- развитие устойчивого интереса к дисциплине «Русский язык», творческого потенциала, познавательной активности обучающихся
Целевая аудитория: обучающиеся 1-го курса ГБПОУ ЛКГТТ
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Этимология названий Кузбасс-Ленинск-Кузнецкий», столы для участников, 2 настольные лампы, листы бумаги, маркеры, фломастеры, подставки, грамоты.
Оформление: карта Кемеровской области, слайд-презентация
Форма проведения внеклассного мероприятия:
интеллектуальная игра – соревнование команд
Методы проведения внеклассного мероприятия:
словесные, наглядные, практические
Место проведения:
Ленинск-Кузнецкий, ул. Энгельса, д. 6, ГБПОУ Ленинск-Кузнецкий горнотехнический техникум
Возраст участников:
15-17 лет
Ход мероприятия
Подготовительный период
Организационный момент
Открытие интеллектуальной игры «Брейн-ринг»
Состязания команд и болельщиков
Подведение итогов, награждение
1 Подготовительный период
1 Подготовить название команды, талисман команды и историю талисмана, представление членов команды.
2 Подготовка сообщений, презентации, музыкального оформления, оформление кабинета
Сценарий
Интеллектуальная игра «Брейн-ринг» сопровождается слайд-презентацией и музыкальным оформлением.
2 Организационный момент
Регистрация участников интеллектуальной игры, встреча гостей и членов жюри.
Открытие интеллектуальной игры «Брейн-ринг».
Звучит звуковой файл «Начало игры.mp3».
Приветствие, сообщение темы мероприятия, целей и задач, которые предстоит решить в процессе интеллектуальной игры. Настрой на положительную мотивационную основу игровой соревновательной деятельности.
3 Ход мероприятия
Ведущий: Добрый день, дорогие команды, уважаемое жюри. Мы рады приветствовать вас. Сегодня мы проводим одну из разновидностей интеллектуальной игры, которая носит название – «Брейн-ринг». Основа игры –эрудиция.
Темой нашего сегодняшнего брейн-ринга является этимология названий исторических мест Кузбасса и улиц нашего родного г. Ленинска-Кузнецкого, получивших свои названия в честь наших земляков - знатных шахтеров.
Ведущий: капитанов и команды просим занять свои места.
Музыкальная заставка (представление команд)
Сейчас прошу вас написать на подставках свои имена
Ведущий:
Какие замечательные команды: активные, веселые, а главное подкованные во всех вопросах. Думаю, что сегодня жюри будет нелегко определить
победителя. Кстати, подошло самое время представить командам и их
болельщикам наших компетентных судей.
Право вести счет игры предоставляется: имя представителя судейской команды. Также хочу представить нашего третейского судью, который будет помогать ведущему следить за подачей командами сигнала о готовности к ответу. ( Арина)
Вступительное слово ведущего
Наша игра идет до 6 баллов. В каждом раунде разыгрывается 1 балл. Его получает команда давшая ответ быстрее своего соперника, в случае ничьей балл делится пополам. Контролирует ход игры наше жюри.
Просим капитанов представить игроков и рассказать о талисмане команды.
Представление команд: за синим столом играет команда. Капитан команды… «Талисманом этой команды является…
За красным столом играет команда. Капитан команды… «». Талисманом этой команды является…
Жюри, прошу оценить представление игроков и талисмана команды по пятибалльной системе. И объявить результаты после 1 раунда.
Информация-предупреждение для болельщиков и зрителей:
В случае подсказки в любой форме наши наблюдатели имеют право удалить виновного из зала до конца игры, а текущий вопрос снимается.
Время на обдумывание вопроса 1 минута. Если у команды есть ответ на вопрос, зажигается лампа.
Наша сегодняшняя игра посвящена истории названий исторических мест нашей области и города Ленинска-Кузнецкого. Итак, этимологи названий(сообщение)
СЛАЙД
Этимология (от греч. etymon исходное и logos - учение) - раздел лингвистики, изучающий происхождение слов.
Наука этимология вплотную связана с топонимикой. Топонимика (от греч. topos - место и onyma – имя, название) -отрасль лингвистики, изучающая
происхождение географических терминов.
