Министерство образования Республики Казахстан
Акмолинская область
Аккольский район
ГУ «Урюпинская средняя школа»
Приемы развития способности к рефлексии на уроках русского языка.
Клышпекова Гульнара Амантаевна -
учитель русского языка и литературы
Урюпинской средней школы
Аккольского района
Акмолинской области
Акколь -2019 год
Составитель: Клышпекова Гульнара Амантаевна - учитель русского языка и литературы Урюпинской средней школы
Аккольского района Акмолинской области
Рецензенты: Ханша Актышкан – методист Аккольского районного отдела образования
Ахметова Катима Амантаевна – методист Аккольского районного отдела образования
Данное пособие является методической помощью для учителей русского языка и литературы.
Клышпекова Гульнара Амантаевна
Рецензия
на целостное описание опыта Клышпековой Гульнары Амантаевны учителя русского языка и литературы Урюпинской средней школы Аккольского района на тему:
«Приемы развития способности к рефлексии
на уроках русского языка».
Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. Формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению – длительный процесс. Значимых результатов можно достичь только систематической работой.
В связи с этим учителем русского языка и литературы, Клышпековой Г.А.была разработана брошюра – методическое пособие для педагогов на тему: «Приемы развития способности к рефлексии на уроках русского языка».
Работа была начата 2014 году после прохождения курсов уровневых программ. Результативность опыта прослеживалась в течение 5-ти лет.
В брошюре представлены материалы, которые помогут качественно проводить рефлексию на уроках не только русского языка, но и на остальных предметах.
Представленная на рецензию брошюра содержит интересный опыт по использованию приемов рефлексии на уроках русского языка и литературы. Теоретической базой при создании данного пособия являлись педагогические исследования разных авторов.
Брошюра соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная работа может быть рекомендована к публикации.
Рецензенты: Ханша Актышкан – методист Аккольского районного отдела образования
Ахметова Катима Амантаевна – методист Аккольского районного отдела образования
Пояснительная записка
Тот, кто учится, не размышляя,
впадет в заблуждение. Тот, кто размышляет,
не желая учиться,
окажется в затруднении.
Конфуций
Как стать хорошим учителем? Что является самым главным в твоей работе? Опыт? Знания? Да, опыт! Да, знание! Но самое главное – любовь к детям, любовь к своему делу. За моей спиной 31 год учительского стажа, многое изменилось на протяжении этих лет. Другой стала страна, другими стали дети, другой стала я. Сегодняшний пятиклассник в корне отличается от пятиклассника, который был 10 лет назад и нравственном, и в интеллектуальном развитии. Современный ребенок более информирован в технологиях, коммуникабелен. Его трудно чем-то удивить. В работе с детьми, я заметила, бывают похожие ситуации, одинаковые ошибки, но дети всегда разные: ни один ребенок не похож на другого. Как найти путь к сердцу каждого ребенка? Ученики хотят видеть успешного, уверенного в себе, компетентного и эрудированного учителя, заинтересованного теми жизненными процессами, которые происходят в окружающей действительности. Поэтому учитель, как барометр, должен реагировать на все изменения и, как никто другой ,принимать все новое и передовое, развивать педагогические знания. Все зависит от личности учителя и его характера, он должен быть интересным человеком. Как сказал один из героев кинофильма: «Ошибки врачей видны сразу, а ошибки учителей незаметны сразу, но от них страдает целое поколение». Учитель, как и врач, не имеет права на ошибку.
Современный учитель должен овладеть информационно-коммуникационными технологиями – это веление времени! В данный момент работаю со многими компьютерными программами: научилась обрабатывать фото, видео-файлы, создавать видеофильмы, снимать фильмы, составлять презентации. Создала группу для своих учеников и их родителей в социальной сети, с целью более тесного контакта. Все это помогает совершенствовать работу и поднимает статус учителя.
В учениках стараюсь разжечь жажду познания, радость творчества, чтобы прониклись желанием творить добро, красоту, служить людям. Работа строится так, что непринужденно направляю детей на желание получать знания, даю больше самостоятельности. Ученики относятся к обучению как увлекательному процессу, способу самопознания. Я считаю, что долг и дар учителя заключается в том, чтобы создать условия, в которых ученик мог бы проявить себя и показать путь для самореализации.
