Мастер-класс «Приёмы работы со словом на уроках русского языка»
Оценка 5

Мастер-класс «Приёмы работы со словом на уроках русского языка»

Оценка 5
Занимательные материалы +3
docx
русский язык
Взрослым
23.04.2020
Мастер-класс  «Приёмы работы со словом на уроках русского языка»
В данной статье автор обобщает опыт работы со словом. Указанные приемы можно использовать не только на уроках русского языка и литературы, но и на любых других. Это универсальные приемы, которые развивают и словарный запас обучающихся, и критическое мышление.
Мастер-класс Приёмы работы со словом на уроках русского языка.docx

                                                                             Захарова Лариса Анатольевна,

                                                                              учитель МБОУ «СОШ № 99

                                                                              г. Челябинска»

Мастер-класс  «Приёмы работы со словом на уроках русского языка»

     Слово – важнейшая единица языка. Все мы знаем: чем богаче словарный запас языка, тем точнее и оригинальнее человек может высказывать свои мысли. Опираясь на это, можно сделать вывод, что работа со словом очень важна не только на уроках русского языка, но и на других предметах. Сегодня я хотела бы поделиться с коллегами приёмами работы со словом.

     Учитель входит в кабинет, приветствует своих учеников:

Здравствуйте, ребята!

В этот ясный морозный денёк

Мы все вместе спешим на урок.

Зачем стремится в класс детвора?

Получить частичку добра!

Лучик знаний!

 Слова одобренья!

 А также навыки и уменья!

Пусть пойдут все знанья впрок,

Всё, что надо – не лениться

И старательно трудиться!

     На сегодняшнем уроке вы получите новые знания, а какими они будут – большими или маленькими, интересными для вас или не очень – зависит от вас.

     1. Прием «Карточная игра»

Учитель произносит слова приветствия и одновременно  располагает на стенах кабинета, на доске, на столе, на окнах карточки со словами. Слова можно подобрать на какую-то одну определённую тему. Дети вначале не совсем понимают, что происходит, но постепенно включаются в игру и начинают следить за действиями учителя. Затем учитель снова обходит кабинет и собирает карточки, и только после этого даёт детям задание:

«Запишите в тетрадях слова, которые были помещены на карточках. Задача – вспомнить как можно больше слов и записать их в тетрадь. Постараться написать слова без ошибок».

Конечно же, дети стараются вспомнить как можно больше слов, подсчитывают количество слов, зачитывают свои варианты.

Затем на слайде или на обратной стороне доски можно поместить лист самопроверки со словами, чтобы дети проверили себя (можно организовать проверку в парах).

Такой приём работы со словом позволяет развивать память, внимание, наблюдательность.

Для нашей сегодняшней работы мы подобрали следующие слова: волонтёр, меценат, благотворитель, доброволец, солидарность, безвозмездный, помощник, милосердие, взаимопомощь, гуманность, сострадание, сострадательность, отзывчивость, равенство.

2. Прием «Карусель»

Следующий приём работы со словом помогает нам связать слово с его лексическим значением, что очень важно для школьника на любом предмете. Приём называется «карусель».

Работу можно организовать как соревнование между группами учащихся, для этого пригласить по пять добровольцев с каждого ряда, попросить ребят встать в круг, каждый учащийся получает лист с заданием: необходимо по лексическому значению определить слово (для удобства листы можно прикрепить к планшету).  

Участники «карусели» определяют по лексическому значению первое слово, записывают его  и передают лист соседу справа, тот проверяет предыдущую запись, если считает нужным, исправляет ошибку, записывает второе слово и передаёт лист следующему участнику. Количество заданий должно совпадать с количество человек, принимающих участие в «карусели».

Побеждает та команда, которая быстрее всех справилась с заданием и не сделала (или сделала меньшее количество) ошибок.

Данный приём  помогает детям понять, как важно слаженно работать в команде,  развивает внимательность, память.