Капитан команды называет игрока, который будет отвечать на вопрос
Если команды готовы, то начнем игру.
Итак, внимание, 1 раунд (Гонг)
Вопрос: За что русские люди в 17-19 веках называли местное население (шорцев и телеутов) «кузнецкими людьми»?
Минута (музыка отсчета времени)
Капитан, назовите имя игрока, который будет отвечать на вопрос
Ответ: русские люди называли местное население «кузнецкими людьми» за умение выплавлять из местных руд железо и изготавливать металлические изделия. В связи с этим острог на месте нынешнего Новокузнецка стал называться Кузнецким.
Слайд (Кузнецкий острог)
Ваш ответ не верен. Или 1 победа команды…
Слово для оглашения результатов 1 тура и представления команд и талисмана предоставляется жюри
2 раунд (Гонг)
Внимание вопрос!
Как называется гора на территории Кузбасса, где первопроходец Михайло Волков обнаружил впервые залежи каменного угля. С чем связано название?
Минута (музыка отсчета времени)
Капитан, назовите имя игрока, который будет отвечать на вопрос
Ответ: В1721году в районе Кемерово первооткрыватель Михаил Волков обнаружил гору, из которой валил дым. Это горели под землей угольные пласты. Гору назвали Горелой.
СЛАЙД (гора Горелая)
Ваш ответ не верен. Или 1 победа команды…Правильный ответ
3 раунд (Гонг)
Кто из известных писателей XIX века посещал город Новокузнецк и какое историческое место связано в настоящее время с его именем?
Минута (музыка отсчета времени)
Капитан, назовите имя игрока, который будет отвечать на вопрос
Ответ: Федор Михайлович Достоевский. Литературно-мемориальный музей Федора Михайловича Достоевского в Новокузнецке –это комплекс, в который входят два здания: собственно дом, в котором в 1857 году останавливался Ф. М. Достоевский (ул. Достоевского, 40), и дом купца Н.С. Байкалова, где располагается администрация музея (ул. Достоевского, 29)
Ваш ответ не верен. Или 1 победа команды…Правильный ответ
СЛАЙД
СООБЩЕНИЕ
В Кузнецке, небольшом уездном городе Томской губернии, находящемся в 500 верстах от Семипалатинска, Достоевский пробыл в общей сложности чуть больше двадцати дней. В Одигитриевской церкви Кузнецка 6 февраля 1857 г. состоялся обряд венчания Федора Достоевского и Марии Исаевой. Двухлетняя, полная драматизма и страданий, история любви Достоевского и Марии, в Кузнецке была официально зарегистрирована. Из Кузнецка он уезжал в необычном для себя состоянии: в один день он стал мужем и отцом. Женившись на Марии, Достоевский взял на себя ответственность и за оставшегося от ее первого брака с Александром Исаевым шестилетнего сына Павла. Впервые после отъезда из родительского дома у Достоевского появлялась семья. Из всех сибирских городов, в которых пришлось бывать Достоевскому, Кузнецк единственный был отмечен радостью и ощущением настоящей свободы. Здесь Достоевский сам решал свою судьбу. Маленький, неприметный город не имел в его воспоминаниях конкретных очертаний, Достоевский ничего о Кузнецке не написал, он был для писателя значительным и притягательным лишь потому, что там жила любимая женщина.
4 раунд (Гонг)
Вопрос:
Как называется озеро, на территории Кузнецкого Алатау, рядом с которым обнаружен погребальный курган IV-I веков до нашей эры, получивший свое название от названия этого озера.
Минута (музыка отсчета времени)
Капитан, назовите имя игрока, который будет отвечать на вопрос
Ответ: Озеро Большой Берчикуль.
Слово ведущего
СЛАЙД
Берчикуль – Волчье озеро от древнетюркского слова боре/бери/берч – «волк» и «кул/көл» «озеро»)относится к территории Кузнецкого Алатау, самое крупное в области. В окрестностях встречаются сразу 4 ландшафтные зоны: лесостепная, горно-таежная, озеро-речная, горно-светлохвойная. В районе озера обнаружен погребальный курган 4-1веков до нашей эры, получивший свое название от названия озера Большой Берчикуль-1.