Основываясь на этих принципах в своей работе, главным в своей деятельности считаю личность ребенка.
Главная задача здесь – не навредить, помочь ребенку в процессе урока на протяжении многих лет взаимодействия в решении его жизненных проблем, обрести смысл жизни, помочь личностному росту, осознаваемому на этом жизненном этапе как достижение успехов в учении, общественной и личной жизни, сохранении здоровья и индивидуальности. В результате наблюдений замечаю, как изменились мои дети и как изменилась я сама. Работать на уроке с ними стало легко. Есть хорошее взаимопонимание. Многое радует. Радует, когда вижу склоненные головы детей при составлении флипчартов, кластеров. Радует, когда слышу дружный смех, бурные обсуждения. Радует, что большинство ребят понимают друг друга с полуслова, горят желанием рисовать, писать, отвечать. На уроках нужна такая эмоциональная атмосфера, которая настраивала бы школьников всех уровней проявления активности на учебный процесс. Тогда получится цепочка: эмоциональное благополучие ребенка, состояние комфортности на уроке, отсутствие страха, раскованность, чувство уверенности, ожидание уроков, которые ведет учитель, ожидание новизны, рождение интереса к предмету. И если вы создадите для себя такую цепочку, то ваш предмет будет в числе уважаемых и даже любимых.
infourok.ru/material.html?mid=18846
Для того чтобы процесс обучения проходил более эффективно, учителю необходимо постоянно задавать себе вопросы: «Какие существенные знания и умения я должен преподать своим ученикам?», «Как я могу выяснить, научились ли они этому?» и «Как я могу помочь им учиться лучше?» Мне, как учителю, важно определить уровень знаний каждого учащегося, с учетом этого создавать планирование уроков. Для этого необходимо понимание учебного материала, мотивация и желание действовать, конструктивно реагировать на информацию, получаемую в результате обратной связи.
Ученики должны уметь анализировать собственную деятельность, выявлять проблемные моменты в обучении и определять способы их преодоления. Принципиально важно, чтобы на каждом уроке ученик переживал радость открытия, чтобы у него формировалась вера в собственные силы и познавательный интерес На каждом уроке провожу рефлексию для выявления уровня осознания содержания пройденного. Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
Рефлексия: определение понятия
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.
Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.
Рефлексия в казахской философии.
Для казахской философии характерно понимание мудрости как слияния знания и нравственного, духовного совершенства.
В «Трактате о взглядах жителей добродетельного города» аль-Фараби провозглашает мудрость главным качеством и жителей и, особенно, правителей этого города.
Абай в «Слове пятнадцатом» пишет: «Тот, кто хочет быть в стане разумных, должен раз в день, или раз в неделю, или хоть раз в месяц отдавать себе отчет: как он прожил эти дни, сделал ли что-то полезное для народа, не ждет ли его в будущем раскаяние».
В «Трех истинах» Шакарим провозглашает высшей человеческой ценностью совесть – ұждан. Он считал, что «в процессе воспитания человека необходимо разработать науку совести».
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов
Образовательные цели и задачи этапа рефлексии на уроке
В следствии взаимодействия по типу «учитель-ученик», «ученик-ученик» инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, а так же своей деятельности на уроке.
Обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.
Основные этапы рефлексии.
Остановка предметной деятельности;
Восстановление последовательности выполненных действий;
Изучение составленной последовательности действий;
Формулирование результатов;
Проверка гипотез в последующей деятельности
Рефлексия настроения и эмоционального состояния провожу в начале урока
с целью установления эмоционального контакта
Рефлексия деятельности провожу в течение урока или в конце урока с
целью осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом
Рефлексию содержания учебного материала
тоже провожу в течение урока или в конце урока с целью выявления уровня осознания изученного материала.
Для организации рефлексии на уроке разработаны много приемов
Приемы рефлексии эмоционального состояния и настроения:
1. «Смайлики». Самый простой вариант: показываю карточки с изображением трех лиц: веселого, грустного, нейтрального.
2. Использование различных изображений:
«Букет настроения». В начале урока учащимся раздаю бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока говорю: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, - голубой».
«Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.
