Е. П. Шевцова
учитель русского языка и литературы
МОУ «Пролетарская средняя общеобразовательная школа №1»
ЭССЕ:
«Будущее педагогической профессии в информационном обществе»
«Учитель должен обладать всем тем, в чём нуждается ученик…»
(Восточная мудрость)
Кто такой вообще педагог? А всё очень просто, это человек, который профессионально занимается не только преподавательской, но и воспитательной деятельностью. Именно он на протяжении тысячелетий был, есть, и разумеется, будет проводником от прошлого к будущему. Учителя передавали накопленные знания и опыт всего человечества, чтобы на их основе совершались новые открытия.
Преподавать, то есть передавать информацию, ранее помогали книги. Но вот пришёл XXI век – всё изменилось: в жизнь людей пришли информационные технологии. Теперь нет никакой трудности добыть ту или иную информацию: всё можно узнать в Интернете, где существует множество сайтов. И бытует такое мнение, что с помощью компьютера можно научиться всему… Получается, что в будущем профессия педагога не нужна?.. Мне хочется крикнуть: «Нет! Это невозможно!»
«Ученик сам способен добыть знания», – разумеется, да, кто же с этим спорит, но для этого ему должны показать горизонт этих знаний. А самое главное, его должны научить отличать ИСТИННЫЕ знания от ЛОЖНЫХ, которые и не знания вовсе. Вы спросите: «Как научить?» Так же, как и всегда учили – заложить основу, так называемый фундамент. И именно в этом им поможет современный учитель, который сможет не только передать знания и опыт, но и распознать талант ребёнка и развить его дальше.
Вы можете возразить мне, сказав, что получать знания можно, даже не посещая школу, всё можно найти на тех или иных сайтах. Функции педагога в дальнейшем могут выполнять компьютеры и роботы, и в самом, может быть, недалёком будущем педагоги останутся только как механизм. Становится страшно, и охватывает ужас… Как же так? Ведь говоря о педагогах, мы думаем о людях. Настоящий учитель во все времена обладает теми качествами, которые выделяют его среди остальных членов общества. Ни одна профессия не ставит таких строгих требований относительно моральной чистоты и душевного благородства.
Учитель – это высокая миссия, предназначение которой – сотворение личности, утверждение человека в человеке.
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь… (Н. А. Заболоцкий)
Педагог – это тот человек, который постоянно развивается, идёт в ногу со временем, изучает что-то новое, меняется, его душа трудится не уставая. Педагог – мастер своего дела – специалист высокой культуры, пример для подражания, поэтому должен быть кристально чист. Настоящий учитель – это тот, кто способен зажечь и повести за собой других.
«Зажечь других можно только тогда, когда горишь сам».
А нужно ли это современным детям и обществу?.. Хотелось бы верить, что это будет нужно всегда, ведь наши ученики – это основа будущего. Профессия учителя, как никакая другая, позволяет увидеть и убедиться, как при его участии идёт рост человека, как воплощается в нём учительская мысль, энергия, воля! Может, ещё и поэтому труд педагога без всяких преувеличений – профессия на все времена. Только счастливые, с чувством собственного достоинства педагоги могут воспитать таких же учеников. А для этого, я уверена, нужно поднять престиж преподавательской профессии, это – инвестиции в будущее. Современный учитель должен быть и новатором, и воспитателем духовности в наших учениках.
Но мне не даёт покоя мысль, что в будущем инновационные технологии станут ещё лучше, в приоритете подростков и молодёжи будут компьютеры и смартфоны. И что же получается? Профессия педагога в будущем исчезнет вообще? Как же так? Но кто же поможет ориентироваться в объёме информации? Поможет исправить именно твои ошибки, а не просто выдаст бездушные бесполезные тестовые результаты?
Очень сложно ответить на эти вопросы. Чтобы разобраться в них я задумалась. И вот что у меня получилось. Я никогда не любила ботанику, но знаю, что в огороде сами вырастают только сорняки. И вроде бы слова «воспитание» и «культивирование» имеют одну основу. И если вовремя не обрезать (довольно жёстко) плодовое дерево – оно никогда не даст плодов – может вырасти большим и даже красивым, но … бесполезным. Следовательно, без профессии педагога в будущем не обойтись. Да, все люди занимаются самообразованием, но в любом обществе, в том числе и информационном, сначала их нужно научить учиться! В первую очередь именно для этого и в будущем будет нужен ПЕДАГОГ!
А чтобы быть востребованным в данной профессии, однозначно нужно совершенствоваться, ведь в современном мире развиваются все науки, в том числе и педагогика. Но не только одними инновационными технологиями и методиками с приёмами можно достигнуть результатов в обучении и воспитании детей. Настоящий педагог должен обладать умением понимать внутренний мир ребёнка, кроме знаний передавать и нравственный опыт поколений. «Кто владеет информацией, тот владеет миром», – это не просто слова, а реальная действительность, относящаяся к современному обществу.
Итак, УЧИТЕЛЬ в информационном обществе…
– А что нужно этому обществу?
– Владеть информацией.
– Кто играет роль элиты в этом обществе?
– Тот, кто владеет информацией.
– А как же, с точки зрения элиты должно быть построено образование в этом обществе?
– Так, чтобы большинство владело узконаправленной информацией. …Мне это напомнило лошадь (подобно шорам у лошади, чтобы правящие смогли повести лошадь туда, куда им нужно). Хочу возразить: люди – не лошади. Шоры (наглазники, щитки) им нельзя надеть на глаза, они способны возразить, и их нельзя повести туда, куда они не хотят.
– А что это значит? И что должен делать учитель с данной точкой зрения?
– Не мешать развиваться детям.
Вы спросите: «Что должен делать нормальный учитель?»
– Учить. Учиться самому. Тянуться вверх и тянуть за собой. Уметь ставить нужные метки в информационном поле, чтобы не сбиться с пути. Проще говоря, всё как всегда.
«Не ждать, а действовать!» — именно этот девиз стал основой действительности тех учителей, которые реально оценивают задачу дня, разрабатывая и внедряя опыт компьютеризации процесса образования учащихся.
И возможно, когда-нибудь кто-то из наших учеников скажет подобно Александру Македонскому: «Отец дал мне жизнь, а учитель – бессмертие». Ради этого стоит быть учителем в любом обществе, в том числе и информационном. Современным учителем!
Без сомнения, и другого ответа быть не может: ПЕДАГОГ – профессия будущего! Во многом и от него зависит, что будет с нашим информационным обществом в дальнейшем!
«Учитель – это больше чем просто профессия, это великая миссия, вечная и гуманистическая!»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.