5 раунд(Гонг)
Минута (музыка отсчета времени)
Капитан, назовите имя игрока который будет отвечать на вопрос
В наименованиях улиц города Ленинска-Кузнецкого преобладают названия, связанные с объектами, расположенными на улице или поблизости от нее; с особенностями расположения улиц; с именами известных людей : общественных деятелей, космонавтов, композиторов, художников, поэтов; героев, отдавших свою жизнь за родину или погибших на боевом посту, при исполнении служебных обязанностей; а также с историческим шахтерским прошлым города.
Внимание вопрос:
Именем этого героя шахтера названа улица и переулок города Ленинска-Кузнецкого, кроме того существует неформальное название района города, связанное с его именем. Кто этот человек. Назовите улицу, переулок, неформальное название.
Ответ: Яков Григорьевич Чекмарев
Улица и переулок Чекмарева, район Чекмари.
СЛАЙД
СООБЩЕНИЕ
Свой шахтерский путь Яков Григорьевич Чекмарев начал в 16 лет грузчиком на эстакадах Ленинской шахты в 1926 году. В 1948 году накануне Дня шахтера Чекмареву было присвоено звание Героя Социалистического Труда. За его плечами было почти четыре десятка лет работы в шахте. Всю свою сознательную жизнь Яков Григорьевич Чекмарев был на посту. И погиб как командир в бою. Возглавив первую посадку новой лавы, сумел предостеречь людей от гибели при внезапном завале. Но сам не уберегся. Это случилось 16января 1956 года…
Якова Григорьевича Чекмарева похоронили на Мартовской площади, рядом с обелиском борцам за Советскую власть. Его именем названа улица, которая с проспекта Кирова ведет к его родной шахте имени Кирова.
6 раунд (Гонг)
Вопрос:
Именем этого героя шахтера названа одна из центральных улиц города Ленинска-Кузнецкого.
Минута (музыка отсчета времени)
Капитан, назовите имя игрока, который будет отвечать на вопрос
Ответ
Улица Николая Павловича Мациенко (ранее переулок Элеваторный). Находится на повороте с пр. Кирова от здания городской администрации.
СЛАЙД
СООБЩЕНИЕ
Николай Павлович Мациенко родился 22.05.1925 года умер 2009г.
Не найти в Кузбассе (даже в мире, пожалуй) человека, который более тридцати лет руководил бы участком на одной и той же шахте. Участок № 6 шахты «Комсомолец», славился на весь Кузбасс. Судьба с детства не баловала Николая Павловича. В 1937 году отца арестовали на глазах у семьи и односельчан. В 1953 году отца реабилитировали посмертно, но остались в памяти все унижения, через которые пришлось пройти.
В 18 лет его призвали на фронт. За мужество и отвагу награжден двумя орденами. После войны Николай Павлович закончил Ленинградский горный институт и в 1952 году приехал в город Ленинск - Кузнецкий. Молодого инженера направили на шахту «Новая». Три дня проработал горным мастером, а затем был назначен начальником очистного участка, вскоре перевели его начальником вентиляции. Когда шахту «Новая» соединили с шахтой «Комсомолец», Николай Павлович был назначен на должность заместителя начальника вентиляционной службы, через год стал начальником.
А в 1966 году возглавил участок № 6. Менялись директора, главные инженеры, приходили и уходили главные специалисты и рабочие, а Мациенко оставался на прежнем месте. Все штреки и все выработки знал, как свои пять пальцев. Страна по достоинству оценила трудовой подвиг прославленного горняка. Кавалер орденов Боевого Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, Орден Октябрьской революции, «За заслуги перед Отечеством». В 1998 году был удостоен звания «Почетный гражданин города». На заслуженный отдых Николай Павлович ушел почти в 79 лет. Но с шахтой не расставался. Возглавил совет ветеранов предприятия. В 2002 году его именем названа улица в центре города.
Ведущий: Тишина в зале! Итак, внимание, вопрос! Гонг
Черный ящик!
В черном ящике находится то, что является одним из символов главной профессии Кузбасса. Она защитит и прикроет, она вас в обиду не даст.
Внимание, вопрос: Что в черном ящике?