3. « Солнышко и тучка». В руках у меня тучка и солнышко. Предлагаю ребятам сравнить свое настроение с тучкой или солнышком. Поясняя, если хорошее настроение выбираете солнышко, если не очень, то тучку.
4. Эмоционально-художественное оформление.
Учащимся предлагаю две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.
5. Оценка своего эмоционального состояния: учащиеся отвечают на вопрос «Какие эмоции ты испытываешь?»
разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций;
карточки с изображением лиц;
цветовое изображение настроения.
Рефлексия настроения «Солнышко»
На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаю лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку:
желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации;
голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.
Прием рефлексии «Цепочка пожеланий»
Предлагается по цепочке обратиться с пожеланиями к себе и другим по итогам взаимодействия, или по поводу предстоящей работы. Можно при этом передавать символ.
Мишень настроения
Состояние моей души
Ученик берёт изображение человека и ставит её на ту ступеньку, которая соответствует состоянию его души.
Прием рефлексии «Одним словом»
Учащимся необходимо выбрать 3 слова из 12, которые наиболее точно передают их состояние на уроке:
Раздражение
Злость
Радость
Равнодушие.
Удовлетворение
Вдохновение
Скука.
Тревога.
Покой.
Уверенность
Неуверенность.
Наслаждение.
Учащимся предлагается поставить на значок + на линии в том месте, которое отражает их отношение к занятию и степень участия в уроке:
1. Я считаю, что занятие было
интересным__________________ _скучным.
2.Я научился
многому_______________________малому.
3. Я думаю, что слушал других
внимательно__________________невнимательно.
4. Я принимал участие в дискуссии
часто_________________________редко.
5. Результатами своей работы на уроке я
доволен______________________не доволен.
Прием рефлексии «Выбор»
Резюме-ученики письменно отвечают на вопросы, отражающих их отношение к уроку, учебному предмету, учителю
Что нравится на уроках?
Что не нравится на уроках?
Можешь ли учиться лучше по предмету?
Что мешает учиться лучше?
Какие действия учителя считаешь неправильными?
Поставь отметку учителю по 5-ти балльной системе. Обоснуй её.
Поставь себе отметку по 5-ти балльной системе. Обоснуй её.
«Светофор»
Карточка красного цвета: «Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке, я получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке»
Карточка желтого цвета: «Урок был интересен и я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно»
Карточка зеленого цвета: « Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я не был готов»
Рефлексия настроения «Радуга»
С каким цветом радуги ассоциируется данный урок?
оранжевый– радостное, восторженное настроение.
красный- нервозное, возбуждённое состоянии, агрессия;
синий цвет – грустное настроение, пассивность, усталость, желание отдохнуть;
зелёный цвет – активность,
жёлтый цвет – цвет радости
фиолетовый цвет – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;
Рефлексия деятельности
Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения пользуется популярностью у учащихся.
В конце учебного занятия обучающимся предлагается устно или письменно закончить следующие предложения. Варианты:
"На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";
"Я похвалил бы себя…";
"Особенно мне понравилось…";
"После урока мне захотелось…";
"Я мечтаю о …";
"Сегодня мне удалось…";
"Я сумел…";
"Было интересно…";
"Было трудно…";
"Я понял, что…";
"Теперь я могу…";
"Я почувствовал, что…";
"Я научился…";
"Меня удивило…" и т.п.
Рефлексия "Благодарю…".
В конце урока учитель предлагаю каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.
Рефлексия "Плюс – минус – интересно".
Для письменного выполнения обучающимся предлагаю заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
В графу «И» – «интересно» обучающиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Оценочная лесенка
Детям предлагается лесенка, шкала на которой они должны поставить солнышко на той ступеньке, на которую вы поставили бы себя при выполнении заданий
«Бассейн»: на доске или листе ватмана рисуется бассейн с дорожками, на которых пловцы отображают состояния учеников во время изучения темы (утонул в непонимании сразу, захлебнулся на середине дистанции, доплыл с уверенностью до финиша, установил личный рекорд и др.). Участники отождествляют себя с одним из пловцов, ставя возле него условный знак
Рефлексия "Синквейн".
В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.
1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).
Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации, учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме.