Для данного вида работы мы подготовили следующую карточку:

¨ - лицо, способствующее на добровольной и безвозмездной основе развитию науки и искусства, оказывающее  материальную помощь из личных средств

¨  …  - оказание помощи (безвозмездной или на льготных условиях) тем, кто в этом нуждается. Основной чертой благотворительности является добровольный выбор вида, времени и места, а также содержания деятельности.

¨ - это деятельное сочувствие каким-нибудь мнениям или действиям, общность интересов, единодушие.

¨ - 1. Не требующий платы, компенсации.

        2. Лишённый корысти; не требующий вознаграждения за помощь.

¨ - лицо (лица), осуществляющее какую-либо деятельность добровольно, а также зачастую безвозмездно - не получая за это материального вознаграждения.

Слова для проверки: меценат, благотворительность, солидарность, бескорыстный, доброволец.

3. Прием «Портрет»

Третий приём помогает нам включить слово в предложение.

На доску помещаем три портрета. Просим учащихся назвать фамилии людей, которые изображены на портретах,  и попытаться объяснить, что объединяет этих людей, составить предложение, включить  в предложение слова, которые дети видят на слайде (два-три слова)

1.     Морозов С.Т.

2.     Третьяков П.М.

3.     Чехов А.П.

Если дети затрудняются ответить, помогаем им наводящими вопросами.

     Морозов С.Т. на собственные средства открывал медицинские пункты для рабочих, дома престарелых, основал библиотеку. Третьяков П.М. создал галерею искусств, которую потом передал государству (Третьяковская галерея), Чехов А.П. помогал родному городу Таганрогу, поддерживал библиотеку, на свои средства каждый год покупал для нее десятки книг, помогал больным людям пройти курс лечения в Крыму. Делаем вывод, что люди, изображённые на портретах, помогали безвозмездно нуждающимся в помощи, поддерживали искусство и культуру своей родины. Составляем предложение, записываем в тетрадь.

    4. Прием «Расскажи мне»

 Следующий приём помогает нам включить слово в текст.

     Учитель говорит о том, что сейчас в стране развивается волонтёрское движение. Чтобы поддержать это движение, президент РФ объявил 5 декабря – днём  волонтёра, а 2018 год – годом волонтёра (добровольца). У года волонтёра была и своя эмблема – это множество поднятых кверху, танцующих рук.

Волонтёр – это человек, несущий веру в добро, надежду на будущее и любовь к окружающим.

Спасибо скажем волонтёрам,

Им стоит просто поклониться,

Не прибегая к разговорам,

Они идут добром делиться!

Класс делим на группы, каждая группа получает фотографию или иллюстрацию, на которой изображено, как волонтёры оказывают помощь  ветеранам, инвалидам, детям в детских домах, людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, животным. Задание: составить небольшой рассказ по картинке, фотографии, включить в рассказ слова, помещённые на доске.

Обучающиеся составляют рассказ и зачитывают его по очереди, тем самым происходит коллективная работа всех обучающихся (одни выступают, а другие воспринимают).

Используя эти приемы, можно проследить последовательную работу со словом: правильное написание слова, определение лексического значения слова, включение слова в предложение и составление текста.

Данные приемы можно использовать не только на уроках русского языка и литературы, но и на любых других. Это универсальные приемы, которые развивают не только словарный запас обучающихся, но и критическое мышление.

 

 

 

                                                                             


 

Захарова Лариса Анатольевна, учитель

Захарова Лариса Анатольевна, учитель

Запишите в тетрадях слова, которые были помещены на карточках

Запишите в тетрадях слова, которые были помещены на карточках

Данный приём помогает детям понять, как важно слаженно работать в команде, развивает внимательность, память

Данный приём помогает детям понять, как важно слаженно работать в команде, развивает внимательность, память

Морозов С.Т. на собственные средства открывал медицинские пункты для рабочих, дома престарелых, основал библиотеку

Морозов С.Т. на собственные средства открывал медицинские пункты для рабочих, дома престарелых, основал библиотеку

Данные приемы можно использовать не только на уроках русского языка и литературы, но и на любых других

Данные приемы можно использовать не только на уроках русского языка и литературы, но и на любых других
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2020