Современный урок русского языка. Учет личностных особенностей на уроках русского языка и литературы при реализации ФГОС ООО.
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК – ЭТО…
· хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
· учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
· урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
· учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
· вывод делают сами учащиеся;
· минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
· времясбережение и здоровьесбережение;
· в центре внимания урока — дети;
· учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
· умение демонстрировать методическое искусство учителя;
· планирование обратной связи;
· урок должен быть добрым.
Шесть основных этапов современного урока русского языка:
· мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
· целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);
· осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
· коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
· взаимопроверка, взаимоконтроль;
· рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).
Критерии результативности урока при системно–деятельностном подходе:
1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
2. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
3. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
4. Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
5. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
6.Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
7. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
8. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
9. Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
10. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
11. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие “учитель – ученик” (через отношения, совместную деятельность и т.д.)
Показатели эффективности урока:
1. Проектирование и конструирование на уроке социальной среды развития обучающихся.
2. Реализация на уроке содержания учебного материала как системы научных понятий (научность содержания материала, следование УМК)
3. Дифференциация и индивидуализация на уроке учебного материала по сложности и объёму.
4. Целесообразность выбора формы урока (внешняя форма: урок – мастерская, экскурсия, путешествие, суд, семинар, лекция и др., внутренняя форма: изучение нового материала, повторение, обобщение, комбинированный, развития речи, урок по определённой технологии) и формы организации деятельности детей (фронтальная, индивидуальная, групповая, парная, коллективная и др.)
5. Целесообразность использования технического, дидактического, наглядного оснащения учебного занятия.
6. Создание на уроке условий для активной учебно–познавательной деятельности обучающихся.
7. Реализация на уроке компонентов учебно –познавательной деятельности (цель, мотив, постановка учебной задачи, содержание, учебные действия, контроль (самоконтроль), оценка (самооценка).
8. Формирование (развитие) на уроке универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных)
9. Формулирование и решение на уроке познавательных задач, направленных на продуктивную деятельность обучающихся.
10. Построение урока с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
11. Умение создать атмосферу доверия, психологической безопасности, одобрения, поддержки, сотрудничества, здоровьесбережения.
Пять шагов подготовки к современному уроку:
«Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимости его появления». (Г.А. Цукерман)
1. Мотивация к учебной деятельности
Цель этапа: включение обучающихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
Хочу, могу, надо
Что значит уметь учиться?
Задачи, решаемые на современном уроке русского языка
Ориентация на методическое правило:
«Ни одного урока без всех четырех видов речевой деятельности!»
Следование этому правилу восстанавливает в своих правах развитие речи учащихся во всех своих аспектах.
На каждом уроке педагог должен предлагать задания по типу: «Слушаем, говорим (спрашиваем – отвечаем), читаем (понимаем), пишем».
ТЕКСТ - последовательность предложений, слов, построенная согласно правилам русского языка и образующая сообщение.
Задание
Составьте текст, состоящий из 4 предложений.
Первое предложение должно начинаться с имени существительного.
Второе предложение – с имени прилагательного.
Третье предложение – с глагола.
Четвертое предложение – с предлога.
Инсерт - это приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно.
Кластер. Слово
«кластер» в переводе означает «пучок, созвездие». Это графический прием систематизации
материала в виде «грозди». Последовательность действий по составлению кластера
проста и логична:
1. посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или
предложение, которое является ключевым в раскрытии идеи, темы;
2. вокруг записать слова или предложения, выражающие идеи, факты,
образы, подходящие для данной темы;
3. по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с
ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются
«спутники», устанавливаются новые логические связи.
Использовать данный прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова,
осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом. Организуя работу
с младшими школьниками, и учитывая возрастные особенности обучающихся, нужно
помнить, что учитель на данных уроках выступает в роли координатора работы:
направляет усилия учеников в определенное русло, сталкивает различные суждения
и создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений.
СИНКВЕЙН: обогащает словарный запас;
подготавливает к краткому пересказу;
учит формулировать идею (ключевую фразу);
позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом;
получается у всех.
Правила составления
1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное.
2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами.
3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.
4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке.
5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное.
Синквейн на тему Спасибо
1.
спасибо
2. сердечное, душевное
3. желаем, выражаем, говорим
4. вежливое слово, которое говорят, чтобы выразить благодарность
5. Спаси Бог!
Требования к учителю
1.Учитель четко и точно формулирует задания, потому что потом учитель их не повторяет.
2.Не даёт новые задания ученикам в готовом виде.
3.Не повторяет задания два раза.
4.Не комментирует и не исправляет ответы, предлагая это сделать самим ученикам (таким образом достигается взаимоконтроль).
5.Не повторяет то, что уже сказали ученики (это помогает ученикам быть более внимательными на уроке).
6.Предугадывает затруднения учащихся и меняет по ходу урока задание, если дети не смогли его выполнить с первого раза.
7.Подбирает комплексные задания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.