Рефлексия «Мишень»
“ Пятерочка “
Учащимся предлагается на листе обвести свою руку.
Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.
Большой палец – для меня важно и интересно;
Указательный палец - мне было трудно ( не понравилось );
Средний – для меня было недостаточно;
Безымянный палец – мое настроение;
Мизинец – мои предложения.
«10 баллов»
Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции:
„Я“ 0________10
„Мы“ 0________10
„Дело“ 0________10
Рефлексия деятельности на уроке «Лестница успеха»
Знаю….. |
Понимаю….. |
Умею….. |
Лесенка успеха
В своей деятельности на уроке и знаниях по данной теме я достиг больших высот.
У меня есть небольшие результаты в деятельности на уроке , но я на достигнутом не останавливаюсь. Я заполню «пробелы» в знаниях.
Мне трудно. Я пытаюсь…, но мне ещё нужно много работать над тем, чтобы достичь хороших результатов на уроках.
сегодня я узнал…
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Прием рефлексии «Незаконченное предложение»
Закончи предложение
Сегодня я узнал…
Я почувствовал, что…
Мне представляется интересным то, что…
А у меня на этот счет другое мнение…
Я бы хотел (а) еще раз услышать…
Работа над заданием помогла мне…
Меня удивило…
У меня появилось желание…
Урок дал мне для жизни…
Рефлексия « Шесть шляп»
Комплимент - похвала
Учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга (комплимент-похвала в качестве формативного оценивания, комплимент степени образованности, логическому мышлению и участию, комплимент-эмоция) и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
Рюкзак
Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".
Пример.
я научился составлять план текста и конспект
я запомнил правило на правописание гласных в корне слова
я разобрался в такой-то теме
я наконец-то запомнил, чем простое предложение отличается от сложного
Две звезды+ одно пожелание
Звезда |
Звезда |
Пожелание |
записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. |
записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. |
вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю, пожелания на следующий урок. |
Рейтинг
Приём оценивания деятельности учащихся на уроке. Название приема в переводе звучит как «правильно». Прием вводится на время согласования оценки с учеником. Формирует умение объективно и регулярно оценивать свой труд. Завершив работу, ученик ставит себе оценку. За ту же работу ставит оценку учитель. Записывается дробь. Оценка выставляется в дневник, тетрадь. Рейтинг можно использовать для оценивания докладов, индивидуальных домашних заданий, заданий творческого характера. Например: Ученик ставит оценку 4, учитель – 5. Результат – дробь 4/5.
Знаковая рефлексия
«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный;
«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный;
« | » - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный;
«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный;
«0» - не ответил
- Я узнал(а) много нового.
Мне это пригодится в жизни.
На уроке было над чем подумать.
На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы.
На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла).
Прием рефлексии «Утверждение»
Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.
Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.
Урок Я на уроке Итог
1. интересно 1. работал 1. понял материал
2. скучно 2. отдыхал 2. узнал больше, чем знал
3.безразлично 3.помогал другим 3. не понял
Прием рефлексии «Оцени себя на уроке»
Прием рефлексии «Аргументация своего ответа»
1.На уроке я работал……..потому что………
2.Своей работой на уроке я………
3.Урок для меня показался…….
4.За урок я…..
5.Мое настроение……..
6.Материал урока мне был………
Анкета самоанализа
на уроке я работал |
активно / пассивно |
Своей работой на уроке я |
доволен / не доволен |
Урок мне показался |
коротким / длинным |
За урок я |
не устал / устал |
Мое настроение |
стало лучше / стало хуже |
Материал урока мне был |
понятен / не понятен полезен / бесполезен |
Домашнее задание |
интересен / скучен легким / трудным интересно / не интересно |
Анкетирование
Доволен ли ты тем, как прошел урок?
Было ли тебе интересно?
Сумел ли ты получить новые знания?
Был ли ты активен на уроке?
Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание?
Учитель был внимателен к тебе?
Сумел ли ты показать свои знания
Рефлексия в форме анкетирования
На уроке русского языка я
узнал(а)_________________________
понял(а)_________________________
научился (-лась)__________________
2. Лучше всего на уроке у меня
выходило__________________________
3. Основные трудности у меня
были______________________________
4. Во мне произошли изменения…………..