Ответ: шахтерская каска
Пока подводятся результаты и жюри готовит награждение, поиграем со зрителями:
- Самая известная театральная фраза, с которой начинали свою карьеру многие знаменитые актеры (Кушать подано.)
Самый лучший знаток и рассказчик сказок? (Бабушки)
Самый правдивый барон на свете? (Барон Мюнхгаузен)
Самая знаменитая фраза Шерлока Холмса? («Элементарно, Ватсон»)
Самая «американская» статуя? (Статуя Свободы)
Самый печальный рыцарь? (Дон Кихот)
Самое знаменитое письмо с фронтов Великой Отечественной войны? («Жди меня, и я вернусь...», стихотворение К. Симонова)
Рефлексия
Ведущий(преподаватель): Прошу вас дорогие участники и зрители подумать и оценить степень полезности нашего мероприятия, выбрав одно из трех предложенных на слайде положений:
1. Узнал что-то новое, информация мне пригодится;
2. Информацию понял частично, требуется время на обдумывание;
3. Ничего не понял, информация бесполезна
Результаты ваших мнений (самоклеящиеся листочки), прикрепить на доске напротив выбранного положения.
Прошу членов жюри озвучить результаты игры.
Подведение итогов интеллектуальной игры «Брейн-ринг» и награждение.
Награждение победителей.
Спасибо всем за участие!!!
Музыка.
Заключение
Современному миру необходим активный человек с гибким мышлением, способный к совершенствованию своих знаний и опыта. Умение приспосабливаться к меняющемуся миру является основой социальной успешности. Применение получаемых в процессе обучения знаний, в реальных ситуациях - важный элемент воспитания, который поможет скорейшей адаптации во взрослой жизни и компенсирует недостаток опыта.
Задача профессионального образования заключается в том, чтобы способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, а также подготовке почвы для того, чтобы эти способности были реализованы. Студент, у которого будут сформированы эти навыки, будет трудиться более продуктивно, принесет больше пользы обществу. Создание такого опыта осуществляется как в ходе учебной, так и в ходе внеурочной деятельности профессиональных образовательных учреждений. Этим целям и задачам служат разнообразные методы вовлечения студентов первого курса в жизнь коллектива, в котором им предстоит провести несколько лет.
Приложение №1
Оценка по пятибалльной системе
Команда 1 |
Баллы |
Команда 2 |
Баллы |
Представление членов команд |
Представление членов команд |
||
Талисман |
Талисман |
||
ИТОГО |
ИТОГО |
Лист оценивания команд
Команда 1 |
Команда 2 |
||
№ вопроса |
Баллы |
№ вопроса |
Баллы |
|
|
|
|
ИТОГО |
ИТОГО |
Список литературы
1 Поспелов, Е. М. Топонимика в школьной географии: пособие для учителей. / Е. М. Поспелов // Москва, Просвещение, 1981. – 143с.
2 Лингвистический субстрат : [Электронный ресурс] : Сайт dic.academic.ru–
Режим доступа – https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1219424, свободный. – Загл. с экрана
3 30 лучших достопримечательностей Кемеровской области : [Электронный ресурс] : Сайт must-see.top – Режим доступа – https://must-see.top/dostoprimechatelnosti-kemerovskoj-oblasti/, свободный. – Загл. с экрана
4 В Федоровском зале библиотеки открыта выставка «Кузнецкий транзит», посвященная встрече 200-летнего юбилея Ф. М. Достоевского : [Электронный ресурс] : Сайт f.kemrsl.ru– Режим доступа – http://f.kemrsl.ru/news/4394.html#.YWfwrR8mzcs/, свободный. – Загл. с экрана
5 Большой_Берчикуль: [Электронный ресурс] : Сайт ru.wikipedia.org– Режим доступа – https://ru.wikipedia.org/wiki/Большой_Берчикуль, свободный. – Загл. с экран
6 Яков Григорьевич Чекмарев : [Электронный ресурс] : Сайт pandia.ru– Режим доступа – http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=17616 чекмарев, свободный. – Загл. с экрана
7 Николая Павловича Мациенко : [Электронный ресурс] : Сайт gazeta-leninsk.ru– Режим доступа – http://geum.ru/next/art-316176.phpмациенко, свободный. – Загл. с экрана
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.