а) в знаниях по предмету
б) в умении чувствовать
в) в моих творческих способностях
г) в умении осознавать собственную деятельность
Рефлексию можно провести устно у доски, где выборочно учащиеся высказывают свое мнение.
Рефлексию можно провести устно у доски, где выборочно учащиеся высказывают свое мнение.
В графу “+” записываются все факты, вызвавшие положительные эмоции.
В графу “–” учащиеся выписывают все, что у них отсутствует или осталось непонятным.
В графу “интересно” (?)учащиеся выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно.
Прием рефлексии
«Плюс – минус – интересно»
Приём «Что, если…?»
Приём «Что, если…?» предполагает включение на этапе рефлексии вопросов, которые начинаются со слов: «Что, если…?» Данные вопросы позволяютучащимся по-новому, с другой стороны посмотреть на проблему,
выдвинуть свои предположения, свои гипотезы развития событий,расширяя тем самым опыт спонтанного общения, способствуя развитию
гипотетического мышления учащихся. (Что, если бы Вася не познакомился
с Валеком и Марусей?
Оценка «приращения» знаний и достижения целей
Высказывания:
Я не знал…
Теперь я знаю….
Итог совместной работы в группе можно выполнить в виде схемы-паутины.
Что нового ты узнал на уроке?
«Три М».
Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.
«График».
Учащимся предлагается начертить в течение урока график
-изменения их интереса;
-уровня познания,
- личной активности.
"Благодарю…"
В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.
"А напоследок я скажу".
Школьникам предлагается последовательно ответить на три вопроса:
Насколько оправдались ваши ожидания и кому за это спасибо (исключая учителя)?
Что не оправдалось и почему?
Мои и наши перспективы?
Выберите 1 фразу для соседа по парте:
Ты молодец.
Я доволен твоей работой на уроке.
Ты мог бы поработать лучше.
«Острова»
На доске или у каждого ученика карта настроения. Поставьте знак √, на каком из островов вы сегодня пребывали:
о.Страха, Познания, Уверенности, Скуки, Мечты, Будущего, Радости.
«Бермудский треугольник»
О-в Воодушевления
О-в Грусти
О-в Ожидания
О-в Тревоги
О-в Неопределенности
О-в Недоумения
О-в Радости
О-в Наслаждения
О-в.Удовольствия
О-в Просветления
Техника «Рефлексивная мишень».
На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры- вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.
«Яблоко и стрелы» .
“Букет настроения”.
В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока я говорю: “ Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой”. Можно предложить ребятам более разнообразный спектр цветов: красный, желтый, синий. В конце урока собрать цветы в корзинку или вазочку. Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет:
красный - восторженное;
оранжевый - радостное, теплое;
желтый - светлое, приятное;
зеленый – спокойное;
синий - неудовлетворенное, грустное;
фиолетовый - тревожное, напряженное;
черный - упадок, уныние.
«Кто веселее?»
Выберите рисунок, соответствующий вашему настроению.
МОРЕ ЗНАНИЙ ЗАЛИВ ПРАВИЛ
Запустите корабль в море Знаний. Те ребята, которые считают,
что хорошо усвоили тему, помещают свой кораблик в море, а те,
кто не уверен в этом, остаются в заливе правил.
Чемодан, мясорубка,корзина
На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.
Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.
Мясорубка – информацию переработаю.
Корзина – всё выброшу.
Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.
Какие трудности ты испытывал на уроке?
Какие формы работы на уроке тебе нравятся больше всего?
Поставь баллы от 1 до 5:
Индивидуальная - работа в парах -
По карточкам - самостоятельная работа -
Работа в группах - коллективная работа -
Необычные уроки ( сказки, экскурсия, путешествия) -
Анализ урока учащимися
Назовите, чем вы занимались на уроке?
Маятник настроения
Маятник- подвижный, например, деревянная рейка,
жёстко закреплённая вверху ватмана. Слева на картинке- хмурый день, тучи, дождь. Справа солнце, безоблачное небо. В зависимости от того, «солнечное» или «дождливое» настроение, маятник в конце дня отклоняется влево или вправо. При этом внизу, в секторе, до которого отклонился маятник, отмечается число и причина.
Цветик- многоцветик
Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения.
Затем все лепестки собирают в один общий цветок.
Предлагаем через выполнение определенных движений дать рефлексивную оценку. Могут быть предложены следующие движения:
- присесть на корточки - очень низкая оценка, негативное отношение;
- присесть, немного согнув ноги в коленях, - невысокая оценка, безразличное отношение;
- обычная поза стоя, руки по швам - удовлетворительная оценка, спокойное отношение;
- поднять руки в локтях - хорошая оценка, позитивное отношение;
- поднять руки вверх, хлопая в ладоши, подняться на цыпочки - очень высокая оценка, восторженное отношение.
Узнал что-то новое Научился Расстроился Я Получил радость Удивился Ничего не понял |
«Лист самооценки».
1 строка – имя существительное, тема синквейна
2 строка – два имени прилагательных, раскрывающих тему
3 строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна
4 строка – фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которых высказывается своё отношение к теме
5 строка – слово-резюме, дающее новую интерпретацию темы, позволяющее выразить к ней личное отношение.
Правила создания синквейна
Практическая работа
1. Русский язык
2. Трудный, важный.
3. Объединяет, сближает, учит.
4. Пригодится в жизни для общения.
5. Наука.
Составление синквейна (каждый учитель берёт темой свой предмет)
Например:
Конкурс на лучший синквейн.
1. составление нового синквейна
2. Составление краткого рассказа по готовому синквейну.
3. Коррекция и совершенствование готового синквейна.
4. Анализ неполного синквейна без указания темы синквейна и определение названия темы этого синквейна.
Рефлексия содержания учебного предмета
«Поезд».
На парте перед каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика
2. «Волшебный мешочек»
Учитель показывает детям мешочек и предлагает: «Давайте соберем в этот волшебный мешочек все самое интересное, что было на сегодняшнем уроке»
3. «Поляна»
На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком - бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего
4. «Корзина идей»
Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.
5. «Дерево»
Учащиеся записывают свое мнение об уроке на бумаге в форме листьев дерева, можно предложить ряд вопросов, затем прикрепляют их на заготовку дерева на плакате
Способность учителя дать себе и своим поступкам объективную оценку, понять, как его воспринимают дети и другие люди. В центре педагогической рефлексии - осознание того, что школьник воспринимает в учителе и в отношениях с ним, как он может настроиться на действия педагога.
То, что было некогда диалогом между разными людьми, становится диалогом внутри одного мозга» (Л.С. Выготский).
Библиографический список :
1.Руководство по критериальному оцениванию для региональных и
школьных координаторов: Учебно-метод. пособие /АОО «Назарбаев
Интеллектуальные школы» /Под ред. О.И.Можаевой, А.С.Шилибековой,
Д.Б.Зиеденовой. - Астана, 2016. - 46 с.
2. Руководство для учителя стр.163
3. Пособие для тренера: /Под ред. Шайхуллина С.Р. и Мухамедова И.А. Туркменистан, Ашхабад 2009г.
4. Образовательная программа профессионального развития педагогических кадров в общеобразовательных школах «Рефлексия в практике»: Учебно-метод. пособие /АОО «Назарбаев
Интеллектуальные школы» . - Астана, 2016.
5 Пол Блэк, Кристина Хэррисон, Клэр Ли, Бетан Маршалл и Дилан Уильям,
«Работая Внутри Черной Рамки: Оценивание аудиторного обучения»,
Фи Дельта Каппа, том 86, №1, Сентябрь 2004, стр.9-21. Список использованной литературы
6. Глушкова О.В. «Рефлексия на уроке: вопросы и ответы». Инновационные процессы в преподавании русского языка и литературы: сб.ст. по материалам межрегион. науч.-практ.конф. / редкол.: Е.А. Рябухина. – Пермь, 2008.
7. Рефлексия как этап урока. http://pedsovet.su/metodika/refleksiya/5665_refleksiya_kak_etap_uroka_fgos
8. Рефлексия в конце урока http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/01/10/refleksiya-v-kontse-uroka
9. Руководство для учителя. 2012г;
10. Обучение критическому мышлению. http://azbyka.kz/obuchenie-kriticheskomu-myshleniyu
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.